Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 “Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности” (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870
“Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности”
С изменениями и дополнениями от:
15 января, 22 мая 2008 г., 18 марта 2016 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации “О государственной тайне” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
4 сентября 1995 г.
Правила
отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870)
С изменениями и дополнениями от:
15 января, 22 мая 2008 г., 18 марта 2016 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 1 внесены изменения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственной тайне” и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию (далее именуется – перечень), а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 2 внесены изменения
2. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется – Межведомственная комиссия)*.
Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати.
3. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 4 внесены изменения
4. Руководители органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.
В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации “О государственной тайне”, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.
Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними.
В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” или Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” или Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”, разрабатывающими перечень, и собственником сведений.
Проект перечня, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” или Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого перечня.
Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 5 внесены изменения
5. После утверждения перечни доводятся до:
органов государственной власти, органов местного самоуправления по запросу (в части, их касающейся);
предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;
предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.
Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций доводят перечни (выписки из перечней) до работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в части, их касающейся.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214 в пункт 6 внесены изменения
6. Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.
Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.
Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, утвердившим эти перечни, которые обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.
Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию для проведения экспертной оценки и принятия решения.
* Функции Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 “Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны”
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 “Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 14 сентября 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 сентября 1995 г., N 37, ст. 3619
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2016 г. N 214
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 384
Постановление Правительства РФ от 15 января 2008 г. N 8
Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну
Об утверждении Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2018 г. № 984
МОСКВА
Об утверждении Правил подтверждения степени секретностисведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющихгосударственную тайну, созданием средств защиты информации,а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услугпо защите государственной тайны
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Абзац десятый подпункта “а” пункта 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333 “О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1540; 2002, № 41, ст. 3983; 2007, № 6, ст. 760; 2010, № 14, ст. 1665; № 40, ст. 5076; 2012, № 20, ст. 2545), изложить в следующей редакции:
“подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;”.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 августа 2018 г. № 984
ПРАВИЛАподтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми предприятия, учреждения и организации (далее – организации) предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее – подтверждение), выдается:
а) государственной (муниципальной) организации – государственным органом (органом местного самоуправления), в ведении (подчинении) которого находится эта организация;
б) организации государственной корпорации – соответствующей государственной корпорацией;
в) организации Центрального банка Российской Федерации – Центральным банком Российской Федерации;
г) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом;
д) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с государственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иным государственным органом, в ведении (подчинении) которого находится указанная государственная организация;
е) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с негосударственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
ж) негосударственной организации, планирующей участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в ходе которой возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
з) негосударственной организации, планирующей участие в закупке товара, работы, услуги отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, в ходе которой возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
и) негосударственной организации, не имеющей заказчика работ, для выполнения которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и планирующей по роду своей деятельности осуществлять данные работы, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения.
3. Обращение организации о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, подписанное руководителем организации (далее – обращение), должно содержать:
а) наименование, местонахождение и почтовый адрес организации;
б) наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления, которому направляется обращение;
в) обоснование необходимости допуска организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, характер этих работ, соответствующий пункт перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 “Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”;
г) указание на предполагаемую степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация планирует проводить работы, связанные с использованием таких сведений.
4. Подтверждение должно содержать:
а) наименование и почтовый адрес федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления;
б) наименование и почтовый адрес организации, которой выдается подтверждение в соответствии с обращением;
в) подтвержденную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, и основания для ее установления – номер пункта (номер подпункта, абзац, графу – при необходимости) действующего в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном органе), органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ином государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или органе местного самоуправления развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, с указанием его наименования, даты и номера акта об утверждении или введении в действие этого перечня.
5. Подтверждение подписывается соответствующим руководителем или уполномоченным им должностным лицом, информация о котором направляется в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
6. Предоставление неполной или недостоверной информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является основанием для отказа в выдаче подтверждения.
Степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: форма допуска, правила хранения, использования и охраны
Государственная тайна – это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.
Определяющее понятие
Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.
Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.
Защита гостайны
Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:
- Конституция РФ.
- ФЗ “О государственной тайне” (в частности, ст.3).
- ФЗ “О госбезопасности”.
Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ – “О государственной тайне” (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.
На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения. Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных. С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.
Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.
Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.
Законодательное регулирование
Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе “О государственной тайне” №5485-1 (1993), ст. 8.
Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:
- Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
- Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
- В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: “особая важность”, “совершенно секретно” и просто “секретно”.
- Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
- Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.
Уровни и грифы
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:
- “Особая важность”.
- “Совершенно секретно”.
- “Секретно”.
Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:
- “Совершенно секретно. Информация в особой папке”.
- “Особая папка”.
- “Особая важность”.
- “Совершенно секретно”.
- “Секретно”.
- “Данные только для служебного использования”.
Система классификации
Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом “О гостайне”. Он выполняет сразу несколько функций:
- Установка классификации секретных данных государственной важности.
- Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
- Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
- Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
- Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.
Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.
Особо важные данные
Тут важно выделять следующие сведения:
- Военные.
- Внешнеполитические.
- Научно-технические.
- Разведывательные.
- Экономические.
- Контрразведывательные.
- Оперативно-розыскные.
Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.
Совершенно секретные данные
К ним относится информация по тем же сферам деятельности:
- Военная.
- Контрразведывательная.
- Внешнеполитическая.
- Научно-техническая.
- Экономическая.
- Разведывательная.
- Оперативно-розыскная.
- Контрразведывательная.
Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.
Секретные данные
Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:
- Контрразведывательная.
- Экономическая.
- Научно-техническая.
- Оперативно-розыскная.
- Военная.
- Разведывательная
- Внешнеполитическая.
Что не может быть гостайной?
К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ “О гостайне” указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:
- Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
- Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
- Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
- Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
- Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
- Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
- Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.
Рассекречивание информации
Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:
- Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
- Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.
Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.
Допуск к информации
Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).
Доступ к секретной информации государственной важности имеют:
- Председатель российского правительства.
- Генпрокурор РФ.
- Руководитель Администрации президента.
- Секретарь Совбеза РФ.
- Первый зам. председателя правительства.
- Заместитель председателя российского правительства.
- Министр финансов РФ.
- Руководитель аппарата правительства государства.
- Первый зам. Генпрокурора – председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
- Председатель российского Следственного комитета.
- Федеральный министр.
- Председатель Центризбиркома РФ.
- Председатель российской Счетной палаты.
- Председатель Центробанка страны.
- Президент РАН.
- Директор федеральной службы.
- Руководитель федерального агентства.
- Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
- Уполномоченный по правам человека в России.
- Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.
К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:
- Депутаты Госдумы.
- Члены Совета Федерации.
- Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
- Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.
Ограничение
Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:
- Свободный выезд за границы России.
- Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
- Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
- Право на неприкосновенность своей частной жизни.
В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.
В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.
Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 984
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 августа 2018 г. N 984
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ,
С КОТОРЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДПОЛАГАЮТ ПРОВОДИТЬ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПУНКТ 5 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ,
СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ,
А ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ
УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Абзац десятый подпункта “а” пункта 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 “О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1540; 2002, N 41, ст. 3983; 2007, N 6, ст. 760; 2010, N 14, ст. 1665; N 40, ст. 5076; 2012, N 20, ст. 2545), изложить в следующей редакции:
“подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;”.
от 23 августа 2018 г. N 984
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТЕПЕНИ СЕКРЕТНОСТИ СВЕДЕНИЙ,
С КОТОРЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДПОЛАГАЮТ ПРОВОДИТЬ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми предприятия, учреждения и организации (далее – организации) предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее – подтверждение), выдается:
а) государственной (муниципальной) организации – государственным органом (органом местного самоуправления), в ведении (подчинении) которого находится эта организация;
б) организации государственной корпорации – соответствующей государственной корпорацией;
в) организации Центрального банка Российской Федерации – Центральным банком Российской Федерации;
г) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным государственным органом, являющимся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом;
д) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с государственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иным государственным органом, в ведении (подчинении) которого находится указанная государственная организация;
е) негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с негосударственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
ж) негосударственной организации, планирующей участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в ходе которой возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
з) негосударственной организации, планирующей участие в закупке товара, работы, услуги отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, в ходе которой возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения;
и) негосударственной организации, не имеющей заказчика работ, для выполнения которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и планирующей по роду своей деятельности осуществлять данные работы, – федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения.
3. Обращение организации о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, подписанное руководителем организации (далее – обращение), должно содержать:
а) наименование, местонахождение и почтовый адрес организации;
б) наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления, которому направляется обращение;
в) обоснование необходимости допуска организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, характер этих работ, соответствующий пункт перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 “Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”;
г) указание на предполагаемую степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация планирует проводить работы, связанные с использованием таких сведений.
4. Подтверждение должно содержать:
а) наименование и почтовый адрес федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления;
б) наименование и почтовый адрес организации, которой выдается подтверждение в соответствии с обращением;
в) подтвержденную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, и основания для ее установления – номер пункта (номер подпункта, абзац, графу – при необходимости) действующего в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном органе), органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ином государственном органе, Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или органе местного самоуправления развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, с указанием его наименования, даты и номера акта об утверждении или введении в действие этого перечня.
5. Подтверждение подписывается соответствующим руководителем или уполномоченным им должностным лицом, информация о котором направляется в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
6. Предоставление неполной или недостоверной информации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является основанием для отказа в выдаче подтверждения.
Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны
10.2. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание
Отнесение сведений к государственной тайне. По общему правилу, сформулированному в ст. 9 Закона РФ “О государственной тайне”, отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с законом, исходя из их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежности. Отнесение сведений к государственной тайне представляет собой строго регламентированный процесс, в основу которого положено применение Перечня сведений, составляющих государственную тайну, и Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Утверждению Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне Президентом РФ и подлежащего открытому опубликованию, предшествуют две стадии.
На первой стадии руководители органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне”), принимают решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне и направляют свои предложения в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. При этом указанные руководители несут персональную ответственность за принятые ими решения.
На второй стадии Межведомственная комиссия, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, на основании предложений органов государственной власти формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который представляется в установленном порядке на утверждение Президента РФ.
Засекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются, согласно ведомственной или отраслевой специфики, конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены соответствующие органы государственной власти, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков этих образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Целесообразность их засекречивания определяется содержанием перечней. Данные перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.
Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящийся в “собственности” организаций и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению “собственников” информации или соответствующих органов государственной власти.
Материальный ущерб , нанесенный “собственнику” информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация , и ее “собственником”. В договоре должны быть предусмотрены обязательства “собственника” информации по ее нераспространению. При отказе “собственника” информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Предлагаемая законодателем в ст. 10 Закона РФ “О государственной тайне” схема ограничения так называемых прав “собственности” организаций и граждан на информацию в связи с ее засекречиванием не может быть признана юридически корректной, хотя и получила поддержку, и даже обоснование в отдельных публикациях. Так, А.А. Сумин, опираясь на изначально неверный тезис, отождествляющий сведения, составляющие государственную тайну, с интеллектуальной собственностью и, следовательно, являющихся объектом исключительных прав, полагает, что в данном случае имеет место изъятие из общего правила об использовании объектов исключительных прав только с согласия правообладателя. Как известно, авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются оригинальными, т.е. уникальными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Что касается другой группы объектов исключительных прав – объектов промышленной собственности, то для их признания в качестве охраняемых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречиванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исключительного права . Но это не главное. Главное заключается в том, что засекречивание – это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ защиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.
Представляется, что законодатель, формулируя нормы ст. 10 Закона РФ “О государственной тайне”, должен был говорить не о праве “собственности” на информацию ( информация – это не имущество, а в собственности граждан и юридических лиц согласно ст. 213 ГК РФ может находиться имущество), а о праве собственности на носители сведений, составляющих государственную тайну.
Вернемся, однако, к процедурным вопросам засекречивания. Общие правила засекречивания сведений и их носителей определены в ст. 11 Закона РФ “О государственной тайне”, а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, организаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
- о степени секретности (“особой важности”, “совершенно секретно”, “секретно”) содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
- об органе государственной власти, организации, осуществивших засекречивание;
- о регистрационном номере;
- о дате или условиях рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов (что чаще всего и бывает на практике) на носитель эти данные указываются в сопроводительной документации на носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо названных реквизитов, на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки информативно-предупредительного характера, вид и порядок проставления которых определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Для случая невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, действующим законодательством предусмотрен институт предварительного засекречивания. Он используется в процессе появления новой информации содержание которой предположительно подлежит засекречиванию, но не оформлено локальным перечнем. В данном случае должностные лица органов государственной власти, организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего тот либо иной ( по подведомственности) локальный перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению либо изменению. При этом должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного грифа секретности.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей. Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой регламентированную процедуру снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Статья 13 Закона РФ “О государственной тайне” содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым сведения, составляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:
- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Действующим законодательством сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекречиванию. Это требование обращено к органам государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Данные органы обязаны периодически, но не реже чем каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
Правом изменения действующих в органах государственной власти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих перечней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией. Поэтому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия подобного согласования.
Примером акта рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, является Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. № 61, которым был рассекречен Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. № 1255с “О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации” (за исключением п. 11), предписывающий создать Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ и образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению названных операций.
Специальный порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 14 Закона РФ “О государственной тайне”. Согласно названной статье носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Из этого правила сделаны два изъятия, касающиеся досрочного рассекречивания носителей и продления первоначально установленных сроков их засекречивания.
Основанием досрочного рассекречивания является изменение положений действующих перечней носителей сведений, составляющих государственную тайну, в результате которого дальнейшая защита носителей является нецелесообразной.
Продление первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений допускается лишь в исключительных случаях. Продление сроков, на которые засекречены сведения, осуществляется по решению руководителя органа государственной власти или организации на основании заключения экспертной комиссии, назначаемой соответствующим уполномоченным руководителем. Общий предельный срок действия режима секретности в отношении носителей сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать срока засекречивания сведений, т.е. 30 лет. В противном случае необходимо заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Руководители органов государственной власти и организаций имеют право рассекречивания носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. В то же время, по смыслу закона, полномочия названных руководителей не распространяются на случаи досрочного рассекречивания правомерно засекреченных носителей и продления сроков их засекречивания.
Руководители государственных архивов РФ наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов. Правом наделения руководителей государственных архивов подобными полномочиями обладают организации, передавшие в архив носители сведений, составляющих государственную тайну (организации-фондообразователи) или их правопреемники. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Граждане, организации и органы государственной власти РФ имеют право на обращение в соответствующие органы государственной власти, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Эти органы и организации обязаны в течение трех месяцев с момента получения запроса рассмотреть его и дать мотивированный ответ.
Если орган или организация, получившие запрос , неправомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос .
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. При признании последним необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в порядке, установленном Законом РФ “О государственной тайне”.
Особенности оформления допуска к государственной тайне
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Какие сведения относятся к гостайне
- Особенности предоставления допуска
- Формы допуска
- Порядок предоставления доступа к гостайне
- Сроки действия доступа
- Основания для прекращения доступа
Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне. Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года. Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.
Какие сведения относятся к гостайне
О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.
Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:
- Особая важность.
- Секретно.
- Совершенно секретно.
Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?
Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:
- ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
- Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
- Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
- Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
- Объем золотого запаса.
- Правонарушения госучреждений.
К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.
Особенности предоставления допуска
Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:
- Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
- Наличие отделов по защите ГТ.
- Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
- В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.
Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.
Формы допуска
Формы допуска подразделяются на виды:
- 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
- 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
- 3 форма – при работе с секретной информацией.
Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.
Порядок предоставления доступа к гостайне
Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:
- Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
- Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
- Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
- Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
- Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
- Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.
Оформление допуска к гостайне
ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке об увольнении
в связи с прекращением допуска к государственной тайне от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:
- Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
- Анкета, заполняемая самим сотрудником.
- Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
- Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
- Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
- Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.
Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.
Инструкция по оформлению
Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:
- Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
- Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
- Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
- Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
- Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.
С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.
Сроки действия доступа
Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:
- Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
- Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.
Проверка выполняется со следующей периодичностью:
- Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
- Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.
Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.
Основания для прекращения доступа
Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:
- Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
- Есть соответствующее решение руководителя.
- Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
- Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.
Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.
Степени и грифы секретности
Степень секретности является показателем уровня важности и ценности информации для собственника, определяющий уровень ее защиты. Степень секретности и конфиденциальности информации определяется отдельно для сведений, отнесенных к государственной тайне, и отдельно для сведений, отнесенных к коммерческой тайне.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, определяется государством, уполномоченными им органами и должностными лицами. Устанавливается трех – уровневая система секретности:
- – особой важности (0В);
- – совершенно секретно (СС), – секретно (С).
К сведениям с грифом (0В) относятся сведения в перечисленных в Законе “О государственной тайне” областях государственной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из этих областях.
К (СС) сведениям отнесены сведения в тех же областях деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из этих областей.
К (С) сведениям отнесены все иные сведения из числа составляющих государственную тайну. В данном случае ущербом считается ущерб, принесенный интересам предприятия в тех же областях деятельности.
Основные факторы, которые могут оказывать влияние на засекречивание информации и степень ее секретности:
1. Цели и задачи защиты секретов в государстве должны быть подчинены потребностям общественно-политического и социально-экономического развития страны. Система засекречивания информации, должна связываться с достижением вполне конкретных стратегических целей государства и базироваться на принципе – эффективного решение отдельного класса внешнеполитических, оборонных, экономических и научно-технических задач возможно при условии скрытия от соперников способов, сил и средств их решения, а также замыслов и намерений руководства страны.
Чем более важные для государства решаются задачи, тем выше степень секретности этой информации, скрытое использование которых будет способствовать их решению.
- 2. Характер и размер возможного ущерба для государства (собственника информации) в случае утечки, раскрытия этой защищаемой информации. Ущерб может быть политическим, экономическим, моральным и иным.
- 3. Наличие или возможное проявление интереса конкурента к сведениям, которые подлежат засекречиванию, готовность его затрачивать силы и средства на преодоление защитных мер, на добывание данной засекреченной информации.
- 4. Засекречивание информации не должно противоречить ограничениям, установленным нормативными документами, на засекречивание данного вида информации.
С понятием “степень секретности” тесно связано понятие “гриф секретности”, согласно Закону ” о государственной тайне – это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него”.
Судя по названию, между грифом и степенью секретности нет различий, для их обозначения применяются одни и те же обозначения, однако между ними имеются различия по существу. Если степень секретности информации является показателем уровня ее закрытое, определенного существом, содержанием самих сведений, то гриф секретности – является внешним обозначением того или иного уровня секретности, причем, если степень секретности рассматривается применительно к сведениям, то гриф секретности, применительно к носителям.
Гриф секретности информирует о степени секретности сведений, содержащихся в данном носителе, и проставляется на самом носителе (если это технически возможно) или в сопроводительной документации на носитель, если таким носителем является изделие, прибор, вещество и т. п., то есть в случае если на самом носителе гриф секретности проставить не возможно.
Гриф секретности проставляется одновременно и на носителе и сопроводительной документации на него, когда на носителе имеется для этого техническая возможность, а сам носитель имеет сопроводительную документацию.