Стадии развития коллектива по Макаренко и Лутошкину

Учение А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели, деятельности и организации.

Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

2. Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом расширяется.

Таким образом, на втором этапе развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Главная цель педагога на этом этапе – предельно использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив формируется.

Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением противоречий:

ь между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;

ь между общими и индивидуальными перспективами;

ь между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;

ь между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неминуемы скачки, остановки, движения вспять.

3. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ. Возможности для перехода к следующему этапу формируются в рамках предшествующей. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, если даже он достиг высокого уровня. Поэтому отдельные педагоги выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти станции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».

«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

Читайте также:
Входит ли в стаж отпуск по уходу за ребенком до 1.5 и до 3 лет для пенсии

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, – организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» – это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. педагогический коллектив руководитель школьник

Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности. [6, с.94]

Читайте также:
Цветовой тест Люшера при приёме на работу

Стадии развития коллектива

Сотрудники предприятия, как небольшой социум, никогда не находятся в едином и стабильном состоянии – стадии развития коллектива в любом обществе предусматривают его изменение под действием как внешних, так и внутренних факторов. И для эффективного управления любой специалист по кадрам или руководитель должен знать, как правильно распознавать стадии развития коллектива и корректировать использование различных методов управления. Наиболее популярными считаются стадии развития коллектива по Макаренко и по Лутошкину.

Стадии развития коллектива – что это такое

Каждый коллектив в процессе своего формирования и существования проходит различные стадии развития, которые могут быть охарактеризованы по разным признакам. При этом знание и понимание стадий развития коллектива является одним из ключевых для каждого руководителя, кадровика или эйчара, так как от понимания базовых принципов функционирования рабочего социума будет зависеть и психологический микроклимат на рабочем месте, и эффективность управления персоналом, и, соответственно – общая эффективность экономической деятельности субъекта хозяйствования.

Всего существует огромное количество исследований, посвященных микроклимату человеческих коллективов, но наиболее популярными на постсоветском пространстве считаются стадии развития коллектива по Макаренко или по Лутошкину. Изучение этих этапов и состояний социума позволяет руководителю использовать наиболее эффективные инструменты мотивации персонала и грамотно распоряжаться человеческими ресурсами предприятия.

Стадии развития коллектива по Макаренко

Антон Семёнович Макаренко – ученый-педагог, работавший в СССР в начале 20-го века, который считается ЮНЕСКО одним из основоположников современной педагогической науки. В его исследованиях, посвященных стадиям развития коллективов, основное влияние рассматривается именно за счет педагогических воздействий. В рамках трудовой деятельности, педагогический аспект может предусматривать проведение семинаров, тренингов, внедрение наставничества на предприятии и личное участие руководителя в рабочем процессе. Сами же стадии развития коллектива по Макаренко выделяются следующим образом:

Первоначальное сплочение. Данная стадия предусматривает активное участие руководителя в становлении всего коллектива как единого механизма. На данной стадии первичную постановку целей и задач обеспечивают сугубо административные методы воздействия руководителя. На основании развития и адаптации этих идей в рамках работы с персоналом организации, эффективным инструментом мотивации является прямая материальная – то есть, воздействие на работников сугубо регулированием их прямого дохода.

  • Образование актива. На этой стадии в активе выделяются отдельные лидеры и аутсайдеры, а сам актив, хоть и работает на достижение целей, поставленных перед ними руководителем, уже представляет собой общество, самоорганизованное и самоопределенное. На этом этапе руководителю следует должным образом вознаграждать преимущественно лидеров, развивая в них лояльность к организации и её целям.
  • Этап расцвета. На данном этапе коллектив уже работает как единое целое и является практически полностью самостоятельным. Высокий уровень психологического единства позволяет сотрудникам добиваться общих целей сообща и работать на эффективность всего структурного подразделения. Однако на этом этапе также могут возникать проблемы с интеграцией новых членов в коллектив, в котором уже устоялись свои внутренние правила и традиции.
  • Этап движения. В данной ситуации коллектив уже эффективно справляется со всеми устанавливаемыми перед ним задачами, а руководитель лишь обеспечивает взаимосвязь коллектива с иными подразделениями и вышестоящим руководством в целом. При этом на этом этапе коллектив также начинает работать и над индивидуальным развитием каждого члена – в том числе становится более открытым для новых работников.
  • Стадии развития коллектива по Лутошкину

    Анатолий Николаевич Лутошкин – также является классиком советской педагогики, более современного периода, чем А.С. Макаренко. Соответственно, стадии развития коллектива по Лутошкину более актуальны изменяющимся тенденциям общества и раскрывают роль не только руководителя, но и рассматривают отдельные инструменты и проблемы, возникающие на разных этапах формирования социума.

    Выглядят стадии развития коллектива по Лутошкину следующим образом:

    Песчаная россыпь. На этой стадии коллектив, согласно аналогии исследователя, представляет собой отдельные «песчинки». Каждый его член имеет только личные цели, не имеет направления движения и устоявшихся контактов с другими участниками. В данном случае руководитель может управлять таким коллективом только путем административного ресурса и прямых указаний. На этом этапе проще всего отсеивать неподходящих членов коллектива и набирать новых сотрудников.

  • Мягкая глина. На этом этапе, в коллективе уже есть определенные устоявшиеся связи, но нет общего единства и общих целей. Основной задачей руководителя на этом этапе формирования коллектива будет являться создание из него эффективного инструмента для решения поставленных вопросов. Именно на данном этапе ключевое значение имеют усилия руководителя. Он, как опытный мастер, имеет возможность сформировать из глины то, что необходимо предприятию.
  • Мерцающий маяк. Этот этап предусматривает, что коллектив уже является общей структурой, но действует спонтанно и далеко не всегда так, как это необходимо организации. На данном этапе у коллектива формируются как лидеры, так и изгои. Однако работодателю следует поддерживать активность и устранять возможные конфликты при активном личном участии, задавая четкие цели и обеспечивая мотивацию.
  • Алый парус. Этот этап развития коллектива часто является финальным и предпочтительным для многих работодателей, в особенности в сфере крупных корпораций с жесткой корпоративной культурой. На этом этапе коллектив представляет собой единое целое, а все его участники работают на достижение общих целей, одновременно с этим стремясь к конкуренции с другими коллективами. При этом взаимосвязь участников в коллективе делается для них одной из основных ценностей – и на этом этапе могут возникать определенные разногласия с руководством, так как цели и ценности коллектива могут в итоге вступать в конфликты с целями и ценностями организации.
  • Горящий факел. В данной ситуации коллектив активно сам стремится реализовывать свои цели, полностью соотносящиеся с целями организации, развиваясь как внутри, так и развивая окружающее пространство. Руководитель в таком коллективе – это его полноценный участник и просто координатор, обеспечивающий его взаимосвязь с другими структурными подразделениями.
  • Читайте также:
    Увольнение беременной на испытательном сроке – по инициативе работодателя и собственной

    Этапы развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

    «ПЕСЧАНЫЕ РОССЫПИ»Дунет ветер посильнее- разнесет песчинки в сторону. Есть группы ребят очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься- каждый сам по себе.

    «МЯГКАЯ ГЛИНА»В группе, которая находиться на этой стадии, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но сами ребята без подсказки действовать не могут.

    «МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК»В группе выделяется актив, цели становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Здесь преобладает желание работать сообща, бывать вместе. Уже есть на кого опереться. Однако, ребятам не всегда хватает сил собраться, проявить настойчивость.

    «АЛЫЙ ПАРУС»это новый этап формирования коллектива. Это символ устремленности вперед, дружеской верности. В таком коллективе живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного».

    «ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ»настоящий коллектив не удовлетворен собственным благополучием и, не дождавшись просьб и призывов, спешат на помощь к тому, кто бескорыстно стремится принести помощь людям, всему обществу, высоко подняв над собой факел, освещающий дорогу другим.

    А.С. Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов) развития коллектива

    Первая стадия– становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стре­мящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организации.

    На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется.

    Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности.В развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

    Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчерк­нуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов.

    4-АЯ СТАДИЯ Т.О., Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Меж­ду стадиями нет четких границ-возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс само­воспитания

    Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктована двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Эта традиция в свою очередь имеет два источника. Первый — постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив — специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь «суррогаты коллективности» и в качестве таких «суррогатов» разнообразные групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.

    Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Тот факт, что это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином «коллектив», есть лишь дань упомянутой традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистском употреблении понятие «коллектив» весьма спорно (может ли быть «коллектив частной фирмы» или «коллектив совместного российско-американского предприятия»?), в обыденной речи оно сохраняется. Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченную специфику его содержания.

    Читайте также:
    Заявление о выходе из декретного отпуска досрочно: образец

    Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки, то там содержится много полезного, в частности в работах А.С. Макаренко, где наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко был обозначен и тот специфически социально-психологический аспект исследования, который впоследствии был принят советской психологией. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, — это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций.

    Теории развития коллектива

    Какие существуют стадии развития коллектива? Есть 2 общераспространенных толкования понятия «коллектив»:

    1. Это любая организованная группа людей.
    2. В педагогической среде — это объединение учеников, отличающихся каким-либо важным признаком.

    Сам термин происходит от лат. collectivus , что означает «собирательный».

    Общие сведения

    У любого коллектива, общественности, большой группы людей есть социальная цель. Она есть у покупателей в супермаркете или у подростков, создавших закрытый клуб любителей покурить в подъезде. Имеет значение, на что эта цель направлена. Цель такой группы должна совпадать с общественными целями и не противоречить закону. Эти объединения происходят для того, чтобы быстрее достичь собственных целей и задач, при этом каждый в группе вносит свой вклад и помогает себе и другим. Уровень личной ответственности и морального единения в коллективе очень высок.

    Отношения в группе демократические, а лидеров выбирают по авторитетности, открыто, путем голосования большинства. Психологическая атмосфера сплоченная, взаимопонимание на высоком уровне, имеет место взаимопомощь и здоровая критика — именно в этом отличие коллектива от формально образованной группы людей.

    У такой группы, как школьники, есть свои особенности.

    Отношения к труду и деятельности в коллективе соотносятся с мотивацией: каждый знает, что он делает и зачем. В состав школы в рамках ее официальной структуры входят коллективы классов, где деятельностью является учеба. В классе формируется разветвленная сеть взаимоотношений. Ученики класса — это группа, объединенная одной социально значимой целью, имеющая возможность выбрать лидера и особенно сплоченная, связанная общей ответственностью, где в некотором смысле каждый член группы зависит от других.

    О теории коллектива и стадии его развития много писал известный отечественный деятель А.С. Макаренко. Закон жизни групп и обществ заключается в движении. Если оно есть, то коллектив живет, если движения нет, то он умирает. Согласно его теории, принципами развития классного коллектива являются гласность, ответственная зависимость, перспектива и параллельное движение.

    Стадии коллектива по Макаренко

    1. На первоначальной стадии происходит базовое сплочение. С группой учеников работает педагог, который хочет воспитать из собранных детей коллектив, чтобы установить определенные взаимоотношения, привить им чувство ответственности и стремление к единой цели. Педагог является организатором и лидером, он устанавливает основные задачи, а ученики их выполняют. Этап завершается, когда слияние на основе общей цели, деятельности и организации произошло.
    2. Вторая ступень характеризуется усилением влияния учеников. Они не только выполняют требования педагога, но и начинают предъявлять их друг к другу, понимая, что те или иные поступки могут помешать успешному достижению общей цели. Выделяются активисты, которые помогают педагогу в его воспитательной работе. На этой стадии структура коллектива выравнивается, он существует как общее целое, в нем начинают происходить свои процессы, вроде самоорганизации. Появляются первые требования и понимание, что их необходимо соблюдать. Таким образом, коллектив внутри себя начинает воспитывать личность. Первый и второй уровни развития детского коллектива крайне сложны, задача педагога состоит в правильной оценке возможностей группы учеников и максимальном использовании ресурсов, которые коллектив вырабатывает. В нем могут быть как отстающие ученики, так и преуспевающие. Педагог регулирует ситуацию.
    3. На третьей стадии по Макаренко начинается расцвет. Участники коллектива больше требуют от себя, от других, воспитывают и оказывают влияние друг на друга. Суждения становятся более обоснованными, уверенными, привычки закрепляются. Все этапы развития детского коллектива важны и должны контролироваться опытным специалистом. На этой ступени происходит формирование личности.

    Макаренко уточнял, что стадии развития коллектива не имеют четких границ. Некоторые педагоги расширяют ступени до четвертой и пятой.

    Перспектива и личность

    Существует близкая, средняя и дальняя перспектива.

    1. К близкой можно отнести совместный поход в зоопарк, когда все чувствуют приближающуюся радость, совместно переживаемую.
    2. Средняя перспектива диктует правила: чтобы в будущем заслужить победу или завершить проект, нужно приложить усилия. Это может быть творческий конкурс, растянутый по времени.
    3. Дальняя перспектива — это окончание школы.

    Систему перспектив нужно тщательно выстраивать, это задача педагога.

    На неуспевающих школьников, как правило, учитель не может оказать такого же сильного влияния, как другие ученики. Выдвинуть требование к отстающему можно через воздействие коллектива — это принцип параллельного действия. Но делать это нужно умело. Нельзя наказать за одного неуспевающего члена группы всю группу. Такое решение может привести к негативным последствиям, если ученики решат наказать самостоятельно или грубо осудить того, кто провинился и из-за кого все понесли наказание.

    Читайте также:
    Увольнение по независящим от воли сторон обстоятельствам - статья ТК РФ

    Долгое время считалось, что личность полностью подчиняется коллективу и никак не влияет на него. Однако это не совсем так.

    Все школьники разные, они приходят в коллектив уже почти сформированными личностями, школьная работа только обтачивает «камень» — тот социальный опыт, который имеется.

    Иногда этот опыт не соответствует тому, что ученик видит в сложившемся коллективе. Тогда он либо перестраивается под влиянием окружения, либо начинает противоборство, а столкновение убеждений может привести к конфликтам. Независимо от характера или типа личности каждый участник коллектива хочет занять в нем какое-то определенное место. Всем нужно самоутвердиться в той или иной степени, но не всем это успешно удается. Не всегда выходит преодолеть природную застенчивость, неумение выразить грамотно свою мысль, некоторые скрывают свои истинные эмоции, становятся зажатыми.

    Взаимоотношения личности и коллектива могут находиться в одной из 3 форм, согласно утверждению Макаренко:

    1. Личность подчиняется коллективу.
    2. Личность и коллектив находятся в гармонии.
    3. Личность подчиняет себе коллектив.

    У этих форм есть различные нюансы, но суть одна.

    Довольно распространена такая форма взаимоотношений, как сосуществование. Ученики посещают школу, придерживаются установленных правил, не нарушают ход процесса, но не имеют вовлеченности и общих целей, т.е. не являются коллективом, а лишь группой.

    Педагог в обществе

    В коллективе важны традиции, они помогают почувствовать общность и укрепляют связи. Под традициями понимается устойчивая форма коллективной жизни, наполненная эмоциями и ритуалами, они вносят разнообразие в повседневную жизнь и служат воспитательной цели. К большим традициям можно отнести праздники, которые готовят ученики, спектакли, выступления. К маленьким традициям относится, например, дежурство после занятий, когда несколько учеников остаются в классе, чтобы помыть доску или собрать учебники. Стадии и уровни развития группы формируют количество и качество традиций.

    Выбор цели, которая может объединить учащихся, Макаренко ставил превыше всего. Он говорил, что стимулом человека является завтрашняя радость. Когда цель ясна и прозрачна, она способна больше простимулировать этапы и уровни развития детского коллектива.

    Управление коллективом не похоже на стихийное событие. Коллектив управляем, и результат зависит от качеств и профессионализма педагога. Управление заключается в оценке стадии развития и использования ресурсов в соответствии с возможностями. Для успешной педагогической деятельности нужно найти баланс между направленным руководством и инициативой учеников.

    Работающие с детьми на любой стадии развития детского коллектива педагоги должны постоянно синхронизироваться с ними. Нужно не подавлять, а сотрудничать. Согласно педагогической теории, совершая шаг, следует внимательно пронаблюдать реакцию группы. Даже если методика успешно срабатывала ранее, это не гарантирует успех у нынешней группы. Важно правильно оценить состояние коллектива и не ставить непосильные задачи.

    Все задачи и поручения должны соответствовать интересам и желаниям ученика. При неадекватности выполняемой им роли может возникнуть противоречие. Следует исходить из индивидуальности ученика, участие в инновационном процессе должно соответствовать его личности. Благоприятное или неблагоприятное положение ученики занимают сразу, и эта роль меняется в процессе обучения крайне редко. Для детей как коллектива личность педагога очень важна.

    Оцените статью: (Эту статью еще никто не оценил. Будете первым?)

    Тема 2. Стадии развития детского коллектива

    А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» выделил следующие стации развития коллектива:

    • «Песчаная россыпь»;
    • «Мягкая глина»;
    • «Мерцающий маяк»;
    • «Алый парус».
    • «Пылающий факел».

    1 стадия. Требования к коллективу (от санитарно-гигиенических до организационных) предъявляет руководитель.

    2 стадия. Требования руководителя поддерживает группа детей (неформальный актив).

    3 стадия. Требования к личности начинает предъявлять коллектив.

    Общий подход – от простого к сложному. Чем больше дел, тем лучше. Сначала на подготовку 5 минут, позже – до часа (но не более).

    – Метод случайной разбивки на группы (как можно больше вариантов разбивки): дни рождения (по четырем сезонам), по цветам одежды и т.п.

    – Метод выбора по симпатиям: определяется три лидера, потом – по цепочке, в конце выбирают «аутсайдеры»

    – Формирование постоянных групп идет на основе симпатий). Микрогруппа – группа (5-7 чел.), в которой наиболее комфортно ребенку:
    – примерно одинаковое число девочек и мальчиков, лидеров и «аутсайдеров», «ботаников» и «спортсменов».

    – метод инициативной группы;
    – метод творческой группы;
    – метод совет дела.

    метод опосредованного влияния.показатели сформированности объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Признаки коллектива: наличие социально обоснованной цели. Наличие органов управления. Взаимоответственность и взаимозависимость

    21 ученическое самоуправление Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим. Цель – Сформировать высоконравственную творческую, активную личность на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, задачи Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.

    22 соц. И пед. Функции детских и юношестских общ. Орг. Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях:

    Читайте также:
    Возмещение ущерба работником работодателю: проводки, оформление по ТК РФ

    — детской (участники организации дети, а, следовательно, детское мировосприятие является основой деятельности),

    — социально-педагогической (здесь реализуется позиция общества по отношению к детям, общество содействует передачи социального опыта от одного поколения к другому),

    — общественной (общественные организации создаются для решения общественных проблем; это организации негосударственные, некоммерческие),

    — организационной (обладающей структурой и корпоративной культурой, которые обеспечивают устойчивость и вопроизводимость данной социальной организации).

    функции воспитания в детских общественных организациях могут формулироваться следующим образом:

    аксиологическая — субъективная значимость осуществления собственных убеждений, взглядов, самосовершенствования; присвоение

    ориентационная — уточнение представлений о себе как субъекте преобразования действительности и саморазвития

    операционная — освоение и интериоризация социальных установок на субъектную позицию, ответственное и произвольное поведение,

    23 роль и функции кл. Рук. Педагогические и социально-гуманитарные функции. Они относятся к группе целевых. Они направлены на создание условий для развития учащихся, они ориентированы на помощь ребенку при решении личностных проблем и подготовки его к самостоятельной будущей жизни.Осн задача –создание условий для развития личности обучающихся соответствующим требованиям 21 века , социально- экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Классный руководитель это административное лицо и он имеет право:1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

    2. Контролировать успеваемость каждого ученика;

    3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

    4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и соц. Педагога);

    5. Организовывать воспитательную работу с учащимися класса, через проведения «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и др. мероприятий;

    6. Приглашать родителей в школу;

    7. Получать помощь от педагогического коллектива школы;

    8. Решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

    9. Определять индивидуальный режим работы с детьми;

    10. Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, п.м.п.к. по согласованию с администрацией.Обязанности к.р.:1. Оказание помощи ученику в решении острых проблем (с привлечением психолога);2. Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (+ психолог и соц. педагог);3. Организация в классе учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

    24. Технология работы классного руководителяКлассный руководитель, , выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

    Целеполагание

    Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

    Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:

    1. реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;

    2. преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;

    3. согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;

    4. конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;

    5. диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

    теперь необходимо составить характеристику своего классного коллектива.

    Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности .

    Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени.

    Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

    Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом.

    Планирование работы кл. руководителя

    Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

    Начиная работу по планированию , прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя,

    Структура плана воспитательной работы классного руководителя:

    1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год

    2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.

    3. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.

    4. Жизнедеятельность классного коллектива.

    5. Работа с родителями учащихся.

    6. Совместная деятельность с общественностью.

    7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)

    8. Работа с учащимися из “группы риска”.

    9. Взаимодействие с учителями – предметниками.

    10. Педагогические наблюдения.

    11. Литература для проводимых мероприятий.

    Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

    27 воспитательная система школы В.с.– сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение В структуре воспитательной системы школы (учреждения образо-вания, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

    · теоретическая концепция (цели, задачи, принципы), для реализации которой создается воспитательная система;

    · содержание системы (научные знания, информация ) том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

    Читайте также:
    Удержание по исполнительному листу с отпускных

    этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития Первый этап – становление воспитательной системы Главная цель первого этапа – формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления Второй этап – отработка системыТретий этап – окончательное оформление системы Четвертый этап – обновление, перестройка системы. Внеклассная работа в школе нацелена на развитие творческих способностей детей. Неисчерпаемое количество интересных замыслов, находок, “изюминок” воплощается на сцене или в классном кабинете самодеятельными артистами. Современные сценарии на самые разнообразные темы помогут сделать внеклассную работу в школе не только увлекательной и познавательной, но и по – настоящему воспитательной. Ведь большую роль в социальном становлении младших школьников играют отношения, складывающиеся со сверстниками, одноклассниками, с педагогами. Ничто не может так сплотить школьный коллектив и сделать его дружным и ответственным, как совместная деятельность во внеклассной работе в школе

    Этапы развития детского коллектива

    Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Здесь есть дружеские компании и враждующие «группировки», есть и обособленные интересы. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, потому что у них еще нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности.

    Воспитатель сам ставит перед группой общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Все это делается для того, чтобы между воспитанниками возникли отношения организованной зависимости, как прообраз будущих коллективных отношений.

    Главные задачи воспитателя на первом этапе развития коллектива:

    • – сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки);
    • – найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем воспитанникам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;
    • — «проявить» актив, т.е. дать возможность самим воспитанникам увидеть в деле тех своих товарищей, кто раньше других принимает общественно значимую деятельность, кто более увлеченно участвует в общей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;

    каждому воспитаннику определить поручение, т.е. создать ему реальную возможность действовать в коллективе.

    Успех и продолжительность первого этапа зависит от правильного понимания воспитателем своих основных задач и умения их реализовывать технологически. Если вдуматься в существо перечисленных задач, то нетрудно заметить, что уже на данном этапе главное внимание воспитателя должно быть обращено не на мероприятия, а на реализацию тонкого триединства — деятельности, общения, отношений.

    На втором этапе у коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: начинает действовать орган самоуправления (актив) и возникают отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие на этом этапе меняет свою форму, оно опосредуется. Начиная коллективную деятельность, воспитатель сначала «заражает» ею актив, делает активистов своими единомышленниками, помогает им выстроить весь проект дела, и теперь сами активисты, являясь участниками деятельности, распределяют поручения, подводят итоги, оценивают результаты.

    На этом этапе у воспитателя две главные задачи — воспитание актива и воспитание первичных коллективов.

    Актив — реальный помощник воспитателя в том случае, если члены актива не только эмоционально и на словах разделяют мнение воспитателя, но и могут организовать коллективную деятельность своих товарищей. Активистов надо учить этому сложному делу управления другими людьми. Будет ли это «школа актива» с серьезной программой или достаточно систематические беседы воспитателя с активом — не столь важно. Важно, чтобы воспитатель постоянно общался с активистами как со своими единомышленниками.

    Воспитание актива предполагает строгое соблюдение принципа «единства уважения и требования». Макаренко (который ввел этот принцип в своей практике и неукоснительно ему следовал) предупреждал, что игнорирование или ослабление этого единства неизбежно приведет к распаду («гниению», как он выражался) актива и всех коллективных отношений. Активисты должны получать от воспитателя открытые доказательства его доверия, следует специально поддерживать их авторитет в глазах товарищей, проявляя к ним уважение. Но и требования к членам актива должны предъявляться многократно более серьезные, чем к остальным воспитанникам.

    Первичные коллективы на второй стадии не должны существовать как безжизненная серая масса исполнителей под руководством актива. Воспитателю следует видеть в них потенциальный актив. Поэтому в коллективной деятельности так важна регулярная смена поручений (с отчетом, анализом и оценкой результатов), чередование разнообразных кратковременных поручений. По опыту Макаренко рядовых членов коллектива необычайно активизировала организация «сводных отрядов», где активисты выполняли кратковременные поручения (на три — пять дней) под руководством рядового члена из какого-либо отряда. Накоплению опыта деятельности в позиции активистов могут способствовать временные активы, создающиеся в рамках конкретной деятельности — «советы дела» (например, совет по подготовке к юбилею школы, штаб порядка на время автобусной экскурсии в пригородный музей-усадьбу и т.д.).

    Таким образом, второй этап в развитии коллектива характеризуется, прежде всего, главным своим признаком: сложилось и действует эмоционально привлекательное для всех, активное, творческое деловое общение воспитанников, зародилось своеобразное самосознание коллектива.

    Третий этап Макаренко называл «расцветом коллектива». Он характеризуется тем, что уже большинство его членов имеет активную позицию в коллективной общественной деятельности. Коллектив начинает функционировать как субъкт воспитания, и воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. Но за воспитателем остается решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, на нем лежит и самое главное — ответственность за жизнь и здоровье детей.

    Читайте также:
    Увольнение по инвалидности: могут ли уволить инвалида?

    Важно подчеркнуть, что на третьем этапе актив «не возвышается» над рядовыми членами коллектива, так как все уже достаточно активны, все имеют ответственности и подчинения. Более того, уже действует общественное мнение — особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. Начинают «работать» традиции коллективной жизни. Они отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций — «у нас так принято», «мы всегда делаем так» — упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

    Именно на третьем этапе развития коллектива раскрывает свои возможности «педагогика параллельного педагогического действия» (термин и концепция принадлежат Макаренко). На этом этапе в развитом коллективе воспитанники перестают «ощущать, что их воспитывают», они просто живут сообща: учатся, работают, занимаются спортом, дружат. Специальное целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется, преломляется, выстраивается «в параллель» с событиями реальной жизни воспитанников. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива позицию субъекта в коллективной деятельности.

    На третьем этапе гармонизируются формальная и неформальная структуры отношений в коллективе:

    • – преобладает внимание друг к другу, готовность помочь без специальных просьб, дружеская поддержка;
    • – нейтрализуется проявление «звездности» и «отверженности» у отдельных воспитанников;
    • – появляется интерес к жизни и деятельности других коллективов, стремление к общению с ними;

    в центр жизни коллектива выходят нравственные ценности — дружба, забота, любовь, честность, искренность, доброта, толерантность.

    Третий этап развития коллектива — это «высший пилотаж» воспитателя. Но следует заметить, что классные коллективы в школе не часто достигают этого этапа. Сказывается влияние объективных факторов: изменения состава класса в угоду каким-то административным целям; смена самого классного руководителя; отсутствие у педагогов единства, в первую очередь, в стиле педагогического общения с учащимися; слабое развитие самоуправления в этой школе. Но стремиться к уровню третьего этапа развития коллектива и работать на него нужно всегда.

    Четвертый этап в развитии детского коллектива был описан в исследованиях Л. И. Новиковой, И. ГГ. Иванова, О. С. Газмана и получил наименование «этап гуманистических отношений». Такие отношения складывались в коллективах, где объединялись уже достаточно зрелые активисты (так было в коллективах лагерей школьных активов — в «Орленке», «Зеркальном», в знаменитой Фрунзенской коммуне). Эти новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений, на четвертом этапе проявляет каждый член коллектива. Каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, он и своим творчеством оказывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей.

    Современные теоретики не всегда выделяют четвертый этан развития коллектива, большинство склонны считать его продолжением третьего этапа, складывающегося в результате счастливого стечения ряда обстоятельств и более длительной совместной деятельности членов коллектива. Но, так или иначе, феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих, развитых коллективов существует. Они не прерываются после окончания школы у повзрослевших воспитанников и сохраняются на всю жизнь как отношения самых близких людей.

    Таким образом, детский коллектив развивается как социально-педагогический феномен, обусловленный, с одной стороны, формально направляемым влиянием воспитателя и организуемым последним педагогическим взаимодействием с воспитанниками, а с другой — неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.

    Стадии развития коллектива, по Л. И. Уманскому. Известный психолог Уманский дал социально-психологическую характеристику коллектива, который он рассматривает как группу, по мере своего развития меняющую структуру и только в зрелом виде представляющую собой коллектив. Каждая стадия развития группы отличается от другой нравственной направленностью ее членов и степенью организационного единства группы. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе ее развития и соответствующие стадии становления воспитательного коллектива:

    • группа-конгломерат — группа ранее не знакомых людей. Общение носит поверхностный и ситуативный характер, но общая для всех цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;
    • группа-ассоциация. Члены группы уже приняли статус первичного коллектива: готовы действовать вместе, но еще не сложились товарищеские отношения. Появляются органы самоуправления, но действуют они еще под полным руководством воспитателя;
    • группа-кооперация. Группа организационно едина, актив авторитетен. В отношениях ярко выражен деловой характер, но мотивы общей деятельности не всегда выдержаны нравственно;
    • коллектив. Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности, организационное единство и коммуникативность.

    Воспитателю важно представлять это внутреннее психологическое движение от «группы-неколлектива» к «группе-коллективу». Полезно сравнивать проявление группового взаимодействия своих воспитанников с такими эталонными типами стадий.

    Метод развития коллектива А. Н. Лутошкина. Особенно интересно в педагогической практике воспитания коллектива «работает» метод эмоционально-символической аналогии, предложенный Лутошкиным, сотрудником лаборатории У майского. Эта система много лет применялась в практике всероссийского лагеря «Орленок» и проверена на опыте большого числа творческих воспитателей по всей стране.

    Путь развития коллектива Лутошкин разбил на пять стадий, для каждой из которых определен свой «образ-символ», отражающий социальнопсихологическую характеристику межличностных отношений и их соотнесенность с деловыми отношениями. Приведем краткое описание этих стадий в образах-символах.

    Читайте также:
    Восстановление кадрового учета - пошаговая инструкция для кадровика

    «Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них существует сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка, что лежит с краю, в сторону, дунет ветер посильнее — и не станет россыпи.

    Бывает так и в группах людей. Отдельный человек — песчинка; вроде все вместе, и в то же время — каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей, они мало знают друг друга, у них нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы, и поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

    «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который легко поддается воздействию, и в руках хорошего мастера он превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.

    В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, но они еще робкие, не все получается, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь пока являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные и конфликтные; ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Такой группе, «мягкой глине», очень нужен хороший «мастер» — организатор, но но-настоящему его некому поддержать.

    «Мерцающий маяк». В штормовом море и начинающим, и опытным мореходам маяк приносит уверенность — курс выбран правильно. Но заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

    Развивающийся коллектив тоже озабочен, чтобы каждый его член шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, общаться. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В таком коллективе уже есть на кого опереться — это те, кто поддерживает «горение маяка», его организаторы и актив. Однако большинству членов такой группы еще бывает трудно проявить настойчивость и терпение в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.

    «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему делу. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один — за всех и все — за одного».

    Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие, авторитетные и надежные организаторы. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, вес переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, правда, не скажешь, что все готовы в любую минуту прийти на помощь, когда их об этом попросят.

    Случается, что бури и ненастье нарушают на некоторое время сплоченную деятельность коллектива, не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно в совместной деятельности положение может быть исправлено.

    «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив — тот, кто «горит» не только для себя, кто не удовлетворяется только собственным благополучием, а, не дожидаясь просьб и призыва, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой горящий факел, освещающий дорогу другим.

    Этапы развития коллектива отражают логику его развития. Но, по мысли Макаренко, у коллектива следует видеть и «диалектику развития», иначе возникнет представление, что первый этап должен преодолеваться в начальной школе, что подростковые классы соответственно выйдут на второй этап, а старшеклассники вполне смогут демонстрировать коллективизм на уровне третьего этапа. Развиваясь диалектически, коллектив не всегда поступательно идет вперед, он может останавливаться в своем развитии и даже деградировать, возвращаться к начальным формам отношений первой стадии. Механизм развития коллектива Макаренко обосновал как «закон движения коллектива».

    Коллективистские социальные установки. При совместной деятельности и общении в социальном опыте отдельных воспитанников и всего коллектива складываются коллективистские социальные установки, которые Макаренко называл «системой перспективных линий», «системой перспектив».

    Раньше других воспитатель организует в коллективе «линии близких перспектив» («завтрашнюю радость»): веселый вечер с чаепитием, поход, конкурсы с призами и др. Такие занятия помогают воспитанникам лучше узнать друг друга, найти единомышленников и друзей, проявить свои способности, выдумку, инициативу, но вместе с тем и приложить определенные трудовые усилия.

    «Средняя перспектива» предполагает события более удаленные во времени, требующие достаточно серьезного приложения общего труда и активности. На такую деятельность способен коллектив, в котором уже достаточно сложились отношения «ответственных зависимостей», где есть привычка уступить товарищу, где действуют органы самоуправления, способные организовать и контролировать общие действия с учетом общественно значимой цели, направлять и регулировать поступки членов коллектива.

    Читайте также:
    Уведомление о проведении аттестации сотрудников: образец

    «Дальняя перспектива» — это не прекраснодушные мечты о будущем, не личные планы воспитанников на взрослую жизнь. Макаренко понимает дальнюю перспективу члена коллектива как «ощущение» себя в будущем на фоне будущего своей страны, осознание своей жизни в единстве с социальной жизнью других людей. Свои личные перспективы на будущее воспитанники должны строить с уверенностью в прогрессивном, счастливом будущем всей социальной жизни.

    Возникает интересный механизм: коллектив, являясь специально организованной микросредой, т.е. фактором социализации, в ходе своего развития приобретает качества субъекта воспитания и свои отношения с каждой конкретной личностью воспитанника строит как с объектом воспитания. Иными словами, функции коллектива как социального организма видоизменяются по модели «спирали»: от первого ко второму этапу воспитательный коллектив явно ослабляет социализирующие, опосредованные способы взаимодействия с личностью и усиливает целенаправленные, а от второго этапа к третьему начинает складываться «параллельное педагогическое действие», и в полной мере разворачиваются широкие социализирующие возможности развитого коллектива. Парадоксально, но именно такой, функционирующий в режиме «параллельного педагогического действия», а значит больше социализирующий, чем открыто воспитывающий коллектив, наконец, становится полноценным средством воспитания.

    Но, рассматривая коллектив как средство воспитания, не следует видеть в нем инструмент авторитарного управления дисциплиной, порядком в детской среде, пресечения непослушания и подавления инакомыслия. На самом деле, воспитывающий коллектив — это педагогически организованное сообщество воспитанников, где каждая личность получает возможность для самореализации.

    Стадии развития временного детского коллектива по А.Н. Лутошкину

    У подножия — начало — расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода — «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок и вершина — «Горящий факел».

    Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

    Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

    Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности и взаимопомощи. Однако проявление активности происходит всплесками, и то не у всех. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально-значимых качеств, укрепление чувства «мы». Формируются лидеры, организаторы и актив, которые поддерживают общие всплески активности. Вожатый сопровождает, консультирует. Идет работа на сплочение группы. Дети ситуативно способны на крупное дело.Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей.

    Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников.Начинают развиваться и обостряться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова сразу признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

    Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.

    Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады. Этап «Горящий факел» со временем формирует конфликтную зону столкновения идей, в которой сильные лидеры либо сотрудничают и работают под руководством друг друга, либо покидают группу, что неизменно ведет к распаду коллектива.

    Поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: