Стажировка при приеме на работу – чем регламентируется, как оплачивается, что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В ООО планируется взять стажера на должность бухгалтера (продукты питания), ранее он работал бухгалтером в организации, которая торговала непродовольственными товарами.
Какой необходимо заключить договор? Кто может быть стажером? Должна ли быть соответствующая единица в штате? Необходимо ли порядок стажировки закрепить в локально-нормативных актах? Обязательно ли наставнику производить доплату?
Понятие стажировки Трудовой кодекс РФ не раскрывает. В то же время существует ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения стажировок различных категорий специалистов, служащих, исходя из которых можно прийти к выводу, что целями стажировки являются изучение стажером передового опыта, освоение новых технологий, форм и методов организации труда, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе образования и приобретение практических навыков и умений*(1).
В Трудовом кодексе РФ понятие “стажировка” упоминается в самостоятельном значении в единственной норме – части первой ст. 59 ТК РФ, говорящей о случаях, когда с работником заключается срочный трудовой договор (“для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника”). Напомним, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая изложенное, если в процессе прохождения стажировки предполагается выполнение стажером той или иной работы, а не просто ознакомление, например, с технической и иной информацией, технологическими процессами и так далее, то, по нашему мнению, заключение трудового договора обязательно. Об отсутствии необходимости заключать трудовой договор можно говорить в ситуации, например, когда гражданин проходит в организации практику. В этом случае гражданин в организации только обучается, обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией, указанным договором определяется и порядок прохождения практики.
Если же гражданину с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Отметим, что если предполагается выполнение работником всех трудовых обязанностей по должности бухгалтера, то с гражданином необходимо заключить трудовой договор именно по этой должности. Оформление стажировки возможно, лишь если предполагается иной, отличный от обязанностей бухгалтера, объем трудовых обязанностей (например, выполнение заданий наставника, отсутствие возможности самостоятельно подписывать какие-либо финансовые документы и т.п.).
При отсутствии в штатном расписании соответствующей должности работодатель должен ввести в него новые штатные единицы, наименование которых он вправе определить самостоятельно. По смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, смотрите также ответ Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Заключение с работником трудового договора о работе по должности, отсутствующей в штатном расписании, является нарушением трудового законодательства.
По общему правилу действующее законодательство не обязывает работодателя руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами при наименовании той или иной должности. Исключением являются случаи, когда в связи с работой по той или иной должности ТК РФ или иными федеральными законами установлены ограничения, льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ). Исходя из того, что должность бухгалтера не относится к таким исключительным случаям, мы делаем вывод о том, что работодатель вправе ввести в штатное расписание любую должность, обязанности по которой будут заключаться в выполнении работником отдельных поручений бухгалтера. Исходя из предполагаемых функциональных обязанностей, такая должность может называться, например, “помощник бухгалтера”, “бухгалтер-стажер”.
Стажировку могут проходить как лица, получающие образование, повышающие квалификацию, так и лица, образование уже получившие*(2).
Квалификационные требования по должности бухгалтер установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и профессиональным стандартом”Бухгалтер”.
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров обществ с ограниченной ответственностью в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, для большинства работодателей непубличных обществ – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) положения квалификационного справочника и профстандарта носят рекомендательный характер. Руководители названных организаций сами решают, кого они примут на должности бухгалтера или помощника бухгалтера.
Законодательством не предусмотрена необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, регулирующего порядок прохождения стажировки, однако работодатель вправе разработать соответствующий локальный акт (смотрите, например, ответ Роструда).
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора со стажером на безвозмездной основе не допускается*(7).
Наставничество может быть частью трудовой функции работника, в таком случае оплата труда наставника может включаться в оклад. Если наставничество не является частью трудовой функции работника и он согласен с возложением на него дополнительных обязанностей наставника, исполняемых им в свое основное рабочее время, такое возложение может быть оформлено либо путем совмещения должностей, либо путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего его условия о трудовой функции работника.
Учитывая, что заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), то расширение должностных обязанностей работника должно влечь за собой и увеличение размера оплаты труда, согласованного сторонами изначально при заключении трудового договора исходя из прежнего объема этих обязанностей. Поэтому в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включить и условие о доплате за выполнение новых обязанностей.
Совмещение должностей возможно лишь в ситуации, когда должность наставника предусмотрена штатным расписанием организации*(8).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Примерная форма срочного трудового договора со стажером (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма должностной инструкции помощника бухгалтера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма приказа о приеме стажера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Ответ прошел контроль качества
5 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 5, п. 13 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.06.2015 N 151, а также ответы 1, 2, 3 Роструда на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(2) Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Между ООО и гражданином РФ было заключено соглашение о прохождении стажировки сроком на три месяца. В соглашении оговорено, что отношения, регулируемые данным соглашением, имеют безвозмездный характер. Есть ли ограничение по срокам стажировки? Может ли ООО заключить (или отказать в заключении) новое соглашение с гражданином РФ на таких же условиях на новый срок? Обязано ли ООО после прохождения стажировки заключать трудовой контракт с ним? Какие обязанности у ООО возникают при приеме гражданина РФ на стажировку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.).
*(3) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(4) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ “Об организованных торгах”.
*(5) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
*(6) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
*(7) Смотрите подробнее в материалах:
– Вопрос: Студент, получающий второе высшее образование, хочет набраться опыта работы. Студент не направляется в организацию для прохождения практики. В ходе стажировки предполагается выполнение им определенной работы безвозмездно. Как можно оформить стажера в организацию на безвозмездной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
– вопросы-ответы Роструда 1, 2, 3, 4, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(8) Смотрите подробнее материал “Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание”.
Возможна ли стажировка без оплаты труда?
И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству
ВОПРОС
Можно ли оформить стажировку без оплаты? И если да, то в каком виде?
ОТВЕТ
Стажировка без оплаты не предусмотрена трудовым действующим законодательством.
Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует прямо установленный порядок ее проведения и оформления. В связи с этим, по нашему мнению, работодатель вправе самостоятельно определить порядок проведения и оформления стажировки.
Однако работодателю необходимо учитывать, что в обязательном порядке стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, требуется оформление трудового договора с работником.
Примечание: Работодатель не обязан заключать со стажером ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя), если речь идет о профессиональном обучении на производстве.
ОБОСНОВАНИЕ
Трудовое действующее законодательство не содержит определения понятия «стажировка», а также отсутствует порядок ее проведения и оформления.
Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
О стажировке также говорится во многих ведомственных документах. Например, п. 2.15 Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 “Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации” определяет стажировку как практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.
Процедура, порядок и время стажировки могут быть различными и зависят от компании и отрасли, в которой она работает. К примеру, обязательная стажировка на рабочем месте установлена:
- водителям, впервые принимаемым на работу или имевшим перерыв в трудовой деятельности более одного года, а также переведенным с одного типа транспортного средства на другое (п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
- работникам, у которых после специальной оценки условий труда рабочие места отнесены к категории с вредными или опасными условиями труда (П. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29);
- электротехническому персоналу до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе свыше одного года (п. 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6).
По отношению к выпускникам образовательных организаций основной целью стажировок является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2009 N 23-2/10/1-3359). Ведомство выделило два вида стажировок выпускников (п. 4 Письма N 23-2/10/1-3359):
- по полученной квалификации (цель – закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в ходе предыдущего обучения);
- по освоенной области профессиональной деятельности по родственным направлениям (цель – закрепление на практике профессиональных умений, навыков и знаний, полученных в ходе предыдущего обучения, а также приобретение необходимых умений и опыта на конкретном рабочем месте).
Как правило, необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором трудится стажирующийся работник, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т.п.
- права и обязанности стажеров и их наставников;
- сроки и порядок стажировки;
- ответственность и другие особенности.
Согласно п. 6 ч.2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
В соответствии с п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Согласно позиции Роструда (см. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/72946): стажировка проводится только для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В период прохождения стажировки с момента приема на работу на стажера распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части социального страхования (Письмо N 23-2/10/1-3359).
Учитывая выше изложенное, с учетом анализа норм трудового права, с такими лицами заключают трудовые договоры, как срочные, так и на неопределенный срок, по основному месту работы либо по совместительству.
Согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Чаще всего со стажерами оформляют срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Процедура устройства на работу стажера ничем не отличается от приема обычного сотрудника. В этом случае в приказе о приеме на работу указывают основание заключения срочного трудового договора.
Работодатель может заключать ученический договор не только с работником (в этом случае ученический договор является дополнительным к трудовому договору), но и с лицом, ищущим работу (которое еще не является сотрудником организации). Получать образование в этом случае можно как без отрыва от работы, так и с отрывом (ст. 198 ТК РФ). Ученические договоры заключаются, когда речь идет о профессиональном обучении на производстве. Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Если говорить о стажерах, то работодатель не обязан заключать с ними ученический договор, но может это сделать (оформляется на усмотрение работодателя).
И.В. Тарасова,
автор ответа, консультант трудовым вопросам и кадровому делопроизводству
Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ
- Зачем и когда нужна стажировка
- Как правильно оформить стажировку
- Положение о стажировке
- Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?
- Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
- Программа стажировки на рабочем месте. Образец
- Итоги
Зачем и когда нужна стажировка
Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.
Стажировку не следует путать:
- с ученичеством;
- с испытательным сроком;
- с прохождением студенческой практики.
Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.
Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.
Стажировка обязательна в профессиях, связанных:
- с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
- с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
- с работой с опасными предметами и веществами;
- с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.
О дополнительном регулировании в сфере общественного питания прочтите в материале «Особенности применения ЕНВД для кафе и ресторанов».
Как правильно оформить стажировку
Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:
- Положение о стажировке.
Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.
- Программа стажировки.
Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.
- Приказ о стажировке.
Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.
- Приказ о допуске к самостоятельной работе.
Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.
Положение о стажировке
В нем в том числе должны предусматриваться:
- общие положения (вводная часть);
- требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
- цели и порядок проведения стажировки;
- порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
- особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
- цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
- ответственные лица и критерии их ответственности;
- проверка и оформление результатов стажировки;
- требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).
Пример:
Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.
Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:
- Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
- в основном кафе, под руководством инструктора;
- на точке, под руководством старшего смены.
- Цели стажировки работников в кафе:
- шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
- их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
- им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
- они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
- Цели стажировки на точке.
Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:
- справляются с режимом и темпом работы;
- соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
- стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.
Старший смены должен обучить работников:
- правильной упаковке готовых блюд на вынос;
- общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
- правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
- Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
- Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
- Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
- Продолжительность стажировки составляет:
- 5 рабочих смен – в головном кафе;
- 5 рабочих смен – на удаленной точке.
- Оплата смен стажеров производится в размере:
- 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
- 70% от ставки за смену – на точке.
- Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.
Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.
Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?
Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта – длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.
То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).
Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.
В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.
Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).
Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
Пример (продолжение)
Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.
Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.
Программа стажировки на рабочем месте. Образец
Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.
Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.
Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.
Если у вас есть доступ к К+, смотрите как подвести итоги обучения безопасности труда в форме стажировки. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к рекомендациям от экспертов К+.
Итоги
Стажировка – возможность (или необходимость):
- для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
- для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.
Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.
Как принять на работу стажера?
Лето – это традиционное время не только отдыха, но и начала проведения стажировок выпускников вузов. Все больше компаний с каждым годом принимают на временную работу вчерашних студентов. Расскажем о юридической стороне стажировок: кого можно пригласить на такую работу, какие внутренние документы оформлять, какие бумаги должен подписать стажер.
Для закрепления полученных в вузах теоретических знаний и получения необходимых практических навыков компания должна создать специальные рабочие места. Они полностью воссоздают рабочий процесс, приближенный к реальному.
На предприятии стажер должен научиться эффективно выполнять свои рабочие обязанности. При необходимости стажировка может проходить, что называется, в реальных боевых условиях, совсем не обязательно нагружать стажера выдуманными заданиями.
Другая форма стажировок – прием на работу пока еще слушателей профессиональных учебных заведений, для этого нужно заключить с образовательной организацией договор о проведении учебной практики с использованием мощностей компании.
От стажера: польза или вред
Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке:
- сотрудник приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
- может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
- уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
- вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами;
- мягко адаптируется к условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.
Плюсы стажировки для работодателя:
- соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
- повышение эффективности работы сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
- повышение уровня квалификации сотрудников, а значит, и производительности их труда;
- непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника перед решением пролонгировать с ним срочный трудовой договор.
Трудовой договор со стажером: как оформить?
Хотите заменить на время стажером сотрудника в отпуске, ну или просто сэкономить, а не знаете, что говорит об этом законодательство? К сожалению, Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Но.
Как оплачивать труд стажера
Составление трудового договора обязывает компанию оплачивать труд стажера или сотрудника на испытании.
Обратите внимание: работодатель не имеет права назначить заработную плату во время стажировки меньше, чем ее минимальный размер, установленный законом страны. Все же логично, что размер зарплаты стажера будет меньше, чем размер зарплаты постоянного работника, выполняющего такую же работу.
Увольнение или прием на работу стажера
Как известно, в работе стажеры ведут себя по-разному: пока одни совершают свой первый трудовой подвиг, другие сидят в соцсетях. По результатам стажировки работодатель обычно принимает решение, будет ли полезен компании такой работник.
Предположим, вы решили не расставаться со студентом. В этом случае часто говорят о «переводе в штат», но это не совсем корректно, ведь стажер уже является штатным работником с момента заключения трудового договора. Работодатель просто подписывает с сотрудником дополнительное соглашение о признании договора бессрочным.
Вносить какие-либо дополнительные записи в трудовую книжку не нужно, поскольку срок действия трудового договора там не отображается. А вот заключать новый срочный трудовой договор нельзя, поскольку отсутствует обоснование срочности – стажировка завершена.
А что, если вы решили не только продолжить сотрудничество со стажером, но и перевести его на другую должность?
В дополнительном соглашении, помимо признания трудового договора бессрочным, необходимо указать и новую должность работника. В трудовой книжке делается запись о переводе сотрудника с одной должности на другую с указанием основания такого перевода.
Бывает и противоположная ситуация: результаты стажировки признаны неудовлетворительными. В этом случае трудовой договор расторгается на основании истечения его срока – в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Как провести успешную стажировку с «зумером» и получить от него максимум
В конце августа РБК Тренды опросили представителей поколения Z об опыте стажировок, а работодателей – о работе с молодыми специалистами на стажировке. Ниже представляем основные итоги исследования.
Первые дни стажировки
В первые дни работодателю стоит обсудить со стажером план стажировки: договориться о длительности, количестве рабочих часов и описать основные требования. В большинстве случаев стажеры приходят в компанию из университета, где получили теоретические знания о профессии. У них нет четкого представления что такое корпоративная этика, как устроены рабочие процессы, и кто из сотрудников выполняет какие задачи. Поэтому опрошенные работодатели предлагают знакомить стажеров с правилами и устройством компании на самом начальном этапе. Это поможет стажеру быстрее влиться в процесс и получить точное представление о том, чем именно предстоит заниматься.
Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:
«Наставник детально погружает стажера в деятельность компании, в конкретные задачи, которые ему необходимо будет решать, в его функционально-должностные обязанности. Знакомит с идеологией, правилами. Для этого у нас есть пакет индоктринации — перечень обязательных материалов, которые стажер должен изучить, чтобы разобраться в работе компании. В нем описаны формальные: правила поведения в офисе и пользование офисной техникой, и идеологические моменты: о корпоративной культуре, структуре компании».
Знакомство с сотрудниками
Знакомство отвлекает сотрудников от основной работы и занимает лишнее время. Большинство опрошенных работодателей знакомят стажера только с теми, кто будет работать с ним напрямую. Особенно в крупных компаниях с большим коллективом. Такой подход может вызвать трудности у стажеров: если появятся рабочие вопросы, они не поймут к кому обратиться.
Анна, студентка:
«Меня не знакомили с коллективом. Представляли только тем людям, с которыми я работала. Я не знала к кому с какими вопросами обращаться, поэтому постоянно подходила к своему куратору. Она перенаправляла меня на нужных людей. Кажется, это замедлило мою работу и отвлекало куратора от ее занятий».
Некоторые компании раздают стажерам списки с контактами ключевых сотрудников и перечнем вопросов, по которым к ним можно обращаться. Так они снимают необходимость личного знакомства с каждым членом коллектива.
Дополнительно можно подключать групповые чаты. Они помогают стажеру влиться в коллектив, почувствовать себя «своим» и оперативно задать вопрос нужному человеку. Это пространство для новых идей, где стажер может стать участником обсуждений и проявить себя.
Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:
«У нас много неформальных каналов, где человек может высказать свое отношение по тем или иным вопросам. Есть корпоративный портал, есть групповые чаты в Telegram. Стажер может свободно высказывать свои предложения в чате — это поощряется».
Летучки и совещания
Часть опрошенных работодателей относятся к стажерам как к постоянным сотрудникам: включают их во все рабочие процессы, летучки, корпоративные мероприятия. Так стажер видит всю структуру изнутри и представляет себе полноценную работу в компании. Работодатель же видит, как стажер проявляет себя в коллективе, анализируя, подходит этот человек компании или нет.
Арина, начальник отдела по управлению персоналом Fort Dialogue:
«Часто стажеры получают ограниченную информацию и не могут участвовать в обсуждении рабочих задач. Их нужно по максимуму включать в совещания, со всеми знакомить, вовлекать в рабочий процесс через корпоративные мероприятия. Молодые специалисты должны чувствовать себя не просто стажерами, а быть полноценными сотрудниками, им от этого интереснее».
Стажеры могут стесняться высказывать свое мнение. Они новички в профессии, уступают в компетенциях профессионалам, отсюда возникает неуверенность в своих силах. Например, в летучках участвуют опытные сотрудники, поэтому стажерам кажется, что они предлагают глупые, наивные идеи.
Опрошенные работодатели считают, что причин стесняться нет: стажеры — люди с незамыленным взглядом. Отсутствие опыта играет им на руку. Чем меньше времени человек провел в профессии, тем больше неожиданных идей он может предложить. Стажеры действительно могут высказать наивные и непродуктивные идеи, но работодатели относятся к этому лояльно: все когда-то начинали. Стажировка придумана как время для проб и ошибок. Главное здесь — интерес и желание работать над собой.
Мария, студентка:
«Мне предлагали участвовать в летучках, но я испугалась и отказалась. Я плохо знала команду, было неудобно предлагать идеи при незнакомых людях, которые разбираются в сфере намного лучше меня. Плюс я боялась ответственности и не была уверена в том, что скажу правильные вещи. Мне было страшно, как перед шагом в пропасть».
Справиться со страхами может помочь куратор. Еще на первых этапах он расскажет стажеру о ценности его мнения для компании. Стажировка — это взаимовыгодная практика, которая помогает развиваться не только стажеру, но и компании. Если стажер почувствует свое мнение, как представителя нового поколения, весомым в обсуждении, он будет активнее.
Общение с коллективом
Стажерам важно отношение внутри коллектива. Они хотят наладить контакт не только с куратором, но и с остальными сотрудниками. В больших компаниях с постоянным потоком людей коллектив может не обращать внимания на стажеров, игнорировать их присутствие. При таком отношении молодые специалисты чувствуют себя аутсайдерами, которые ничего не значат для компании.
Елизавета, студентка
«Сотрудники компании вообще не общались со стажерами, даже не здоровались. Это, конечно, неприятно. Стажеров много, и ты виноват только в том, что ты стажер, с тобой не общаются. А со стажировок, где я нашла общий язык с сотрудниками, уходила с большой грустью. Хорошие отношения с коллективом повышают продуктивность и желание остаться подольше».
Регулировать общение стажера с коллективом со стороны компании непросто. Частично в этом помогают летучки, мероприятия и групповые чаты. Если публично представить стажера коллективу на собрании или в переписке, ему будет проще влиться в коллектив. Но основная инициатива для выстраивания отношений должна исходить от стажера. Активный, заинтересованный стажер привлечет внимание работодателя и увеличит свои шансы на зачисление в штат. А наработанные внутренние связи помогут в карьере в будущем.
Иван, студент:
«Когда я пришел, у меня было впечатление что я как Эдвард Нортон в “Бойцовском клубе”: вообще не понимал, что и зачем делаю в компании, не получал удовольствия. Ходил в офис, где все работают и молчат. Есть только звук стучащих пальцев по клавиатуре. Когда я разговорился с соседями по пространству, погрузился в рабочую атмосферу, все это начало мне нравиться. Я стал ездить в офис с пониманием того, что я влился в огромную деловую компанию».
Сложности в работе со стажером
Согласно результатам опроса, работодателю сложнее всего найти время на работу со стажером. Справиться с этим поможет заранее составленный план стажировки с примерным перечнем заданий и расписанием встреч. Особенно важно обговорить дату и время конференций в период онлайн-стажировок, когда стажер не крутится под носом и про него легко забыть. Работодатели ценят ответственных стажеров, которые не нарушают оговоренные временные рамки, поскольку сорванная встреча нарушает личное расписание куратора.
Работодателям сложно искать задания для стажеров и гадать, можно ли доверить стажеру ответственное поручение. Чтобы решить обе проблемы разом, можно воспользоваться способом нарастающей сложности. С каждым заданием уровень доверия к стажеру будет расти. При этом молодой специалист раскроет личные качества, таланты и сферу интересов. Это поможет подбирать более подходящие задачи.
Александр, основатель сервиса courseburg.ru:
«Всем стажерам мы даем одинаковые задачи. Первое задание вводное, простое, а дальше по нарастанию сложности. Если дать что-то сложное в самом начале, стажеры поднимут лапки и уйдут. У нас такое было, когда мы случайно переборщили со сложностью. Десять человек ушли, ничего не доделав».
Опрошенные стажеры рассказали, что работодатели любят сбрасывать на них самые простые, монотонные задания. У некоторых из них стажировки состояли из бесконечных заданий схожего типа. Формальные, муторные задачи входят в часть любой профессии, например, оформление бумаг или обзвон клиентов. В том, что подобные задания дают стажерам, нет ничего укоризненного. Наоборот, так стажеры знакомятся с обратной стороной работы, но одинаковые задания могут отрицательно сказаться на мотивации. Чтобы стажер не терял интерес, куратору стоит заранее рассказать, что качество работы над простыми задачами повлияет на сложность следующих.
Анна, студентка:
«В первой компании, куда я попала, стажеры появлялись круглый год. У сотрудников была привычка — скидывать легкие задачи на людей, которым не платят. Такой подход мне нравился меньше, поскольку на меня сваливали самую монотонную работу, которую никто не хотел делать. Во второй компании меня спрашивали, что именно я хочу делать, поэтому я занималась тем, что мне нравится, что мне интересно. Более направленный подход — круче».
Обратная связь
В процессе работы стажерам важно получать обратную связь — фидбек. Без нее сложно ориентироваться в том, насколько хорошо они выполняют задания. Положительные комментарии помогают стажеру двигаться дальше, дают веру в свои силы и дополнительную мотивацию к работе, особенно если делают они ее бесплатно.
Не менее важно получать негативный фидбек, если стажер не справляется. Обратная связь помогает оттачивать навыки, исправлять ошибки и формировать себя в профессии. Если куратор объяснит стажеру его недочеты и ошибки, он получит профессионального сотрудника, за которым не нужно переделывать работу. Но все это имеет смысл, только если стажер сам заинтересован в обратной связи.
Дмитрий, студент:
«Сотрудники компании понимают, что в первую очередь стажировка нужна тебе, а не им. Поэтому они ничего не станут разжевывать, если ты сам этого не попросишь».
Почему стажеры уходят
Когда работодатель взваливает слишком много заданий, стажер может выгореть эмоционально и физически. Многие студенты совмещают стажировку с учебой, поэтому у них не остается времени на отдых. Чтобы избежать выгорания, нужно заранее обсуждать график и степень загруженности стажера.
Анна, студентка:
«Пока мы были на карантине, все свои стажерские задачи я делала по ночам, просто потому что днем не успевала. Было очень тяжело».
Вторая самая частая причина ровно противоположная — отсутствие заданий. Когда стажер постоянно сидит в офисе без дела, он может досрочно уйти со стажировки. “Зумеры” не хотят тратить время впустую, поэтому предпочитают заниматься чем-то полезным. Если компания понимает, что ей нечего предложить стажеру, стоит сократить рабочие часы или длительность стажировки.
Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:
«В конце стажировки, или если стажер уходит раньше, HR опрашивает человека: что ему понравилось, что не понравилось, что бы он хотел улучшить, что бы могло его остановить. Когда стажер уходит, не дожидаясь конца стажировки, скорее всего, на это есть веские причины. Важно понять, какие именно. Особенно, если для нас они неявные».
За что увольняют стажеров
Опрошенные работодатели считают, что «вылететь» со стажировки сложно. Если стажер мотивирован учиться, работает над ошибками и проявляет активность, работодателю бессмысленно убирать его из программы.
Вот основные причины увольнения:
- Стажер регулярно не выполняет задания вовремя и не предупреждает об этом заранее.
- Стажер вообще не выполняет задания, теряет интерес и редко выходит на связь.
- Стажер грубо нарушает правила компании. Не соблюдает технику безопасности или ведет себя неподобающим образом.
Что делать после стажировки
В конце стажировки стоит дать полноценную обратную связь о проделанной работе. Рассказать о плюсах и минусах, сильных и слабых сторонах. Так стажер узнает, в каком направлении ему двигаться и на что обратить внимание. Стоит предложить стажеру рекомендательное письмо, оно поможет ему в будущем.
Более половины опрошенных компаний готовы предложить успешному стажеру место в штате после стажировки, но обычно это лишь небольшая часть из всего потока. Тогда работодателю нужно попрощаться с остальными. Вот, как сделать это с пользой:
- Если в компании нет открытой вакансии, нет ресурсов на нового сотрудника. Сохраните контакты стажера и пригласите его, когда место освободится. Можно рекомендовать его руководителям из дружественных компаний смежной области.
- Если стажер перспективный, но пока не готов вступить в должность. Например, ему не хватает знаний, опыта или развитых soft skills. Таких людей можно пригласить на повторную стажировку через год или предложить стажировку в другом отделе.
- Если руководитель понимает, что стажер не подходит компании. Попрощайтесь с ним, но оставьте свои контакты. Стажер может продолжить общение: спрашивать советы и задавать дополнительные вопросы о профессии. Часто руководители готовы давать обратную связь и помогать.
Как провести идеальную стажировку
- Заранее продумать план стажировки.
- Ознакомить стажера с устройством компании.
- Предоставить стажеру контакты сотрудников, которые могут пригодиться во время практики.
- Приглашать стажера на летучки и совещания.
- Включать стажера в неформальное общение и корпоративные мероприятия.
- Прислушиваться к идеям стажера.
- Давать стажеру обратную связь.
- Получить обратную связь от стажера.
- Взять стажера в компанию или грамотно с ним попрощаться.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Должна ли оплачиваться стажировка, в чем ее плюсы и минусы
Каждый работодатель желает заключать трудовое соглашение с подготовленным к выполнению рабочих функций гражданином. Именно поэтому до начала трудовых отношений многие компании стараются провести стажировку сотрудников с тем, чтобы узнать их уровень готовности самостоятельно выполнять функциональные обязанности.
И в этом случае у сторон возникают закономерные вопросы – должна ли оплачиваться стажировка, а если должна, то в каком объеме?
Стажировка или испытательный срок?
Чтобы понять, какую форму предварительного сотрудничества лучше избрать во время прохождения подготовительного периода, рассмотрим функциональные отличия между стажировкой и испытательным сроком.
Испытательный срок является неотъемлемой частью договора о трудоустройстве. Может предусматриваться как в срочных, так и в бессрочных договорах. Наличие такой нормы означает, что сотрудник должен доказать, что способен выполнять возложенные на него функции. Период испытательного срока в обязательном порядке оплачивается (трудовым соглашением может предусматриваться немного уменьшенный уровень оплаты по сравнению с постоянными сотрудниками). Если сотрудник не проходит испытательного срока – администрация имеет полное право по его окончанию прекратить с ним трудовые отношения, невзирая на период, которые изначально предусматривался трудовым договором.
Стажировка четко не определена трудовым законодательством. Ее можно разделить на ученическую (студенческую), в виде приобретения практических навыков, и стажировку потенциальных кандидатов на должности. В первом случае ученики (студенты) сами заинтересованы в приобретении навыков, поэтому оплата такой деятельности со стороны работодателя не обязательна. Во втором случае отношения между стажером и компанией должны регулироваться отдельным документов. В зависимости от его условий определяется необходимость оплаты подобной работы.
Часто, во избежание предписаний о нарушении законодательства, на период стажировки компании заключают со стажерами срочные договора, определяющие полномочия, функции, обязанности сторон и оплату за такие действия. Если же стажируется штатный сотрудник (например, на вышестоящую должность) ему просто сохраняют средний заработок по основному месту трудовой деятельности.
Помните, если потенциальный работодатель предлагает пройти стажировку до момента официального трудоустройства, целесообразно оформить такие отношения письменно во избежание недоразумений в дальнейшем.
Преимущества и недостатки стажировки для сторон трудовых отношений
Рассмотрим положительные и имеющиеся негативные стороны стажировки с точки зрения потенциального кандидата на должность.
Среди положительных моментов стоит выделить:
- возможность получения дополнительных знаний от опытных наставников;
- во время стажировки кандидат не несет полной ответственности за конечный результат своего труда;
- стажировка позволяет определиться, насколько предлагаемая должность соответствует вашим ожиданиям;
- обычно длительность стажировки не превышает месяца (находится в пределах от двух недель до месяца);
- кандидат на должность не берет на себя никаких трудовых обязательств, поэтому в любой момент может прекратить подобные отношения без каких-либо отработок.
Касательно отрицательных моментов, то здесь выделяются:
- отсутствие гарантии, что по окончанию стажировки вы будете приняты в постоянный штат;
- некоторые компании приглашают на подготовку одновременно несколько потенциальных кандидатов. А дальше попросту пользуются их рациональными идеями и предложенными. В качестве бонуса для будущего трудоустройства;
- в случае отсутствия каких-либо письменных соглашений (либо если в таких соглашениях нет подобного раздела) подобная деятельность осуществляется бесплатно.
Помните, работодателю выгодно бесплатно стажировать гражданина, пользоваться его идеями и рациональными предложениями без каких-либо обязательств их оплатить или компенсировать.
Считается ли стажировка трудовой деятельностью
ТК РФ (ст. 1) предусматривает, что под действие трудового права подпадает деятельность, связанная с подготовкой и дополнительным профессиональным образование сотрудников у конкретного работодателя. При этом ст. 59 ТК РФ предусматривает на период дополнительного образования в форме подготовки заключение с сотрудниками срочных трудовых соглашений.
Таким образом, если стажировка осуществляется не по ученическому (студенческому) договору, когда молодых специалистов направляют на предприятие для прохождения производственной практике, подобная деятельность должна оплачиваться.
Тут целесообразно выделить несколько ключевых моментов:
- на период такой деятельности между администрацией и гражданином должно действовать письменное соглашение. Составляется по типу трудового договора со всеми необходимыми нормами и разделами;
- условия оплаты (если они ниже чем для обычного сотрудника), должны быть оговорены коллективным договором и трудовым соглашением;
- во избежание дальнейших недоразумений целесообразно разграничивать договор на подготовку и соглашение на последующее трудоустройство. Если это будут разные типы документов, признать отношения такими, что автоматически пролонгированы будет сложно.
Помните, только наличие письменного документа дает основания для дальнейшей компенсации интеллектуальных либо физических затрат, даже если это период подготовки и учебы.
Как оплачивается стажировка по законодательству РФ
По трудовому законодательству оплата периодов приобретения практических навыков будет зависеть от условий оформления подобных отношений. Рассмотрим ключевые моменты, как это осуществляется на практике.
При заключении ученического (студенческого) договора. На производстве такой стажер ничего не получает. Но за все время нахождения на стажировке ему будет выплачиваться стипендия в назначенном учебным заведением размере.
Во время оформления срочного договора. Если период обучения оформлен индивидуальным соглашением между администрацией и потенциальным кандидатом на должность, размер компенсационных выплат будет регулироваться этим соглашением. Размер оплаты определяется коллективном договором, но не может быть ниже размера минимальной оплаты труда, определенной законодательством. Как правило, стажерам полагается 50 – 70% заработка штатного сотрудника.
Когда учеба осуществляется на одном (разных) предприятиях с отрывом работника от основной деятельности. В этом случае она должна оформляться приказом по основному месту работы и за тружеником сохраняется средний заработок на весь период подобной учебы. По соглашению между компаниями труд работника может быть частично (или полностью) компенсирован. Обычно такая схема применяется в случаях, если это кандидат на имеющуюся вакансию.
Помните, любой вид деятельности должен быть обязательно оформлен письменным соглашением. Только так работник сможет защитить себя от произвола работодателя и точно понимать условия, на которых он проходит предварительное обучение.
Чем обоснована бесплатность стажировки?
Обычно работодатель, обучающий сотрудников (собственных, или с других компаний) не несет финансовых затрат на их обеспечение.
Это бремя ложится на организацию (подразделение, филиал, учебное заведение), где такой труженик находится в постоянном штате. Это обусловлено такими причинами:
- прохождение подготовительного обучения в другой организации (на другом рабочем месте) позволяет работнику повысить уровень своей компетентности, получить новые знания, опыт, умения, которые он в дальнейшем сможет использовать по основному месту работы;
- обычно практика позволяет труженику освоить более сложные способы и направления деятельности и подготовить к самостоятельному осуществлению подобных функций в будущем;
- определяется уровень профессиональной пригодности потенциального кандидата, его готовности выполнять более сложные задачи;
- в этот период значительно ускоряется социальная и производственная адаптация труженика (ведь работать приходится в паре со своим наставником);
- непосредственный контакт с человеком позволяет раскрыть его потенциально скрытые возможности, обеспечить правильную подготовку в нужном направлении.
Как видим, на практике от стажировки больше выигрывает компания (подразделение) направившее сотрудника для обучения. Поэтому обучающая сторона и не принимает на себя подобные расходы. За исключением случаев, если принимающая организация желает заключить трудовое соглашение с потенциальным специалистом и просто готовит его для сотрудничества в новых условиях.
Помните, если на непосредственном месте подготовки труженику не предусмотрена оплата, это вовсе не означает, что деятельность не должна оплачиваться.
Как принять на работу стажера?
Следует отметить, что трудовые отношения между гражданином и администрацией обычно наступают после заключения полноценного трудового соглашения и введения кандидата в постоянный или временный штат компании.
Вместе с этим, чтобы подтвердить право стажера на законных основаниях находиться на территории компании, иметь доступ к инструменту, оборудованию, информации. Материалам, с ним необходимо заключить срочный договор стажировки. По окончанию периода действия этого договора целесообразно провести аттестацию (зачет, проверку знаний, мастерства, собеседование) потенциального кандидата, по итогам которой принять решение о переводе его в постоянный штат. Если этот этап провален – с кандидатом просто не подписывается трудовой договор.
В этом случае срочный договор прекращает свое действие, а с работником заключается новый полноценный трудовой договор. При этом в трудовой книжке могут делать две записи (о прохождении подготовки, а также о приеме на работу в постоянный штат).
Как вариант, с гражданином сразу заключается трудовой договор с испытательным сроком, в период которого и осуществляется его обучение. В этом случае, если по окончанию срока испытания труженика не уволили – он считается таким, что принят на общих основаниях. Издавать какие-либо приказы здесь не требуется. Но для увольнения потребуется подготовить документальное обоснование несоответствия работника занимаемой должности.
Помните, стажер становится полноценным работником только после подписания приказа о его назначении на такую должность.
Может ли стажер отстоять свое право на оплату труда?
Учитывая, что работодатель обычно сам заинтересован ограничить потенциального работника от производственных (травматизм, воздействие вредных факторов), а также коммерческих рисков (разглашение различной коммерческой информации и данных), перед началом сотрудничества со стажером проводит инструктаж по охране труда, технике безопасности, заключают различные письменные соглашения, предлагают подписать обязательства о неразглашении информации.
Имея на руках копии таких документов кандидат на должность может через трудовую инспекцию или суд доказать, что занимался трудовой деятельностью в понимании ст. 1 ТК РФ и требовать за этот период оплату.
Помните, такой механизм возможен только в том случае, если гражданин не числится в штате другой компании (учебного заведения) и был направлен сюда для наращивания имеющегося уровня знаний.
Отпуск и больничный во время стажировки
Если человек во время прохождения обучения вдруг заболел, либо ему требуется отпуск, то в этом случае следует учитывать такие нюансы:
- оплата больничного осуществляется только сотрудникам, которые находятся в штате предприятия. Поэтому, если стажировка осуществляется от другого подразделения или компании, больничный лист необходимо будет передать туда в бухгалтерию для оплаты;
- оплачиваемый отпуск полагается сотрудникам (кроме социально защищенных слоев населения), которые отработали не менее полугода. Но никто не запрещает оформить несколько дней за свой счет.
- срочный трудовой договор, заключенный на период практики может быть «сдвинут» на количество дней отсутствия кандидата на должность (болезнь, отпуск) без необходимости его продлевать. Об этом просто необходимо указать в момент его заключения. Подтверждающим документом будет больничный лист, приказ о предоставлении бесплатного отпуска, дополнительное соглашение к договору.
Премирование по результатам стажировки
Обычно премия рассчитывается и выплачивается сотрудникам за выполнение конкретных производственных показателей, либо особо важных поручений. В случае со стажировкой потенциальный кандидат на должность еще не допущен к самостоятельному выполнению рабочих функций, поэтому расценивать его как полноценную трудовую единицу не совсем правильно.
Вместе с этим, если стажировка имеет длительный характер (до полугода), то начисление премии обычно не предусматривается за первый месяц ее прохождения. Но такие моменты должны быть оговорены в Положении о премировании компании.
Помните, если повышают рабочий уровень работники другого предприятия, то таким повышающим квалификацию ученикам премия не будет полагаться. На основном месте работы за ними сохраняется средний заработок, а по месту практики им вовсе ничего не обязаны платить.
Нюансы стажировки различных специалистов
Продолжительность периодов испытания на законодательном уровне сегодня не урегулирована. Но, если рассматривать этот вопрос по аналогии с периодами проверочного срока, то здесь стоит выделить такие временные интервалы:
- До полугода. Норма практикуется относительно руководителей высокого ранга, либо тех, чье назначение должна согласовать вышестоящая организация;
- До 3 месяцев. Все инженерно-технические и экономические специальности. Под эту категорию подпадают специалисты с высшим образованием в разных сферах деятельности.
- Не более месяца. Такая норма применяется относительно рабочих специальностей.
- Не более двух недель. Подобное положение действительно в случаях, когда гражданин нанимается на работу по срочному трудовому договору, период действия которого находится в диапазоне от 2 до 6 месяцев.
Помните, если администрация сознательно превышает периоды прохождения испытания, то можно в судебном порядке признать такие отношения трудовыми и обязать компанию заключить трудовой договор на бессрочной основе ка с полноценным сотрудником.
Стоит ли идти на испытательный срок без выплаты ЗП? Ответ бизнес-тренера в этом видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Права и обязанности стажёра: что говорит закон
Трудовой кодекс РФ не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки (например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362), можно понять, что стажировка — это как получение теоретический знаний по определенной должности (профессии, специальности), так и закрепление полученных теоретический знаний на практике (на рабочем месте).
Слово «стажировка» упоминается в ТК РФ в ст. 59 ТК РФ при установлении оснований для заключения срочного трудового договора.
Так, срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.
В отношении некоторых категорий работников законодательство непосредственно использует термин «стажер, стажировка»:
- стажер адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием (ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
- также существует стажировка водителей определенных категорий (раздел 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12);
- лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку (п.2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 и Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000 г.);
- помощники арбитражных управляющих проходят стажировки (п.1 Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 414);
- обучение медицинских и фармацевтических работников проходит, в том числе, в виде стажировки (п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков. утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. N 66н);
- механизм стажировки также используется органами занятости населения для приобретения опыта работы для безработных граждан (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 19.04.1991 N 1032-1).
Но нанимать на работу в качестве стажеров могут и в других правовых ситуациях. Например:
- прием на работу по срочному трудовому договору (на должность стажера или на иную должность) для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки;
- заключение ученического трудового договора для обучения на получение образования без отрыва от работы;
- производственная практика учащихся при заключении договора между обучающей организацией и компанией, готовой принять стажера.
Рассмотрим эти ситуации подробнее.
Прием на работу для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки
Ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора с работниками, если их работа связана с обучением в форме стажировки. Так как в данном случае предусматривается заключение трудового договора, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовому договору ст. 57 ТК РФ.
При этом трудовое законодательство не обязывает принимать именно на должность «стажера», поэтому работник может быть принят и на иную должность, предусмотренную штатным расписанием компании. Но для заключения срочного договора работодателю необходимо предусмотреть, чтобы работа, на которую принимается работник, была непосредственно связана с его стажировкой и профессиональным обучением. В трудовом договоре указывается не только должность (вид работы), но и подчеркивается, что работа, поручаемая работнику, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и умений.
Кроме того, в трудовом договоре со стажером необходимо зафиксировать срок его действия, который должен соответствовать сроку прохождения стажировки. Возможный срок стажировки законодательством не зафиксирован (кроме отдельных категорий работников, указанных выше), поэтому работодатель с работником вправе по своему соглашению определить срок стажировки и, следовательно, срок трудового договора. При этом следует учитывать, что стажировка вряд ли может длиться многие годы, поэтому срок стажировки 3-4 года может вызвать сомнения у суда и проверяющих органов в случае обращения к ним работника.
Безусловно, работа в рамках данного трудового договора должна оплачиваться в размерах не менее минимального размера оплаты труда.
Заключение с лицом, ищущим работу ученического трудового договора
Ст. 198 ТК РФ предусматривает возможность работодателя заключать ученический договор с работником. Поэтому организация может предложить вам не работу, а учебу с последующей работой в этой компании.
При этом ученический договор должен содержать:
- наименование сторон;
- указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
- обязанность работника пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем в течение установленного срока;
- срок ученичества;
- размер оплаты в период ученичества.
Ст. 199 ТК РФ указывает, что ученический договор должен указывать на конкретную квалификацию.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации в письменной форме в 2-х экземплярах (ст. 200 ТК РФ). Содержание ученического договора может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, то есть 40-часовой недели (или сокращенной рабочей недели при возрасте учеников менее 18 лет) (ст.203 ТК РФ). Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, ее размер стороны должны указать в ученическом договоре, и он не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).
В соответствии с полученным документом о квалификации работодатель вносит в трудовую книжку работника запись о полученной им профессии, специальности, квалификации (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).
Таким образом, в период обучения вы не получаете зарплату, а получаете стипендию и оплату за конкретно произведенную работу.
Производственная практика учащихся
На основании ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся обучающиеся, проходящие производственную практику.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями (п. 11 Положения о практике обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее — “Положение “291), п. 8 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).
Производственная практика может проходить без оплаты, если студент лишь знакомиться с производством, но не занимается профессиональной деятельностью. В таком случае нет необходимости заключать трудовой договор. Если студент непосредственно выполняет работу на рабочем месте, то следует заключить с ним срочный трудовой договор (ст.59 ТК РФ, как договор связанный с практикой) с соответствующей оплатой не ниже минимального размера оплаты труда (п. 15 Положения № 291). Однако при этом обязанность работодателя заключать трудовые договоры с обучающимися, проходящими производственную практику, трудовым законодательством не предусмотрена (Определения Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 89-В08-6).
То есть если вы устроились только для прохождения практики, то ваше присутствие на предприятии связано только со знакомством с работой и может не оплачиваться.
Таким образом, прохождение стажировки регулируется законодательством только в отношении работников некоторых отраслей. В иных случаях оформление стажировки зависит от соглашения сторон. Стажировка может быть оформлена срочным трудовым договором или ученическим договором. Кроме того, студент может стажироваться в рамках производственной практики, как с заключением трудового договора, так и без него.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь