Кому потребуется справка об отсутствии судимости при устройстве на работу
Все ли граждане при устройстве на работу должны предоставить потенциальному работодателю справку об отсутствии судимости?
На этот вопрос ответили в Роструде: такая обязанность появляется лишь в том случае, если гражданин оформляется на работу, выполнять которую нельзя при наличии судимости.
Общий перечень таких работ достаточно широк. Требование об отсутствии судимости для занятия определенной должности устанавливается Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
В частности, в соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Также ст. 351.1 ТК РФ устанавливается запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Запрет на занятие деятельностью при наличии судимости содержат и иные федеральные законы, в частности:
- в соответствии с п. 3. ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
- в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов одним из обязательных требований к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Справку об отсутствии судимости также потребуют при оформлении на работу:
- сотрудника органов федеральной службы безопасности (п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»);
- судебного пристава (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»);
- сотрудника таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
- работника клиринговой организации (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»);
- прокурора (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)
- руководителя (лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, а также главного бухгалтера лизинговой компании (фирмы) (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»);
- частного охранника (п. 5 ч. 2 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).
Справка необходима в случае принятия:
- на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны (пп. 4 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»);
- на гражданскую службу (п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- на службу в Следственный комитет (п. 2 ч. 4 ст. 16 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Также справку потребуют при приеме на работу в ведомственную охрану (абз. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»), на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Законодательство предусматривает и иные случаи, в которых необходимо предъявлять справку об отсутствии судимости.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Все ли граждане обязаны представлять при оформлении на работу справку об отсутствии судимости?
Ответ:
Нет, при оформлении на работу справку об отсутствии судимости должны представлять не все граждане.
Такая обязанность появляется лишь в том случае, если гражданин оформляется на работу, выполнять которую нельзя при наличии судимости.
Общий перечень таких работ достаточно широк. Требование об отсутствии судимости для занятия определенной должности устанавливается Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 65 ТК РФ, при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В частности, в соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Также ст. 351.1 ТК РФ устанавливается запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Запрет на занятие деятельностью при наличии судимости содержат и иные федеральные законы, в частности:
в соответствии с п. 3. ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов одним из обязательных требований к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Справку об отсутствии судимости также потребуют при оформлении на работу:
сотрудника органов федеральной службы безопасности (п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»);
судебного пристава (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»);
сотрудника таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
работника клиринговой организации (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»);
прокурора (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
руководителя (лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, а также главного бухгалтера лизинговой компании (фирмы) (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»);
частного охранника (п. 5 ч. 2 ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).
Справка необходима в случае принятия:
на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны (пп. 4 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»);
на гражданскую службу (п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
на службу в Следственный комитет (п. 2 ч. 4 ст. 16 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Также справку потребуют при приеме на работу в ведомственную охрану (абз. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»), на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Законодательство предусматривает и иные случаи, в которых необходимо предъявлять справку об отсутствии судимости.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
Задать вопрос дежурному инспектору
Здесь вы можете задать общие вопросы. Если у вас конкретная проблема, и вы хотите обратиться в инспекцию за ее решением, нажмите сюда
- Главная
- Трудовой навигатор
- Новости
- Памятки
- Вопросы и ответы
- Обсуждения
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Статистика
- О проекте
- Сообщить о проблеме
- Электронный инспектор
- Требования трудового законодательства
- Досудебное обжалование
- Банк документов
- Банк предприятий и организаций
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Карта сайта
- Предприятие информирует
- Главная
- Трудовой навигатор
- Новости
- Памятки
- Вопросы и ответы
- Обсуждения
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Статистика
- О проекте
- Сообщить о проблеме
- Электронный инспектор
- Требования трудового законодательства
- Досудебное обжалование
- Банк документов
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Карта сайта
- Предприятие информирует
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
Справка о судимости при приеме на работу: закон, где получить, кому и когда требуется
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При проверке одного из образовательных учреждений прокуратурой было сделано замечание, что справки об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должны обновляться ежегодно.
Правомерно ли это требование?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требования к образовательной организации о ежегодном обновлении справок об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям не являются правомерными.
Обоснование позиции:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также – Справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять Справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников “ежегодного обновления” Справки, законодательство не содержит (смотрите также ответ на вопрос с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”). Аналогичную позицию занимают и судебные органы (смотрите, например, решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N 2-998/2017)*(1).
Форма и порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее – Приказ N 1121). Как следует из п. 2 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом N 1121, указанную справку получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель). Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной Справки связана с устройством на работу, и получить такую Справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
2 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) В судебной практике встречаются судебные постановления, в которых суды приходят к выводу о том, что в обязанности работодателя входит ежегодное обновление сведений об отсутствии у работающих сотрудников судимости и непривлечении их к уголовной ответственности (смотрите, например, решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N 2-790/2017, оставленное в силе апелляционным определением СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2017 по делу N 33-14211/2017). Однако мы считаем, что такой вывод не является обоснованным, поскольку в данных судебных актах отсутствуют ссылки на нормы, прямо устанавливающие такую обязанность работодателя.
Зачем нужна справка о несудимости
И как ее получить
Справка об отсутствии судимости требуется нечасто, но ее могут попросить при трудоустройстве и в некоторых других ситуациях.
По закону человека, который был осужден за совершение преступления, можно ограничить в правах, например лишить свободы и изолировать от общества. Но, когда он отбудет наказание, ограничения сразу не заканчиваются: считается, что такого человека можно брать далеко не на любую работу и что его нельзя назначать на некоторые должности.
Чтобы подтвердить, что у человека нет судимости и он может выполнять любую работу, нужна справка установленной формы.
Расскажу, как ее получить и что из нее можно узнать о человеке.
Что вы узнаете
- Что такое судимость
- Зачем нужна справка о несудимости
- Какие нужны документы для справки
- Где оформить справку
- Как доказать подлинность справки
- Сколько стоит справка
- Сколько будут делать справку
- Почему могут отказать в выдаче справки
Что такое судимость
Судимым считается человек, которого суд признал виновным в совершении уголовного преступления. Если уголовное дело возбудили, но до суда оно не дошло, обвинения с человека снимают. Никаких последствий, кроме потери времени, нервов и денег на адвоката, для него не наступает.
Если дело дошло до суда, но доказательств вины недостаточно или их собирали с нарушениями, обвинительного приговора тоже не будет. Любые сомнения также должны трактоваться в пользу обвиняемого. По данным Судебного департамента РФ , в России в 2019 году суды рассматривали уголовные дела в отношении 838 757 человек. Оправдали по ним 2256 человек — менее 1%. Доля осужденных по уголовным делам в России в 2019 году — 74%, в отношении оставшихся 25% обвинительный приговор не выносился.
Если суд все-таки вынес обвинительный приговор, он должен вступить в законную силу. Обычно это происходит через 10 дней, если человек не обжаловал приговор.
Что такое справка о несудимости
Почти обо всех событиях, о которых я упомянул выше, и рассказывает справка. Если быть совсем точным, она называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования». В справке указана информация не только о том, есть ли судимость у человека, но и преследовался ли он в уголовном порядке и чем это преследование закончилось.
В справке содержится следующая информация.
Кем выдана справка. Справки выдают информационные центры региональных МВД или УМВД. Так сложилось исторически, еще с тех времен, когда в СССР была одна спецслужба — НКВД, которая занималась всем, от внешней разведки до следствия. А раз МВД в те времена вело следствие и передавало дела в суд — оно и собирало статистику о том, кто был осужден, по каким статьям и когда.
С тех пор все изменилось. Сначала НКВД разделили на МВД и КГБ, в которых появилось свое следствие, потом их неоднократно реформировали и разделяли. Сейчас принимать сообщения о преступлениях и вести следствие и дознание может не только МВД, но и ФСБ, Минобороны, Минюст и даже МЧС — по статьям УК, находящимся в их подследственности.
А вот статистику обо всех осужденных до сих пор ведет МВД. Поэтому неважно, по какой статье человек получил судимость — за государственную измену, незаконную порубку леса или поджог, — за справкой ему придется обращаться в МВД. Даже суд, который выносит приговоры, такие справки выдавать не может. Часто справка требуется тем, кто судимости никогда не имел, — им тоже нужно обращаться в МВД.
Кроме МВД есть учреждения, в которые еще можно обратиться за такой справкой. Например, если получатель находится за границей, он обращается в посольство или консульство РФ, а его сотрудники сами свяжутся с ИЦ МВД России, получат справку и выдадут ее.
Кому выдана справка. Это всегда физическое лицо: в России юридических лиц к уголовной ответственности не привлекают.
Гражданство получателя роли в данном случае не играет. Получить справку может даже гражданин другого государства.
Заявление о выдаче справки может подать уполномоченное лицо — например, опекун или тот, у кого есть нотариальная доверенность от получателя справки. Без доверенности либо без личного участия заявителя запросить справку невозможно. Например, если работодатель направит запрос в МВД, ему ответят, что работник должен обратиться за такой справкой сам. Другого порядка законом не предусмотрено.
Дата выдачи. Это дата, на которую актуальны указанные в справке сведения. Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Допустим, сегодня человек обратился в ИЦ и получил на руки справку, в которой написано, что судимости у него нет и не было. Но на следующий день в отношении него возбудили уголовное дело, а через месяц — вынесли обвинительный приговор. Справка сохраняет свою актуальность и юридическую силу, но на дату, когда человек ее получал.
Графа «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации». Эту графу никогда не оставляют пустой и не ставят в ней прочерк. Даже если писать нечего — напишут, что данных не имеется.
Если уголовное дело было возбуждено — в справке укажут дату, а также наименование органа, который принял это решение, пункт, часть и статью уголовного кодекса.
Если дело прекратили и оно так и не дошло до суда — укажут дату и основание прекращения уголовного преследования. Но даже в этом случае справка может не содержать сведений об уголовном преследовании.
Пьяная компания подралась, один из участников драки умер. Возбудили уголовное дело, участников арестовали и предъявили обвинение в убийстве, они дали признательные показания. Потом медэкспертиза выяснила, что причина смерти — сахарный диабет. У вчерашних обвиняемых справки будут чистыми.
Другой пример. Два соседа подрались, результат — легкие телесные повреждения. Уголовное дело не возбудили, но потерпевший сам подал в суд на обидчика — это дело частного обвинения. Если соседи помирятся до приговора — дело прекратят, а в справке не будет отметок о его возбуждении.
Прекратить дело могут по таким основаниям:
- Истечение срока давности. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления прошел определенный срок.
- Амнистия. Ее может объявить Госдума и освободить от уголовной ответственности определенную категорию лиц — например, осужденных по некоторым статьям УК или достигших определенного возраста.
- Примирение сторон. От уголовной ответственности могут освободить тех, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, но загладил причиненный потерпевшему вред и примирился с ним.
- В связи с изменением обстановки — это возможно по преступлениям небольшой или средней тяжести, которые человек совершил впервые. Так называют ситуацию, когда образ жизни человека изменился настолько, что преступные действия перестали быть общественно опасными. Например, человек не платил алименты годами, а потом начал их выплачивать в полном объеме и возместил ущерб.
- Деятельное раскаяние, когда виновный содействовал следствию в раскрытии преступления.
Подробности, которые есть в материалах уголовного дела, в справке никогда не указывают.
Срок действия на справке не указывается. Как такового срока действия этот документ не имеет. Справка удостоверяет, что на конкретную дату в отношении человека не ведется уголовное преследование и нет приговора суда.
Справка об отсутствии судимости
![]() |
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
В некоторых ситуациях граждан просят предоставить справку об отсутствии судимости.
Судимое лицо не может работать в судах, правоохранительных органах, быть адвокатом или педагогом. К ним устанавливаются ограничения при усыновлении и установлении опеки над ребенком, при покупке и хранении оружия, выдаче разрешения на ВНЖ, получении гражданства.
Для защиты граждан с 2010 года этот документ требуется при приеме на работу от учителей, медработников, охранников школ. Поэтому так важно знать о правилах ее оформления и сроках действия. Где можно получить справку об отсутствии судимости, расскажем далее.
Когда нужна справка о несудимости?
Зачастую требуется взять справку для получения или продления вида на жительство, получения гражданства другой страны или при трудоустройстве на работу в госучреждения.
Но также необходимо подтвердить отсутствие судимости для:
- оформления визы в страны Европы, Латинской и Северной Америки;
- сотрудничества с банками;
- обращения в организацию арбитражных управляющих;
- устройства на службу по контракту через военкомат;
- оформление документов на выезд из страны;
- получения разрешения на оружие;
- оформления или восстановления паспортных документов;
- легального проживания на территории иных государств;
- решения вопросов по усыновлению детей в органах опеки, попечительства, иное.
Справка об отсутствии судимости — важный документ, который потребуется, чтобы найти хорошую работу или съездить за границу.
Как получить справку об отсутствии судимости?
Получить справку вы можете самостоятельно в информационно-аналитическом центре при МВД РФ.
Если вы не хотите заниматься кропотливым сбором бумаг, можно воспользоваться услугами доверенных лиц и посредников. Этим методом часто пользуются проживающие за границей, поскольку самостоятельное обращение в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ с запросом может занять больше месяца.
Чтобы передать полномочия доверителю, нужно оформить и заверить у нотариуса доверенность.
Заявление
Чтобы получить справку об отсутствии судимости, нужно подать заявление, в котором следует указать личные сведения (Ф.И.О., паспортные данные, контактную информацию) и выразить просьбу на получение документа.
Бланк заявления можно взять в территориальном отделении полиции по месту проживания или скачать с нашего сайта.
Какие документы нужны для получения справки?
Чтобы оформить справку, необходимо сделать ксерокопию паспорта РФ. Для ее предоставления в территориальное УВМ МВД (бывшую ФМС), нужно сделать копию загранпаспорта.
К заявлению прилагаются копии:
- всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, иное);
- бумаг о факте установления опеки — в отношении опекаемого;
- документов о родстве, факте удочерения или усыновления — в отношении приемной дочери или сына;
- бумаг о факте установления попечительства — в отношении подопечного.
Где заказать справку?
Заказать ее можно через интернет на портале Госуслуг, при личном посещении территориального МФЦ либо в полиции по месту жительства.
Для удаленного получения понадобится зарегистрироваться на сайте Госуслуг, заполнить форму заявления, загрузить скан паспорта гражданина РФ, а при необходимости можно выбрать способ получения документа в бумажном виде. После отправки заявления через личный кабинет, вам придет смс-сообщение о его приеме подразделением МВД. Уведомление поступит и на электронную почту.
Справка в электронной форме приравнивается к официальному документу на бумажном носителе.
Если документы подаются лично, необходимо предъявить паспорт и дополнительные документы:
- доверенность, если документы подаются не вами лично, а представителем. Такой документ заверяется нотариусом, составляется по установленной форме;
- свидетельство о рождении — обязательный документ при обращении за справкой об отсутствии судимости лица, которому не исполнилось 14 лет.
Бланк заявления необходимо заполнять без исправлений, поскольку любые ошибки приведут к отказу в выдаче справки. После принятия документа вам выдадут выписку с информацией о месте его получения и регистрационный номер.
Сколько делается и сколько стоит справка о несудимости?
Многих интересует вопрос, сколько делается справка об отсутствии судимости? С момента сдачи пакета документов до получения справки может пройти до 30 дней. При необходимости срок может продлеваться для получения дополнительной информации в различных организациях, но не более чем на 30 дней.
Документ выдается в количестве не более 2 оригинальных экземпляров. Для получения юридической силы в некоторых случаях ему необходимо проставить апостиль (в течение 3 дней с даты выдачи).
Стоимость за выдачу справки об отсутствии судимости в регионах России различна и составляет около 1,5 тыс. руб.
Сколько действует справка?
Срок действия документа зависит от ее назначения и требований организации, в которую она предъявляется. Он исчисляется с даты получения бумаги заявителем. В случае окончания срока действия, придется снова подавать заявку на оформление.
Если справка об отсутствии судимости требуется для предоставления в России, период ее действия составляет 3 месяца.
Когда требуется справка для предоставления в посольство другой страны, которая входит в ЕС, срок ее действия составляет 6 месяцев.
При трудоустройстве период действия этого документа определяет работодатель. Для установления опекунства ее срок продлевается до года.
Если судимость погашена, гражданин считается официально несудимым. При подаче заявления на получение справки учтите, что судимость аннулируется, когда закончился испытательный срок с назначением условного наказания. Для более серьезных преступлений сроки увеличены, если прошло:
- 1 год с момента, когда гражданин отбыл наказание;
- 3 года со дня освобождения (тюремное заключение составило более 5 лет);
- более 8 лет с момента освобождения (при лишении свободы на 10 лет);
- более 10 лет после освобождения (при назначении наказания от 10 лет лишения свободы).
По всем вопросам на тему получения справки об отсутствии судимости вы можете обратиться к нашим юристам, готовым ответить бесплатно и круглосуточно в режиме онлайн.
Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2022 г. N 1387 “Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”
В соответствии с пунктом 6 1 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”, Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую единую методику проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 2022 г. N 1387
Единая методика
проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая единая методика направлена на формирование единых методологических подходов к проведению аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие).
2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).
3. Результаты аттестации гражданских служащих используются для:
оценки их профессиональной служебной деятельности;
стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня;
определения направлений профессионального развития;
обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста.
4. В ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик:
участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом);
сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность;
соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки;
отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.
5. Организацию и обеспечение проведения аттестации осуществляет подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее – кадровая служба).
Кадровая служба готовит проект правового акта государственного органа о проведении аттестации.
6. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в 3 года. Дата проведения внеочередной аттестации может определяться вне зависимости от сроков проведения предыдущей аттестации. Внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего либо после принятия в установленном порядке решения:
а) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
7. Инициатива о проведении внеочередной аттестации, проводимой в соответствии с подпунктом “а” пункта 5 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (далее – Положение), может исходить от представителя нанимателя или гражданского служащего. В случае согласия одной из сторон служебного контракта с инициативой другой стороны служебного контракта о проведении внеочередной аттестации издается правовой акт государственного органа о проведении внеочередной аттестации.
Гражданский служащий, выступивший с инициативой о проведении в отношении него внеочередной аттестации, направляет в кадровую службу заявление на имя представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации.
Проект решения представителя нанимателя с указанием причин, послуживших основанием для проведения внеочередной аттестации, направляется непосредственным руководителем гражданского служащего в кадровую службу в 3-дневный срок со дня согласования проекта такого решения с гражданским служащим.
II. Организация проведения аттестации
8. В правовой акт государственного органа о проведении аттестации, составленный в соответствии с примерным правовым актом государственного органа по форме согласно приложению N 1, подлежат включению положения:
о составе аттестационной комиссии, сроках и порядке ее работы;
об утверждении графика проведения аттестации и списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, а также об организации ознакомления с данными документами каждого аттестуемого гражданского служащего;
о необходимости подготовки непосредственным руководителем и представления в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее – отзыв), составляемого по форме согласно приложению N 2;
о применяемых методах оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, областей и видов профессиональной служебной деятельности;
об ознакомлении гражданского служащего с отзывом не позднее чем за 2 недели до начала аттестации;
о подготовке кадровой службой материалов, необходимых для работы аттестационной комиссии;
об обеспечении информирования независимых экспертов о месте и времени заседания аттестационной комиссии.
9. График проведения аттестации составляется кадровой службой с учетом мнения непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего, даты проведения предыдущей аттестации и ежегодно представляется для утверждения представителю нанимателя.
10. Для проведения аттестации гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, кадровой службой совместно с непосредственным руководителем определяется возможность проведения оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну. В этом случае аттестация гражданского служащего может проводиться аттестационной комиссией с участием лиц, не допущенных к государственной тайне.
В случае невозможности оценки профессиональной служебной деятельности такого гражданского служащего без использования сведений, составляющих государственную тайну, состав аттестационной комиссии формируется из числа лиц, допущенных к государственной тайне.
11. На заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии.
12. Представитель нанимателя принимает меры по исключению возможности возникновения конфликта интересов у членов аттестационной комиссии, исходя из имеющейся у него информации об их личной заинтересованности, которая может повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Представителю нанимателя рекомендуется предупредить членов аттестационной комиссии о необходимости его информирования в случае возникновения у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
13. Член аттестационной комиссии в случае выявления возможности возникновения у него конфликта интересов, связанного с участием в заседании аттестационной комиссии или с рассмотрением комиссией отдельных вопросов, не участвует в данном заседании и в принятии соответствующего решения.
14. По решению представителя нанимателя в соответствии с пунктом 8 Положения в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий с учетом специфики должностных обязанностей гражданских служащих.
15. К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся:
отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем;
аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).
Указанные документы могут быть подготовлены в виде электронного документа.
16. С целью подготовки отзыва используются годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
17. Кадровой службой готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию.
III. Проведение аттестации
18. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если гражданский служащий в день проведения аттестации отсутствует на служебном месте по уважительной причине, дата проведения аттестации переносится на более поздний срок. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
19. Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего.
20. Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Аттестуемый гражданский служащий может принять участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).
Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов.
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.
IV. Итоги аттестации
21. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста (с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая гражданским служащим должность, либо с указанием более высокой группы должностей, на которые гражданский служащий может быть назначен);
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
22. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть рекомендовано направление в приоритетном порядке гражданского служащего для получения дополнительного профессионального образования по программе, направленной на получение профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также в целях дальнейшего профессионального развития и должностного роста.
23. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению, и сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
24. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от подписи в аттестационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется подписями председателя и секретаря аттестационной комиссии.
25. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.
Приложение N 1
к единой методике проведения
аттестации государственных
гражданских служащих
Российской Федерации
Аттестация: правовые основания и порядок проведения
Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта – с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.
В статье рассмотрим вопросы как экономического характера – цели и принципы проведения аттестации, так и юридического – нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации.
Понятие, цели и принципы аттестации
В основном правовом акте, регулирующем труд работников, – ТК РФ отсутствует определение термина “аттестация”. Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (ред. от 18.07.2009) (далее – Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация – это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего – замещаемой должности гражданской службы (далее – соответствие занимаемой должности).
Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:
– установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате);
– понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии).
Таким образом, аттестация – это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже.
Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие:
1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться – издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы.
2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации.
3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели.
Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.
Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих
Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).
Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.
Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.
По результатам аттестации могут быть решены вопросы:
– формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;
– повышения профессионального уровня гражданских служащих;
– определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
– изменения условий оплаты труда гражданских служащих.
Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:
– проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
– достигшие возраста 60 лет;
– находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);
– замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;
– в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее – представитель нанимателя) в установленном порядке решения:
– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.
Документальное оформление
Для проведения аттестации гражданских служащих необходимо по решению представителя нанимателя издать правовой акт государственного органа, содержащий сведения (п. 7 Положения):
– о формировании аттестационной комиссии;
– об утверждении графика проведения аттестации;
– о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
– о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В соответствии с п. 10 Положения и указанным правовым актом государственного органа представитель нанимателя ежегодно утверждает график проведения аттестации. Он доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В этом графике должны быть указаны (п. 11 Положения):
– наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;
– список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
– дата, время и место проведения аттестации;
– дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
Аттестационная комиссия
Для проведения аттестации гражданских служащих формируется аттестационная комиссия, состав, сроки и порядок работы которой утверждаются правовым актом государственного органа (п. 8 Положения).
Согласно п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
В состав аттестационной комиссии включаются:
– представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
– представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;
– представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возникновение конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:
– фамилию, имя, отчество;
– замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;
– перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
– мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Кроме того, к мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 14 Положения).
Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения). Такая пояснительная записка представляется в аттестационную комиссию вместе с мотивированным отзывом (ч. 2 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения).
Порядок проведения аттестации
Аттестуемый гражданский служащий обязательно должен быть приглашен на заседание аттестационной комиссии (п. 16 Положения). То есть нельзя провести аттестацию служащего лишь на основании представленных документов. Если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительных причин или отказался от ее прохождения, он привлекается к дисциплинарной ответственности по ст. 56 Закона N 79-ФЗ, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 16 Положения).
Аттестационная комиссия должна:
– рассмотреть представленные документы;
– заслушать сообщение аттестуемого гражданского служащего и при необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого.
После рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения).
При обсуждении профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности необходимо придерживаться принципов объективности и доброжелательности. Об этом сказано в п. 17 Положения. Кроме того, отмечено, что при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются и учитываются:
– его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;
– его участие в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач;
– сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность;
– результаты исполнения должностного регламента;
– профессиональные знания и опыт работы;
– соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе;
– организаторские способности, если аттестуют гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.
Правомочным считается заседание комиссии, на котором присутствует не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, но в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. п. 18, 19 Положения).
Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 20 Положения). Аттестуемый:
– соответствует замещаемой должности гражданской службы;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарь ведет протокол, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Непосредственно после подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются аттестованному. Они заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме, установленной Приложением к Положению. Аттестационный лист также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационным листом аттестованного гражданского служащего знакомят под расписку. После этого аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период помещают для хранения в личное дело гражданского служащего (п. 21 Положения).
Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации ее результаты передаются представителю нанимателя (п. 22 Положения). Далее, в течение одного месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения):
– подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
– понижается в должности гражданской службы.
Если по результатам проведения аттестации представитель нанимателя принимает решение о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или о понижении в должности гражданской службы, а аттестованный отказывается от переподготовки, повышения квалификации или перевода, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы по пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ – несоответствие замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).
Внимание! По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается (п. 24 Положения).
Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 25 Положения).