Тарификация педагогических работников: что это

Почасовая оплата труда педагога

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчеты почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в нашей публикации.

Основания применения почасовой оплаты

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;

работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;

педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее.Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:

размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;

размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);

перечень выплат компенсационного характера;

перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Читайте также:
Увольнение по срочному трудовому договору – статья ТК РФ, порядок оформления

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

Читайте также:
Увольнение гражданского служащего с государственной службы

В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.

На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.

1С:Зарплата и кадры государственного учреждения, ред. 3.
Новое в версии 3.1.13

Оплата по фактической нагрузке

Расчет окладов преподавателей – не единственная задача, связанная с оплатой труда педагогов. Некоторая часть заработка выплачивается по результатам фактически проведенных занятий. Типичный пример – оплата в случаях, когда один преподаватель заменяет другого. При этом размер оплаты заменяющему преподавателю не должен быть таким же, как замененному (у них может быть разный стаж, квалификационная категория и т.п.). Кроме того, бывают разного рода внеплановые занятия (семинары, консультации и т.п.).

Возможны также и ещё более сложные случаи. Например, в некоторых северных регионах часто происходит отмена занятий из-за неблагоприятных погодных условий. При этом зарплата учителям начисляется по фактически проведенным занятиям, однако, поскольку данные обстоятельства не зависят ни от школьной администрации, ни от учителей, то принимается компромиссное решение выплачивать им некоторую часть оклада (обычно 2/3), если оплата по факту оказывается меньше, чем эта часть. Таким образом, к моменту начисления зарплаты надо знать обе суммы: и по фактической работе, и по окладу.

Для решения такого рода задач предназначен документ “Оплата проведенных учебных занятий”, доступный из раздела “Зарплата”.

Форма документа обладает некоторым сходством с формой документа “Тарификация преподавателей”, однако имеет как иной функционал, так и ряд важных внешних отличий:

  • Табличная часть “Распределение нагрузки” заменена на табличную часть “Регистрация проведения занятий” и не заполняется строками учебного плана автоматически.
  • Период действия заменён на месяц. Значение показателя расчета зарплаты устанавливается на выбранный месяц расчета оплаты фактически проведенных занятий.
  • При вводе по учебным планам, вместо конкретного учебного плана указывается вид учебного плана. Это означает, что в документе можно зарегистрировать учебное занятие из любого подходящего по периоду действия учебного плана указанного вида.
  • В табличной части “Регистрация проведения занятий” выводятся колонки параметров расчета, соответствующие выбранному виду учебного плана. Расчет производится по значениям параметров расчета, указанным в документе, а не в учебном плане.
  • Строки в табличной части “Регистрация проведения занятий” создаются с помощью кнопки “Добавить”. При нажатии на эту кнопку на экран выводится список всех строк всех подходящих по периоду действия учебных планов выбранного вида. Из этого списка можно выбрать любое количество строк. Одну и ту же строку можно выбирать несколько раз. Выбранные строки переносятся в таблицу вместе со значениями параметров расчета, которые можно впоследствии отредактировать.
  • Список составных частей оплаты показывается как для занятия, так и для сотрудника, в зависимости от того, в какой из табличных частей выделена строка.

Теперь рассмотрим работу с этим документом подробно. Вводиться он может несколькими способами:

1. Произвольно

В разделе “Зарплата” выберем пункт “Оплата проведенных учебных занятий” и создадим новый документ. В новом документе по умолчанию предполагается ввод по учебному плану. Поэтому в заголовке укажем не только требуемый месяц, но и выберем “Произвольно”. Форма документа соответствующим образом изменится. Так как периодический показатель расчета зарплаты сотрудника не может быть получен из вида учебного плана, его также следует указать в заголовке документа.

Зарегистрировать проведение занятий здесь невозможно. Допускается только вручную добавить необходимые составные части оплаты и заполнить их данные, включая размер оплаты. Значок открытого замка в строках как раз свидетельствует о том, что они вводились вручную и могут быть отредактированы.

2. На основе учебных планов указанного вида

Читайте также:
Срок ознакомления с приказом — об увольнении, отпуске, дисциплинарном взыскании, приеме на работу

После создания нового документа, требуется выбрать месяц, в котором проводились занятия, а также вид тех учебных планов, с которыми предстоит работать.

Теперь можно начинать заполнять список проведенных занятий. При нажатии на кнопку “Добавить” над списком, либо “Insert” на клавиатуре, открывается список строк всех учебных планов указанного вида, действующих в выбранном месячном периоде.

По нажатию кнопки “Выбрать” форма закроется, а выделенные строки будут добавлены в табличную часть “Регистрация проведения занятий”. Одновременно будут получены значения параметров расчета при строках учебных планов и подставлены в соответствующие ячейки таблицы регистрации проведенных занятий.

Поскольку преподаватели ещё не назначены, никакие расчеты выполняться не будут и суммы в строках не появятся. Назначить преподавателей можно также, как и в документе “Тарификация преподавателей”: выбором непосредственно в строке или перетаскиванием мышью с/на строку списка сотрудников табличной части “Размер оплаты сотрудника”. Этот список можно предварительно заполнить с помощью команды “Добавить педагогических работников” (при отсутствии достаточного места, кнопка не показывается на экране, её следует искать в “Еще”).

При любом изменении в строке регистрации проведенного занятия производится расчет оплаты по тому же принципу, что и в документе “Тарификация преподавателей”: для каждой строки списка составных частей тарифной ставки из вида учебного плана вычисляется формула. Только значения параметров расчета (на примере выше – это единственный параметр “Нагрузка”) подставляются прямо из строк документа, а не из строк учебного плана.

Список значений составных частей оплаты выводится в таблице либо для текущей строки регистрации проведения занятий, либо для сотрудника.

Во втором случае становятся видны составные части, добавленные вручную, без регистрации проведения занятий. Они помечаются открытым замком и могут редактироваться.

Сотрудник для такой добавленной вручную составной части определяется в зависимости от того, в какой из таблиц выделена строка. Если сотрудника определить невозможно, то производится отказ в добавлении строки и выводится соответствующее сообщение.

Имеется также режим просмотра документа, где выводятся только сотрудники и их составные части оплаты. Переключение режимов осуществляется кнопкой “Показывать только составные части оплаты”.

3. На основании документа Тарификация преподавателя

3.1 Из произвольной тарификации

Документ, введенный на основании тарификации в произвольном режиме, должен получиться точной копией оригинала (включая статьи финансирования и прочий бухучет). Разница только в том, что проводится он в другой регистр, поэтому не влияет на размер тарифной ставки (см. Отчеты по зарплате – Составные части тарифных ставок), но влияет на размер оклада и, соответственно, на величину начисленной зарплаты.

Месяц устанавливается в месяц начала действия “донорской” тарификации.

Выбранный в документе-источнике показатель расчета зарплаты не копируется, так как должен быть другим, чтобы не “затереть” значение, установленное документом-источником.

3.2 Из тарификации по учебному плану

Документ, введенный на основании тарификации по учебному плану, автоматически получает месяц, соответствующий месяцу начала действия тарификации и вид учебного плана от учебного плана, по которому была введена тарификация-источник.

Всё распределение нагрузки автоматически копируется в таблицу регистрации проведенных занятий. Значения параметров расчета копируются в строки проведенных занятий из строк учебного плана, участвующих в распределении нагрузки документа-источника. Сотрудники-преподаватели в строках проведенных занятий также заполняются по распределению нагрузки документа-источника.

Однако, скопированные значения параметров расчета здесь выступают в роли значений по умолчанию, поэтому расчет составных частей не производится. Чтобы произвести расчет сразу для всех строк проведенных занятий на основе значений по умолчанию, достаточно выполнить команду “Обновить составные части оплаты”. Однако, в этом случае результат будет отличаться от рассчитанного в оригинальной тарификации, поскольку значение параметра Кнм будет другим (равным 1). Единственное, что даст те же величины – это введенные вручную составные части оплаты, скопировавшиеся из введенных вручную СЧТС.

Разумеется, полученные копированием значения параметров расчета в строках проведенных занятий можно редактировать. Также можно изменить и преподавателя и даже саму строку учебного плана. По завершении редактирования строки таблицы будет выполнен расчет составных частей оплаты и они появятся в соответствующей таблице. Суммы в строке проведенного занятия и в строке сотрудника будут обновлены в соответствии с результатами расчета.

Донастройка видов учебных планов

Единственное, что необходимо сделать – это выбрать показатель расчета зарплаты при оплате по факту. Разумеется, этот показатель требуется сначала создать и добавить в формулы начислений.

Адаптация формул составных частей тарифной ставки

Если в формулах, использующих параметр расчета, который представляет недельную учебную нагрузку, не используется параметр расчета, задающий коэффициент пересчёта неделя-месяц, то его необходимо добавить.

Значения этого параметра задаются обычным документом “Данные для расчета тарификаций преподавателей”. Для документов вида “Тарификация преподавателей” значение следует задать в диапазоне 4 – 4.33. Для документов “Оплата проведенных учебных занятий” значение можно не задавать, так как незаданное значение, равное 1, соответствует как раз месячной нагрузке.

Если такой параметр расчета уже присутствовал в формулах, необходимо сделать так, чтобы он опирался на вид документа.

Формулы составных частей тарифных ставок теперь будут выглядеть так:

Также необходимо соответственно уменьшить значение того параметра расчета, который раньше учитывал пересчет из недельной нагрузки в месячную (обычно СтП). Причём сделать это надо на ту же дату, на которую впервые задаётся значение параметра Кнм. И лучше всего эту дату выбрать такой, чтобы не затрагивались существующие документы “Тарификация преподавателей” (она должна быть старше наиболее поздней даты начала действия любой из тех тарификаций). В этом случае, даже с новыми формулами СЧТС, включающими параметр Кнм, старые документы можно будет перерассчитать, не опасаясь ошибок округления.

Деление на подгруппы

Реализована возможность деления на подгруппы в строках учебных планов для увеличения гибкости настройки и упрощения работы пользователей.

Читайте также:
Заявление об увольнении без даты увольнения, с открытой датой

Прежде всего, необходимо заметить, что концепция разделения строк УП пригодна не абсолютно во всех случаях, когда учебные группы требуется разделить на подгруппы.

Например, есть смысл не разделять строки учебного плана, а создавать именно отдельные учебные группы, если предполагается их использование при проведении занятий по различным предметам. Например, можно выделить отдельные учебные группы для девочек и мальчиков, чтобы использовать их при планировании занятий по физкультуре, труду и, возможно, по каким-либо ещё предметам.

Номер – разделитель устанавливается автоматически при окончании редактирования новой строки, если обнаруживается, что строка с такими предметом и учебной группой уже присутствует в плане. Наименование строки также установится автоматически, если оно не было задано вручную, путём добавления суффикса, содержащего автоматически сгенерированный номер. Для УП, c которыми невозможна работа в “сеточном” виде (используются либо учебные группы, либо учебные предметы, но не и то и другое вместе), это тоже работает.

Поскольку задавать значения параметров расчета, относящихся только к разделенным строкам, для обычных строк не всегда обязательно, было бы удобно скрыть неразделенные строки. Для этого предусмотрена кнопка “Показывать только с подгруппами”:

Работа с разделенными строками в “сеточном” виде также возможна:

  • Непосредственно в ячейке “сетки”.
  • С помощью отдельной формы, которая вызывается с помощью контекстного меню ячейки “сетки”.

При работе непосредственно с ячейкой “сетки”, можно задавать значения параметров расчета, перечисляя их через “/” в том же порядке (слева направо), как они идут в таблице строк в обычной форме учебного плана. Задать (и даже увидеть) наименование строки УП здесь невозможно. Оно будет сформировано автоматически, как обычно, из кратких наименований предмета и УГ с добавлением суффикса в виде номера-разделителя в скобках.

Обратите внимание: В случае создания отдельных учебных групп по иностранным языкам, в “сетке” выводилось бы 10 колонок вместо трех: 7 для языковых подгрупп и 3 для целых классов.

Если наименование строки УП было ранее вручную задано в обычной форме элемента УП, то после редактирования в табличной форме оно не изменится. Наименования строк УП заполняются автоматически только при увеличении количества значений в ячейке и только для добавленных значений.

Чтобы удалить значение параметра, надо ввести ноль в соответствующей позиции (сгодится и пустая строка, либо пробел, но лучше явно обозначить свои намерения). Если задать нулевые значения для абсолютно всех параметров расчета у некоторой строки УП, то такая строка будет помечена на удаление и перестанет учитываться при формировании текста в ячейке сетки.

Обратите внимание: Когда вы только начали делить на подгруппы какую-то из ячеек сетки и ввели значения только для одного из параметров расчета, то для других параметров там появятся нули. Это может облегчить навигацию по “трёхмерной” структуре УП (“Предмет” – “Учебная группа” – “Рабочий параметр”).

Если щелкнуть правой кнопкой мыши на ячейке, то в появившемся контекстном меню будет пункт “Редактировать ячейку”. Его выбор приведет к появлению на экране специальной формы для полноценной работы со строками учебного плана, которые связаны с этой ячейкой.

Помимо ввода значений рабочего в данный момент параметра расчета, в этой форме можно добавлять строки, задавать наименования и менять их порядок. Чтобы удалить строку (точнее, установить пометку на удаление), необходимо задать нулевое значение всех параметров расчета этой строки. Тогда она автоматически пометится на удаление при сохранении данных учебного плана.

Печатная форма документа тарификации

Добавлена печатная форма документа “Тарификация преподавателей” по типу тарификационного списка.

Присвоение классного чина

Бывают ситуации, когда при приеме сотрудника на госслужбу классного чина у него нет. Соответственно, в приеме на работу оклад за классный чин не указывают. Когда сотрудник получает чин, вводится документ “Присвоение классного чина” и ожидается, что сотруднику назначится оклад за классный чин, однако этого не происходит.

В версии 3.1.13 эта недоработка устранена. Теперь даже если сотруднику ранее не было назначено плановое начисление “Оклад за классный чин”, то после ввода документа “Присвоение классного чина” оно назначается автоматически.

МРОТ при оплате по сохраняемому денежному содержанию

Ранее была реализована возможность учета МРОТ при расчете общего среднего заработка.

В версии 3.1.13 такая возможность реализована и при расчете отпуска государственных служащих исходя из сохраняемого денежного содержания.

Отмена допуска к наркотическим средствам

Реализована возможность отмены допуска к наркотическим средствам. В таблицу документа “Допуск к наркотическим веществам” добавлена колонка “Статус допуска” и “Основание”. Добавлена возможность ввода документа на основании увольнения. Реализованы новые печатные формы “Приказ об отмене допуска” и “Заявление об отмене допуска”.

Остальные изменения аналогичные изменениям ЗУП ПРОФ, которые описаны здесь.

Зарплата учителей в 2022 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные».

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 25 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 100 тысяч рублей.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это надбавка за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Читайте также:
Трудовой договор с дистанционным работником – как заключить, особенности

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

— Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается максимум на 40 процентов, — приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. — Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет: заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

— Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, — объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель». — То есть его зарплата должна сохраняться и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2022 году?

Конкретных распоряжений насчет зарплат учителей в 2022 году не поступало. Несмотря на то, что в «майских указах» президента предполагалось увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий.

Однако номинальная зарплата все же вырастет — как минимум за счет индексации с учетом инфляции. Кроме того, сейчас готовится новая национальная система учительского роста, где предусмотрены разные статусы, — например, старший учитель или ведущий учитель. За эти должности тоже предполагается надбавка.

По подсчетам Росстата 1 , средняя зарплата учителей в России за январь-март 2022 года по стране составляет 45 832 руб. По отдельным регионам:

Светлана Иванова, учитель начальных классов, Астраханская область:

— В нашей школе базовая часть заработной платы учителя состоит из оплачиваемых часов (ставки), платы за проверку тетрадей, за категорию и за заведование кабинетом. Ставка в целом составляет 18 часов, учителю оплачивается каждый час. Если у учителя ставка включает в себя менее 18 часов, с ним подписывается соглашение о том, что зарплата сокращается.

Каждый учитель, заведующий кабинетом, ответственен за его вид, небольшой косметический ремонт, учебные материалы, которые в нем хранятся. Более сложный ремонт согласуется с директором школы.

Стимулирующие выплаты назначаются учителям за успешную рабочую деятельность, за работу с документаций, в том числе за ведение электронного журнала. Мы полностью отказались от бумажных журналов и уже второй год выставляем оценки в специальной информационной системе. Это тоже отмечается руководством. Если учитель снижает свою активность, начинает хуже выполнять свои трудовые обязанности, стимулирующие выплаты уменьшаются. Таким образом руководство школы дает понять учителю, что работе стоит уделить больше внимания.

Премии выплачиваются в конце каждого года с учетом «экономии школы». Это значит, что если у образовательного учреждения остаются неизрасходованные на выплату зарплат средства, они распределяются между учителями в виде бонусов.

Дополнительно оплачивается труд учителя, если его должностные обязанности расширяются. Это фиксируется в дополнительном соглашении к трудовому договору, если, например, учителю доверяют часть полномочий завуча. Административные полномочия могут быть распределены между несколькими учителями.

Тарификация педагогических работников: что это

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2017 года N ВП-1992/02

В соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N ДМ-П8-5082 Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями.

Приложение

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования” (далее – приказ Минздравсоцразвития России N 216н).

1.2. Настоящие Методические рекомендации направлены на упорядочение систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы, предусмотренные пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – организации), и разработаны в соответствии с положениями:

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год и последующий период, утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. протокол N 11 (далее – Единые рекомендации);

Читайте также:
Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

1.3. Система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда работников организации, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.4. Заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

1.5. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.

1.6. Обязательства организации по оплате труда работников (размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера) обеспечиваются как бюджетными ассигнованиями, так и поступлениями от приносящей доход деятельности, безвозмездными поступлениями (если назначение таких поступлений позволяет их использование на эти цели).

Организации – казенные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в рамках бюджетной сметы по соответствующей статье.

Организации – бюджетные и автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Средства, выделенные на оплату труда работников за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны быть направлены на оплату труда работников, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания. При определении доли средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которая будет направлена в фонд оплаты труда, бюджетные и автономные учреждения не обязаны обеспечивать соответствие этой доли тому размеру расходов на оплату труда, который был заложен учредителем при расчете размера нормативных затрат по соответствующим методикам. При этом организациям рекомендуется долю фонда оплаты труда, направляемую на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала, в фонде оплаты труда учреждения определять в объеме не более 40 процентов.

II. Определение размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы

2.1. Совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников организаций осуществляется в целях:

обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии;

обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

недопущения дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.

2.2. Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.

2.3. В целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников организаций согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется:

– устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н;

– устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

– устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда – по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

– не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.

Кроме того, пунктом 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

Читайте также:
Налоговый вычет за предыдущие годы

2.4. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.1, 2.2 приложения N 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендуется осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2.5. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

2.6. Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития N 216н).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы – без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

2.7. При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.

III. Особенности оплаты труда отдельных педагогических работников

3.1. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников, которым установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы*, исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендуется осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.

* Нормы часов за ставку заработной платы в неделю учебной (преподавательской) работы – 18 час., педагогической работы – 20, 24, 25, 30, 36 час. (пункты 2.3-2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

При оплате труда указанных педагогических работников применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендуется осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы (см. примеры исчисления заработной платы по отдельным категориям педагогических работников).

При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.

3.2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы.

Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемые согласно пункту 2.2 приложения 2 к приказу Минобрнауки России N 1601 педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю (примечание 4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601).

3.3. Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 (зарегистрировано Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388) могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

3.4. Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму (Тарификационный список работников), предусмотренную приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приказ о создании тарификационной комиссии

Тарификация представляет собой инструмент назначения ЗП сотрудников с учетом трудовой нагрузки, доплат и прочих выплат. Предполагает причисление специалиста к определенному тарифному разряду. По педагогическим сотрудникам процедура назначается обычно каждый год до начала учебы. Тарификация проводится специальной комиссией. А потому нужно издать приказ о создании тарификационной комиссии.

Читайте также:
Увольнение по совместительству - запись в трудовой книжке, статья ТК РФ

Функции и особенности тарификации

Тарификация нужна для обоснования разницы в размерах должностных окладов. Размер окладов определяется с учетом специальных справочников и ставок. Процедура помогает, в том числе, установить ценность того или иного рабочего места. В процессе мероприятия дается оценка функций каждого сотрудника. Обычно тарификацию проводят без учета индивидуальных показателей работы.

При установлении тарифного разряда рабочего места используют разные методы. В том числе это следующие инструменты:

  • Метод аналитической оценки.
  • Оценка посредством баллов.
  • Метод факторного сравнения.

При тарификации применяется единый квалификационный справочник. Тарифно-квалификационные характеристики (ТКХ) включают в себя 3 раздела:

  • Непосредственно характеристики работы. Перечисляются типичные трудовые функции, которые возложены на сотрудника.
  • Требования к квалификации специалиста, нужные для выполнения работы.
  • Перечень профессий без ТКХ.

ТКХ по должностям приведены в квалификационном справочнике.

Обратите внимание! Тарификационный перечень, в отличие от штатного расписания, является поименным. В него включают временно отсутствующих сотрудников.

ВАЖНО! Тарификацию проводит образовательное учреждение. Списки сотрудников подписывает руководитель и главбух.

Нормативное обоснование

Тарификационная отчетность формируется на основании этих нормативных актов:

  • Приказ №310 ФМБА от 4.09.2008 года.
  • Приказ №749 ФМБА от 11.11.2009 года.

Оба этих нормативных акта регламентируют тарификацию в бюджетных учреждениях.

Создание тарификационной комиссии

Тарификация проводится специально собранной комиссией. Ее функции:

  • Экспертиза документов для установления тарифных ставок, размеров премий и стимулирующих доплат на каждого сотрудника.
  • Изучение сведений об итогах и сроках аттестации работников.
  • Контроль над правильностью расчета стажа работы специалистов.
  • Установление соответствия должностных окладов актуальным нормативным актам.
  • Оформление итогов тарификационных процедур.
  • Информирование работников о внесении корректировок в тарификацию.

Участники комиссии должны действовать в соответствии с законами и внутренними актами учреждения.

Требования к участникам комиссии

Состав комиссии формируется из работников администрации, сотрудников и представителей профсоюза. Утверждается он приказом заведующего. Руководитель может издать положение о назначении тарификационной комиссии. В нем указывается количество участников, функции председателя комиссии, срок функционирования временного органа.

Образец приказа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Москва

О создании тарификационной комиссии

В целях организации тарификации специалистов школы

1. Сформировать тарификационную комиссию в составе:
— Ласкина О.Л. (директор школы, председатель комиссии);
— Зайцев Л.Д. (замдиректора, зампредседателя комиссии);
— Кубанов В.А. (замдиректора по ВР);
— Ушаков К.У. (социальный педагог);
— Мешкова О.У. (председатель профсоюза).
2. Тарификационной комиссии:
— Проверить трудовые книжки всех сотрудников.
— Ознакомить каждого работника с записями в трудовой книжке.
— Осуществить собеседования с каждым сотрудником по учебной нагрузке и доплатам.
— Удостовериться, что каждый работник поставил подпись в тарификационной ведомости.
3. Комиссии завершить работу и подготовить материалы к 1 октября 2022 года.
4. Контроль над выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Основная, компенсирующая и стимулирующая: эксперимент по оплате труда учителей проведут в пяти регионах

Лента новостей

  • 12:04В Чехии начато расследование против администрации Земана
  • 11:38 В России зафиксирован суточный максимум смертей от COVID-19
  • 11:22 Кабмин выделил 34 млрд рублей на поддержку семей с детьми
  • 11:17 Уголовное дело против матери возбудили после убийства девочки в Вологде
  • 10:56 В Турции выдан ордер на задержание 123 военных за связи с Гюленом
  • 10:44 Ми-8 совершил вынужденную посадку на Таймыре
  • 10:22 В Хабаровском крае к 2024 году построят один из крупнейших в России ГОКов
  • 09:48 В Свердловской области призывают сообщать о местах продажи контрафактного алкоголя
  • 09:14 «Коммерсантъ»: суд впервые с 2015 года признал незаконным отзыв лицензии у банка
  • 08:40 Источник: дальность стрельбы берегового комплекса «Бал» новой ракетой выросла вдвое
  • 08:06 Во второй половине ноября Мексика начнет расфасовку «Спутника V»
  • 07:32 Названы самые популярные в России лекарства в период пандемии
  • 06:58 Politico: Госдеп оценит действия администрации Байдена при выводе войск из Афганистана
  • 05:06 В аэропорту Амстердама патруль свиней защищает небо
  • 03:53 Исследователи определили самый опасный вид спорта в мире
  • 02:15 Астрофизик: наша Вселенная могла быть создана в лаборатории намного более развитой цивилизацией
  • 01:50 Банкиры назвали чаще всего покупаемые продукты в РФ
  • 01:11 Генсек НАТО: альянс будет уделять больше внимания противодействию Китаю
  • 00:43 Задержана подозреваемая в убийстве девочки в Вологодской области
  • 00:16 Пекин опроверг информацию об испытаниях гиперзвукового оружия
  • вчера, 23:40 Иран заявил о желании купить у России истребители
  • вчера, 23:09 Пропавшая в Вологде девочка найдена мертвой
  • вчера, 22:50 СПБ Биржа обнародовала планы IPO в России и США
  • вчера, 22:30 В Латвии вводится жесткий локдаун на четыре недели
  • вчера, 22:10 Кабмин поддержал введение штрафов за неправильное содержание питомцев
  • вчера, 21:40 Представителей ряда профессий в Тюменской области обяжут привиться от COVID-19
  • вчера, 21:10 В Петербурге с ноября вводятся QR-коды
  • вчера, 20:50 Беглов заявил о возможном усилении ограничений в Петербурге
  • вчера, 20:20 Фургал просит рассмотреть его дело с участием присяжных
  • вчера, 19:48 Завершено расследование дела, возбужденного против муниципального депутата Кетеван Хараидзе
  • вчера, 19:48 ТАСС узнал о планах Израиля принимать привитых «Спутником V» туристов
  • вчера, 19:19 Россиян предупредили о подорожании шампанского к Новому году
  • вчера, 18:50 Депутат от «Новых людей» отказался от работы в Госдуме
  • вчера, 18:22 Адвокат сообщила о «незаконном» этапировании Карины Цуркан на Алтай
  • вчера, 17:51 «Мужское государство» признали экстремистским и запретили в России
  • вчера, 17:18 Путин поручил выплачивать по миллиону рублей за третьего ребенка на Дальнем Востоке
  • вчера, 16:51 В Москве начнут штрафовать за маски на подбородках в транспорте
  • вчера, 16:19 Названы города с самым грязным воздухом в мире
  • вчера, 16:03 Вымогавшей у Тарзана 2 млн рублей назначили наказание «ниже низшего»
  • вчера, 15:50 У трех вокзалов в Москве появится гастрономический квартал
  • вчера, 15:18 Лавров объявил об ответных шагах Москвы на действия НАТО
  • вчера, 15:16 В США умер экс-глава Госдепа Колин Пауэлл
  • вчера, 14:51 Путин встретился с губернатором Подмосковья
  • вчера, 14:39 Аферист, похитивший у инвалидов почти 180 млн рублей, получил 12 лет колонии
  • вчера, 14:20 Доходы курьеров в РФ выросли до 100 тысяч рублей
  • вчера, 13:52 Электронные паспорта появятся в трех регионах России
  • вчера, 13:50 «Газпром» не стал увеличивать транзит через Украину в ноябре
  • вчера, 13:26 Инфекционист заявил о первых смертях детей от коронавируса в РФ
  • вчера, 13:20 В Подмосковье арестовали восемь человек за подделку сертификатов о вакцинации
  • вчера, 12:49 Поклонская прибудет в Кабо-Верде в течение месяца
  • вчера, 12:20 Огонь зимней Олимпиады-2022 зажжен в Древней Олимпии
Читайте также:
Увольнение по состоянию здоровья: законность, порядок выплат

Все новости »

В Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии введут новую систему формирования зарплаты учителей исходя из уровня их квалификации. Проект рассчитан на год. Поможет ли эксперимент улучшить оплату труда педагогов?

Фото: ергей Савостьянов/ТАСС –>

В пяти российских регионах введут новый порядок оплаты труда учителей. Эксперимент проведут в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Эти регионы будут устанавливать оплату труда педагогов исходя из квалификационного уровня, который утверждается правительством. Еще будут выплаты компенсационного характера и стимулирующие, размер и условия назначений которых определяется правительством. Пилотный проект рассчитан на год и, предварительно, начнется со следующего мая.

Выровнять разницу между зарплатами в разных регионах было бы неплохо. Сейчас зарплаты в разных областях могут кардинально отличаться. Но пока много вопросов, как система будет работать и как ее вообще создать, говорит учитель истории и ОБЖ из Нижегородской области Дмитрий Казаков:

— Не сильно отличается от проектов, которые уже есть на сегодняшний момент, то же самое стимулирование, с помощью которого эту разницу можно сохранить. Пока кардинальных изменений не происходит. Возможно, позже что-то будет, еще несколько месяцев разрабатываются положения, которые конкретно будут показывать, что произойдет.

— Реально ли региональным учителям приблизиться к зарплатам московских учителей?

— Хорошо было бы, если бы учителя из регионов получали как в Москве. Но не знаю, как на самом деле может решиться этот разрыв. Учителя в регионах получают 15-20 тысяч рублей, а в Москве — 100 тысяч рублей условно. Финансирование образования год от года не увеличивается. За счет чего будут повышать зарплаты?

В принципе разделения зарплаты на основную, компенсирующую и стимулирующую ничего нового нет. Он уже действует в столице. Часть зарплаты учителю гарантирована, зависит от его нагрузки. Стимулирующая определяется администрацией школы, поэтому зачастую больше получают те, кто в хороших отношениях с руководством. Третья, компенсирующая, — за особые условия работы. Но пока эта система ничего кардинально не меняет, считает учитель высшей категории, почетный работник образования Леонид Перлов:

— Ни один из вариантов эксперимента не предусматривает главного — гарантированной оплаты за ставку рабочего времени. Для учителя-предметника — 18 часов, их никто не отменял. Речь о ставке там не идет, речь идет о зарплате. Это то же самое, что происходит сейчас. Чтобы заработать, учителю приходится работать на полторы-две ставки, а то и больше. Мне известны случаи, когда учителя работают с нагрузкой более 40 часов в неделю с тем, чтобы заработать на этом 20-22 тысячи рублей.

— Москва уже через это проходит, были недовольства и учителей. Как думаете, зачем они решили проводить этот эксперимент?

— Затем, что нет денег. Но необходимо создать видимость, что начальство неусыпно печется об учительских зарплатах и эти зарплаты растут. Для многих понятие «ставка» и понятие «зарплата» примерно одно и то же, люди не понимают разницы, пока она не ударяет им по карману. Для общества это здорово звучит, учитель зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц, а то, что при этом он много перерабатывает, остается в тени.

Ранее главы некоторых российских регионов, в частности Тверской, Ивановской областей и Санкт-Петербурга, заявляли про единовременные дополнительные выплаты учителям. Суммы варьировались от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Зачем используется тарификация педагогических работников

Тарификацией можно назвать целый комплекс мероприятий со стороны работодателей, направленных на поддержку сотрудников педагогической сферы. Это связано с необходимостью устанавливать заработную плату в зависимости от требований к квалификации и общей подготовке. При тарификации педагогических работников предполагается учитывать не только ставку, но и другие дополнительные показатели.

Педагогические работники в школах и детсадах: что такое тарификация для них?

  • квалификация;
  • стаж;
  • образовательный ценз;
  • учебная нагрузка, и так далее.

Система тарифов разрабатывается в каждом учреждении таким образом, чтобы соответствовать нормам, действующим для той или иной отрасли.

Основные компоненты вознаграждения за труд – должностные оклады или ставки, компенсации и стимулирующие выплаты.

В случае с бюджетной сферой тарификация становится обязательной процедурой. Она проводится в школах, в отношении других образовательных учреждений. Но есть исключения. К примеру, она не предусмотрена для детских садов. Администрация этих учреждений может самостоятельно принимать решения относительно того, как будет оплачиваться труд.

Отдельно устанавливаются следующие составляющие:

  1. Базовые ставки.
  2. Порядок расчета.
  3. Выплату премий.
  4. Надбавки за интенсивность труда.
  5. Вознаграждения за проведение мероприятий.

Все правила подробно прописываются внутренними нормативными документами.

Правила тарификации в школе

Для представителей школ тарификацию проводят каждый день. Ещё весной составляют предварительную таблицу с цифрами, рассчитанными на следующий год. В большинстве учреждений он начинается с 1 сентября. Затем с таблицей знакомят самих педагогов.

Благодаря этому каждый учитель получает информацию относительно того, какие основные и дополнительные курсы предусмотрены для него в текущем году. Сотрудник ставит подпись в документе, если у него нет возражений по отношению к имеющимся данным.

Читайте также:
Сверхурочная работа по ТК РФ - как оплачивается

Когда учебный состав выходит из отпуска, информацию из таблицы при необходимости уточняют. Основные таблицы разрабатываются в большинстве случаев уже к 1 октября.

Некоторые учебные учреждения соглашаются разрабатывать таблицы чаще, каждую четверть или каждый квартал. Главное – соблюдать законодательные ограничения и учитывать количество должностей, занятых одним сотрудником.

Комиссия для тарификации педагогов

Это коллегиальный орган, который действует на территории любого образовательного учреждения, на обязательной основе. Распоряжения руководителей организаций регулируют создание комиссий или изменение состава, когда это необходимо.

Комиссия действует, опираясь на какой-либо внутренний акт:

  • правила тарификации;
  • регламент по работам;
  • положение о комиссии.

Чаще всего комиссии включают в свой состав бухгалтера, представителя профсоюзных организаций. Объединения допускают наличие в качестве руководителя одного из заместителей директора.

Решения принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным. Поэтому не стоит собирать комиссии, где членов будет слишком много. С секретарём и председателем комиссии достаточно до 5-7 человек.

Ежегодные работы по тарификации – не единственная обязанность членов комиссии, к ним относят ещё и корректировка тарификационных списков. При необходимости информацию доносят до учителей, с ними согласовывают отдельные положения.

Тарификация педработников: особенности процедуры

Созыв тарификационной комиссии актуален уже после окончания разработки учебного плана для ближайшего времени. Следующая информация используется, чтобы рассчитать вознаграждение за труд:

  1. Данные о нагрузках.
  2. Квалификационные показатели.
  3. Размеры окладов с надбавками.
  4. Директорские приказы.

Все эти сведения заносят в специальную таблицу, которую и называют тарификационным списком. Комиссия определяет базовый оклад для каждого из учителей индивидуально. Для направления есть несколько важнейших факторов, включая категорию учеников, минимум зарплаты и квалификационный уровень.

Доплаты за наличие определенного уровня подготовки устанавливают, исходя из личных сведений относительно каждого из сотрудников. Доплата за стаж работы рассчитывается отдельно.

Результаты часто зависят и от возможности местных бюджетов.

Что происходит дальше?

Если педагоги берут на себя дополнительную деятельность – не обойтись без так называемых стимулирующих выплат. За определённые достижения учеников тоже разрабатывают отдельные поощрения. Используют надбавки, связанные со следующими направлениями:

  • высокая успеваемость подопечных;
  • призовые места в конкурсах и олимпиадах у учащихся;
  • дополнительные уроки для учащихся в домашних условиях;
  • проверка работ, выполненных письменно;
  • факультативы и кружки;
  • классное руководство.

За опасные условия труда и проживание в определенных климатических зонах сотрудникам образовательных учреждений полагаются дополнительные выплаты и компенсации.

Утверждение тарификационных списков, их изменение

Когда комиссия заканчивает составление документа, его передают руководителю для дальнейшего утверждения. Директор проверяет изложенную информацию, самостоятельно, либо с участием бухгалтеров или других специалистов.

Комиссия дорабатывает проект списка, если у второй стороны появились какие-либо замечания. Если всё правильно, то проект утверждают.

Алгоритм изменений документа во многом похож на то, как его утверждают впервые. Сначала созывают комиссию, проверяют все цифры. Отправляют на утверждение руководителю.

Одно из новшеств для образовательной системы РФ – так называемые целевые показатели. Раньше возможности для создания дополнительных материальных стимулов у педагогов были сильно ограничены. Сейчас Правительство внесло существенные изменения в действующую систему.

Разработан целый перечень работ, связанный с увеличением вознаграждений для педагогов.

Особенности тарификации для дошкольных учреждений

Порядок разработки документа в этом случае остается стандартным. Предварительные таблицы содержат общие сведения относительно часов. Потом составляют окончательный вариант, где есть подробное расписание для каждого из сотрудников.

Строгие требования к разработке тарификационных таблиц пока не созданы. В шапке документа – полное наименование образовательного учреждения, обязательные реквизиты вроде адреса. Отдельно указывают год, на протяжении которого документ остается действительным.

Ниже расположена таблица из 24 колонок. По каждому сотруднику приводят порядковый номер записи и ФИО.

Поощрительные выплаты разработаны и для представителей дошкольного образования. Они полагаются не только старшим воспитателям и их помощникам. Стимулы создаются и для других профессий:

  1. Машинисты по стирке белья.
  2. Дворники.
  3. Сторожа.
  4. Кухонные работники.
  5. Повара.
  6. Завхозы.
  7. Медсёстры и старшие медсёстры.
  8. Музыкальные руководители, инструктора по физической культуре.
  9. Педагоги-психологи.

В случае с дополнительным образованием правил придерживаются тех же, что и для основного. Наполняемость групп – единственное отличие именно внеурочной деятельности.

Собственное Положение о доплатах и надбавках обычно формируется в каждом центре, где занимаются дополнительным образованием. В этом документе подробно описывают, за что и когда полагаются дополнительные стимулирующие надбавки.

Подтверждение и другие особенности

Форма документа составляется так, чтобы в нём не было противоречий действующему законодательству РФ.

Только заполнение специальных письменных форм согласно установленным правилам позволит рассчитывать на выплату стимулирующих надбавок в полном объёме. В одних случаях пользуются готовыми формами.

Обязательно подтверждать информацию из листов, которые касаются целевых показателей. Следующие документы могут стать главным доказательством в пользу эффективности работы сотрудника:

  • выписки или копии протоколов олимпиад;
  • копии протоколов по конкурсам и конференциям;
  • копии грамот и дипломов.

Баллы не будут начисляться учителям, у которых недостаточно сведений для подтверждения своей работы. В связи с этим уменьшаются и выплаты.

Для бюджетной сферы тарификацию относят к обязательным процедурам. Благодаря этому проще учитывать большое количество факторов, когда педработникам устанавливают вознаграждения за труд. После предварительной тарификации становится проще узнать о предполагаемой нагрузке на ближайшее время. Отмечают не только общие часы, но и классное руководство, другие виды дополнительной работы.

Смотрите лекцию про оплату труда педагогических работников:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: