Профстандарт программиста, утвержденный правительством РФ

Профстандарт: 06.001

Программист

06.001

Программист

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 декабря 2013 года,
регистрационный N 30635

Профессиональный стандарт “Программист”

(с изменениями на 12 декабря 2016 года)

I. Общие сведения

Разработка программного обеспечения

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Разработка, отладка, проверка работоспособности, модификация программного обеспечения

Разработчики и аналитики компьютерных систем

Отнесение к видам экономической деятельности:

Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность

(наименование вида экономической деятельности)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 28 января 2017 года приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 года N 727н.

Общероссийский классификатор занятий.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Разработка и отладка программного кода

Формализация и алгоритмизация поставленных задач

Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными

Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями

Работа с системой контроля версий

Проверка и отладка программного кода

Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения

Разработка процедур проверки работоспособности и измерения характеристик программного обеспечения

Разработка тестовых наборов данных

Проверка работоспособности программного обеспечения

Рефакторинг и оптимизация программного кода

Исправление дефектов, зафиксированных в базе данных дефектов

Интеграция программных модулей и компонент и верификация выпусков программного продукта

Разработка процедур интеграции программных модулей

Осуществление интеграции программных модулей и компонент и верификации выпусков программного продукта

Разработка требований и проектирование программного обеспечения

Анализ требований к программному обеспечению

Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие

Проектирование программного обеспечения

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Разработка и отладка программного кода

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование
Повышение квалификации

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

_______________
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

3.1.1. Трудовая функция

Формализация и алгоритмизация поставленных задач

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Составление формализованных описаний решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

Разработка алгоритмов решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

Оценка и согласовывание сроков выполнения поставленных задач

Использовать методы и приемы формализации задач

Использовать методы и приемы алгоритмизации поставленных задач

Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов

Применять стандартные алгоритмы в соответствующих областях

Методы и приемы формализации задач

Языки формализации функциональных спецификаций

Методы и приемы алгоритмизации поставленных задач

Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов

Алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения

3.1.2. Трудовая функция

Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями)

Оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств

Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач

Применять выбранные языки программирования для написания программного кода

Использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных

Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры

Читайте также:
Примирительная комиссия — что это такое по ТК РФ, в какой срок создается

Синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования

Методологии разработки программного обеспечения

Методологии и технологии проектирования и использования баз данных

Особенности выбранной среды программирования и системы управления базами данных

Компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними

3.1.3. Трудовая функция

Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Приведение наименований переменных, функций, классов, структур данных и файлов в соответствие с установленными в организации требованиями

Структурирование исходного программного кода в соответствии с установленными в организации требованиями

Комментирование и разметка программного кода в соответствии с установленными в организации требованиями

Форматирование исходного программного кода в соответствии с установленными в организации требованиями

Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода

Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ

Применять имеющиеся шаблоны для составления технической документации

Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ

Методы повышения читаемости программного кода

Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ

Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода

3.1.4. Трудовая функция

Работа с системой контроля версий

Уровень (подуровень) квалификации

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Регистрация изменений исходного текста программного кода в системе контроля версий

Слияние, разделение и сравнение исходных текстов программного кода

Сохранение сделанных изменений программного кода в соответствии с регламентом контроля версий

Использовать выбранную систему контроля версий

Использовать вспомогательные инструментальные программные средства для обработки исходного текста программного кода

Выполнять действия, соответствующие установленному регламенту используемой системы контроля версий

Возможности используемой системы контроля версий и вспомогательных инструментальных программных средств

Установленный регламент использования системы контроля версий

Профстандарт инженера-программиста

Профессиональный стандарт инженера-программиста необходим для определения требований к квалификации специалиста и документирования его обязанностей. Хотя он обязателен лишь для организаций, контролируемых государством или муниципалитетами, его активно используют и в бизнес-сфере для получения некоторых преимуществ. Например, он помогает актуализировать кадровую документацию и провести грамотную аттестацию специалистов.

Правовые основы профстандартов

Нормативная база для профстандартов стала активно развиваться с 2015-го года, когда был введен в действие ФЗ-122, вносивший крупные изменения в Трудовой кодекс и Закон об образовании. В соответствии с ним в ТК появилась статья 195.3, утвердившая обязательное использование профстандартов в профессиях, квалификационные требования к которым устанавливались законодательством. Далее применение профстандартов расширялось: в 2016-м году Правительством было принято Постановление №584, где устанавливалась их необходимость для организаций, свыше 50% которых принадлежит государству или имеющих бюджетный формат.

Из рассмотренной нормативной базы понятно, что профстандарты нужны для:

  • Организаций, находящихся в собственности государства (местных властей).
  • Профессий, для которых в законодательстве прописаны особые параметры.

В других вариантах их использование носит рекомендательный характер. Чаще всего их применяют для:

  • Необходимых корректировок внутренней кадровой документации. Это позволяет не только актуализировать документы, но также предотвратить споры с проверяющими их качество контролерами (ФНС, ПФР и пр.).
  • Описания квалификационных критериев, которым должны соответствовать трудоустраивающиеся лица.
  • Документирования и обоснования требований к профессиональному уровню действующих работников.
  • Проведения процессов аттестации.

Внимание! Сейчас, наряду с профстандартами, действуют квалификационные справочники ЕКС и ЕТКС. Предполагается, что в будущем они будут сведены в единую систему кадровых стандартов, а пока работодатель сам может выбрать предпочтительный вариант.

Особенности составления профстандарта инженера-программиста

В 2013-м году был утвержден профстандарт программиста 06.001 (с изменениями от 12.12.16). Он содержит следующие разделы:

  • Вводная часть, где приведена информация о группе и цели профессиональной деятельности, а также о её отнесении к виду экономической деятельности по ОКВЭД.
  • Информация о трудовых функциях, лежащих в основе профессии. Приведены данные как по обобщенным функциям, так и по их составляющим. Документ насчитывает четыре обобщенные функции программиста и 15 их составляющих. Для каждой из них приведен код, уровень и подуровень квалификации. Так, обобщенная функция по разработке и отладке программного кода содержит пять составляющих: проверка кода, работа с системой контроля его версий и т.д.
  • Подробная характеристика трудовых функций. Сначала дается описание обобщенной функции: её наименование, происхождение и иные общие данные. Далее идут требования к уровню образования и трудового опыта, а также дополнительные характеристики. Так, для выполнения обобщенной функции проверки работоспособности программного кода и его рефакторинга от инженера-программиста требуется соответствующий опыт работы от 0,5 года, а также наличие профильного образования и курсов повышения квалификации.
  • Также в разделе для каждой составляющей обобщенной функции прописаны: трудовые действия, нужные знания и умения. Например, для составляющей «Разработка тестовых наборов, данных» указаны два трудовых действия (подготовка данных и их оценка). Для их квалифицированного выполнения от специалиста требуется владеть тремя умениями (разработка контрольных примеров и процедур генерации тестовых данных, подготовка их наборов) и иметь знания в трех областях (основ создания тестовых данных, требований к их структуре, методах создания контрольных примеров).
  • Заканчивается документ описанием организаций, ответственных за его составление.
Читайте также:
Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Внимание! Поскольку в документе освещены не все должностные аспекты (полномочия, критерии ответственности и пр.), то для них рекомендуется дополнительно применять должностную инструкцию и трудовой договор.

Методика применения профстандартов

Введение в действие профстандартов происходит следующим путем:

  • Разработка регламента, определяющего процедуры их внедрения. В нем должны присутствовать план-график, информация об ответственных и иные аспекты.
  • Рассмотрение отраслевой специфики организации на основе её учредительной документации.
  • Анализ имеющихся у работников обязанностей: насколько они соответствуют их профилю, какие можно перераспределить или дополнительно ввести.
  • Поиск соответствующих профстандартов.
  • Анализ расхождений их положений с действующими документами.
  • Изменение на основе результатов анализа имеющейся кадровой документации (должностных инструкций, правил распорядка и т.д.).
  • Проведение изменений в трудовой сфере (введение новых позиций, переименование старых, перераспределение функций).

После окончания данных процедур у нанимателя появляются возможности:

  • Задокументировать корректные критерии отбора и оценки сотрудников.
  • Предъявлять требования к работникам на предмет повышения их квалификации.
  • Отсеивать кандидатов, не соответствующих квалификационным критериям.

Финальным шагом построения системы критериев оценки является проведение переаттестации сотрудников.

Совет по профессиональным квалификациям
в области Информационных технологий

  • Нормативные документы
  • Аппеляционная комиссия
  • Информационные ресурсы (реестры)
  • Квалификации
  • Оценочные средства
  • Получить профессию
  • Узнать о професии

Профессиональные стандарты

Под эгидой ассоциации АПКИТ ведется разработка новых профессиональных стандартов в области ИТ.

Актуализируемые профессиональные стандарты

Приглашаем обсудить профстандарты онлайн в соцсети Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/newprofstandarts/

Актуализированные профессиональные стандарты в области ИТ

Утвержденные профессиональные стандарты

Утвержден Приказом Минтруда России №647н от 17.09.2014

Утвержден Приказом Минтруда России №893н от 18.11.2014

Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014

Утвержден Приказом Минтруда России №675н от 29.09.2020

Утвержден Приказом Минтруда России №671н от 29.09.2020

Утвержден Приказом Минтруда России №680н от 29.09.2020

Утвержден Приказом Минтруда России №678н от 29.09.2020

Утвержден Приказом Минтруда России №679н от 29.09.2020

5.160824
Утвержден Приказом Минтруда России № 44н от 18.01.2017

Утвержден Приказом Минтруда России №405н от 6.07.2020

5.140917
Утвержден Приказом Минтруда России №658н от 05.09.2017

5.170604
Утвержден Приказом Минтруда России №95н от 19.02.2019

5.141118
Утвержден Приказом Минтруда России №896н от 18.11.2014

Профессиональные стандарты в области информационной безопасности

Утвержден Приказом Минтруда России №608н от 03.11.2016

Утвержден Приказом Минтруда России №611н от 09.11.2016

Утвержден Приказом Минтруда России №598н от 01.11.2016

Утвержден Приказом Минтруда России №522н от 15.09.2016

Утвержден Приказом Минтруда России №599н от 01.11.2016

Читайте также:
Срок хранения приказов о командировках

Профессионально-общественное обсуждения проекта ПС, разработанного Университетом 20.35

Разрабатываемые профессиональные стандарты

Специалист по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной структуры

Специалист по криптографической защите информации

Гиперссылка на названии профессионального стандарта ведет на файл с его актуальной версией. О методике разработки новых профессиональных стандартов см. сайт НИИ Труда и социального страхования.

В целях использования профессиональных стандартов АПКИТ при разработке ФГОС и образовательных программ профессионального образования рекомендуем пользоваться таблицей «Раскладка профессий в области ИТ по квалификационным уровням» ( http://www.apkit.ru/committees/education/projects/Layout_of_ITprofessions.pdf ). Соответствие квалификационных уровней и рекомендованного входного уровня образования см. в «Документации для разработки профстандартов» https://www.vcot.info/standards/developer в документе “Методические рекомендации по разработке профстандартов”.

На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ утвержденные профессиональные стандарты опубликованы в реестре http://profstandart.rosmintrud.ru/ . Однако в нашем списке вы найдете архивы, в которых дополнительно к профессиональному стандарту прикреплена пояснительная записка разработчика – важный документ, полезный для понимания происхождения профессионального стандарта в данном виде. Процедуру государственного утверждения пояснительные записки не проходят и поэтому в реестре профессиональных стандартов не публикуются.

В процессе разработки профессиональных стандартов АПКИТ проведены следующие публичные обсуждения:

  • 15.08.2013 года проведен круглый стол «Новые профессиональные стандарты в области информационных технологий» , на котором обсуждены перечень профессиональных стандартов в области информационных технологий, общие описания профилей профессий, границы профессий и методические особенности разработки.
  • 11-13.09.2013 прошли круглые столы в формате вебинаров , посвященные разработке новых профессиональных стандартов в области ИТ.
  • 04.03.2016 – вебинар по ПС “Разработчик Web и мультимедийных приложений”
  • 01.04.2016 – Круглый стол по веб-разработке в рамках Седьмого межрегионального форума «Современные информационные технологии: для государства и общества» в г. Вологда с обсуждением ПС “Разработчик Web и мультимедийных приложений”
  • 19.05.2016 – панельная дискуссия в рамках конференции «Преподавание информационных технологий в России» (представлены все 4 профессиональных стандарта).
  • 08.09.2016 – Круглый стол в режиме вебинара “Новые профессиональные стандарты: веб-разработка, интернет-маркетинг, интеграция облачных приложений и большие данные”
  • 19.10.2016 – Обсуждение профессиональных стандартов «Специалист по интеграции прикладных решений», «Специалист по большим данным» – на научно-практической конференция «Адаптация образовательных программ к требованиям современных профессиональных стандартов» в РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • 21.10.2016 – Обсуждение ПС «Специалист по интернет-маркетингу» на Четвертой Международной научно-практической конференции «Маркетинг России»
  • 03.11.2016 – Вебинар по профессиональным стандартам в области интернет-маркетинга, интеграции прикладных приложений и больших данных
  • 09-10.11.2016 – Обсуждение профессионального стандарта «Специалист по интеграции прикладных решений» в рамках III Международного конгресса Smart Russia 2016

Применение профессиональных стандартов

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, стандарт устанавливает параметры в части наименования должности (1), уровня образования (2), стажа (3), навыков и умения (4) работников.

Профессиональный стандарт по каждому отдельно взятому виду профессиональной деятельности (например, программист, сварщик, социальный работник, бухгалтер, водолаз, спасатель, специалист по управлению персоналом и т.д.) принимается в виде нормативного правового акта, утверждаемого Министерством труда и социального развития РФ.

Сведения обо всех принятых профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, размещаемый на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов установлены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

При этом наряду с профессиональными стандартами продолжают действовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые по-прежнему применяются (вместе с профессиональными стандартами) при установлении тарифных систем оплаты труда (тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам), систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Если по аналогичным профессиям (должностям) действует и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель (независимо от формы собственности) самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, когда применение стандарта прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Важно! Трудовой кодекс РФ устанавливает два случая обязательности применения работодателями профессиональных стандартов или квалификационных справочников.

Во-первых, если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Во-вторых, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации (то есть к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Примером установления таких требований Трудовым кодексом является статья 330.2 ТК РФ, согласно которой:

– лица, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах;

– работодателем осуществляется проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям.

Поскольку требования к квалификации лиц, занятых на подземных работах, установлены, то применение профессиональных стандартов указанных лиц является для их работодателей обязательным.

Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный федеральный закон.

В остальных (кроме двух вышеописанных) случаях требования профессиональных стандартов и квалификационных справочников носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, а также потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.

Важно! Правительством РФ установлены особенности применения профессиональных стандартов (в части тех требований, которые обязательны для применения) для отдельных категорий работодателей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственные внебюджетные фонды РФ, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вводят применение стандартов поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Эти планы должны быть рассчитаны на срок реализации не позднее чем до 01.01.2020 и должны содержать в том числе:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании (обучении), дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава своих организаций;

Читайте также:
Реестр дисквалифицированных руководителей

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Важно! Если работодателем не соблюдаются обязательные требования профессиональных стандартов, то государственным инспектором труда может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также работодатель (его должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения должностных обязанностей работников.

Трансформация полномочий может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

Расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе ввиду недостаточной квалификации допустимо только в результате аттестации.

При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, аттестационной комиссией могут быть признаны соответствующими занимаемой должности или выполняемой работе, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вступающий в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» устанавливает порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Такую независимую оценку квалификации, то есть подтверждение соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, работник либо по своей инициативе, либо по инициативе работодателя или другого лица сможет пройти в центрах оценки квалификации.

Профстандарты

Профессиональные стандарты в образовании

Перечень нормативных актов

1. Федеральные документы

Перечень инструктивно-методических и информационных писем

Информация, аналитические материалы

Перечень профстандартов

Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт

Дата введения в действие

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

Педагог дополнительного образования

Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994

Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор)

Приказ Минтруда России № 10н от 10.01.2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

Специалист по информационным ресурсам

Приказ Минтруда России № 629н от 08.09.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136

Приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697

Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя)

Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 37509

Специалист в области управления персоналом

Приказ Минтруда России № 691 от 06.10. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39362

Читайте также:
Юр адрес для регистрации ООО

Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора)

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ “Об утверждении проекта профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации”

Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер))

Рабочий по обслуживанию здания

Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений)

Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть

в МБОУ Титовская СОШ

Названия должностей в штатном расписании,

попадающих под действие профстандарта

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор

  • Официальный интернет-портал государственных услуг
  • Культура.рф
  • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Российское движение школьников
  • Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями
  • Социальные видеоролики антитеррористической направленности
  • Российское движение школьников. Ростовская область
  • Справочник «ПРОГРАММЫ ВУЗОВ РОССИИ-2018»
  • Навигатор абитуриента
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Официальный сайт Минпросвещения России
  • Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
  • Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122
  • «Донское образование» Куда пойти учиться!
  • онлайн-тренинги для обучающихся 8-11 лет «Ступени успеха»

Дата последнего изменения на сайте: 15.10.2021

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Профессиональные стандарты для кадровиков

Приказом Минтруда от 06.10.2015 г. № 691н, был утвержден профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, который многие кадровики ждали с нетерпением.

Стандарт специалиста по управлению персоналом – единый в области управления персоналом, включает в себя, как ведение кадрового делопроизводства, так и подбор персонала и относится ко всем специалистам в области управления персоналом, в том числе к руководителям кадровой службы.

На сегодня указанный стандарт не является обязательным.

С июля 2016 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым профессиональные стандарты становятся обязательными, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Т.е. если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт РФ, устанавливающий требования к квалификации кадрового специалиста, то профессиональный стандарт в этой части будет обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но это маловероятно.

В случае же отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом специфики деятельности каждой организации.

Что касается государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, то особенность применения профессиональных стандартов в них устанавливается Правительством РФ. 27.06.2016 г. Правительство РФ приняло Постановление № 584, устанавливающие именно эти особенности

Общие сведения

Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций, а именно:

  • (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
  • (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
  • (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
  • (D) Деятельность по развитию персонала.
  • (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
  • (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
  • (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
  • (H) Стратегическое управление персоналом организации.

По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:

  • уровни квалификации;
  • возможные наименования должностей;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • необходимые знания и умения.

Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь включает в себя определенные трудовые функции, которые также подразделяются на конкретные трудовые действия работника. Мы рассмотрим их чуть позднее, пока определимся с квалификацией и наименованиями должностей в профстандарте кадровика.

Читайте также:
Профстандарт психолога в образовании и социальной сфере

Уровни квалификации кадровика

В профессиональном стандарте «специалиста по управлению персоналом» определены всего 3 уровня квалификации, это 5, 6, и 7, а так их в общей сложности девять. Они утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148н специально в целях разработки проектов профессиональных стандартов и устанавливают единые требования к квалификации работников (полномочия и ответственность, характер умений, знаний, образование и опыт), которые могут быть уточнены и расширены в конкретном профессиональном стандарте в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Пятый уровень квалификации предполагает самостоятельную работу по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, способов решения. В профстандарте кадровика пятый уровень квалификации относится к первой обобщенной т/ф (работе с документами).

Шестой уровень квалификации – самостоятельная деятельность по определению задач собственной работы и (или) подчиненных для достижения конкретной цели. Указанный уровень относится к обобщенным т/ф с 02 (В) по 06 (F) и затрагивает работу, например, менеджера по персоналу, специалиста по подбору, по развитию и обучению, по компенсациям и льготам.

Седьмой уровень квалификации относится к последним двум обобщенным трудовым функциям (7 (G), 8 (H)) и предполагает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Седьмой уровень квалификации касается руководителей (начальников) отдела кадров, директоров по персоналу.

Возможные наименования должностей в профстандарте

Приводятся по каждой обобщенной трудовой функции, причем, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23, Минтруд РФ также устанавливает тождественность наименований должностей (профессий, специальностей) в квалификационных справочниках, наименованиям должностей (профессий, специальностей) содержащихся в профессиональных стандартах.

В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).

Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным трудовым функциям, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации. Например, сотрудник ведет работу с документами и обеспечивает поиск персонала, следовательно, его должность может быть названа специалист по персоналу.

Т.к. должность кадрового работника явно не относится к льготным, то переименовывать ее, в случае несовпадений с названием из профстандарта, не требуется. Но никто не запрещает это сделать в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

Профстандарт в бюджетной организации

Что касается бюджетных учреждений. С учетом тарифных систем оплаты труда в таких учреждениях, единого подхода к определению заработной платы работников бюджетных организаций, в том числе в соответствии с рекомендациями Российской трехсторонней комиссией, кадровый работник всегда назывался по квалификационным справочникам, несмотря на то, что эта должность никогда не являлась льготной, а сами справочники всегда были рекомендуемыми. Никакого специалиста по кадровому делопроизводству вы там никогда не встретите.

Теперь же с введением в действие профстандартов, может возникнуть ситуация, когда учреждение попросят переименовать должность специалиста по кадрам, например, на должность специалиста по персоналу, несмотря на то, что ЕКС все еще продолжает действовать. Главное не забывать, что все кадровые процедуры должны соответствовать положениям трудового законодательства (ст. 72, ст. 74 ТК РФ), а то любят у нас перегибать палку.

Трудовые функции, трудовые действия

Как я уже писала, в профстандарте специалиста по управлению персоналом 8 обобщенных трудовых функций. Каждая из этих обобщенных т/ф подразделяется на трудовые функции (в рамках обобщенной), которые в свою очередь включают в себя конкретные трудовые действия работника.

Профессиональный стандарт кадровика

всего 8 обобщенных трудовых функций (на изображении показана 1)

Согласно рекомендациям Минтруда РФ, в обязанностях работника (прим. 2kk.info: в самом трудовом договоре или в должностной инструкции) следует указывать трудовые функции и (или) трудовые действия, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций структурного подразделения.

Читайте также:
Административно-технический персонал - какие профессии к нему относятся

Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:

  • распределять трудовые действия между несколькими должностями (профессиями, специальностями), самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы;
  • расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям (профессиям, специальностям) по сравнению с перечнем из профессионального стандарта. Что интересно, если в проекте рекомендаций 2014 года не было конкретизировано, можно ли выдумывать новые трудовые действия от себя, то в не опубликованном проекте об особенностях применения ПС для бюджетной сферы уже отмечено, можно расширять трудовые действия только за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных т/ф одного профессионального стандарта или из смежных ПС.

Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).

За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.

Исходя из ранней судебной практики, не является изменением трудовой функции работника — конкретизация его обязанностей в должностной инструкции в пределах обязанностей, указанных в квалификационных справочниках, причем суды не обращают внимания, что указанные справочники являются рекомендуемыми. Какая будет судебная практика в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, при условии их необязательности, покажет время.

Требования к квалификации

С июля 2016 года требования к квалификации в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом будут обязательны, если появится какой-либо федеральный закон или нормативно-правовой акт, устанавливающий эти требования. В иных случаях, профстандарт применяется работодателями в качестве основы для определения указанных требований к квалификации с учетом особенностей работы сотрудников, применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Образование и обучение,опыт практической работы

Что интересно. Для работы с документами (обобщенная трудовая функция: документационное обеспечение работы с персоналом (А)) требуется наличие среднего профессионального образования (по программе подготовки специалистов среднего звена), не считая дополнительного, а вот для всех остальных 7 обобщенных функций только высшее образование, также с дополнительным образованием. Причем у некоторых трудовых функций конкретизируются непосредственно уровни высшего образования, например, для поиска и оценки персонала можно обойтись образованием уровня бакалавриата, а вот руководители отдела персонала (обобщенные трудовые функции: операционное (G) и стратегическое (H) управление) уже должны иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры.

Что касается опыта практической работы. Согласно указанному стандарту опыт работы (не менее 5 лет) требуется только для двух обобщенных трудовых функций: операционное управление персоналом и подразделением организации (G), стратегическое управление персоналом организации (H). Для всей остальной кадровой работы указанный стандарт требования к опыту работы не устанавливает.

Обратите внимание, в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом среднее или высшее профессиональное образование указаны без привязки к его виду (специальности, направления), также отсутствуют коды ОКСО (классификатора специальностей по образованию), т.е. предполагается, что кадровик может иметь любое образование.

Хотя, все же стоит отметить, что наличие «профильного» образования является неоспоримым преимуществом при поступлении на работу, главное, выбрать специальность более близкую к предполагаемой кадровой работе (обязательны часы по трудовому праву).

Так сегодня можно получить образование:

  • менеджера (управление персоналом);
  • документоведа (документоведение и документационное обеспечение управления);
  • специалиста по документационному обеспечению управления, архивиста (документационное обеспечение управления и архивоведение);
  • юриста (юриспруденция) и т.д.
Читайте также:
Разрешение на работу для иностранных граждан и студентов в России

Загвоздка в том, что считать под профильным для кадровика? Ответ на этот вопрос сугубо субъективен, и зависит от пожеланий конкретного работодателя. К слову, профстандарт специалиста по управлению персоналом также не дает ответа на этот вопрос.

При отсутствии профильного образования, дополнительно требуется профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Согласно закону «Об образовании» под дополнительным профессиональным образованием понимается повышение квалификации (не менее 16 часов) и профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.)

Таким образом, исходя из конкретной должности, выполняемой работником трудовой функции, можно понять, какие требования стандарт предъявляет к кадровому специалисту.

Вообще, судя по вакансиям, для специалиста по кадрам базовое профильное образование не обязательно, но чаще всего требуется дополнительное по кадровой работе и опыт работы. А вот менеджером по персоналу работодатели чаще всего хотят видеть работника с высшим профильным образованием (управление персоналом) и опять же опытом работы. В этом собственно и отличие профстандарта кадровика от ожиданий работодателей. Хотя, в принципе, также встречаются вакансии кадровых работников без требования к опыту работу, главное, вовремя их найти.

Необходимые знания и умения

Собственно, это те знания и умения, которые необходимо знать и уметь делать кадровику для выполнения своих должностных обязанностей.

В профстандарте специалиста по управлению персоналом знания и умения приводятся по каждой трудовой функции в рамках обобщенной. Напомню, обобщенных т/ф всего 8, а вот трудовых функций в рамках обобщенных в разы больше, не говоря уже про трудовые действия.

Так для выполнения первой обобщенной т/ф: документационное обеспечение работы с персоналом (по всем трем трудовым функциям) требуется знание:

  • трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • законодательства РФ о персональных данных;
  • основ архивного законодательства и нормативных правовых актов РФ, в части ведения документации по персоналу;
  • основ документооборота и документационного обеспечения;
  • структуры организации;
  • технологий, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации;
  • нормы этики и делового общения.

А дальше имеются отличия, в зависимости от выполняемых трудовых функций, которые вы можете увидеть ниже.

Тоже самое с умениями кадрового работника. По всем трем т/ф (в рамках одной обобщенной) требуется соблюдать нормы этики делового общения, все остальные умения различаются, хотя некоторые не так сильно.

В случае выполнения кадровым специалистом всей работы по документационному обеспечению работы с персоналом (а обычно так и происходит), требования к необходимым знаниям и умениям нужно рассматривать комплексно.

Суммируем сказанное:

1. С июля 2016 года профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом будет обязательным, в части квалификации, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, будут установлены требования к квалификации кадрового работника.

2. В случае отсутствия таких законов и нормативно-правовых актов, профессиональный стандарт кадровика применяется работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации, с учетом особенностей выполняемой работником работы, специфики деятельности организации.

3. Порядок применения профстандартов в бюджетной сфере может устанавливаться отдельно Правительством РФ. Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584.

4. Наименование должности в профстандарте является обязательным, если это предусмотрено федеральными законами, в том числе, Трудовым кодексом РФ (ст. 57), в случае, когда выполнение работы по определенной должности (профессии, специальности) связано предоставление компенсацией, льгот, наличие ограничений. В иных случаях, рекомендуется называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией, если же работник выполняет работу по разным обобщенным т/ф, то наименование должности устанавливается по выполняемой работы более высокого уровня квалификации.

Читайте также:
Материальная ответственность кассира - документальное оформление, договор

5. В трудовом договоре или должностной инструкции рекомендуется указывать трудовые функции и (или) трудовые действия из профстандарта.

6. Если принятие работодателем решения о применении профессиональных стандартов может привести к изменению определенных сторонами условий трудового договора, в том числе, изменению трудовой функции работника, работодателю следует ориентироваться на Трудовой кодекс РФ (ст. 72, 74) и другие федеральные законы.

Профстандарт программиста

Профстандарт программиста введен для сотрудников, основным направлением деятельности которых является разработка программного обеспечения. Какие функции может выполнять программист в компании и каким требованиям он должен соответствовать, рассмотрим в нашей статье.

Описание профессионального стандарта программиста

Для специалистов, занятых разработкой программного обеспечения, профстандарт был утвержден приказом Минтруда РФ № 679н от 18 ноября 2013 года. Документ состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения. Тут отображается информация общего характера о специальности программиста, указывается вид профессиональной и экономической деятельности, которыми он занимается, цель его деятельности.
  2. Описание трудовых функций. Здесь идет перечисление всех возможных обобщенных функции, каждая из которых разбивается на конкретные функции. Всем функциям присваивается свой уровень квалификации и код.
  3. Характеристика трудовых функций. Этот раздел дает расширенное представление о том, чем должен заниматься сотрудник на своем рабочем месте и каким требованиям он должен соответствовать.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта. Здесь отображены наименования разработчиков и организаций, принимавших участие в подготовке документа.

С помощью этого профстандарта работодатель сможет правильно распределить функции между сотрудниками, имеющими отношение к разработке программного обеспечения, и правильно назвать их должности.

Названия должностей в профстандарте и квалификационные требования к ним

В профстандарте для каждой обобщенной функции программиста назначен свой перечень возможных наименований должностей. При этом по общему правилу квалификационные требования предъявляются не к должности вообще, а к конкретному сотруднику, выполняющему отдельную обобщенную функцию. В связи с этим в профстандарте для программиста каждой обобщенной функции соответствуют разные названия должности и требования:

  • младший программист и техник-программист могут иметь среднее профессиональное образование при полном отсутствии опыта работы;
  • программист тоже может иметь только среднее профессиональное образование, но он, прежде чем занять эту должность, должен отработать как минимум 6 месяцев в сфере разработки программного обеспечения;
  • старший программист и инженер-программист должны иметь уже высшее образование и опыт практической работы в своей области не менее года;
  • ведущему программисту и ведущему инженеру-программисту необходимо уже иметь высшее образование, дополненное опытом работы от 3 лет.

Трудовые функции, закрепленные за программистом

Специалист в области разработки программного обеспечения может выполнять 4 обобщенных трудовых функций, предполагающие, что он может отвечать:

  • за разработку и отладку программного кода;
  • проверку работоспособности кода и его рефакторинг;
  • интеграцию программных модулей и верификацию выпусков программного продукта;
  • разработку требований к программному обеспечению;
  • проектирование программного обеспечения.

Для каждой из перечисленных обобщенных функций предусмотрено несколько конкретизированных, в описании которых присутствуют разделы, дающие представление о трудовых действиях, совершаемых сотрудником, а также умениях и знаниях, которые от него требуются.

В заключение осталось сказать, что профстандарт, разработанный для программистов, должен использоваться при составлении штатного расписания и должностных инструкций. Поручая сотруднику исполнение той или иной функции, работодатель должен не только выбрать название должности из предложенных в профстандарте, но и проверить, соответствует ли сотрудник квалификационным требованиям, необходимым для ее выполнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: