Рабочее время в сельской местности

Какие льготы дали женщинам, работающим в сельской местности

Президент подписал закон о дополнительных гарантиях женщинам, которые работают в сельской местности. Он заработает с 23 ноября 2019 года и касается длительности рабочей недели, дополнительных выходных и доплат.

На самом деле гарантии не новые, но в трудовом кодексе они появились только сейчас. Вот почему так произошло и почему женщины в селах могут меньше работать за те же деньги.

Какие гарантии для женщин добавили в трудовой кодекс

У женщин, которые работают в сельской местности, есть такие льготы:

  1. Они могут работать 36 часов в неделю, а зарплату получать как за 40 часов.
  2. Работа больше 36 часов должна оплачиваться как сверхурочные.
  3. Можно брать один дополнительный выходной в месяц за свой счет.
  4. За работу положена доплата, если день разбит на части.

Теперь эти гарантии указаны в трудовом кодексе.

Пусть другие узнают о своих трудовых правах:

Поделиться новостями о работе на селе

Кого это касается?

Поправки в трудовой кодекс касаются женщин, которые работают в сельской местности. Важно не место проживания, а именно чтобы женщина работала в селе. Жить при этом она может в городе.

Сельская местность — это села, деревни, поселки, кроме рабочих и дачных, поселения, станицы, аулы, хутора, кишлаки. При этом конкретные должности и профессии не важны. Население тоже не имеет значения. Есть поселки, которые по численности и инфраструктуре не уступают городам. Продавщица в сельском магазине, доярка на ферме, учительница в деревенской школе и главный бухгалтер на мясокомбинате могут пользоваться дополнительными трудовыми правами.

Еще это касается работодателей, которые раньше могли пользоваться юридической неграмотностью работниц или ссылаться на противоречия в трудовом законодательстве. Теперь не смогут: женщины будут меньше работать за те же деньги. Или столько же, но с доплатой.

Как было раньше?

У женщин, которые работают в сельской местности, и раньше были дополнительные льготы и гарантии. Но не в трудовом кодексе, а в постановлении Верховного Совета РСФСР № 298/3-1 — еще с 1990 года. Это постановление действовало до сих пор, даже когда появился современный трудовой кодекс.

Получалась нестыковка: в трудовом кодексе одни гарантии, в старом постановлении — другие. Но действовали оба документа. Разобраться в этом было сложно, а работодатели этим пользовались. Они могли сказать: в трудовом кодексе нет права на сокращенную рабочую неделю, работайте 40 часов. Нужно было наводить порядок в документах: или отменять постановление, или вносить льготы в трудовой кодекс.

И вот льготы внесли, то есть фактически закрепили те нормы, что и раньше можно было применять. Но, как всегда, есть нюансы.

Сокращенная рабочая неделя

Обычная рабочая неделя по трудовому кодексу длится 40 часов: 5 дней по 8 часов. Женщина, которая работает в городе, придет на работу в 9 часов утра, а уйдет — с учетом перерыва на обед — в 18 часов.

В поселках и деревнях женщины могут работать 36 часов в неделю. Так государство пытается облегчить труд женщин, который в сельской местности зачастую тяжелый и вредный. А условия жизни у них сложнее, чем в городе. Это отражается на здоровье женщин и демографической ситуации.

При этом платить женщинам нужно как за полную неделю: 4 часа не вычитаются из зарплаты. Чтобы работать меньше обычного, достаточно написать заявление работодателю.

Переработка считается сверхурочными

Если женщина написала заявление на сокращенную рабочую неделю, но работает 40 часов, считается, что 4 часа — это сверхурочные. За такое время нужно доплачивать:

  • за первые два часа — в полуторном размере;
  • за следующие два часа — в двойном размере.

То есть женщина, которая работает в поселке — и совсем необязательно в сельском хозяйстве, — будет работать 36 часов, а получать зарплату как за 40. За остальное время работы ей нужно платить в повышенном размере.

При этом заставить женщину отработать 40 часов в неделю нельзя. Ее можно об этом только попросить. Если она откажется, это не прогул и не повод для увольнения или сокращения зарплаты. Иногда женщин вообще нельзя привлекать к сверхурочной работе — например беременных.

Дополнительный выходной каждый месяц

Женщины, которые работают в сельской местности, могут раз в месяц брать дополнительный выходной. Для этого нужно написать заявление. Отказать в таком выходном работодатель не может.

Но и оплачивать его он тоже не должен. Например, работница птицефабрики взяла дополнительный выходной в пятницу. Она может без негативных последствий для себя не выходить в этот день на работу, но это отразится на ее зарплате: пятницу ей не оплатят.

Бывают выходные, которые работодатель обязан оплатить. Например, если отпроситься на день для диспансеризации, на выплаты это не повлияет. Поэтому важно правильно указывать в заявлении причину и ссылку на статью трудового кодекса. Работодатель может отпустить на диспансеризацию, а заявление попросит написать как будто на дополнительный выходной по статье 263.1 ТК РФ. Так он сэкономит, а женщина потеряет часть зарплаты и право на дополнительный день отдыха.

Читайте также:
Работа в выходной день по ТК РФ – оплата или отгул, сколько часов можно работать

Повышенная зарплата, если рабочий день разделен на части

Если у женщины в селе такие условия труда, что ее рабочий день разделен на части, она должна получать доплату. Например, есть женщина и мужчина, которые работают по несколько часов с перерывами: женщина — повар в поселковой столовой, а мужчина развозит молоко. Они делают это не целый день, а в несколько подходов. У них одинаковая зарплата. Но женщине положена доплата просто за тот факт, что она женщина и работает на селе. А мужчине при таком же раскладе и тех же условиях доплата не положена.

В старом постановлении был зафиксирован размер доплаты — 30%. В трудовой кодекс эту долю не внесли — там просто указали, что оплата в повышенном размере. В каком именно — теперь решайте сами. Есть оговорка, что понижать доплату нельзя: женщины, которые уже работают в сельской местности, продолжат получать 30% сверху. А те, кто устроится после 23 ноября, могут вместо 30% получать только 10%.

Кажется, что гарантию дали, а на самом деле она и так была — и даже в лучшем виде. Хотя эту норму легко обойти — и до поправок в трудовом кодексе, и после них: работодатель может установить женщине такую зарплату, чтобы с надбавкой в 30% она была обычной — которую платили бы и в городе. Сейчас зарплаты устанавливают договором, а не платят по единым тарифам во всей стране.

Доплата за село

Причем имеет значение не место проживания, а именно место работы женщины. То есть те, кто живет в деревне, но работает в городе, этих льгот и гарантий иметь не будет. А если женщина из города приезжает на работу в сельскую местность, то получит их в полном объеме.

Заместитель начальника управления по труду и занятости Белгородской области Виталий Шеин обращает внимание, что поправки в трудовое законодательство распространяются на всех женщин, работающих в сельской местности: от сотрудниц предприятий агропромышленного комплекса до медиков, библиотекарей, работниц почты.

Льготы и гарантии были введены еще в 1991 году Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 №298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”. Часть их была в других документах. Теперь все они перенесены в Трудовой кодекс Российской Федерации, где появилась новая статья 263.1. Ее ввел Федеральный закон от 12.11.2019 № 372-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности”.

Итак, какие льготы и гарантии для сельских работниц появились в Трудовом кодексе и как они будут действовать?

Во-первых, право на предоставление по письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения зарплаты. В случае подачи женщиной такого заявления, работодатель не имеет права ей отказать.

Во-вторых, новая статья Трудового кодекса устанавливает сокращенное рабочее время – 36 часов в неделю, если федеральным законодательством для них не установлена меньшая продолжительность рабочего времени. При этом заработную плату женщины, работающие в сельской местности, получают в полном объеме, как за 40-часовую рабочую неделю.

Если же по производственной необходимости женщина должна трудиться по 40 часов, то еженедельно это переработка признается сверхурочной работой и оплачивается в повышенном размере (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28 января 2014 г. “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”).

В-третьих, женщина, работающая в сельской местности, имеет право на повышенный размер заработной платы, если рабочий день у неё разделен на части.

“У нас все эта норма всегда действовала, хоть и не были прописаны в Трудовом кодексе РФ. Они были в советских нормативно-правовых актах, – рассказала “РГ” замглавы Красноярского района Астраханской области по социальной политике Людмила Сергеева. – Во всех сельских бюджетных учреждениях: школах, домах культуры, библиотеках, детских садах, – наши женщины работают по 36-часовой неделе. По 7 часов и 12 минут в день. И дополнительный выходной предоставляется: это прописано в коллективных договорах всех бюджетах учреждений. Такой выходной, в основном, женщины берут для подготовки детей к школе, детскому саду, прохождения диспансеризации”.

Введенная в Трудовой кодекс РФ льгота может оказаться полезной для работниц коммерческих учреждений, так как их руководители прописывали сокращенный “женский” день на свое усмотрение. В то же время, владельцы, например, фермерских хозяйств чаще всего нанимают сотрудниц на 0,5 ставки, поэтому и необходимости в сокращенной неделе у них нет.

“А вот норма на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части – очень нужна, – считает Людмила Сергеева. – Она необходима тем, у кого “разрывной” характер труда: например, доярка приходит к утренней и вечерней дойке, а дворник убирает школьную территорию утром и после того, как уйдут ученики. И за то, что женщина два раза в день приходит – уходит на объект, а то и приезжает-уезжает, и вводится доплата”.

Читайте также:
Профстандарт санитарки – палатной, поликлиники, буфетчицы

Сейчас, поясняет собеседница “Российской газеты”, ее размер устанавливается локальными актами между учреждением и работником. Она может быть и десять процентов, и тридцать. В связи с тем, что льгота вводится в Трудовой кодекс, процесс будет более упорядочен. “Но, скорее всего, потребуется подзаконный акт об установлении вида и размера этой оплаты”. Есть два вида таких доплат: компенсационная и стимулирующая. “Хорошо, если она будет компенсационная – тогда ее нельзя будет у работницы отобрать – считает Людмила Сергеева.

“То, что Трудовой кодекс пополняется вот такими положениями, очень хорошо, – говорит Виталий Шеин. – На постановление работодатель может и не обратить должного внимания, а вот Трудовой кодекс РФ лежит на столе каждого руководителя. И если норма прописана в нем, работодатель понимает, что обязан следовать закону”. Также, по его мнению, в собранных воедино правилах гораздо проще ориентироваться обеим сторонам, подписывающим трудовой договор.

“А вот сказать о том, насколько часто жительницы белгородских сел пользуются своим правом на короткую рабочую неделю или дополнительный выходной, сейчас сложно, – признает Шеин. – Не секрет, что многое зависит и от микроклимата в коллективе: где-то сотрудниц охотно освобождают от работы “по семейным обстоятельствам”, а где-то в ответ на такие просьбы смотрят косо. В любом случае, новая статья Трудового Кодекса позволяет защитить права сельских женщин”.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Статья 263.1 ТК РФ. Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности

Статья 263.1 ТК посвящена описанию дополнительных гарантий для женщин, трудящихся в сельской местности. В отдельном виде она появилась сравнительно недавно: в конце 2019 года.

Содержание ст. 263.1 ТК

В ней предусмотрены три льготы для трудящихся на селе женщин. Указано, что эта категория сотрудниц имеет право на:

  1. Предоставление нанимателем одного дополнительного выходного в месяц. Причём этот выходной не оплачивается и оформляется на основе соответствующей письменной просьбы сотрудницы.
  2. Сокращённую длительность рабочей недели – максимум 36 часов. Это возможно, если сокращение рабочей недели не предусмотрено для них общефедеральными законами и нормативными актами. Подчёркнуто, что сокращение времени работы в данной ситуации не влияет на величину зарплаты, которая должна выплачиваться из расчёта полноценной трудовой недели.
  3. Увеличение зарплат при выполнении таких работ, где из-за производственной специфики трудовой день разделён на части.

Рассмотренная статья нацелена на смягчение условий работы трудящихся на селе женщин. Она затрагивает данную группу сотрудниц полностью, независимо от семейных обстоятельств и других факторов.

Основные вопросы по ст. 263.1 ТК

Какие ещё группы лиц имеют право на трудовую неделю в 36 часов?

Таких категорий сотрудников довольно много. К тем, для кого установлена именно трудовая неделя в 36 часов, относят:

  • отдельные группы работающих в педагогической сфере;
  • отдельные категории медиков;
  • сотрудников, непосредственно занятых обращением с химическим вооружением.

Более подробно упомянутые категории лиц описаны в следующих документах:

  • Постановление Правительства № 101 от 14.02.03.
  • Приказ Минобрнауки № 1601 от 22.12.14.
  • ФЗ № 136 от 07.11.00.

Также имеются и лица, для которых установлена максимальная длительность рабочей недели в 36 часов, т.е. она может быть и меньше. К ним относятся следующие группы:

  • сотрудницы, занятые на работах в северных и приравнённых к ним территориях;
  • лица, занятые в производстве с определёнными вредными условиями для трудовой деятельности.

Подобные льготы предусмотрены статьями 320 и 92 ТК. Как можно заметить, сотрудницы, упомянутые в ст. 263.1, относятся именно к этой категории. Получается, что по факту они приравнены к трудящимся на Крайнем Севере и во вредных условиях.

Также имеются и иные отдельные категории, занятые на специализированных работах, для которых длительность трудовой недели ещё меньше. Она составляет 24 часа. Это сотрудники, задействованные в обращении с химическим оружием, и сотрудники лабораторий, в которых занимаются гамма-облучением.

Отдельно выделяются некоторые специалисты в сфере медицины: для них установлена трудовая неделя длительностью в 39 часов.

В ст. 92 ТК предусмотрены и иные категории сотрудников, нуждающихся по объективным условиям в меньшей по длительности трудовой неделе. К ним отнесены несовершеннолетние, инвалиды и т.д.

Отдельно нужно отметить: ст. 92 указывает, что длительность работы конкретного сотрудника устанавливается на базе соответствующих колдоговоров и соглашений. Т.е. индивидуальная нагрузка в определённой отрасли у конкретных специалистов может отличаться, если это предусмотрено в соответствующих документах.

Каковы отличительные особенности данной статьи?

Основной её смысл – нацеленность на оптимизацию условий труда женщин, занятых в сельском хозяйстве. Льготы для этой категории сотрудниц объяснимы различиями в физической нагрузке относительно большинства городских профессий. Следует отметить, что они распространяются на всех сотрудниц, занятых на работах в сельской местности. Следовательно, гарантии по ст. 263.1 не отменяют иных льгот, положенных для женщин с беременностью, занятых воспитанием малолетних детей и иных категорий сотрудниц с особыми семейными обстоятельствами.

Читайте также:
Как сделать брендбук компании, что это такое

Почасовая оплата труда педагога

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчеты почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в нашей публикации.

Основания применения почасовой оплаты

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;

работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;

педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее.Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;

размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);

Читайте также:
Рекомендательное письмо для няни

перечень выплат компенсационного характера;

перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Читайте также:
Что такое рекрутмент персонала, отличия рекрутмента и рекрутинга

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

Продолжительность рабочего времени учителя

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Правомерно ли утверждение о том, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени педагога при учебной нагрузке, например, 18 часов или 22 часа в неделю должна составлять 36 часов в неделю и в течение учебного года, и во время работы в каникулы, установленные для обучающихся?

Соответствующие разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минпросвещения РФ № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020 (далее – Письмо № ВБ-1107/08 / 235). В нем чиновники ведомства отметили следующее.

Предусмотренное ч. 1 ст. 333 ТК РФ положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени педагога не более 36 часов в неделю, к учителям школ, а также к некоторым другим категориям педагогических работников не применяется.

Читайте также:
Внешнее совместительство на полную или 0,5 ставки: правила, образец

Основанием для такого утверждения является ч. 3 ст. 333 ТК РФ. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, определяются Минобрнауки.

С учетом наличия более 30 наименований должностей педагогических работников продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов).

В настоящее время такие вопросы урегулированы Приказом Мин-обрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601).

При этом согласно п. 2.8 приложения 1 к Приказу № 1601 для учителей норма 18 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.

Выполнение учителями другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и т. п.), какими‑либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено Приказом Мин-обрнауки РФ от 11.05.2016 № 536 (далее – Приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителей и других педагогических работников в различные периоды деятельности.

Пунктом 2.4 Приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.

Особенности регулирования рабочего времени учителей и других педагогических работников в каникулярный период, предусмотренный для обучающихся, и в периоды отмены учебных занятий по различным обстоятельствам закреплены в разд. IV и VI Приказа № 536, при этом установление для учителей либо перевод их на 36‑часовую рабочую неделю этими разделами не предусмотрены.

Если к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то как объяснить, что на самом деле фактически рабочее время педагога, отдельных учителей значительно превышает 36 часов в неделю?

Как уже было отмечено выше, режим рабочего времени учителей имеет особенности, которые регулируются Приказом № 536.

Особенности рабочего времени учителей состоят в том, что, с одной стороны, к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени, соответствующей 36 часам в неделю, в течение которого руководители неправомерно иногда обязывают находиться в образовательной организации даже при 18‑часовой учебной нагрузке.

Как отмечают чиновники Минпросвещения в Письме № ВБ-1107/08 / 235, рабочее время учителя состоит:

  • из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки;
  • из части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано;
  • из дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано.

Нормируемая часть педагогической работы учителей в силу п. 2.2 приложения к Приказу № 536 определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между занятиями, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. Выполнение учителем учебной нагрузки сверх 18‑часовой нормы с их письменного согласия, естественно, увеличивает нормируемую часть его рабочего времени.

Другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизированная по количеству часов, регулируется п. 2.3 приложения к Приказу № 536.

К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относятся:

  • выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, участие в разработке рабочих программ предметов с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; работа с родителями; участие в работе педагогических и методических советов; кратковременные дежурства в образовательном учреждении);
  • выполнение дополнительной работы за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

В соответствии с п. 2.4 приложения к Приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации учителей в часы, дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

  • от проведения занятий по расписанию;
  • от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
  • от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату.
Читайте также:
Расчёт, размер и выплата пособия по временной нетрудоспособности

Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения указанных выше обязанностей, регулируемого особым образом, в том числе самим учителем, является неправомерным.

Рабочее время педагога: основные проблемы

Режим дня и отдыха педагога на практике вызывает немало трудностей. Что нужно знать об организации времени? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Как поступить, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Является ли выходным методический день? Рассмотрим нюансы.

Каковы особенности организации рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены?

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами(выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Читайте также:
ИП это юридическое или физическое лицо, является ли ИП юридическим лицом

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Какие документы регламентируют процесс организации режима дня и отдыха?

К таковым относятся:

  • график предоставления дополнительных дней отдыха;
  • заявление об установлении (отмене) неполного рабочего времени;
  • график отпусков;
  • заявление о предоставлении отпуска;
  • приказ (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику (работникам) ;
  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку.

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Читайте также:
Благодарность за работу сотруднику – что это, как написать

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Эффективный руководитель образовательных организаций
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
  • Организация учёта сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Читайте также:
Рекомендательное письмо для няни

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске – дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: