Новые правила оформления путевых листов

Формирование путевых листов c 2021 года

Порядок оформления путевых листов с 01.01.2021

Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 изменен состав обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов.

Во-первых, добавлен новый реквизит – “Сведения о перевозке”. Согласно пункту 6 Приложения к Приказу № 368: “Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок”.

Виды сообщения и виды перевозок определены в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Выдержка из документа:

“Статья 4. Виды сообщения

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.”

“Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.”

Во-вторых, в путевых листах в дополнение к марке необходимо указывать модель транспортного средства (пп. 1 п. 4 Приложения к Приказу № 368).

В-третьих, с 2021 года в путевых листах необходимо отражать показания одометра при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки, и при заезде транспорта на парковку по окончании рабочего дня или смены (пп. 3 п. 4 Приложения к Приказу № 368).

Приказ № 368 также уточняет, какие отметки ставятся для технического осмотра транспортных средств и медицинского осмотра водителей до рейса и по возвращении.

Как и прежде, оформленные путевые листы необходимо регистрировать в журнале регистрации путевых листов.

В соответствии с пунктами 17, 18 Приложения к Приказу № 368 с 01.01.2021 журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При ведении журнала на бумажном носителе его страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы.

При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Рекомендуем своевременно ознакомиться с полным текстом Приказа № 368 для внесения изменений в Учетную политику учреждения и доведения информации об изменениях до ответственных должностных лиц учреждения.

Изменения “1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8” (ред. 2)

Рассмотрим порядок формирования путевых листов и журнала их регистрации в программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” редакции 2 с учетом изменений, внесенных Приказом № 368.

Формирование путевых листов

В “1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8” редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.

Для соблюдения требований Приказа № 368 в печатные формы путевых листов, формируемых в программе, внесены следующие изменения:

добавлено поле Сведения о перевозке и его заполнение по данным документа путевого листа;

добавлена возможность отображения сведений о модели транспортного средства и прицепов.

Для формирования путевых листов по уточненным формам следует использовать команды печати путевых листов с постфиксом “(пр. № 368 от 11.09.2020)”, см. рис. 1.

На рисунке 2 представлен пример новой печатной формы “Путевой лист легкового автомобиля (пр. № 368 от 11.09.2020)”:

Заполнение поля Сведения о перевозке печатной формы производится по данным одноименного реквизита формы документа путевого листа.

Для транспортного средства можно определить значение по умолчанию по виду путевого листа (ГСМ – Настройки – Настройки заполнения документов учета ГСМ).

При выборе транспортного средства значение реквизита Сведения о перевозке будет заполнено согласно настройке заполнения для вида первичного документа (вида путевого листа).

Как было отмечено выше, cведения о перевозке теперь включают информацию о видах сообщения и видах перевозок. По разъяснениям авторов Приказа № 368, при осуществлении перевозок для собственных нужд организации в путевом листе проставляется “для собственных нужд организации”.

Если в настройках заполнения документов для транспортного средства не указано значение по умолчанию поля Сведения о перевозке, то значение соответствующего реквизита Путевого листа заполняется по умолчанию как Для собственных нужд организации и может быть изменено пользователем.

Для того чтобы в печатной форме путевого листа была отражена модель транспортного средства или прицепа, ее следует указать в соответствующем элементе справочника Основные средства, НМА, НПА (ОС, НМА, НПА – Основные средства, НМА, НПА). Для этого в форме элемента справочника на закладке Инвентарный объект необходимо перейти по ссылке в поле Паспорт транспортного средства и в реквизите Модель формы Паспорт транспортного средства указать модель автомобиля.

После заполнения сведений о модели следует сохранить изменение данных по кнопке Записать и закрыть.

В результате в печатной форме путевого листа в дополнение к марке будет заполняться модель транспортного средства. Для прицепов настройка выполняется аналогичным образом.

Новый отчет “Журнал регистрации путевых листов”

Приказом № 368 закреплено, что журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде при условии его заверения усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 17 Приложения к Приказу № 368).

В программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” редакции 2 предусмотрено формирование журнала регистрации путевых листов по типовой межотраслевой форме № 8 (унифицированная форма “Журнал учета движения путевых листов” (ф. 0345008), утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78). Форма № 8 ориентирована на ведение в бумажном виде. В каждой строке журнала должны проставляться собственноручные подписи: водителя в получении путевого листа, диспетчера, принявшего от водителя путевой лист и документы, бухгалтера, принявшего путевой лист.

Читайте также:
Напряжённость труда, трудового процесса – что это, чем характеризуется

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Таким образом, журнал регистрации путевых листов организация вправе составлять в произвольной форме.

Чтобы обеспечить возможность заполнить, подписать электронной подписью и сохранить электронный журнал регистрации путевых листов, в программу включен новый отчет Журнал регистрации путевых листов (ГСМ – Отчеты по учету ГСМ – Журнал регистрации путевых листов), рис. 3.

В форме отчета следует заполнить обязательные параметры отчета Период и Организация, затем нажать кнопку Сформировать.

В новом отчете указываются Ф.И.О. водителя, получившего путевой лист, Ф.И.О. диспетчера и бухгалтера, принявших путевой лист от водителя. Для подписания отчета электронной подписью следует выбрать пункт Подписать ЭП и сохранить в меню кнопки Регистр учета.

Электронный журнал регистрации путевых листов может быть заверен только усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 18 Приказа № 368).

Виды электронных подписей определяются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

В появившейся форме Подписание файла следует выбрать соответствующий Сертификат электронной подписи и ввести Пароль сертификата при его наличии.

Для подписания необходимо нажать кнопку Подписать внизу формы. Подписанный электронный документ можно просмотреть в архиве, выбрав пункт Открыть архив меню кнопки Регистр учета в форме отчета. В результате будет открыта форма Архив регистров учета.

В нем можно открыть сохраненный журнал регистрации путевых листов двойным щелчком мыши по соответствующей строке. При необходимости можно подписать электронный журнал дополнительными электронными подписями. Для этого следует выбрать электронный документ в списке архива регистров учета и нажать кнопку Открыть карточку файла.

В карточке файла на закладке Электронные подписи можно просмотреть подписи электронного документа или добавить новую по кнопке Подписать.

Применяемую форму журнала регистрации путевых листов и порядок его формирования следует закрепить в Учетной политике учреждения.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.

  • Кто должен составлять путевой лист
  • Когда составлять путевой лист и сколько он действует
  • Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года
  • Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году
  • Дополнительные реквизиты путевого листа
  • Форма и порядок заполнения путевого листа
  • Нормы расхода топлива

Кто должен составлять путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Вести учет путевых листов и ГМС по правилам — это просто.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»

В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • организованная перевозка группы детей;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • перевозка грузов;
  • перевозка для собственных нужд.

Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):

Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.

Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.

Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:

  • для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
  • для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.

Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:

  • тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
  • марку и модель транспортного средства и прицепа к нему (если используется) (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
  • государственный регистрационный номер транспортного средства и прицепа (если используется);
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки и заезде на неё после окончания смены;
  • день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства, если обязательный досмотр установлен законом);
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места стоянки и его заезда обратно.

Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, если послерейсовый осмотр предусмотрен законом.

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Для принятия к учёту

Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.

Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.

Дополнительные реквизиты путевого листа

Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).

Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:

  • нормативный расход топлива;
  • маршрут движения;
  • экономия топлива в сравнении с нормативным расходом;
  • перерасход топлива в сравнении с нормативным расходом.

Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.

Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.

Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3

Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».

В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Новые обязательные реквизиты путевых листов с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

C 1 января 2021 года начинает действовать новый нормативный документ – Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №368 от 11 сентября 2020 г. №368, который вводит новые Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Данный документ приходит на смену Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. №152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.

Старый и новый приказы довольно похожи, каждый из них рассказывает о том, как именно должен выглядеть путевой лист, необходимый автомобилям организаций. Однако новый приказ имеет несколько важных отличий, которые на практике приведут к тому, что всем организациям, эксплуатирующим транспорт, придется переделать форму путевого листа до 1 января 2021 года. Разберемся, что именно нужно указывать в новых путевых листах:

Для начала напомню, что на pddmaster.ru опубликована подробная статья, в которой описаны правила использования путевых листов:

Кроме того, еще одна подробная статья содержит инструкции по оформлению путевых листов для различных ситуаций:

Новый раздел – сведения о перевозке

Первое важное изменение внесено в пункт 1, в котором перечисляются обязательные разделы любого путевого листа:

1. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
.
6) сведения о перевозке.

Данный пункт говорит о том, что с 1 января 2021 года в каждом путевом листе будет присутствовать новый раздел “сведения о перевозке”. Более подробная информация по содержанию данного раздела приведена в пункте 6:

6. Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

То есть, в каждый путевой лист должна быть внесена информация о:

  • виде сообщения;
  • виде перевозки.

Статья 4. Виды сообщения

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
.
Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Таким образом, предусмотрена 4 варианта видов сообщения:

  • городской;
  • пригородный;
  • междугородний;
  • международный.

Также законодательство предусматривает 3 варианта вида перевозки:

  • регулярная;
  • по заказу;
  • перевозка легковым такси.

Например, для рейсового автобуса, работающего в пределах населенного пункта, раздел должен содержать следующую информацию:
Вид сообщения: городской. Вид перевозки: регулярная.

Для грузовика, который перевозит груз между соседними областями, раздел будет выглядеть так:
Вид сообщения: междугородний. Вид перевозки: отсутствует.

Виды перевозок распространяются только на перевозки пассажиров и багажа и не распространяются на перевозку грузов. Поэтому во втором примере используется значение “отсутствует”.

Указание марки транспортного средства в путевом листе

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того – марку и модель прицепа (полуприцепа);

Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.

Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.

Указание инвентарного номера для троллейбусов и трамваев

6. Сведения о транспортном средстве включают:
.
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.

Информация о техническом контроле и выезде на линию

6. Сведения о транспортном средстве включают:
.
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:

  • пункты поменялись местами, то есть имеет смысл изменить их порядок и в путевом листе;
  • вместо выезда и возврата на парковку, теперь используются термины выпуск на линию и возвращение с линии.

Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.

Оформление путевого листа на каждое транспортное средство

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

8. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

В данном пункте произошло довольно существенное изменение формулировки. Ранее в нем говорилось о том, что путевые листы требуются только в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа. Новая редакция говорит о том, что путевые листы требуются на все транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть может показаться, что путевые листы становятся обязательными для всех автомобилей, в том числе и для тех, которые не используются для перевозок (например, легковых).

Однако на самом деле это не так. В первую очередь обязанность по заполнению путевого листа определяется Федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, а в данном документе все осталось по прежнему:

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

То есть, если автомобиль не перевозит, пассажиров и багаж, грузы, то путевой лист по прежнему не является обязательным.

Кроме того, рассмотренный выше пункт 8 имеет и еще одно важное отличие. В старой редакции явно указывались 3 вида сообщения, для которых путевой лист был нужен. Что касается четвертого вида сообщения – международных перевозок, то для него путевые листы не требовались. Однако с 1 января 2021 года редакция пункта меняется и получается, что для международных перевозок путевые листы будут также необходимы.

Отметка о прохождении медицинского осмотра

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен“.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка “прошел послерейсовый медицинский осмотр“.

Новая редакция пункта 15 говорит о том, что с 1 января 2021 года медицинский работник кроме текущих даты и времени и собственной подписи будет ставить в путевой лист дополнительную отметку:

  • прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен;
  • прошел послерейсовый медицинский осмотр.

Как именно должна проставляться такая отметка, не указано, однако скорее всего медицинские организации закажут соответствующие штампы для ускорения процедуры оформления путевого листа.

Напомню, что до 1 марта 2019 года штампы в путевых листах также были обязательными, однако затем их отменили.

Отметка о прохождении технического контроля

16 1 . Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой “выпуск на линию разрешен” и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

С 1 января 2021 года контролер технического состояния в дополнение к дате и своей подписи должен поставить в путевом листе отметку “выпуск на линию разрешен”.

То есть ситуация точно такая же, как и с отметками о прохождении медицинского осмотра. До 1 марта 2019 года штампы были обязательными, затем их отменили, а с 2021 года вводят вновь.

Исключение срока хранения путевых листов

18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Действующий приказ Минтранса требует, чтобы путевые листы хранились в организации не менее 5 лет. В документе, который начнет действовать в 2021 году, подобное требование отсутствует.

Ведение журнала путевых листов в электронном виде

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее – журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов – в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.

Пример путевого листа по старым и по новым правилам

В данной статье рассмотрены изменения, которые вносятся в бланки путевых листов с 1 января 2021 года. Для наглядности предлагаю Вам изучить 2 примера путевых листов. Первый путевой лист оформлен по “старым” правилам, а второй – по “новым”:

Бланки для оформления таких путевых листов приведены в отдельной статье:

Кроме того, при желании Вы можете самостоятельно изучить текст новой приказа Министерства транспорта:

Путевые – 2021: обзор новых требований

Автор: Анастасия Ляшенко, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», февраль 2021 г.

Новые правила для путевых листов Минтранс РФ утвердил Приказом от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Документ действует с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г. Новые нормы обязаны соблюдать юрлица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства: легковые или грузовые автомобили, автобусы, трамваи и др. Посмотрим, на что обратить внимание, что нового добавить в свой шаблон «путевки».

Новый реквизит – «Сведения о перевозке»

«Сведения о перевозке» – новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.

Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

на легковом такси.

Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;

перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;

перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;

перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;

перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.

Обновленный реквизит «Сведения о транспортном средстве»

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

марка транспорта и прицепа, если такой имеется,

показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию. Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

для осмотра перед рейсом – «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;

после рейса – «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Что с другими реквизитами

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности – в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа

Сведения для допуска ТС к эксплуатации

Сведения для принятия документа к учету

наименование и номер ТС

срок действия путевого листа

вид перевозки и сообщения

сведения о самом ТС

информация о водителе

дата составления путевого листа

информация о хозоперации

натуральные и денежные измерители операции

ФИО ответственных лиц

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

нормы расхода топлива;

маршрут движения транспортного средства;

экономия (перерасход) топлива.

Типового путевого листа по-прежнему – нет

Организация может разработать бланк «путевки» сама, учитывая требования к первичной документации. Или доработать под себя унифицированные формы из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

Бланк, который фирма будет применять, закрепляют в учетной политике организации.

Власти указали, как регистрировать путевые листы электронно

С 2021 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

На какие нормы расхода топлива ориентироваться в 2021 году

Нормы расхода топлива – в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты – рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

Образец заполнения путевого листа

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевого листа — это документ для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. Он нужен, чтобы списывать топливо в состав расходов. Скачайте на этой странице образец заполнения путевого листа, а также — прочитайте про все изменения.

Форма путевого листа в 2021 году

Обязательного бланка путевого листа нет. Есть форма, которую можно самостоятельно доработать: добавить или убрать ненужные поля.

Составлять путевые листы должны индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности.

Бланк путевого листа надо закрепить в учетной политике. Если вы уже используете какую-либо форму, доработайте ее под новые требования. О них ниже.

После регистрации в сервисе МойСклад вы бесплатно получите:

  • образец типовой учетной политики компании,
  • полезные документы, которые нужны в торговле.

Путевые листы 2021: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Сведения о перевозке . В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2021 года:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
  • организованная перевозка группы детей,
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
  • перевозка грузов,
  • перевозка для собственных нужд.

Сведения о транспортном средстве — надо указать марку транспорта и прицепа. Раньше указывали только тип и модель. В этой же графе надо вписать показания одометра при выезде с парковки и заезде на нее после смены. Раньше эти данные были не нужны.

Медосмотр и техконтроль . После проверки, если неполадок нет, ответственный сотрудник должен проставить отметку «Выпуск на линию разрешен».

По новым правилам заполнения путевого листа после медосмотра водителя надо поставить отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Электронная форма журнала регистрации путевых листов — с 2021 года этот документ можно вести в электронном формате. Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. В бумажном варианте не забудьте пронумеровать и прошнуровать все страницы. Скачать журнал учета путевых листов 2021 года можно здесь.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа на 2021 год в приказе от 11.09.2020 № 368.

Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указать:

  • Наименование, номер и вид ТС. Например, «Путевой лист легкового автомобиля № 322».
  • Срок действия документа. Здесь надо написать период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
  • Информацию о перевозке — сведения о виде перевозки и сообщения.
  • Данные о владельце ТС. Юрлицо указывает название, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН.
  • ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  • Сведения о транспортном средстве: тип (легковое или грузовое ТС), марку и модель, госномер, показания одометра, техсостояние ТС, дата и время выезда транспорта со стоянки и его заезда обратно.
  • Информацию о водителе: ФИО, сведения о предрейсововом и послерейсовом медосмотре.

Образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля

Для легковушек в основном используется путевой лист по форме № 3. В документе надо указать все обязательные в 2021 реквизиты.

Образец заполнения путевого листа для грузового автомобиля

Форму бланка путевого листа грузового автомобиля выбирают в зависимости от того, как работает компания. Унифицированного варианта нет. Можно выбрать:

  • Форму N 4-с. Ее используют в компаниях, которые оплачивают труд водителей сдельно.
  • Форму N 4-п. Этот документ применяют, чтобы учитывать рабочее время водителя, который получает деньги за отработанный период.
  • Форму N 4-м. Этот путевой лист подойдет для тех, кто занимается междугородними перевозками и доставками.

Срок действия путевого листа в 2021 году

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

В день делается один или несколько рейсов в течение смены

До старта первого рейса

Рейс продолжается больше одной смены

До начала рейса

На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

Если одно ТС используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину.

Путевой лист для ИП нужно составлять перед каждой поездкой. В 2021 нельзя оформлять путевой лист на месяц. Образец используется тот же, что и выше.

Штраф за отсутствие путевого листа

Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.

Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.

Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.

На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.

Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.

Журнал учета путевых листов в 2021 году

ИП и компании могут в 2021 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

Таблица, в которой указывают:

  • номер путевого листа и дату его выдачи,
  • данные водителя и его табельный номер,
  • гаражный номер автомобиля;
  • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

Хранить журнал выдачи путевых листов, их учета и регистрации путевых листов надо пять лет. Если журнал ведется в бумажной форме, страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы. Если в электронной — подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Часто задаваемые вопросы

Нужен ли путевой лист для ИП?

Да. Путевые листы для ИП на своем авто должен выписывать сам предприниматель. Это новое правило Минтранса 2021 года. Если ИП, владеющий автомобилем, одновременно и водитель, он должен оформлять путевой лист на себя.

Можно ли использовать электронный путевой лист?

Пока нет. Эксперимент с электронными путевыми листами проходил Москве, Московской, Калужской, Рязанской областях, Республике Татарстан и Краснодарском крае. По всей стране такой формат планируют ввести в июля 2022 года.

Сколько составляет срок хранения путевых листов в организации?

Путевые листы и журнал их учета надо хранить пять лет.

Как правильно заполнить путевой лист грузового автомобиля?

Для грузовиков порядок заполнения путевых листов в 2021 году мы разобрали в этом разделе.

Какой бланк путевого листа легкового автомобиля лучше использовать?

Лучше взять путевой лист по форме 3. Сегодня эту форму используют чаще всего и дорабатывают при необходимости. Скачать образец путевого листа 2021 года можно здесь.

Кто имеет право подписывать путевые листы?

Сотрудник, который отвечает за путевые листы, контроллер техсостояния машины, медработник. В небольших компаниях обычно за диспетчера подписывает бухгалтер, а за механика — водитель.

На какой срок выдается путевой лист?

Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одной смены.

Основные методы нормирования труда

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Факты из истории нормирования
  2. Задачи нормирования труда
  3. Нормы и нормативы
  4. Какие могут быть трудовые нормы
  5. Два подхода к методам нормирования труда
  6. Основные способы учета трудовых норм
  7. Нормировщик

Любой труд должен адекватно оплачиваться – это аксиома. Однако, для того чтобы установить адекватную меру оплаты, нужно правильно соотносить трудовые характеристики с различными режимами вознаграждения за труд. Иными словами, необходима мера, которой нужно пользоваться при оценке труда, подлежащего оплате. Такое корректное соотношение может быть достигнуто только путем нормирования труда. Это обязательный элемент управления предприятием.

В статье мы рассмотрим, для чего применяется нормирование, проанализируем основные методы для его производства, охарактеризуем принцип выбора наиболее подходящего метода.

Факты из истории нормирования

В течение долгого времени, когда работодателями использовалась наемная рабочая сила, нормы труда устанавливались отдельно для каждого конкретного предприятия путем практического опыта.

Научный подход к нормированию начался только в 19 столетии. Ф. Тейлор разработал методы временного учета труда и создал базу способов осуществления основных трудовых операций. Разложение операций на более мелкие действия с целью учета и анализа впервые применил Ф. Джильберт.

С того времени теория нормирования труда – полноправная сфера экономической теории, она постоянно развивается и совершенствуется с учетом развития общества.

Вопрос: Обязан ли работодатель принимать локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда? Возможно ли привлечение к ответственности за неустановление норм труда для работников?
Посмотреть ответ

Задачи нормирования труда

Установление меры между трудом и его оплатой носит комплексный характер. Во внимание принимаются различные трудовые характеристики, поддающиеся формализации:

  • количественные;
  • временные;
  • квалификационные;
  • качественные.

Экономическая роль нормирования состоит в том, что оно помогает в проектировании, регистрации и изучении результативности труда, помогает оптимизировать затраты и расходы как обращения, так и производства.

Дополнительно нормирование позволяет решить следующие вопросы:

  • планирование временных и количественных характеристик производства;
  • расчет необходимого количества персонала;
  • разработка наиболее оптимальных рабочих режимов для сотрудников;
  • вычисление расходов, которые пойдут на вознаграждение за труд;
  • анализ динамики производства;
  • оценка эффективности деятельности;
  • внедрение современных методов труда.

Нормы и нормативы

Эти понятия несколько различаются по значению.

Норма труда – затраты на единицу труда, учитываемые на единицу персонала (группу или 1 работника).
Норматив – тот или иной показатель по трудовым затратам, отражающий конкретное воплощение нормы на отдельном предприятии.

СПРАВКА! Можно сказать, что норматив – это комплекс «местных» норм.

Какие могут быть трудовые нормы

ВАЖНО! Образец Положения о нормировании труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В зависимости от того, какая трудовая характеристика приводится к учету, различают:

  • временную норму – расход времени на выполнение 1 учетной величины труда 1 работником или группой, оцениваемой вместе;
  • норму выработки – количество продукции, которая должна быть произведена в учетную единицу времени таким же количеством персонала (показатель, обратно пропорциональный временной норме);
  • норму обслуживания – число целей, обслуживаемых за временную единицу 1 сотрудником или группой;
  • норму времени обслуживания – то количество времени, которое должно тратиться на 1 объект;
  • норму численности персонала – количество сотрудников, необходимое для выполнения заданного формата работы за временную единицу.

Более подробный материал про виды норм труда.

Два подхода к методам нормирования труда

ВАЖНО! Образец должностной инструкции инженера по нормированию труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Все методы установления норм можно разделить на 2 группы в зависимости от того, дробятся ли трудовые характеристики на более мелкие составляющие или, наоборот, объединяются.

  1. Аналитические методы нормирования (техническое нормирование). Трудовой процесс с целью анализа и формализации разделяется на различные элементы, устанавливается взаимосвязь между ними. С их помощью можно рационально планировать режимы для функционирования оборудования и труда персонала. Так как временной показатель, предназначенный на тот или иной процесс, может существенно отличаться, выбирается один из аналитических методов:
    • расчетный: заранее известные или специально разработанные нормативы проецируются на конкретную ситуацию на предприятии (при использовании его разновидности – сравнительного метода – используются уже готовые обобщенные трудовые характеристики);
    • исследовательский: более точный, позволяет установить индивидуальные нормы, что положительно влияет на эффективность труда; непосредственно при выполнении трудовых операций изучаются и анализируются временные затраты на каждый ее элемент и на всю операцию в целом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый глубокий анализ, обеспечивающий самую высокую точность нормирования, с учетом всей специфики характера производства, рабочих мест, персонала, для однотипных повторяющихся трудовых операций называется микроэлементным нормированием.

  • Суммарные методы нормирования. Более системный метод, основанный не на анализе состава трудовых операций, а на проектировании рационального осуществления сразу целостной доли трудового процесса. Базой для таких методов служат статистические данные о нормативах соответствующих типов работы. Требуют более высокой компетентности и объективности лица, осуществляющего нормирование, поскольку зависят от «человеческого фактора». Его разновидности:
    • опытное нормирование: нормативы установлены на основе личной практики нормировщика в рамках его компетенции;
    • статистическое нормирование: для учета используются отчетные данные по статистике фактической производительности труда (за основу берется среднее арифметическое выработки за определенный период);
    • сравнительное нормирование (по аналогии): если норма на какой-либо труд уже установлена, на аналогичный вид труда она может быть перенесена по аналогии или в сравнении.
  • Основные способы учета трудовых норм

    Трудовые операции могут учитываться разными способами. Характер получаемых данных и их особенности их фиксации определяют тот или иной способ, выбранный для нормирования.

    1. Хронометраж – традиционный метод, используемый для учета истраченного рабочего времени на каждый элемент трудовой операции или на всю ее целиком. Его можно применять, если в технологическом процессе одна и та же операция повторяется неоднократно. Замеры должны быть произведены несколько раз (не менее 6, для большей точности делают до 80 замеров).
    2. Фото рабочего времени – учету подвергаются абсолютно все трудовые затраты на протяжении определенного времени (например, рабочего дня, смены). Исключений не предусматривается. Таким образом, можно изучить временные затраты:
      • каждого отдельного сотрудника;
      • группы, бригады;
      • действий одной группы персонала на разных участках труда («маршрутная» фотография).
    3. Моментальные наблюдения – так можно получить усредненные показатели занятости сотрудников и оборудования. Нормировщик фиксирует загруженность в любой отдельно взятый момент времени. Чем больше наблюдений, тем выше точность.

    Нормировщик

    Сотрудник, отвечающий на предприятии за установление и соблюдение трудовых норм, должен быть специально подготовленным специалистом – инженером по нормированию. Его квалификация требует высшего экономического или технического образования, ответственности, умения командной работы, знания реалий «своего» предприятия (режимов рабочего времени и оплаты труда, графиков работы, ориентирование в тарифных разрядах).

    Некоторые организации, которым не нужно ежедневное присутствие нормировщика, отдают эту должность на аутсорсинг, что позволяет сконцентрировать силы на производственных процессах.

    Внедрение системы нормирования труда в учреждении

    Склярова М. Е., специалист по кадрам
    ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино»

    Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим в учреждениях разрабатываются и внедряются системы нормирования труда.

    Основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

    – создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

    – обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;

    – повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

    Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013 по 2018 годы.

    Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

    Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.11.2002 № 804.

    Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Если нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса, то нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий, они многократно используются для расчета норм труда.

    В настоящее время активно проходит процесс разработки и внедрения систем нормирования труда в учреждениях. Минтрудом России утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, а также методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда.

    В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями. При отсутствии типовых норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям) соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций вышестоящей организации, либо с привлечением внешних специалистов в установленном порядке.

    Типовые отраслевые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами, а именно:

    а) деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, внутренними трудовыми распорядками, правилами по охране труда и пожарной безопасности и иными локальными нормативными актами, принятыми а конкретных учреждениях;

    б) при распределении работ между работниками следует учитывать их квалификацию, специализацию и деловые качества, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению заданий;

    в) площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования. При этом рекомендуются помещения прямоугольной формы. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами;

    г) при расстановке мебели в рабочем помещении следует учитывать удобства подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей;

    д) режим труда и отдыха работников устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность.

    Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

    – применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

    – порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

    – организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

    – меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

    В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

    Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

    В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее – Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

    Таким образом, руководитель после подготовки Положения должен направить его (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением.

    Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

    В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

    В случае отрицательного отпета представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

    Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

    Положение должно включать в себя следующие разделы:

    2.Термины и определения.

    3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

    4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

    5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда.

    6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

    7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

    8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении.

    Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

    В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению. Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми. Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

    Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

    1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

    2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

    3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

    4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

    5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

    6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

    Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда.

    Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

    Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

    – проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

    – проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

    – обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

    В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

    При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

    Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

    Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

    Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы. Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

    Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

    – для должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

    – для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Норма численности на основе типовых норм времени определяется по следующей формуле:

    Нч = (То / Фп) x Кн,

    где Нч – норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

    То – общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы);

    Фп – плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Он определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительных) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

    Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.

    В свою очередь, коэффициент Кн определяется по формуле:

    Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср),

    где Вр – суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

    Фсум – нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

    Чср – среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (рекомендуемый расчетный период – не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета).

    Общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы) (То), определяются по формуле:

    где Тр – затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени (суммируются значения по всем видам выполняемых работ);

    Кр – коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени:

    Кр = 1+% ненормированных работ / 100.

    Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ (Тр) рассчитываются по формуле:

    где Нв – типовая норма времени на работу i-го вида (часы);

    Оi – объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

    Государственное бюджетное учреждение

    «________________________________________________________»

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: