Наставничество новых сотрудников как метод обучения персонала

Развитие персонала: 3 кита системы обучения сотрудников

Главное богатство компании — «человеческие ресурсы». Руководитель, способный мыслить в перспективе, осознает: вклады в развитие персонала выгодны. Грамотно инвестировать в обучение сотрудников ― значит получить в итоге слаженную, мотивированную, компетентную команду, которая будет приносить фирме прибыль.

В статье мы расскажем о разработке стратегии и методах развития персонала, поможем подобрать действенные инструменты обучения.

Стратегия обучения и развития персонала

Обучающие меры направлены на создание профессиональной, преданной компании команды, увеличение отдачи от труда каждого работника. Это помогает решить проблему кадровой «текучки», сэкономить на подготовке новых сотрудников. Растет производительность труда и вместе с ней прибыль компании.

Развитие полезно и сотрудникам. Им оно помогает:

  • выявить свои скрытые профессиональные возможности;
  • сделать хорошую карьеру;
  • быстро приспособиться к новым условиям бизнеса, меняющимся технологиям и инструментам.

Развитие персонала в организации — это не разовая акция, а постоянное «прокачивание» деловых и личностных качеств сотрудников. В рамках этой работы HR-менеджеры выполняют комплекс действий. Коротко расскажем о главных.

Выработка стратегии развития персонала

На стадии разработки стратегии руководитель должен определить, каких результатов он хочет добиться от сотрудников, какие профессиональные и личные качества нужно развивать.

Планирование потребности в персонале

Чтобы рассчитать, сколько сотрудников нужно компании, специалистам HR приходится анализировать колоссальное количество данных: планы предприятия, расходы на обучение персонала и заработную плату, уровень «текучки», состояние дел во всех подразделениях (например, недостаток или избыток кадров) и др. Определение потребности в количестве и качестве персонала — сложная математическая задача. Ее решают разными способами, в частности, привлекают экспертов, используют компьютерные модели.

Профессиональное обучение

Специалисты, способные двигать компанию вперед, не приходят «из ниоткуда»: их нужно создавать. Выявлять перспективные кадры, подбирать подходящие методы обучения, вкладывать средства в программы развития персонала — задачи руководства и HR-отдела.

Но вклад в обучение приносит плоды только тогда, когда процесс построен грамотно, поэтапно. Можно заплатить именитому бизнес-тренеру за знания, которые никогда не будут применены на практике — а все потому, например, что тренинг не соответствовал актуальным задачам компании и потребностям сотрудников.

Профессиональное обучение реализуется в несколько стадий:

  1. Выявление потребности персонала в обучении. Необходимо определить уровень подготовки каждого работника и решить, какие навыки ему стоит развивать, какой результат это принесет.
  2. Мотивирование. Все усилия пропадут даром, если работник не хочет учиться. И наоборот, когда есть стимул, результат обучения лучше. Мотивацию повышает осознание практической пользы развития. Когда сотрудник убежден в том, что «прокачивание» профессиональных навыков поможет стать успешнее, ему не требуется принуждение.
  3. Определение подхода к обучению. Он бывает внутренним (задействованы только силы компании) и внешним (привлекается сторонняя организация). Выбор зависит от целей. Так, обучение специфике продукта чаще проводится внутри фирмы, а многопрофильную подготовку сотрудники проходят в учебных центрах.
  4. Выбор методов и мероприятий. Они разнообразны: тренинги, лекции, практические занятия, деловые игры, разбор кейсов и т.п.
  5. Организация мероприятий, то есть непосредственно учебный процесс.
  6. Контроль. В ходе обучения и по его итогам сотрудники проходят аттестацию.
Переподготовка и повышение квалификации персонала

Дать работникам профессиональные навыки — только половина дела: их нужно постоянно актуализировать. В условиях стремительного технологического прогресса знания быстро устаревают. Руководитель, смотрящий в будущее, понимает это и потому старается повышать квалификацию персонала: только так можно удержать компанию на плаву и обогнать конкурентов.

Планирование деловой карьеры

Планирование карьеры — важная часть системы развития персонала. Это выгодно не только работнику, но и всей компании. Если сотрудник видит свои перспективы, имеет четкий план карьерного продвижения, растет его лояльность к организации, удовлетворенность работой, а значит, эффективность труда.

Ротация кадров

Если карьерный рост — это движение вверх по служебной лестнице, то ротацию можно сравнить с перемещением в одной плоскости. Работник переходит на новую должность, оставаясь на прежней ступени иерархии. В структуре управления развитием персонала ротация кадров помогает:

  • создавать кадровый резерв (специалист, умеющий выполнять разные функции, при необходимости сможет заменить коллегу);
  • быстро адаптировать сотрудников;
  • нивелировать конфликтные ситуации и т. д.
Работа с кадровым резервом

Кадровый резерв — это сотрудники, которые при возникновении срочной потребности смогут занять новые должности без предварительного обучения. Например, при увольнении руководителя отдела ему на смену быстро придет подготовленный специалист. Создание кадрового резерва помогает экономить время и средства на обучение персонала, способствует повышению профессионального уровня работников.

Организация адаптации

Когда в компанию принимают новичка, HR-менеджер должен ввести его в курс дела и помочь адаптироваться к корпоративной обстановке. Чем быстрее и комфортнее протекает этот процесс, тем выше профессиональная отдача, меньше процент «текучки», ниже затраты на подбор и подготовку новых кадров.

Читайте также:
Налоговый вычет за обучение ребёнка
Формирование корпоративной культуры

Корпоративная культура влияет на имидж компании, отношение персонала к работе, определяет психологический климат в организации. Ее формирование включает в себя:

  • разработку правил поведения для сотрудников;
  • прописывание миссии и ценностей;
  • создание бренда;
  • мероприятия по сплочению коллектива (тимбилдинг) и т. д.

Методы обучения персонала

Методики развития персонала можно условно разделить на директивные, интерактивные и личностные.

Директивные методы

В основе директивных методов — взаимодействие обучаемого с наставником, инструктором, преподавателем, тренером. Обучение ведется в очной форме. Среди директивных методов можно выделить следующие:

  • Лекции. Таким методом можно обучать сотни человек одновременно, но при этом обратная связь минимальна, передача знаний носит односторонний характер.
  • Семинары. Здесь степень активности слушателей уже выше, особенно если практические занятия строятся с элементами деловой игры, мозгового штурма, кейс-стади и т.п.
  • Наставничество — традиционный метод, при котором опытный сотрудник передает знания новичку.
  • Инструктаж. Как и при наставничестве, обучение ведется без отрыва от трудовой деятельности. Инструктор вводит нового сотрудника в курс предстоящей работы.
  • Тренинги. Как правило, они помогают развивать отдельные компетенции — ведение переговоров, повышение эффективности продаж, тайм-менеджмент и др.
  • Секондмент — относительно новая в России методика профессионального развития персонала. Стажировка в другом отделе или фирме помогает быстро приобрести новый опыт.
Интерактивные методы

Интерактивные методики предполагают деятельное участие персонала в обучении, при этом большая роль отводится современным техническим возможностям. Благодаря интернету сегодня стали доступными:

  • дистанционное обучение;
  • онлайн-конференции и вебинары;
  • видеоуроки.

Такие методы часто не требуют привлечения специалистов (тренеров, преподавателей), сотрудник может учиться в любое удобное время и в любом месте. Видеоформат способствует лучшему усвоению информации.

Личностные методы

Личностные методы основаны на самообучении персонала. Здесь на первый план выходит задача мотивации. Самостоятельное обучение сотрудников нельзя пускать на самотек: оно должно проходить под руководством и контролем HR-специалистов. Практикуются разные способы повышения мотивации: «круглые столы», регулярное обсуждение полученного опыта всем коллективом и др. Необходимо, чтобы сотрудник четко осознавал все плюсы самостоятельного образования. По сути, ротация также представляет собой самообучение.

Инструменты развития сотрудников

Каждой группе методов свойственны особые инструменты развития персонала. Их много, но мы остановимся только на самых востребованных и действенных решениях. Именно они чаще всего применяются специалистами HR-отделов.

Регламент

Корпоративный регламент — это устав предприятия, документ, в котором прописаны правила поведения сотрудников на рабочем месте, нормы их взаимоотношений с коллегами, руководством и клиентами.

В системе управления развитием персонала регламент решает следующие задачи:

  • формирование корпоративной культуры, утверждение ценностей компании, ее целей и миссии;
  • сохранение дисциплины в организации;
  • помощь в адаптации новичкам.
Корпоративный портал

Корпоративные порталы создаются для того, чтобы облегчить обмен информацией внутри компании, автоматизировать некоторые рабочие процессы. Их функционал включает:

  • хранение корпоративных данных и управление ими;
  • быстрый поиск нужной информации;
  • публикацию новостей, объявлений, оповещений.

С точки зрения развития персонала предприятия корпоративный портал решает несколько задач:

  • помогает сотрудникам в адаптации (благодаря быстрому ориентированию в рабочей обстановке, удобному поиску нужных данных);
  • дает возможности для самообучения;
  • способствует распространению корпоративной культуры;
  • облегчает HR-менеджерам процессы сбора и анализа сведений о сотрудниках.

Но реальность большинства компаний такова, что функционал корпоративных порталов используется не более чем на 15–20% [1] . Причина, вероятно, в том, что этот инструмент недостаточно интерактивен, не в состоянии обеспечить полноценную обратную связь и подсознательно связывается с сугубо рабочим функционалом.

Корпоративная социальная сеть

В отличие от портала, корпоративная соцсеть предназначена прежде всего для общения. Она ориентирована на рядовых сотрудников и эффективно решает их проблемы, поэтому ее посещаемость гораздо выше [2] . Функционал инструмента объединяет возможности обычных соцсетей и корпоративного портала:

  • персональные страницы пользователей;
  • база контактов, где хранится информация о каждом сотруднике;
  • самостоятельная публикация контента;
  • широкие возможности для общения и обмена информацией (форумы, чаты, комментарии к записям);
  • создание и ведение тематических групп;
  • новостные ленты;
  • напоминания и оповещения и т. д.

Благодаря всему этому корпоративная соцсеть превращается в мощный инструмент управления «человеческими ресурсами». С этой точки зрения она:

  • повышает лояльность персонала к компании (сотрудники, активно участвующие в жизни организации, демонстрируют большую вовлеченность);
  • формирует корпоративную культуру и доносит ее принципы до каждого члена коллектива;
  • способствует командообразованию;
  • помогает новичкам быстро адаптироваться;
  • стимулирует сотрудников к получению знаний и облегчает процесс обучения (за счет многообразия источников информации, быстрого доступа к ним, а также благодаря оперативной обратной связи с коллегами);
  • дает возможности для профессионального и личностного роста (например, в процессе совместного обсуждения бизнес-задач);
  • предоставляет HR-менеджеру богатый материал для планирования развития персонала, анализа деловых и личных качеств сотрудников, оценки психологического климата в компании.
Читайте также:
Невыход на работу без уважительной причины – штрафы, статья ТК РФ

Успешное ведение бизнеса немыслимо без грамотной стратегии развития персонала. Совершенствование профессионального уровня и личностных качеств сотрудников требует применения современных методов и инструментов. Одно из эффективных решений в управлении «человеческим капиталом» — корпоративная социальная сеть.

Какой социальной сети для бизнеса отдать предпочтение?

Рынок IT-разработок предлагает много вариантов решений для управления персоналом компании. Об особенностях корпоративных соцсетей рассказывает основатель КСС LOQUI BUSINESS Дмитрий Бенц:

«Социальные сети и мессенджеры съедают большую часть рабочего времени сотрудников. Между тем запретительные меры со стороны руководства в этом отношении неэффективны. Разработчики КСС придумали, как направить активность пользователей социальных сетей в полезное русло и превратить общение в ценный инструмент управления персоналом.

Корпоративные соцсети, в том числе LOQUI BUSINESS, помогают быстро найти любую нужную информацию и людей. Причем доступ безопасен и не грозит утечкой коммерческих данных, как в случае с мессенджерами, например.

Особенность LOQUI BUSINESS — удобный, «дружественный» интерфейс. Пользователь ориентируется в нем легко, как в обычной соцсети, без труда устанавливает контакты с коллегами, находит новости нужных подразделений компании. Новые люди быстро вливаются в коллектив. Менеджеров не нужно принуждать к посещению КСС: они сами охотно пользуются всеми ее возможностями.

Навигацию по LOQUI BUSINESS облегчает такой инструмент, как «круг». Он объединяет в одном приложении все важные разделы: места, события, товары, услуги, информацию о коллегах, находящихся поблизости. Каждый раздел имеет геопривязку. Например, в командировке вы можете узнать адрес ближайшего филиала компании, офиса клиента и т. д. «Круг» доступен с любого мобильного устройства.

Кстати, географическая привязка — новый тренд в разработке корпоративных социальных сетей, и пока эта функция доступна только в LOQUI BUSINESS [3] ».

P.S. Узнать больше о возможностях корпоративной социальной сети LOQUI BUSINESS и ознакомиться с демо-версией можно на сайте business.loqui.ru.

Корпоративные соцсети могут помочь повысить вовлеченность сотрудников в рабочий процесс за счет интерактивной составляющей.

Корпоративные соцсети — удобный инструмент профессионального развития кадров, повышения их квалификации. Этому способствует гибкая обратная связь и быстрый доступ к необходимой рабочей информации.

Корпоративная соцсеть позволяет сэкономить рабочее время и наладить профессиональную коммуникацию благодаря возможности оперативно обмениваться мнениями, решать текущие рабочие задачи онлайн

Быстрый доступ к контактной информации с геопривязкой, а также интегрированные мессенджеры в корпоративных соцсетях дают возможность новичку легче адаптироваться в компании.

Чтобы минимизировать риск утечки информации в процессе обучения сотрудников, можно воспользоваться корпоративными соцсетями с комплексной защитой.

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Час­тая ошиб­ка при внед­ре­нии рег­ла­мен­та — фор­маль­ный под­ход к за­да­че. Если тре­бо­ва­ния ус­та­ва бу­дут ид­ти враз­рез с об­щим на­прав­ле­ни­ем ра­бо­ты ком­па­нии, про­ти­во­ре­чить усто­яв­шим­ся кор­по­ра­тив­ным тра­ди­ци­ям, они вы­зо­вут про­тест. Пер­со­нал вос­при­мет вве­де­ние рег­ла­мен­та как про­яв­ле­ние са­мо­дур­ст­ва со сто­ро­ны на­чальст­ва. По­это­му при со­став­ле­нии ус­та­ва нуж­но ис­хо­дить из ре­аль­ной об­ста­нов­ки в ор­га­ни­за­ции и учи­ты­вать мне­ние со­труд­ни­ков.

Как организовать единое информационное пространство и наладить внутренние коммуникации?

Адаптация персонала в организации: методики правильной организации процесса

Корпоративные социальные сети: для чего они бизнесу?

© 2022 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Наставничество в организации: эффективность и ошибки

Что такое наставничество, чем оно отличается от коучинга и менторства? В современной деловой среде между понятиями наставничество, коучинг и менторство зачастую ставят знак тождества. Это принципиальная ошибка. Прежде чем говорить о наставничестве, по сложившейся традиции разберемся с терминологией.

Термин «коучинг» был впервые введен в деловой лексикон в начале 90-х годов Джоном Уитмором, на русский язык он переводится дословно как «наставлять, подготавливать, тренировать», однако имеет более широкое понимание.

Метод коучинга базируется на поведенческой обратной связи, в этом его ключевое отличие от наставничества. Задача коуча состоит не в непосредственной передаче наставляемому лицу знаний и выработке у него определенного перечня навыков, а в активизации процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в ходе совместного анализа ситуаций или проблем.

Можно сказать, что результативность коучинга достигается за счет применения эффекта остранения, когда находящийся «внутри» определенной ситуации или проблемы человек получает возможность посмотреть на нее со стороны, глазами другого человека – коуча. В силу возможностей метода коучинг позволяет находить решения сложных задач междисциплинарного и межличностного характера, поэтому наиболее эффективен при работе с руководящим составом среднего и высшего звена.

Читайте также:
Прием на работу граждан Киргизии - пошаговая инструкция

Менторство

Оно сочетает в себе признаки как коучинга, так и преподавательской деятельности. Преподаватель обучает, а эффективную обратную связь дает коуч. В совокупности эти два процесса способствуют как профессиональному, так и личностному развитию обучаемого. Менторство может применяться для выявления и развития ключевых ценностей и убеждений человека. Таким образом, с помощью менторов можно корректировать систему внутренней мотивации и модель поведения человека. В рамках организации менторство рассматривается как наставничество для наставников. То есть, менторы – это те же наставники, но более высокого уровня, которые могут

Наставничество

Это одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и, в отличие от коучинга, адресовано специалистам линейного звена.

Обучение персонала на рабочем месте является важным звеном корпоративной системы развития персонала. Оно заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой один из наиболее эффективных сегодня методов, проверенных временем и отработанных многими поколениями. Понимать наставничество как процедуру адаптации новых сотрудников – неправильно. Наставничество предусматривает решение узкого сугубо профессионального круга задач, в то время как адаптация подразумевает включение в корпоративную систему отношений. Продолжительность адаптации и наставничества также имеют опосредованное отношение друг к другу. Можно легко представить сферы деятельности, в которых процесс формирования необходимых навыков может занять одну–две недели, но существуют и другие, учиться в которых можно длительное время или даже постоянно.

В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие сотрудников.

Однако здесь есть два ограничения.

Первое: знания и навыки наставника небезграничны, рано или поздно обучаемый может «перерасти» своего наставника. В этом случае процесс наставничества теряет практический смысл. Для обеспечения непрерывности процесса, если того требует специфика сферы деятельности (например, сфера высоких технологий), необходимо, чтобы наставник всегда был на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным.

Здесь кроется второе ограничение: наставничество в этом случае уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к управлению, так называемое «knowledge management». Наставник встраивается в информационный поток между менеджером и работником, обеспечивая эффективный вертикальный и горизонтальный обмен информацией и управление передаваемыми знаниями, навыками, технологиями.

В глобальном понимании наставничество логично воспринимать в качестве одного из ключевых элементов концепции самообучающейся организации.

Будучи гибким, практическим и экономически эффективным методом, наставничество может одинаково успешно «работать» в компаниях любого масштаба, любой отрасли и находящихся на любой стадии организационного развития. Его применение особенно эффективно показано в следующих случаях:

  • при высокой текучести кадров, когда необходима оперативная подготовка большого количества новых сотрудников;
  • в сферах деятельности с высокой степенью профессионального риска, когда для полноценного вхождения в должность и минимизации профессиональных ошибок требуется время для выработки необходимых навыков;
  • в некоторых start-up и активно развивающихся проектах, успех которых зависит от наличия у сотрудников линейного звена ряда уникальных навыков, присущих только данной сфере деятельности или даже отдельному предприятию (здесь необходимо сделать оговорку, что в организации обязательно должен быть мастер, обладающий экспертным уровнем владения навыками, который готов и может проводить наставническую работу, и на него приходится не более 2–3 человек обучаемых);
  • в сферах деятельности и на предприятиях, где технологические и технические платформы развиваются быстрее и меняются чаще, чем происходит обновление системы знаний.

Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет организации добиться следующих эффектов:

  • сокращение сроков выхода на плановый уровень производительности труда и достижения соответствия корпоративным стандартам;
  • повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
  • снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;
  • снижение риска профессионального выгорания ключевых наиболее опытных сотрудников, носителей знаний, навыков и системы корпоративных ценностей;
  • предоставление опытным сотрудникам возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и вертикальном направлении;
  • повышение экономической эффективности системы подготовки персонала;
  • укрепление командного духа, повышение лояльности сотрудников компании к ее системе ценностей.

Основная сложность наставничества заключается в двойственной роли наставника. Он не относится к руководящему составу, чей официальный статус формально закреплен в иерархии организации. В то же время, его профессиональный статус и авторитет в коллективе априори выше, чем у его подопечного.

Читайте также:
Налоговые льготы для пенсионеров

Наставник – это роль, играть которую может любой сотрудник компании, обладающий необходимыми для этого компетенциями, а также знаниями и навыками, которые нужно передать подопечному. Кто именно будет возьмет на себя роль наставника, зависит от специфики задач. Им может стать непосредственный руководитель сотрудника, коллега, сотрудник службы персонала, специально подготовленный наставник из числа сотрудников компании или внешний приглашенный специалист.

У каждого способа есть свои плюсы и минусы, поэтому к их выбору следует подходить взвешенно, четко соотнося область задач с возможностями и рисками применения того или иного способа.

Система взаимосвязей

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение и в восприятии реальности и для поведения в требующих решения ситуациях. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение.

Разделяемое видение ситуации достигается при наличии у обеих сторон системы мотивов, побуждающих их к совместным действиям, например:

Как выстроить систему наставничества в компании (и зачем это нужно)

Директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе PRIME

Чтобы работа новых сотрудников уже с первых дней была эффективной, любой компании нужно продумать систему адаптации для новичков. Одно из решений — это система наставничества. Мария Лошкова, директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе PRIME, поделилась опытом компании и рассказала, как они обучают новых сотрудников.

Для чего нужна система наставничества

В любом бизнесе, который так или иначе завязан на людях, расширяется и переживает смену кадров, наступает момент, когда руководитель задает себе вопрос — как обучать новых сотрудников и вводить в уже образовавшийся коллектив?

Отлично, если руководитель задается этим вопросом до прихода новичков и готовит плацдарм для их адаптации. Но бывает, что сотрудник получает на старте комплект инструкций, в которых ему приходится разбираться самостоятельно. Результат — недоверие сотрудника к новой компании и снижение мотивации к работе. Чтобы этого не случилось, есть профессиональное решение — система наставничества.

В PRIME система наставничества работает с образования компании в 2004 году и открытия первого кафе в Москве. Изначально внедрение системы вызывало некоторые трудности: из-за нехватки опытных кадров, которые могли бы обучать других, наставниками для новичков выступали управляющие кафе.

Для них проводились специальные тренинги по всем актуальным темам сферы гостеприимства. У одного наставника могло быть до 3-4 стажеров каждому из которых требовалось внимание.

В ходе работы также возникали ситуации, с которыми сотрудники кафе сталкивались впервые: можем ли мы пустить в кафе гостя с животными, разрешаем ли пользоваться уборной всем или только гостям, должен ли кофе с собой зимой и летом быть одной температуры и многое другое. Все вопросы выносились на обсуждение руководства — и так появлялись новые правила.

Сегодня в кафе на одного наставника приходится один стажер. Кассир проходит обучение в течение минимум двух недель, а менеджер — в течение месяца. С развитием и расширением сети мы поняли, что система наставничества стала неотъемлемой частью PRIME: 70% своих знаний наши сотрудники получают на рабочем месте и только 30% — на тренингах в классах.

Система наставничества в PRIME — это четко отработанный, но гибкий механизм, поскольку каждый новый сотрудник привносит в компанию что-то новое.

Принципы системы наставничества

Открытость

Наставник сам является инициатором общения с новым сотрудником, он заинтересован в том, чтобы тот принимал и использовал полученные знания. У каждого наставника есть свои секреты, как понравиться гостю, вызвать улыбку, поднять настроение, например, шутки про погоду и пробки особенно актуальны в Москве.

Отличным опытом работы с гостями стал ЧМ по футболу 2018, когда в самом сердце праздника оказались сразу несколько кафе PRIME, и сотрудники смогли не только получить практику общения с иностранными гостями, но и убедиться в ключевой роли сервиса в кафе.

Ответственность

Работа с новым сотрудником происходит в обоих направлениях: наставник не только передает информацию, но и получает обратную связь, порой даже негативную. Все сложности, с которыми сталкивается новичок на рабочем месте, должны быть приняты наставником. Это первый человек на новом месте, к которому стажер обратится за помощью или советом.

Если новичок идет со своими проблемами к вышестоящему руководству, значит, наставник где-то не доработал.

Например, у нас есть практика предоставления общежития иногородним сотрудникам. При возникновении любых бытовых вопросов новый сотрудник может обратиться к наставнику, и он передаст просьбу специалистам по данному направлению. Такие полуанонимные просьбы помогают оперативно решать бытовые проблемы и предотвращать конфликты.

Читайте также:
Новые правила оформления путевых листов

Ориентация на развитие

Наставник принимает на себя обязательство быть конструктивным и позитивным при оценке результатов стажера, мотивировать его на выполнение задач и быть твердым в случае нарушения им профессиональных обязанностей.

Первый пункт дается наставникам особенно трудно, поскольку субъективное мнение и выработанная до автоматизма эмоциональная реакция зачастую мешают наставнику дать конструктивную обратную связь. Это губит на корню уверенность новичка в своих силах и способностях. С грамотным и позитивным наставником даже новичок через год может стать руководителем кафе, таких случаев у нас было очень много.

Какими качествами должен обладать наставник

Будущий наставник должен обладать качествами, которые помогут ему не только обучить новичка, но и вырасти самому. Самые важные качества для наставника:

  • терпение,
  • коммуникабельность,
  • принятие чужого мнения и опыта.

У нового сотрудника уже есть свой бэкграунд, с которым он приходит на новое место работы. Важно не пытаться переубедить сотрудника, а попробовать использовать его опыт и новые идеи для улучшения работы всего коллектива.

Именно благодаря новым амбициозным сотрудникам еще в начале создания PRIME была разработана система шести шагов, при которых сотрудник успевал пробить и приготовить заказ за 90 секунд. А наш холодный напиток «Кофейный апельсин» тоже появился благодаря новому сотруднику, который смешал эспрессо и апельсиновый сок у себя дома и предложил повторить этот процесс в кафе.

В чем особенность обучения взрослых людей

Кажется, что взрослого человека обучить новому проще, чем ребенка. У него уже есть теоретическая база, а также практическая, основанная на опыте. Но это не всегда так: если ребенку достаточно получения самих знаний в качестве мотивации к обучению, то взрослому необходима конечная и осмысленная цель, возможность применить знания на практике и результат.

Например, если мы учим нового сотрудника ориентироваться в ассортименте, то ему важно сперва увидеть цель — знать ассортимент, чтобы быть способным помочь гостю с выбором и быстро пробивать заказ. К такому сотруднику гости вернутся, даже если очень торопятся, ведь он разбирается в своем продукте. Как результат: увеличение продаж, премии и карьерный рост.

Методы по обучению новых сотрудников для наставников

Большинство методов мы все бессознательно применяем на практике. Они основаны на детском опыте, который мы получаем во время игры или обучения в школе.

  • Мини-лекция, то есть устное изложение правил, инструкций и других материалов компании.
  • Демонстрация, когда наставник на своем примере показывает, как выполнять задачу.
  • Ролевая игра, в которой наставник выступает в качестве потенциального клиента или заказчика и помогает «проиграть» сложные ситуации.
  • Анализ кейсов из реальной практики компании.
  • Моделирование ситуации, в которой сотруднику требуется впервые принять самостоятельное решение или совершить важное действие.
  • Опрос позволяет определить, какие темы были лучше или хуже усвоены новым сотрудником, а также определить «болевые точки».
  • Наблюдение за действиями нового сотрудника, когда наставник поручает стажеру ответственное задание и следит за выполнением со стороны. Стажер воспринимает это как мотивацию к развитию.
  • Вовлечение гостей в процесс наставничества. Это ноу-хау PRIME, когда мы ставим специальную табличку, если на кассе кафе работает новичок. По желанию гости сами играют роль наставников, ободряют, советуют, даже подсказывают, если новый сотрудник растерялся. Так стажеру проще и спокойнее влиться в работу, он меньше волнуется, чувствуя, что гости относятся к нему с пониманием.
  • Мотивация очень важна для любого взрослого человека, поэтому задача наставника — определить, что мотивирует нового сотрудника и вместе с его руководителем выстроить план развития. Как это сделать, мы расскажем в следующем материале.

Как получить максимум

Короткое резюме: система наставничества может быть эффективна для любой компании, если правильно ее выстроить. Для этого:

  • на роль наставников выбирайте только сотрудников, которые действительно готовы работать с новичками, делиться опытом, исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии;
  • грамотно распределяйте нагрузку на наставников, тогда они смогут давать стажерам качественную и полезную обратную связь;
  • проговаривайте и обсуждайте ситуации, с которыми сотрудники столкнулись впервые. Такие ситуации могут стать отличными примерами для дальнейшей работы наставников со стажерами;
  • проводите обучающие тренинги для своих сотрудников, но помните: большую часть знаний они получают на рабочем месте;
  • не спешите отвергать креативные идеи от новых сотрудников — так вы рискуете упустить интересное и полезное предложение;
  • мотивируйте нового сотрудника — создайте и обрисуйте достижимую цель его работы и развития в вашей компании. Это может быть перспектива на повышение, премии по итогам года или что-то иное;
  • используйте разные методы обучения — разбор кейсов, моделирование ситуаций. Задействуйте конечного потребителя/гостя в процессе обучения, не стесняйтесь говорить о том, что с ним общается стажер.
Читайте также:
Надбавка за выслугу лет военнослужащим

Обучение персонала: ставим цели — выбираем методы

Затраты на обучение персонала — это не пустые расходы, а вложения в развитие сотрудников, а значит, и всего предприятия. К этой мысли уже давно пришли руководители крупных корпораций и все чаще задумываются представители среднего бизнеса. При таком подходе организация обучения становится отдельным трудоемким участком работы кадровой службы.

Сформулируем цели

Задумываясь о системе обучения персонала, руководители чаще всего решают круг вполне понятных управленческих задач:

  • увеличить производительность труда и качество создаваемого продукта;
  • повысить лояльности сотрудников, замотивировать на достижение общей цели;
  • сохранить эффективных сотрудников на важных для организации должностях;
  • улучшить организационную культуру и систему коммуникаций;
  • быстро и комфортно провести адаптацию новых сотрудников в компании и пр.

Из существующего многообразия видов и форм обучения персонала можно выбрать несколько наиболее эффективных для достижения конкретной цели. Нужно только оценить, насколько она своевременны с точки зрения этапа решения задачи и приемлемы для уровня развития группы/сотрудника. Немаловажный фактор — экономическая оправданность выбранных методов.

Виды и подвиды

В зависимости от цели, которую ставит перед собой руководитель в отношении группы работников, выделяют три вида обучения:

  1. Подготовка сотрудников — этот вид связан с первичным освоением специализированных знаний, умений и навыков, важных для выполнения определенной работы.
  2. Переподготовка — требуется в тех случаях, когда работник меняет специализацию внутри организации.
  3. Повышение квалификации — касается тех, кто претендует на повышение.

Потребность в переподготовке и повышении квалификации может также возникнуть, когда меняются требования к профессии или должности.

Иногда выделяют еще адаптационное обучение. Его цель — комфортная адаптация новых работников, освоение ими своих трудовых функций.

Оформляйте документы по подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников в программе Контур-Персонал.

Классификаций методов обучения персонала существует множество. Чаще всего выделяют активные и пассивные (по степени вовлеченности обучаемого в процесс), групповые и индивидуальные, длительные и краткосрочные, очные и заочные методы.

Еще одно основание для деления методов на две большие группы — возможность совмещать учебу с работой. Будет ли достигнута поставленная цель, если обучение пройдет без отрыва от производства?

Учеба вне рабочего процесса позволяет сотруднику абстрагироваться от текущих задач, выйти за рамки привычных алгоритмов действий. Широко используются формы лекций, семинаров, тренингов, деловых игр и пр. Обучение на рабочем месте более специфичное, оно отличается практической направленностью, напрямую связано с производственными функциями сотрудника. В этом случае применимы наставничество, делегирование полномочий, ротация, копирование, метод усложняющихся заданий и пр.

Неправильно подобранные методы могут свести на нет положительный эффект от проведенного обучения. И здесь надо отталкиваться от поставленных целей и задач.

«Важно правильно снять информацию с руководителя и оценить исходную ситуацию. Бывает так, что пришел запрос на навыковое обучение для сотрудников, а после анализа вводных мы понимаем, что надо прорабатывать бизнес-процессы. Такое тоже случается», — предостерегает руководитель корпоративного университета компании СКБ Контур Александра Лузина.

Свои или чужие?

Задумавшись об обучении сотрудников, руководитель должен четко представлять, как будет организован процесс, какие ресурсы будут задействованы. И здесь тоже есть варианты: обучать персонал самостоятельно (внутреннее обучение) или пользоваться услугами сторонних компаний (внешнее).

Несомненный плюс внутреннего обучения — погруженность наставника в производственные процессы и корпоративную культуру, возможность оперативно получать обратную связь и наглядные результаты. Кроме того, внутри компании специалисты кадровых служб или учебных центров имеют определенный простор для творчества, выбирая методы обучения.

«Постоянно ищем и пробуем новые методы. Не так давно разработали и провели бизнес-игру. Форма оказалась очень трудоемкой и энергозатратной как в подготовке, так и в проведении, но себя оправдала. Мы получили очень хорошие результаты. Мы начали активнее использовать модульный формат: предтренинговая диагностика — составление программы обучения — серия тренингов, мастер-классов, семинаров и пр. — посттренинг», — делится своим опытом Александра Лузина.

Однако если компания опирается только на внутреннее обучение, она должна понимать, что результат мероприятий во многом зависит от уровня подготовки наставника.

С этой точки зрения выбор в пользу сторонних компаний-провайдеров кажется оправданным: рынок образовательных услуг насыщен, и в большинстве случаев можно найти программу, которая будет соответствовать запросам заказчика. Приглашенный наставник сможет оценить ситуацию объективно и предложить оптимальные методы обучения. К сторонним организациям имеет смысл обращаться за специальными знаниями и навыками, которые требуют глубокой профильной подготовки тренера. Впрочем, есть и обратная сторона вопроса: программы внешнего провайдера не всегда можно адаптировать под специфику бизнеса.

«В нашей компании мы примерно в равных пропорциях используем формы внешнего и внутреннего обучения. Для разных целей выбираем разные методы. Если надо замотивировать сотрудника, поддержать его в стремлении развиваться, познакомить с новыми профессиональными трендами, то, конечно, это разного рода выездные конференции и семинары. Если цель — освоение навыков, углубление профессиональных знаний, уместны наставничество, внутренние семинары и практикумы», — рассказывает Александра Лузина.

Действительно, наиболее эффективной станет система, сочетающая внешнее и внутреннее обучение. При верном соотношении она позволит сотрудникам осваивать новые компетенции и бизнес-процессы, оставаясь при этом в рамках корпоративной культуры и профессиональных стандартов. Чтобы создать такую систему, руководителю организации совместно со специалистами кадровой службы придется провести масштабную работу: тщательно проанализировать исходную ситуацию, сформулировать цели и задачи, отобрать методы, найти провайдеров.

Читайте также:
Прием на работу бывшего госслужащего, уведомление, нормы Трудового кодекса
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Наставничество: 6 советов по внедрению в компании

Компании с долгой историей и стабильными коллективами сталкиваются с проблемой обновления. Многие «старослужащие» не спешат открывать новичкам тайны профессии и особенности работы, чувствуя в них конкурентов. Особенно это касается возрастных работников. Новички мучаются несколько месяцев, видят, что их не приняли в новом коллективе, и уходят искать лучшей доли.

Как стимулировать интерес к наставничеству и передаче опыта

Люди идут на работу не для того, чтобы улучшать благосостояние родной компании. Они стремятся удовлетворить свои потребности. Психолог Михаил Литвак разделяет инстинкты человека на несколько категорий:

Инстинкт лидерства или чувство собственной значимости.

Чтобы работник сделал что-то для компании, компания в ответ должна удовлетворить какой-то из них. Если первые три инстинкта можно удовлетворить с помощью денег, то для удовлетворения последнего требуется признание окружающих.

6 шагов по формированию института наставничества в компании

Часто у давно работающих сотрудников с приходом новичков начинает страдать чувство значимости. Они уже не чувствуют себя первыми, ведь молодые стремятся их обойти. Поэтому внедряя наставничество, нужно помнить в необходимости удовлетворить инстинкт лидерства старшего поколения. Сформируйте у старших убеждение, что учить молодых работников — это необходимость. Когда они наставляют молодых, дайте почувствовать им свою значимость.

Создайте специальную корпоративную ауру вокруг наставников

Дайте понять, что наставниками назначаются только самые профессиональные, самые мудрые, самые достойные сотрудники. Организуйте отбор, чтобы определить, кто может работать с новичками. Разработайте PR-акцию вокруг этого процесса. Освещайте его в интранете, на информационных стендах и в корпоративных СМИ. Такая кампания добавит престижности статусу наставника. Сообщайте о назначениях наставниками, чтобы все знали об этом.

Учредите специальный Совет наставников

Это своего рода закрытый клуб, в котором регулярно обсуждают методики работы с новичками. Для повышения статуса собраний приглашайте начальство. Пусть у Совета наставников будет свое положение о наставничестве, расписание, методики и рекомендации. Чем больше таинственности, тем лучше, потому что всем хочется попасть в закрытые учреждения. Не забывайте сообщать в корпоративных СМИ об очередных собраниях Совета и повестке дня, чтобы работники не забывали о его существовании.

Укажите работникам на личные выгоды

Расскажите возрастным работникам, что одна из целей компании — помочь им подготовиться к выходу на пенсию, дать преподавательский опыт и рекомендации. Они получат преподавательские навыки, с помощью которых смогут подрабатывать на пенсии. Они научатся проводить занятия не только в вашей или других компаниях, но и в учебных заведениях. Или даже смогут организовать свой бизнес — проводить тренинги по своей профессии. Популярность такого бизнеса растет.

Рассмотрите вопрос об оплате наставничества

Платить надо, но не стоит увлекаться. Нужно акцентировать внимание на престиже и повышении социального статуса (как это делается в европейских странах). Каждая компания решает этот вопрос в соответствии с финансовыми возможностями, но обычно надбавка за наставничество не превышает 5% от оклада. Если компания решила оплачивать наставничество, то это закрепите это в локальных нормативных актах и трудовых договорах во избежание налоговых рисков.

Помогите наставникам с методиками и системой наставничества

Нужно помогать наставникам методически и технически. Как именно будет проходить передача опыта в компании, зависит от ее особенностей. На производственном предприятии пожилой рабочий показывает молодому свое мастерство непосредственно на станке, инженер в проектном бюро — дистанционно на чертеже в электронном виде, опытный юрист может рассказать о тонкостях профессии на семинаре и вебинаре. Все варианты подходят, если они работают. Задача эйчара и руководителя — вместе с Советом наставников понять возможности и составить план передачи опыта. В этом нужно заручиться поддержкой Совета наставников

Читайте также:
Акцептовать - это значит согласиться с условиями по счету, оферте, векселю

Организуйте конкурс лучшего наставника

Моральное поощрение не менее важно, чем материальное. Лучше всего эту задачу выполнит конкурс лучших наставников. Сделайте его ежегодным и вручайте лидерам программы наставничества небольшие подарки и грамоты. Разработайте критерии лидерства: например, лучшие показатели подопечных (новичков), их отзывы, количество успешных подопечных, минимальная текучесть среди молодых сотрудников. Не забывайте освещать результаты в корпоративных СМИ.

Наряд-допуск на производство работ на высоте

Наниматель не может допустить работника к труду на высоте без формирования специального наряда-допуска. Этот документ содержит перечень действий работника, время и условия выполнения работ. Данный вид труда сопряжен с опасностью для жизни и здоровья, сотрудник должен обладать всеми требуемыми знаниями и умениями и пройти соответствующий инструктаж. За работы без данного документа работодателю грозит ответственность. Рассмотрим, как правильно заполнить наряд-допуск на производство работ на высоте.

Что подразумевают под высотными работами

Правила по охране труда при проведении работ на высоте прописаны в приказе Минтруда от 28.03.2014 года №155н. Документ также содержит список работ, относящихся к высотным.

  1. С риском, который сопряжен с падением сотрудника с высоты в 1,8 м и больше. Сюда входят работы, при которых человек поднимается на высоту более 5 м или спускается с нее по лестнице, составляющей с горизонтальной поверхностью угол наклона больше 75 градусов; а также работы на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогороженных перепадов по высоте больше 1,8 м и, кроме того, если высота защитного ограждения этих территорий меньше 1,1.
  2. С риском падения работника с высоты меньше 1,8 м, если труд осуществляется над машинами и/или механизмами, выступающими приспособлениями, водной поверхностью и т.п.

К данному виду работ могут причисляться ремонтная, строительная, монтажная деятельность, спуск на глубину, мытье окон и т.д. Глава фирмы вправе сам установить, для каких видов работ в организации, подпадающих под указанные выше критерии, необходим наряд-допуск.

Какие работники имеют право работать на высоте

Требования к сотрудникам:

  1. Работник должен быть совершеннолетним.
  2. У него должны отсутствовать медицинские противопоказания к данному виду деятельности. Необходимы периодические медосмотры.
  3. Работник должен обладать соответствующей квалификацией, она должна подтверждаться документом о профобразовании
  4. Работник должен пройти все необходимые инструктажи, проверки знаний, иметь специальное удостоверение для таких работ.
  5. Опыт работы от 1 года при назначении ответственным за исполнение.

К сведению! К знаниям, которые должны быть в активе работника, причисляют знания требований ОТ, безопасных приемов труда на высоте, что необходимо подтверждать сдачей экзаменов.

Кто вправе выписывать сотруднику наряд-допуск

Выписывать наряд-допуск должен сотрудник, имеющий более высокую квалификацию: третью группу допуска по безопасности работ на высоте. Также глава фирмы должен составить приказ, где утвердит данного работника на формирование наряда-допуска. Этот сотрудник, кроме того, может быть ответственным за производство работ и включаться в перечень работников бригады.

Работник, заполняющий и выдающий наряды-допуски (как сказано в п. 28 приказа №155н), обязан:

  • утвердить действия, которые нужны, чтобы обеспечить безопасность работников;
  • назначить сотрудников, которые будут ответственным за руководство и исполнение этих действий;
  • выявить количество разрешительных бумаг;
  • определить список задач, необходимое для работы оборудование, конкретные места проведения работ;
  • передать руководителю производственного процесса 2 экземпляра наряда и обозначить данный факт в журнале выдачи нарядов-допусков;
  • ознакомить руководителя с особенностями места работы;
  • контролировать выполнение работ по безопасности, которые указаны в наряде;
  • принять после окончания работ окончательно заполненный и закрытый наряд-допуск и перенести его данные в журнал учета.

О сроках действия бумаги

Документ оформляют на период не больше 15 календарных дней. Срок отсчитывают от начала работы. Продлевать наряд можно только единожды на срок, не превышающий 15 календарных дней со дня продления. При наличии перерыва в работе наряд-допуск остается действующим.

В ситуации, когда во время работы вдруг обнаружились условия, не учитывающие записи в документе, ответственный работник решает остановить деятельность. Наряд-допуск надо аннулировать. Работы можно продолжить только после составления и передачи нового документа.

Продлить действие бумаги может работник, который ее выдал, или тот, у кого есть соответствующие полномочия.

Читайте также:
МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в Свердловской области в 2022 году

О хранении

Закрытые наряды-допуски следует хранить в компании в течение 30 дней, а далее их можно уничтожить. Хранить документы в архиве нужно только тогда, когда во время работы имел место несчастный случай.

Ответственность работодателя

Отдельный вид наказания за работу на высоте без наряда-допуска не установлен законодательством. Ответственность в этом случае регулируется стандартными нормами по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если никакие отрицательные последствия такие нарушения не повлекли (не нанесен вред здоровью или жизни сотрудников), то накладывается такое наказание, как штраф. Для должностных лиц — от 2 до 5 тыс. руб., для компании — от 50 до 80 тыс. руб. Могут оштрафовать одновременно должностное лицо и компанию.

Если в результате нарушения имело место нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть сотрудника, то в данном случае действуют нормы УК РФ. К ответственности привлекают главу компании, специалиста по ОТ и должностное лицо, которое было обязано обеспечивать соблюдение требований ОТ на определенной территории.

Заполняем наряд-допуск на производство работ на высоте

Рекомендованный официально бланк наряда-допуска представлен в приложении №3 к Приказу №155н. Заполнять бланк нужно разборчивым почерком, без ошибок и исправлений.

К сведению! Данный бланк лишь рекомендован к использованию. Организация может разработать собственную форму, главное, чтобы все необходимые реквизиты присутствовали на бланке.

Какую информацию необходимо первым делом внести в наряд-допуск (заполняет уполномоченное лицо):

  1. Номер бумаги.
  2. Название хозяйствующего субъекта и его структурного подразделения.
  3. Период «работы» документа. Фиксируют дату выдачи и дату, до которой наряд будет действовать.
  4. ФИО ответственного руководителя и сотрудника-исполнителя работ.
  5. Вид работ.
  6. ФИО сотрудников-исполнителей работ.
  7. Условия работы: территория и адрес выполнения, суть работ, при каких условиях они будут осуществляться (высота, температуры, характер территории).
  8. Описание рисков, опасных факторов, которые могут возникнуть в момент выполнения работ в данных местах.
  9. Время, когда работа была начата и закончена.
  10. Применяемые в работе системы безопасности. Этот пункт нужно прописать подробно и без сокращений.

Далее разберем, как заполнять документ по разделам.

Раздел 1. Какой инвентарь будет нужен для выполнения работ.

Раздел 2. Действия, предваряющие работы, их сроки и работник, за них отвечающий.

Раздел 3. Какие действия необходимо исполнить фактически, их сроки и ФИО ответственного исполнителя.

Раздел 4. Особые условия проведения работ. День и время выдачи бумаги. Подпись и ФИО работника, выдавшего наряд. Аналогичные сведения при продлении наряда. Этот пункт надо заполнять, только если это нужно.

Потом документ заполняет руководитель работ (разделы 5-7, часть 8-го и 10-й).

Раздел 5. Разрешение на подготовку рабочих мест и допуск к решению заданной задачи. Работник, получивший на это разрешение, указывает в таблице свою должность, ФИО, ставит дату и подпись.

Раздел 6. Заполняется таблица со сведениями о ежедневном допуске к работе и времени. Указывают: название рабочего места, дату и время начала работы, ставят подписи ответственный руководитель и исполнитель работ. Также после окончания задачи исполнитель указывает дату и время и расписывается в достоверности сведений.

Раздел 7. Изменения в составе бригады. Заполняют при наличии таковых. Отмечают ФИО работников, выведенных из бригады и введенных в нее, расписывается ответственный руководитель работ.

Раздел 8. Расписываются руководители и исполнители работ в том, что инструктаж был проведен и прослушан при первичном допуске.

Раздел 9. Заполняют при согласовании работ с другим учреждением.

Раздел 10. Подпись ответственного руководителя работ в том, что все требуемые действия по безопасности работ выполнены.

Раздел 11. Его надо заполнить, когда вся работа полностью завершена. Ставят свои подписи ответственный руководитель и сотрудник, выдавший наряд-допуск.

Документ необходимо формировать в двух экземплярах.

Инструкция: оформляем наряд-допуск на высотные работы

Работы на высоте связаны с повышенным уровнем опасности и требуют от сотрудника как повышенной осторожности при их выполнении, так и наличия специализированных умений и навыков. Для их проведения сотрудник должен иметь наряд на работы на высоте.

Что относится к работам на высоте

Законодательно установлены обязательные для нанимателя и работника положения по охране труда, которые упорядочивают действия людей, организующих и проводящих высотные процессы. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 № 155н в список последних включает целый ряд действий.

  1. Деятельность, связанная с риском падения человека с высоты от 1,8 м и более при условии, что он:
    • поднимается на уровень 5 м и более или спускается с него, используя лестницу, угол наклона которой по отношению к горизонтальной поверхности больше 75 градусов;
    • трудится на площадке, находящейся ближе 2 м от неогражденных перепадов высотой свыше 1,8 м, а также если высота защитной конструкции меньше 1,1 м.
  2. Деятельность на высоте меньше 1,8 м при наличии риска падения в условиях, когда работа ведется над машинами, поверхностью сыпучей жидкости, выступающими приспособлениями.
Читайте также:
Налоговый вычет за обучение ребёнка

С учетом широкого перечня требований, к такому виду может относиться различная деятельность: строительная, ремонтная, спуск на глубину и т. п. Именно поэтому нанимателю дано право в зависимости от вида деятельности сформировать на предприятии перечень работ на высоте по наряду допуску самостоятельно. Разрешающий документ понадобится для осуществления действий, при которых используется канатный доступ без применения подмостных опор (п. 11 Приказа 155н).

Кто может работать на высоте

Для того чтобы получить бланк наряда допуска для работы на высоте, сотрудник должен соответствовать ряду требований:

  • возраст от 18 лет и более;
  • отсутствие противопоказаний медицинского характера (по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров);
  • наличие квалификации, соответствующей форматам выполняемых процессов (подтверждается документами о профобразовании);
  • факт прохождения обучения по безопасности деятельности на высоте, завершившееся успешной сдачей экзамена и получением удостоверения;
  • опыт более одного года (при назначении ответственным за стажировку).

Кто выдает наряд

Выдать разрешение вправе наиболее квалифицированный сотрудник при наличии:

  • третьей группы допуска по безопасному осуществлению высотных процессов;
  • приказ нанимателя, возлагающего полномочия по оформлению документа.

В соответствии с Приказом 155н, сотрудник, который заполняет образец наряда допуска на работы на высоте, обязан:

  • принадлежать к категории тех, кто вправе давать разрешение, т. е. быть руководителем или специалистом, соответствующим установленным требованиям;
  • установить в плане производства работ на высоте (ППР) мероприятия по обеспечению безопасности сотрудников, а также место проведения;
  • назначить ответственных руководителя и исполнителя;
  • установить, сколько конкретно документов выдавать на каждого ответственного при производстве в одно и то же время;
  • определить места и объемы с указанием применяемого оборудования;
  • предоставить ответственному специалисту, руководящему процессами, или сотруднику, их производящему, 2 экземпляра разрешения под подпись в журнале учета по форме приложения 7 к Приказу;
  • предоставить ответственному руководителю сведения о технологических, проектных документах, схемах ограждений;
  • обеспечить контроль мероприятий, обеспечивающих безопасность труда;
  • принять по окончании завершенный наряд допуск, сделав соответствующую отметку в журнале учета, для дальнейшего хранения.

Срок действия и правила хранения

Наряд допуск можно оформлять на срок не больше 15 к. дней, считая с момента начала процесса. Наряд можно продлить один раз на период не больше 15 к. дней с момента продления. Если был перерыв, документ продолжает оставаться действительным.

Если в процессе деятельности возникли опасные условия, которые не учитывает образец заполнения наряда допуска на высотные работы, ответственный принимает решение об остановке процессов, наряд аннулируется, деятельность снова начинается по факту выдачи нового.

Продлить разрешения вправе:

  • выдавший его сотрудник;
  • сотрудник, у которого есть право выдавать подобные бумаги.

Завершенные наряды хранятся на протяжении 30 суток, затем они подлежат уничтожению. Если во время деятельности произошел несчастный случай, наряды хранятся в архиве предприятия.

Образец заполнения

В конце статьи вы сможете бесплатно скачать бланк наряда допуска на высотные работы. Законодатель установил форму бланка приложением 3 к Приказу 155н. Разберем, как правильно ее заполнять.

Наряд включает различные сведения, а включать их нужно в оба экземпляра наряда, так как они предоставляются в адрес руководителя процесса производства.

Первая страница содержит следующую информацию:

  • наименование предприятия и подразделения (при наличии), которое выполнит задание;
  • срок действия;
  • сотрудники, вовлеченные в процесс организации и исполнения;
  • место, содержание и условия процессов;
  • потенциальные риски;
  • начало и окончание работ (в ежедневном формате).

Сотрудник, ответственный за процесс, информирует о применяемых системах безопасности с полным их наименованием (сокращать нельзя!).

Завершив описание систем, надо:

  • в п. 1 указать перечень требующихся материалов и инструментов;
  • в п. 2, 3 перечислить мероприятия, планирующиеся к проведению до и во время действий;
  • в п. 4 описать особые условия (при наличии).

Включенные в документ сведения скрепляются подписью ответственного.

Пункты 5-7, 8 (частично) и 10 подлежат заполнению руководителем работ. В них включаются сведения об инструктажах, подготовке рабочих мест, заменах личного состава бригад.

Пункт 9 можно заполнить, если необходимо согласовать задачу и порядок реализации с иным учреждением. Пункт 11 заполняется по завершении процесса в целом. По факту наряд закрывается двумя сотрудниками — руководителем задания и тем, кто выдавал разрешение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: