Протокол служебного расследования: образец

Служебное расследование в отношении работника: образец

sluzhebnoe_rassledovanie.jpg

Похожие публикации

При обнаружении каких-либо нарушений на предприятии бывает необходимо выяснить различные обстоятельства допущенного проступка и определить виновных лиц. Такая процедура называется служебным расследованием и регулируется нормами закона о труде.

Понятие «служебное расследование»

Служебное расследование – это своеобразная совокупность применяемых мер по сбору, анализу и проверке сведений о проступке с целью выявления вины работника, а иногда и установления виновного лица, если сразу это неизвестно.

По ст. 21–22 ТК РФ при подписании трудового договора стороны приобретают права и обязанности. Работодатель вправе привлечь сотрудника к ответственности за нарушения. Но сначала требуется установить, что именно он совершил проступок и действительно присутствует его вина.

Распространенные нарушения, по которым проводятся расследования:

• неисполнение трудовой функции;

• нарушение должностных обязанностей согласно инструкции;

• причинение материального ущерба.

Этот перечень не является закрытым, на практике может возникнуть и любая другая ситуация, при которой потребуется проведение служебного расследования.

Когда при нарушении выявлен факт преступления, к примеру, воровство, по завершении служебного расследования руководитель дополнительно может сообщить о нем в правоохранительные органы.

Проверка и изучение материалов сопровождается оформлением специальной документации, чтобы впоследствии у работодателя была возможность отстоять свою правоту.

Служебное расследование по Трудовому кодексу: алгоритм

Порядок действий при осуществлении расследования:

1. Создание комиссии и издание приказа. Обычно в комиссии состоит не меньше 3 человек: например, юрист, экономист и кадровый работник.

2. Непосредственная работа комиссии с изучением всех сторон дела, сбором доказательств, опросом свидетелей и т.д.

3. Если известен виновный сотрудник, он пишет объяснительную записку.

4. Подготовка акта расследования и его подписание всеми участниками разбирательства.

При расследовании устанавливаются обязательные моменты, без которых взыскание ущерба невозможно:

  • причинен ли фактический ущерб и в каком размере,
  • наличие материальной ответственности по статье 239 ТК РФ,
  • присутствие виновных действий или бездействия работника,
  • наличие связи между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.

Фактически, служебное расследование – это непосредственная процедура изучения материалов дела, которые доказывают виновность нарушителя.

Приказ о проведении служебного расследования: образец

Стандартный образец приказа на служебное расследование в отношении работника отсутствует. Составлять его допускается в удобной форме. Он должен включать обязательные пункты:

• название фирмы и ее организационно-правовой формы;

• краткое описание – «о проведении служебного расследования»;

• описание обстоятельств, по которым требуется провести служебное расследование на предприятии;

• период проведения расследования;

Печатают приказ о проведении служебного расследования на фирменном бланке компании. С ним под подпись должны ознакомиться все заинтересованные лица.

Образец приказа о служебном расследовании

prikaz_na_sluzhebnoe_rassledovanie_obrazec.png

Акт о проведении служебного расследования: образец

Нормативные акты не устанавливают конкретный образец акта служебного расследования. Однако, он должен содержать обязательную информацию:

• название, дата и место составления документа;

• информация о лице, по поводу которого проводилась проверка;

• обозначение цели проведения расследования;

• обстоятельства, выявленные при проведении проверки;

• решение о виновности либо невиновности работника.

Дополнительно акт служебного расследования содержит опись документальных доказательств, запрошенных и полученных во время расследования. В завершении документа ставятся подписи комиссии, виновного лица и дата его ознакомления с актом.

Правильно проведенное расследование позволит организации защитить свои права при возможном обращении виновного в проступке сотрудника в высшую инстанцию.

Служебное расследование

Расследование служебного характера проявляется в выявлении отклонений при деятельности организации из-за виновных действий ответственного лица. Процедура необходима для определения степени вины и полученного объема негативных последствий. Весь процесс строго регламентирован и подчиняется нормативно-правовой базе. При допущении нарушений во время расследования виновные лица могут быть привлечены к ответственности, а сотрудник, пострадавший при незаконном формате действий, получит компенсацию.

Когда проводится служебное расследование

В трудовом законодательстве нет четкого определения по поводу расследований служебного характера. При этом при ряде случаев, например, причинению компании ущерба, такая процедура считается обязательной.

Сам процесс является комплексом мер по выявлению последствий и уточнению вины определенных лиц. Он сопровождается оформление необходимой документации.

Служебная проверка является стандартной процедурой при наличии государственной службы. Во всех случаях, вне зависимости от формы организации, то есть она может быть частной или бюджетной, процедура может осуществляться при серьезных нарушениях. Среди них выделяют:

  • отсутствие на рабочем месте или опоздание;
  • причинение ущерба материального типа организации;
  • произошло злоупотребление служебным или должностным положением в отношении сотрудников или третьих лиц;
  • нарушение трудового или коллективного договора, а также другой документации, включая должностную инструкцию;
  • нарушение техники безопасности любого типа;
  • распространение закрытых данных, например, информации коммерческого типа;
  • взятка или участие в подкупе;
  • недостачи, выявленные при инвентаризации или различных проверках;
  • получение жалоб на сотрудника со стороны других работников или посторонних лиц.
Читайте также:
Свидетельство о государственной регистрации ИП

Перечень включает в себя любые формы нарушений, которые могут повредить организации материально. Дополнительно сюда включают факты с уменьшением репутации компании или структуры. В таких случаях также возможна проверка, по результатам которой будет вынесено решение. Без проведения полноценной процедуры работник не должен быть наказан финансово или аналогичными мерами воздействия.

Дисциплинарный проступок

Проверка может назначаться в связи с дисциплинарным проступком. Сюда включают:

  • невыход на работу в виде прогула или опоздание;
  • нарушение инструкций по безопасности или должности;
  • невыполнение установленного документами перечня работ.

В зависимости от тяжести проступка, который будет доказан во время проверки, меры воздействия варьируются от предупреждения до увольнения. Предварительно необходимо провести полноценное расследование с документированием всех материалов дела. Процедуру начинают после получения акта или записки докладного типа. После создания комиссии собираются все доказательства, и выносится решение.

Предварительно потребуется получить объяснительную записку от сотрудника.

Причинение ущерба

К материальному ущербу относят несколько случаев. Наиболее частые из них:

  • факт хищения;
  • несоблюдение техники безопасности, которое привело к последствиям с наличием ущерба;
  • распространение коммерческой информации;
  • любая порча имущества.

Процесс начинают при выявлении ущерба или хищения, например, после инвентаризации. Комиссия обязана найти виновника и полностью доказать его вину. Ответственное лицо не может получить взыскание или компенсировать ущерб, если нет доказательств его вины.

Сумма ущерба рассчитывается во время проверки. За основу берут рыночные цены на настоящий момент. Это зафиксировано в 246 статье ТК РФ.

Ущерб не должен быть ниже установленных сумм по данным бухгалтерского учета. Для оценки необходимо привести данные баланса по имуществу или привлечь независимого оценщика. Все эти этапы должны иметь документальное подтверждение, так как на их основе устанавливают дальнейший размер средств, которые потребуется компенсировать виновнику.

При злоупотреблении полномочиями

Злоупотребление полномочиями является частым случаем нарушений. Проверку назначают при выявлении факта, например, после докладной записки или несоответствия данных. Примером последнего варианта может быть самостоятельное увеличение цены товара. При различных случаях используется аудиторская помощь, если нарушения касаются материальной или финансовой части. При других случаях потребуется привлечь свидетелей.

С чего начинается служебное расследование

Любой вариант расследования или проверки начинается с выявленного факта нарушения, которое подтверждено в виде задокументированного акта. Такой момент обязателен для любых форм нарушения. Получается, что начало процедуры невозможно без наличия доказанного факта проступка или ущерба.

После получения информации в установленной форме руководитель начинает сбор комиссии. Ее состав может варьироваться в зависимости от случая. Например, при материальном ущербе должен присутствовать бухгалтер, а при дисциплинарной форме проступка участие в комиссии принимает начальник отдела кадров.

После сбора комиссии начинают рассмотрение дела. В ряде ситуаций необходимо установить виновное лицо. Чаще всего это сотрудник, совершивший проступок или ответственное лицо, которое обязано осуществлять вверенную ему деятельность.

Далее получают объяснения от сотрудника и при необходимости привлекают свидетелей или независимых лиц.

Только после фактической установки вины оформляют документ, на основе которого применяются меры взыскания.

Кто участвует в служебном расследовании

Служебный вариант процесса проверки, производимого в организации, возглавляет руководитель, а также собранная комиссия.

Состав комиссии включает в себя председателя и 3 сотрудников, которые не связаны с виновными деяниями, то есть не считаются ответственными лицами и не совершали установленный проступок. В остальном ограничений не предусмотрено.

Чаще в состав включают, сотрудников бухгалтерского и кадрового отдела, аудиторов и начальника службы безопасности. При необходимости могут привлекаться другие должностные лица. Дополнительно за комиссией закрепляют секретаря, который будет вести всю документацию и оформлять требуемые акты.

Читайте также:
Реорганизация в форме присоединения — кадровые вопросы и пошаговая инструкция

Нельзя включать в состав следующие категории работников:

  • родственников или друзей виновника;
  • лиц с неприязнью к ответственному лицу или заинтересованных в определенном результате проверки;
  • сотрудников, которые против участия в расследовании.

Получается, что комплектовать группу, которая будет проводить процедуру, возможно любыми лицами за исключением заинтересованных или связанных с проступком.

Образец акта о проведении служебного расследования

Сроки расследования и меры ответственности

По законодательству, в частности статье 192 ТК РФ, на процесс отведен 1 месяц. Срок отсчитывается с момента издания соответствующего приказа. Но здесь есть исключение с увеличением длительности процедуры при нахождении сотрудника на больничном или в отпуске.

Применение наказания возможно в течение 6 месяцев после оформления результатов процесса. При этом дисциплинарный вариант наказания имеет только одну форму.

Сам приказ с вынесенным наказанием должен быть предоставлен работнику для подписи в течение трех суток с момента оформления.

По статье 248 ТК РФ при материальном типе ущерба удержание средств возможно не более 1 среднемесячного заработка. При несогласии виновника или ущербе, превышающем заработную плату, необходимо обращаться в судебную инстанцию. Требуется учесть, что несоблюдение трудовых норм, включая размеры взыскания или сроки, приведет к судебной отмене самого наказания.

Результаты служебного расследования

Полученный результат фиксируется в письменной форме с помощью заключительного акта, который составлен с обязательными пунктами. Разделы:

  • вводная часть имеет сам факт проступка и информацию по нему, в том числе дату и время, состав комиссии и срок проведения процедуры;
  • в описании прописывается вся выявленная доказательная база;
  • заключение является резюме, в которое вносят информацию по виновнику и его действиям. Туда же вписывается неснятое взыскание, если оно есть.

К акту должен быть приложен весь перечень документации, используемой при расследовании.

При окончательном оформлении акта его подписывают все члены комиссии, и проставляется печать организации.

По правилам создается папка, в которую вшивают все материалы. На основе заключения руководитель уже выносит решение в отношении виновника с указанием номера заключения, но тип взыскания должен применяться только один.

Споры по итогам служебного расследования

В соответствии с трудовым законодательством у руководителя есть право привлечения к ответственности. По 22 статье ТК РФ такой процесс не относится к обязательствам, то есть работодатель может ограничиться предупреждением без начала процедуры. Такой момент невозможен, если были выявлены факты материального ущерба, например, хищения, так как последствия уже имеют серьезный характер.

Дисциплинарное воздействие может быть проведено только уполномоченным лицом и в установленном законом порядке. Если не были соблюдены все условия соблюдения процедуры, то к ответственности может быть привлечен уже сам руководитель.

Любое несанкционированное или неправильно оформленное взыскание возможно обжаловать через суд. Нелегитимность действий руководства приведет к судебным тяжбам, возвращению работника на должность и выплате ему компенсаций различного типа. Для определения фактической возможности наказать и необходимости в этом и требуется проведение полноценной процедуры в форме расследования.

Проверка служебного типа производится по установленной законодательно программе. Она необходима для установки факта ущерба и виновного в этом лица. Без проведения такого процесса ответственное лицо не может быть подвергнуто дисциплинарному воздействию и наказанию. При совершении ошибок и нарушении прав работник вправе обжаловать решение руководства с помощью суда.

Протокол служебного расследования: образец

Если на предприятии имеет место грубое нарушение трудовой дисциплины, такое явление в обязательном порядке подлежит рассмотрению со стороны администрации. Как известно, для расследования проступков на предприятии создаётся специальная комиссия, в чьи полномочия входит проведение тщательной проверки. Ниже будет рассмотрен такой элемент документирования служебного расследования, как протокол заседания комиссии. Он имеет факультативный характер, но, тем не менее, следует обратить внимание на особенности его составления.

Понятие служебного расследования, основания и цели

Прежде чем наказывать работника за то или иное нарушение, следует взвешенно определить степень его вины. Порой управленцу достаточно ограничиться словесным порицанием, предупреждением, не прибегая к дисциплинарному взысканию.

Однако, если такие меры не помогают и сотрудником нарушаются пункты его должностной инструкции, то следует прибегнуть к проведению служебного расследования.

Иными словами, такая процедура проводится в особенных случаях, а именно в тех, где ситуация вышла из-под контроля и необходимо принимать жесткие меры.

Основанием для проведения такой проверки являются те действия работника, которые повлекли материальный ущерб или каким-то другим способом навредили предприятию. Служебное расследование может проводиться также и по результатам проведённой инвентаризации, после которой выявлена недостача товара или иные серьёзные нарушения.

Целью проведения такой процедуры является достижение работодателем дисциплины и наказания виновных лиц. В частности, служебное расследование помогает добиться возмещения материального ущерба и восстановления имиджа предприятия.

Не следует также обходить вниманием и подачу жалоб в адрес работников предприятия. Клиент той или иной организации имеет полное право написать письменное обращение в её адрес, где отразит свои претензии к работе сотрудников.

Факты, имеющиеся в таких заявлениях, могут также послужить поводом для служебного расследования.

Оформление протокола служебного расследования

Проверка не проводится в одиночку конкретным работником. Для проведения служебного расследования необходимо издать приказ, сформировать комиссию, подготовить заключение и принять решение по факту.

На заключительной стадии расследования, в случае необходимости, комиссия может собраться на совещание. Такое мероприятие носит официальный характер, а обсуждаемые вопросы требуют фиксации посредством составления специального протокола.

Основная цель такого документа – зафиксировать мнения членов комиссии по рассматриваемому вопросу, а также их итоговое решение.

Как правило, протокол ведётся секретарём, который назначается председателем комиссии. Само заседание должно иметь официальный характер, проводиться в помещении, где соблюдены все условия для нормального проведения дискуссии.

В зависимости от локальных требований, к участию в заседании комиссии могут быть приглашены и лица, причастные к инциденту.

Такая необходимость возникает в спорных ситуациях. В таком случае опрос человека будет происходить максимально открыто, что выгодно для управленца в случае обращения работника в судебные инстанции.

Образец протокола служебного расследования

При составлении такого документа предприятие руководствуется собственными локальными правовыми актами.

Законодательством не введено каких-либо стандартов, поэтому при составлении протокола следует придерживаться общепринятых норм делопроизводства.

Помимо реквизитов предприятия, следует указать дату и место составления протокола, а также его регистрационный номер.

Далее приводится состав комиссии, указывается её председатель, а также секретарь, ответственный за ведение протокола.

На заседание могут быть приглашены любые сотрудники предприятия, если их участия требует возникшая ситуация. Их присутствие, а также реплики, следует также заносить в протокол.

Обычно следующим логическим блоком является повестка дня, то есть краткое описание тех вопросов, которые необходимо обсудить в ходе заседания.

В процессе дискуссии секретарю следует обратить внимание на реплики выступающих членов комиссии. По итогам собрания именно они будут составлять основную часть документа.

В резолютивной части обычно отображаются итоги проведённого собрания и принятые решения.

Исходя из вышесказанного, документ будет выглядеть приблизительно так:

Общество с ограниченной ответственностью «Лада»

ИНН №123456789, г. Раменское, ул. Победная 24

Заседания комиссии по проведению служебного расследования

13.03.2016 г. г. Раменское

Иванов И.И. – председатель комиссии;

Петров П.П. – секретарь комиссии;

Сидоров С.С. – член комиссии;

Васильев В.В. – член комиссии;

Рассмотреть материалы служебного расследования, проведённого на основании Приказа директора ООО «Лада» №45 от 05.03.2016 г. и подвести итоги

  • Иванов Иван Иванович, председатель комиссии:

В ходе проведённого служебного расследования, членами комиссии было установлено, что 02.03.2016 г., приблизительно в 02:30, неизвестными лицами было совершено повреждение остекления административного здания ООО «Лада», расположенного по адресу г. Раменское, ул. Победная 24. В результате противоправных действий, предприятию был причинён материальный ущерб на сумму 5320 руб.

Согласно графику дежурств работников отдела охраны, на июнь 2017 г., в ночь с 01.03.2016 г. на 02.03.2016 г. на данном объекте работал охранник Щукин Василий Петрович.

В ходе дальнейшей проверки, от Щукина В.П. было истребовано объяснение о случившемся. В письменном объяснении Щукин В.П. указывает, что на момент повреждения имущества находился на маршруте патрулирования в другом крыле здания и не слышал звуков биения стекла.

При осмотре здания членами комиссии было установлено, что на момент совершения указанных действий охранная сигнализация не была включена, что является нарушением п. 4.6 рабочей инструкции охранника.

  • Сидоров С.С., член комиссии:

Щукин В.П. принят на работу в ООО «Лада» Приказом директора ООО «Лада» №46-ок от 03.05.2015 г. С рабочей инструкцией Щукин В.П. был ознакомлен под подпись 03.05.2015 г., о чём свидетельствует лист ознакомления со своими обязанностями. Учитывая факты, изложенные в объяснительной Щукина В.П., осуществляя свои функциональные обязанности последним было осуществлено нарушение п.4.6. рабочей инструкции охранника.

По итогам проведённой проверки составить заключение

  • Составленное заключение, вместе с материалами служебного расследования направить директору ООО «Лада» для рассмотрения и принятия решения
  • Разместить протокол данного заседания на официальном веб-сайте ООО «Лада»
  • Председатель комиссии: Иванов И.И.

    Члены комиссии: Петров П.П.

    По завершении заседания протокол следует подписать всем членам комиссии. Впоследствии, он будет приложен к материалам служебного расследования.

    Таким образом, в данной статье была рассмотрена процедура ведения протокола на заседании комиссии по служебному расследованию. Стоит отметить, что в разных ситуациях такая необходимость может и не возникнуть. Однако, при разбирательстве резонансного дела и освещении серьёзных проблем управленцу желательно фиксировать каждый свой шаг.

    Противопожарные инструктажи для сотрудников – что нужно знать

    Противопожарные инструктажи — неотъемлемая часть соблюдения правил техники безопасности и охраны труда в организации. Законодательство обязывает работодателей обучать своих сотрудников правилам пожарной безопасности (ПБ), проводя соответствующие инструктажи. Подробности мы собрали в этой статье.

    Основные положения

    Ответственность за организацию противопожарных инструктажей несет руководитель или собственник организации: именно это лицо должно обеспечить своих работников знаниями в области пожарной безопасности. Инструктаж может проводиться лично руководителем или же ответственными лицами, обученными и назначенными приказом руководителя. Инструктаж проводится в утвержденном законом порядке, учитывая при этом специфику организации. Подробно нормы пожарной безопасности утверждены в приказе МЧС № 645 от 12.12.2007 (ред. От 22.06.2010).

    Необходимо иметь в виду, что работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарных инструктажей, обязаны пройти обучение пожарно-техническому минимуму.

    Что входит в противопожарный инструктаж:

    — Ознакомление работников с основными требованиями пожарной безопасности;

    — Изучение работниками пожарной опасности используемых в производстве технологических процессов;

    — Обучение работников правилам пользования средствами противопожарной защиты;

    — Обучение работников действиям, предпринимаемым при возникновении пожара.

    Кроме того, в рамках противопожарного инструктажа работники должны быть ознакомлены и с правилами надлежащего содержания территории, зданий и помещений организации, с эвакуационными путями и процессом эвакуации людей, с правилами использования открытого огня при работах, а также с правилами вызова пожарной охраны и тем, как следует применять средства пожаротушения и пожарную автоматику.

    Важно, чтобы в инструктажах учитывалась специфика организации и чтобы полученные знания регулярно проверялись. Особенно пристальное внимание должно уделяться практической составляющей обучения. Именно это дает сотрудникам возможность грамотно повести себя в чрезвычайной ситуации и быстро предпринять необходимые действия.

    Виды инструктажей по пожарной безопасности

    Нормы ПБ разделяют противопожарные инструктажи на несколько видов:

    — первичный на рабочем месте

    Обратите внимание, что для фиксирования проведения инструктажей компания обязана вести журналы учета проведения инструктажей по ПБ. Согласно пунктам 9 и 10 Норм ПБ, туда вносятся соответствующие записи, подтвержденные подписями инструктируемого и инструктирующего. Помочь с оформлением документации по охране труда могут наши специалисты.

    Вводный инструктаж должен проводиться со всеми без исключения принимаемыми на работу сотрудниками, несмотря на их образование и опыт работы. Также вводный инструктаж проводится с командированными в организацию работниками, с лицами, прибывшими на производственную практику или обучение, и с прочими лицами по решению работодателя.

    Вводный инструктаж проводит руководитель или работник, назначенный ответственным за ПБ. Законодательство устанавливает правило, по которому вводный инструктаж должен проводиться в оборудованном помещении по программе, утвержденной приказом, а также инструктаж должен сопровождаться практической тренировкой.

    Первичный инструктаж на рабочем месте также проводится со всеми вновь принятыми сотрудниками; с теми, кого перевели из одного подразделения компании в другое; с выполняющими новую для них работу; с сезонными работниками; а также со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные или иные работы на территории компании.

    Такой инструктаж проводится лицами, ответственными за ПБ в структурных подразделениях, опять же — по утвержденным программам. Первичный инструктаж осуществляется индивидуально с каждым сотрудником, но может проводиться и с группами лиц, если они работают на однотипном оборудовании.

    Повторный инструктаж проводится для всех сотрудников организации тем же лицом, что и вводный. Такой инструктаж необходим для проверки и обновления знаний правил, норм, стандартов и инструкций по пожарной безопасности.

    Внеплановый инструктаж проводится, если:

    — Были введены новые правила, нормы и инструкции по ПБ или же в них были внесены какие-либо изменения;

    — Изменились факторы, влияющие на противопожарное состояние объекта. Например, был изменен технологических процесс производства или произошла модернизация оборудования;

    — Сотрудниками были нарушены правила ПБ, что привело к пожару;

    — На аналогичных производствах произошли аварии/пожары.

    Также внеплановый инструктаж проводится для сотрудников, у которых случился длительный перерыв в работе (более 30 календарных дней для обычных работ и более 6 дней для работ с дополнительными требованиями).

    Внеплановый инструктаж проводится лицом, назначенным приказом руководителя ответственным за ПБ в организации.

    Целевой инструктаж необходим при:

    — разовых работах повышенной пожароопасности;

    — ликвидации последствий аварий;

    — осуществлении работ с оформлением наряда-допуска, огневых работ во взрывоопасных производствах;

    — проведении экскурсий, организации массовых мероприятий с обучающимися и другими лицами (заседаний, собраний с количеством участников от 50 и более человек).

    Сроки проведения инструктажей

    Образование в области безопасности труда должно быть систематическим и регулярным. Для этого нормами установлена периодичность проведения противопожарных инструктажей.

    Повторные инструктажи по пожарной безопасности должны проводиться с периодичностью 1 раз в год для обычных организаций и 2 раза в год для предприятий, которые относятся к объектам с пожароопасным технологическим процессом/производством.

    Для остальных видов инструктажей периодичность должна основываться на практических соображениях и здравом смысле. Например, очевидно, что вводный инструктаж осуществляется перед началом работы нового сотрудника, а внеплановый — при наступлении вышеупомянутых случаев.

    Ответственность за отсутствие проведения инструктажей

    Нарушение правил пожарной безопасности, согласно статье 20.4 КоАП РФ, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа от 2 000 рублей для граждан и до 200 000 рублей для юридических лиц.

    Если же нарушения повлекли за собой возникновение пожара, то штрафные санкции увеличиваются: при незначительном уроне суммы штрафов варьируются от 4 000 рублей для граждан до 400 000 рублей для юрлиц. Чем более серьезны последствия такого нарушения, тем выше и карательные меры: если пожар причинил тяжкий вред здоровью или повлек за собой смерть человека, то санкции на юридических лиц могут достигать 1 000 000 рублей. Также нарушение в таком случае может повлечь за собой административное приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.

    Непроведение инструктажей и/или отсутствие журнала учета их проведения хоть и не является грубым нарушением, однако влечет за собой дополнительные тщательные проверки госорганами, что зачастую приводит к выявлениям дополнительных нарушений, а значит — и к большим штрафам.

    Не уверены, что в вашей компании все в порядке с охраной труда и техникой безопасности на производстве и в офисах? Запишитесь на консультацию к нашим специалистам: Мы обеспечим аудит охраны труда, проконсультируем по инструктажам и поможем привести документацию к нужному виду.

    Как провести инструктаж по пожарной безопасности (нюансы)

    • Что представляет собой инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте
    • Этапы противопожарного инструктажа
    • Что должно быть в программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте
    • Где можно скачать основной документ противопожарного инструктажа на рабочем месте (образец программы)?
    • Итоги

    Что представляет собой инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте

    В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима, установленных постановлением Правительства России от 16.09.2020 № 1479, лица, нанятые на работу организацией или ИП, допускаются к выполнению своих обязанностей только после того, как обучатся необходимым мерам пожарной безопасности. Он может быть проведен по программам противопожарного инструктажа либо программам дополнительного профобразования.

    Исходя из положений п. 5 приложения к приказу МЧС России от 12.12.2007 № 645, под противопожарным инструктажем можно понимать комплекс мероприятий, направленных на информирование работников организаций:

    • о базовых требованиях пожарной безопасности;
    • об особенностях пожарной опасности отдельных технологических процессов, устройств;
    • о способах использования средств противопожарной защиты;
    • порядке действий в случае пожара.

    Содержание противопожарного инструктажа должно, в соответствии с п. 8 приказа МЧС № 645, включать ознакомление сотрудников:

    • с правилами пользования территорией, зданиями, помещениями, в частности, имеющимися в них эвакуационными путями, водопроводом, пожарными сигнализациями и системами управления эвакуацией;
    • противопожарными требованиями, определяемыми исходя из особенностей технологических процессов и инфраструктуры производства и их пожарной опасности;
    • конкретными мероприятиями, направленными на обеспечение защиты от пожара;
    • правилами использования открытого огня, а также проведения огневых работ;
    • правилами вызова пожарных служб, применения различных средств пожаротушения.

    Противопожарный инструктаж бывает пять видов:

    • вводный (проводится с новыми сотрудниками);
    • первичный пожарный инструктаж на рабочем месте (как правило, проводится с сотрудниками, которые переводятся с одной должности на другую);
    • повторный (проводится 1 раз в полгода);
    • внеплановый (осуществляется при существенных изменениях режима противопожарной безопасности на предприятии, а также при больших перерывах в работе);
    • целевой (проводится в рамках конкретного мероприятия или задания с участием работников).

    Порядок проведения каждого этапа инструктажа подробно описан в «КонсультантПлюс». Зарегистрируйтесь бесплатно на 2 дня, и вы узнаете, как правильно проводить инструктаж.

    Этапы противопожарного инструктажа

    Все виды инструктажа должны проводиться ответственным сотрудником, который назначается руководителем фирмы (пп. 12, 17, 22, 27, 29 приложения к приказу МЧС № 645) с изданием соответствующего приказа, заключением между работодателем и сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору, а также подписанием обновленной должностной инструкции (если в изначальные обязанности работника не входила подобная деятельность). В этом состоит первый этап инструктажа.

    Вводный и первичный инструктажи по пожарной безопасности должны проводиться компанией-работодателем в соответствии со специальными программами, утверждаемыми руководством (п. 6 приложения к приказу МЧС № 645).

    Повторный инструктаж по пожарной безопасности осуществляется по программе первичного. Внеплановые и целевые инструктажи не предполагают составления программы, и алгоритм их проведения определяется исходя из конкретных задач компании-работодателя.

    Второй этап проведения инструктажа (вводного, первичного, повторного) — это разработка программы для него. При решении данной задачи работодатель может воспользоваться рекомендуемыми перечнями вопросов, которые должны быть затронуты программой — определены они в приложении № 2 к приказу МЧС № 645.

    Следующий этап противопожарного инструктажа — определение графика участия работников в нём.

    И наконец, непосредственно сам инструктаж, проводимый на основании утвержденных руководством графика и программы.

    Как правило, самый сложный и трудозатратный этап проведения инструктажа по пожарной безопасности — составление программы. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.

    Что должно быть в программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте

    В зависимости от предпочтений работодателя могут быть составлены отдельные программы для инструктажей разных видов или же сформирована одна, содержащая в своей структуре разделы с вопросами, актуальными для конкретной разновидности инструктажа — вводного, первичного или же повторного.

    Программа (или раздел), отражающая специфику вводного инструктажа, может включать в себя предписания об информировании сотрудников о (об):

    • сфере деятельности компании-работодателя в тех аспектах, которые имеют значение с точки зрения пожарной безопасности;
    • перечне обязанностей и ответственности сотрудников за соблюдение норм пожарной безопасности;
    • основных сведениях, отражающих специфику противопожарного режима на предприятии;
    • перечне локальных нормативных актов, устанавливающих нормы противопожарного режима на предприятии, а также об их ключевых положениях;
    • наличии инструкций по безопасности, способах получения доступа к ним, а также консультаций по их использованию;
    • основных факторах возникновения пожароопасных ситуаций на предприятии;
    • способах эффективного задействования средств тушения пожаров, мерах реагирования на возникшую нештатную ситуацию.

    Программа первичного и повторного инструктажей может включать положения о (об):

    • особенностях плана эвакуации в соответствии с местами размещения средств пожаротушения;
    • факторах возгорания, которые могут наблюдаться на тех или иных рабочих местах или территориях предприятия;
    • пожарной опасности используемого сырья, материалов, выпускаемой продукции;
    • пожарной опасности тех или иных участков технологического процесса;
    • установленных мерах ответственности сотрудников за соблюдение норм пожарной безопасности;
    • применяемых в организации разновидностях огнетушителей;
    • требованиях, установленных для тушения электрооборудования;
    • рекомендуемых действиях сотрудников в случае задымления, при обнаружении возгорания;
    • способах информирования других сотрудников, а также экстренных служб о пожаре;
    • практических мерах защиты себя и коллег при возникновении пожара;
    • способах оказания помощи пострадавшим.

    Структура программы инструктажа по пожарной безопасности может быть представлена разделами о (об):

    • общих положениях программы;
    • целях и задачах инструктажа;
    • особенностях организации и проведения инструктажа на предприятии.

    Где можно скачать основной документ противопожарного инструктажа на рабочем месте (образец программы)?

    Скачать образец программы противопожарного инструктажа на рабочем месте вы можете на нашем портале.

    Итоги

    Составление противопожарного инструктажа — процедура, которая, с одной стороны, достаточно детально регламентирована действующим законодательством, с другой — ее проведение во многом определяется приоритетами конкретной организации. Так, в части составления программы инструктажа по пожарной безопасности компания вправе использовать как рекомендуемую нормативными актами структуру этого документа, так и свою собственную. Однако схему программы инструктажа, предложенную в приказе МЧС № 645, можно считать в достаточной мере подробной, универсальной и затрагивающей ключевые аспекты обеспечения эффективной противопожарной защиты в современной организации.

    Узнать больше об особенностях решения работодателями иных задач в сфере охраны труда вы можете в статьях:

    Противопожарный инструктаж на рабочем месте и периодичность проведения

    от 12 декабря 2007 года N 645

    (с изменениями на 22 июня 2010 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом МЧС России от 22 июня 2010 года N 289 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 32, 09.08.2010).

    Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне – до 1 марта 2022 года.

    Дополнительно см. ярлык “Примечания”.

    – Примечание изготовителя базы данных.

    В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 1, ст.2; N 30, ст.3033; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 19, ст.1839; N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2005, N 14, ст.1212; N 19, ст.1752; 2006, N 6, ст.636; N 44, ст.4537; N 45, ст.4640; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 43, ст.5084), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882)

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    21 января 2008 года,
    регистрационный N 10938

    Приложение
    к приказу МЧС России
    от 12 декабря 2007 года N 645

    НОРМЫ
    пожарной безопасности “Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций”

    (с изменениями на 22 июня 2010 года)

    I. Общие положения

    1. Нормы пожарной безопасности “Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций” (далее – Нормы пожарной безопасности) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций .

    Под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    3. Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.

    4. Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожарно-технический минимум).

    II. Противопожарный инструктаж

    5. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

    6. Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее – специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее – руководитель организации).

    7. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

    8. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

    правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

    требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;

    мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

    правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

    обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

    9. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

    10. О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1).

    11. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

    со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

    с сезонными работниками;

    с командированными в организацию работниками;

    с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

    с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.

    12. Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.

    13. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.

    14. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

    Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

    15. Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

    16. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

    со всеми вновь принятыми на работу;

    с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;

    с работниками, выполняющими новую для них работу;

    с командированными в организацию работниками;

    с сезонными работниками;

    со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;

    с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.

    17. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.

    18. Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа* утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: “первичного инструктажа”. – Примечание изготовителя базы данных.

    Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

    19. Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

    20. Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

    21. Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

    22. Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

    23. Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

    24. Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

    25. В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

    26. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

    при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

    при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

    при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

    для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

    при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

    при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

    при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

    27. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

    28. Целевой противопожарный инструктаж проводится:

    при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);

    при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

    при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;

    при проведении экскурсий в организации;

    при организации массовых мероприятий с обучающимися;

    при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т.п.) с числом участников более 50 человек.

    Подготовка работников по вопросам пожарной безопасности

    В развитие норм Декрета N 7 МЧС утвердило Инструкцию о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере (далее — Инструкция N 36). С 10.06.2018 требования к проведению противопожарных инструктажей, а также подготовки по программам пожарно-технического минимума (ПТМ) становятся обязательными для всех нанимателей. В свою очередь, нормы, содержащиеся в ППБ Беларуси 01-2014, подлежат применению на усмотрение нанимателя, т.е. обязательными не являются .

    Противопожарные инструктажи

    В целом нормы Инструкции N 36 повторяют требования, установленные ППБ Беларуси 01-2014. Вместе с тем, хотя виды инструктажей остались прежними (вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой), в порядке проведения некоторых из них произошли изменения. Рассмотрим их.

    Лица, проводящие инструктажи

    Скорректирован круг лиц, которые проводят противопожарные инструктажи :
    — руководитель юридического лица, ИП или
    — лицо, ответственное за пожарную безопасность юридического лица (его структурного подразделения), ИП.

    Полагаем, данная корректировка связана с тем, что Декрет N 7 снял с нанимателя обязанность назначать лиц, ответственных за пожарную безопасность. Теперь это его право. Соответственно, если руководитель не назначит ответственного за пожарную безопасность, всю ответственность он будет нести самостоятельно (в том числе за проведение инструктажей) .

    Согласно ППБ Беларуси 01-2014 руководитель организации мог проводить инструктаж только в случае отсутствия лица, имеющего специальную подготовку по пожарной безопасности .

    Периодичность проведения повторного инструктажа

    Установлено, что проводить повторный инструктаж необходимо со всеми работниками. Это же закреплено и в ППБ Беларуси 01-2014. Вместе с тем скорректирована периодичность его проведения :
    — не реже одного раза в полугодие — с работниками, занимающимися проведением пожароопасных, в том числе огневых, работ;
    — не реже одного раза в год — с остальными работниками.

    ППБ Беларуси 01-2014 устанавливает одинаковый срок проведения повторного инструктажа для всех без исключения работников — не реже одного раза в полугодие .

    Случаи проведения внепланового инструктажа

    Пересмотрен перечень случаев, при наступлении которых проводится внеплановый инструктаж. В частности, его нужно проводить, если руководитель юридического лица (его структурного подразделения), ИП либо лицо, ответственное за пожарную безопасность, выявили :
    — нарушения работниками требований пожарной безопасности;
    — недостаточный уровень знаний у работников по вопросам пожарной безопасности.

    Согласно ППБ Беларуси 01-2014 внеплановый инструктаж проводился, если вышеперечисленные факты обнаружил орган государственного пожарного надзора .

    Внесение записей о проведении инструктажей

    Все инструктажи независимо от вида регистрируются в журнале регистрации инструктажей. Его форма утверждена в приложении 3 к Инструкции N 36. Ранее сведения о вводном инструктаже вносились в отдельный журнал .

    На заметку
    Осталась возможность регистрировать проведение инструктажей в журналах регистрации инструктажей по охране труда или личной карточке по охране труда .

    Форма журнала регистрации инструктажей претерпела некоторые изменения по сравнению с той, что содержится в ППБ Беларуси 01-2014. В частности:
    — исключена графа «Причина проведения внепланового, целевого инструктажа». Вносить запись о причине проведения целевого инструктажа теперь нужно в графу, в которой указывается вид инструктажа (графа 5). Что же касается внепланового, то причину его проведения в журнале указывать не надо ;
    — добавлена графа «Должность лица, проводившего инструктаж». Ранее она фигурировала лишь в журнале регистрации вводного инструктажа, который, напомним, теперь вести не обязательно.

    Проверка знаний по итогам инструктажей

    По завершении инструктажей проверку практических навыков (действий в случае пожара) теперь проводить не обязательно . Практически все инструктажи завершаются теоретической проверкой знаний в одной из следующих форм :
    — опрос (письменный или устный);
    — тестирование.

    По-прежнему не нужно проводить теоретическую проверку знаний по итогам целевого инструктажа, а вот после вводного — уже необходимо .

    Подготовка по программе ПТМ

    Напомним, что c 24.05.2018 МЧС утвердило программы ПТМ . С принятием Инструкции N 36 в порядке подготовки по таким программам произошли некоторые изменения.

    Подробнее о программах ПТМ см. комментарий «МЧС утвердило программы пожарно-технического минимума».

    Лица, проходящие подготовку по программе ПТМ

    Сужен перечень лиц, которые подлежат обязательной подготовке по программе ПТМ. Из него исключены работники, на которых возложены обязанности по проведению инструктажей. Норма, допускающая расширение вышеназванного перечня, отсутствует. Вместе с тем в ППБ Беларуси 01-2014 такая возможность предусмотрена через согласование с органом государственного пожарного надзора .

    Периодичность проведения подготовки по программе ПТМ

    По общему правилу проводить подготовку по программе ПТМ необходимо :
    — не позднее одного месяца после приема работника на работу;
    — не реже одного раза в три года в процессе трудовой деятельности.

    Обратите внимание!
    Работники, связанные с проведением пожароопасных, в том числе огневых, работ, должны проходить ежегодную подготовку по программе ПТМ. Ранее раз в год данную подготовку проходили руководители и работники организаций, связанных со взрывопожароопасным (пожароопасным) производством. То есть независимо от того, связаны их непосредственные функции с выполнением пожароопасных работ или нет .

    Лица, проводящие подготовку по программе ПТМ

    Уточнено, что проводить подготовку по программам ПТМ имеют право только руководители и специалисты. При этом они должны :
    — либо иметь образование в области обеспечения пожарной безопасности или предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    — либо пройти повышение квалификации по направлению «Обеспечение пожарной безопасности».

    Отметим, что ППБ Беларуси 01-2014 устанавливают такие же требования к образованию (или повышению квалификации), как вышеназванные. Однако в них не указано, какие именно категории работников могут проводить подготовку (руководители, специалисты, иные служащие, рабочие) .

    На заметку
    Не позднее пяти лет после получения упомянутого выше образования (повышения квалификации) работники, проводящие подготовку по программам ПТМ, должны пройти повышение квалификации по направлению «Обеспечение пожарной безопасности» .

    Оформление документов

    Как и прежде, лицам, успешно прошедшим проверку знаний по итогам прохождения подготовки по программе ПТМ, выдается талон *(приложение 5 к Инструкции N 36). Форма талона претерпела незначительные изменения. В частности, теперь в талоне можно указывать наименование структурного подразделения, которое производило подготовку. Ранее в соответствующей строке талона указывалось только наименование организации.

    Проведение подготовки по программе ПТМ, а также результаты проверки знаний фиксируются в журнале установленной формы . В форму журнала внесены уточнения:
    — графа «Тема занятия по программе» переименована на «Номер темы занятия по программе ПТМ». Таким образом, определено, что вносить полное название темы в графу не требуется;
    — графа «Проверка знаний» переименована на «Проверка знаний, номер талона о прохождении подготовки по программе ПТМ». Отметим, что номер выданного талона вносился в эту графу и ранее .

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: