К вопросу о регулировании трудовой миграции в экономике России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудова М.М.
Цель. Целью исследования является определение перспективных направлений повышения эффективности регулирования миграции рабочей силы на российском рынке труда. В статье представлен обзор современных особенностей региональной и отраслевой дифференциации применения труда мигрантов. Описана специфика распределения трудовых мигрантов по странам их происхождения. Выявлены отличия в привлечении труда мигрантов домохозяйствами и отечественными предпринимателями на современном этапе. Методы и методология. В статьи использованы такие методы, как ретроспективный анализ, метод сопоставления данных, научная абстракция. Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в выявлении и изучении современных особенностей распределения и применения труда мигрантов на отечественном рынке труда в условиях экономической нестабильности с целью разработки и реализации эффективных программ регулирования миграционных потоков в российской экономике. Результаты. На основании проведенного анализа региональной и отраслевой дифференциации применения труда иностранной рабочей силы в российской практике, автором сформулирован вывод об актуализации проведения целенаправленной миграционной политики, адекватной новым условиям хозяйствования.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махмудова М.М.
On the issue of the regulation of labor migration in the Russian economy
Purpose. The aim of the study is to identify promising directions for increasing efficiency of management of labor migration in the Russian labor market. This paper presents an overview of the features of the regional and sectoral differentiation in the use of migrants’ labor; to describe the specificity of distribution of labor migrants according to their countries of origin and to identify differences in attracting labor migrants’ households and domestic entrepreneurs. Methods and methodology. The article used such methods as retrospective analysis, data mapping method, scientific abstraction. Scientific novelty. Scientific novelty of the research is to identify and examine modern features of distribution and use of migrant labor in the domestic labor market in conditions of economic instability to formulate and implement effective programs to manage migration flows in the Russian economy. Results. Based on analysis of regional and sectoral differentiation of the employment of foreign labor in the Russian practice, the author concludes about realization of mainstream-targeted migration policies, adequate to the new conditions of business.
Текст научной работы на тему «К вопросу о регулировании трудовой миграции в экономике России»
К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Института менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет (Россия), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. ул. 50 лет
Октября, д. 38, каб. 311, mushkam@inbox.ru
Цель. Целью исследования является определение перспективных направлений повышения эффективности регулирования миграции рабочей силы на российском рынке труда. В статье представлен обзор современных особенностей региональной и отраслевой дифференциации применения труда мигрантов. Описана специфика распределения трудовых мигрантов по странам их происхождения. Выявлены отличия в привлечении труда мигрантов домохозяйствами и отечественными предпринимателями на современном этапе.
Методы и методология. В статьи использованы такие методы, как ретроспективный анализ, метод сопоставления данных, научная абстракция.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в выявлении и изучении современных особенностей распределения и применения труда мигрантов на отечественном рынке труда в условиях экономической нестабильности с целью разработки и реализации эффективных программ регулирования миграционных потоков в российской экономике.
Результаты. На основании проведенного анализа региональной и отраслевой дифференциации применения труда иностранной рабочей силы в российской практике, автором сформулирован вывод об актуализации проведения целенаправленной миграционной политики, адекватной новым условиям хозяйствования.
Ключевые слова: миграция, иностранная рабочая сила, трудовые мигранты, рынок труда.
ON THE ISSUE OF THE REGULATION OF LABOUR MIGRATION IN THE RUSSIAN ECONOMY
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and the Institute of Management and Business, Tyumen State Oil and Gas University (Russia), office 311, 38 50 let oktyabrya, Tyumen, Russia, 625000,
Purpose. The aim of the study is to identify promising directions for increasing efficiency of management of labor migration in the Russian labor market. This paper presents an overview of the features of the regional and sectoral differentiation in the use of migrants’ labor; to describe the specificity of distribution of labor migrants according to their countries of origin and to identify differences in attracting labor migrants’ households and domestic entrepreneurs.
Methods and methodology. The article used such methods as retrospective analysis, data mapping method, scien-(o tific abstraction.
5 Scientific novelty. Scientific novelty of the research is to identify and examine modern features of distribution and g- use of migrant labor in the domestic labor market in conditions of economic instability to formulate and implement effec-g tive programs to manage migration flows in the Russian economy.
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Распределение трудовых мигрантов по регионам страны отличается существенной дифференциацией. Так, наиболее привлекательными для иностранной рабочей силы являются регионы Центрального федерального округа, на долю которых приходится более 50 % от общей численности трудовых мигрантов (рис. 2). Более полмиллиона человек, приехавших на заработки в Россию, осуществляют трудовую деятельность в Северо-Западном и Приволжском регионах.
Наименее привлекательными для трудовых мигрантов, традиционно, являются регионы экономически неблагополучного северо-Кавказского округа, Дальневосточного и Южного федеральных округов.
Отраслевой аспект приложения иностранной рабочей силы в национальной экономике также характеризуется заметной несбалансированностью. Так, максимальная концентрация трудовых мигрантов фиксируется в сфере строительства и ремонта недвижимости (рис. 3). Осуществлением ремонтных работ в квартирах, домах, строительством дач и прочих построек занимаются более 67 % мигрантов. Значительное число приезжих граждан занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, обработкой земли, декоративным садоводством, животноводством.
Мигранты заняты также в сезонных работах, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. Кроме того, работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
государства-участники СНГ | страны дальнего зарубежья
Рис. 1. Численность иностранных трудовых мигрантов, привлекавшихся на работу, тыс. чел. [5]
5500 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500
593,8 225,5 162,6 542,3 307,5 288,1 219,8
Рис. 2. Региональная дифференциация привлечения трудовых мигрантов в российской экономике [5]
В структуре трудовой миграция в российской экономике преимущественно преобладают иностранные мигранты (78,7 % в общей численности трудовых мигрантов), однако и российские трудовые мигранты сегодня активно перемещаются в поисках работы, достойной оплаты труда и условий работы (рис. 4). Так, в общей совокупности миграционных потоков более 1012,1 тыс. чел. имеют российское гражданство.
Для российских трудовых мигрантов привлекательны те же регионы, что и для иностранной рабочей силы. Так, наибольшая доля отечественных мигрантов (более 44 % общей численности трудовых мигрантов) трудятся в центральных регионах России. Большая численность российских мигрантов сконцентрирована в Приволжском федеральном округе – 16 % от общей численности трудовых мигрантов. Привлекательны также для россиян.
70 60 50 40 30 20 10
Рис. 3. Распределение трудовых мигрантов по сферам деятельности в российской экономике, % [5]
80 70 60 50 40 30 20 10
| россииские трудовые мигранты иностранные трудовые мигранты
Рис. 4. Распределение по регионам страны трудовых мигрантов, % от общей численности трудовых мигрантов [5]
ищущих работу, Северо-Западный и Южный регионы страны.
Между иностранными и российскими трудовыми мигрантами наблюдается существенная дифференциация и по видам деятельности. Иностранная рабочая сила используется в большей степени в сфере строительства и ремонта недвижимости, а также в отраслях сельского хозяйства (рис. 5). Тогда как российские трудовые мигранты привлекаются больше
в сектор транспортных услуг, услуг няни и репетиторства, домашнего учителя.
Наиболее активно пользуются услугами трудовых мигрантов жители Центрального федерального округа, где число домохозяйств, привлекавших на работу мигрантов, составляет 1249,4 тыс. ед. (рис. 6). Такая активность домохозяйств наблюдается во всех регионах страны. Население России охотно пользуется услугами трудовых мигрантов, тем самым увеличивая
70 60 50 40 30 20 10 0
| россииские трудовые мигранты иностранные трудовые мигранты
1 0,5«S 0,4 1,llü 1,7
Рис. 5. Структура занятости трудовых мигрантов в национальной экономике, % [7]
число домохозяиств ^^ число предпринимателей
и предпринимателей, привлекавших на работу трудовых мигрантов, тыс. ед. [5]
неформальный сектор занятости в национальной экономике [6, с.862]. Причем, темпы роста занятости в неформальном секторе опережают темпы роста общей занятости населения в стране, что позволяет предположить о «популярности» неформального секторе в современных условиях и усилении мотивации субъектов к участию в нем [7, с. 139]. Неформальный сектор национального рынка труда характеризуется широкими возможностями развития и реализации предпринимательских способностей, что и привлекает безработное население к занятости именно в данном секторе.
Широко используемая в отечественной экономике иностранная рабочая сила преимущественно
представлена гражданами стран ближнего зарубежья. Лидерами по поставке рабочей силы в Россию являются Узбекистан, Таджикистан, Республика Молдова (рис. 7). Революционная ситуация в Украине привела к значительному росту миграции населения из страны. На сегодняшний день в российской экономике в общей численности иностранных трудовых мигрантов, привлекаемых отечественными предпринимателями, преобладают именно граждане Украины. Рабочие из Средней Азии чаще привлекаются россиянами к работам в домашнем хозяйстве. Сложная экономическая ситуация в ряде азиатских стран, низкий уровень жизни обуславливает привлекательность российской
30 25 20 15 10 5 0
привлекались предпринимателями | привлекались домохозяйствами
2,9 3 3,5 3,5 ■ 3,3 3,6-
Украина Таджикистан Киргизия Беларусь Азербайджан
Узбекистан Молдова Казахстан Армения
Рис. 7. Распределение иностранных трудовых мигрантов по странам ближнего зарубежья, % к общей численности иностранных трудовых мигрантов в национальной экономике [5]
Китай КНДР Другие Гражданство
страны не определено
Рис. 8. Распределение иностранных трудовых мигрантов по странам дальнего ближнего зарубежья, % к общей численности иностранных трудовых мигрантов в национальной экономике [5]
экономики для граждан стран СНГ, готовых выполнять любые работы, разной степени сложности за небольшую плату. В то же время россиянам вполне по карману оплачивать труд мигрантов из Азии для выполнения строительных и ремонтных работ.
На основании проведенного исследования, можно предположить о том, что на отечественном рынке труда существует четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран в конкретных секторах занятости. Так, например, рабочие из Таджикистана в большинстве своем заняты в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов. Граждане из Узбе-кистана чаще трудоустраиваются в сельском хозяйстве, строительных площадках, торговле, жилищно-коммунальной сфере. Ищущие работу мигранты из Кыргызстана перебиваются заработками в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, транспорте, торговле. Украинские мигранты трудятся на небольших промышленных предприятиях, в транспортных компаниях и стройплощадках [8].
Иностранная рабочая сила из стран дальнего зарубежья в российской экономике используется в значительно меньших масштабах. В отечественном предпринимательском секторе широко используется труд мигрантов из Китая, численность которых составляет 56,3 тыс. чел. или 6 % общей численности иностранных трудовых мигрантов в национальной экономике (рис. 8). Население России к работам в своих хозяйствах привлекают около 185 тыс. чел. трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья. Квалифицированные мигранты из-за рубежа трудоустраиваются
в финансовые институты, банки, страховые компании [9, с. 419].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовая миграция в Россию носит нерегулируемый, стихийный и сезонный характер. Располагая емким и диверсифицированным рынком труда, наша страна привлекательна для трудовых мигрантов из государств СНГ.
Распределение трудовых мигрантов по регионам страны отличается существенной дифференциацией: наиболее привлекательными являются центральные и приграничные регионы страны. Отраслевой аспект приложения иностранной рабочей силы в национальной экономике также характеризуется заметной несбалансированностью. Так, максимальная концентрация трудовых мигрантов фиксируется в сфере строительства и ремонта недвижимости.
Международная трудовая миграция, помогая решать текущие проблемы сегодняшней российской экономики, однако несбалансированность миграционных потоков актуализирует проведение целенаправленной миграционной политики, адекватной новым условиям хозяйствования.
1. Махмудова М. М. О современном состоянии миграционных процессов в российской экономике // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 96-98.
2. Трудовые мигранты в России [электронный ресурс]. URL: http://migraciya.msk.ru (дата обращения 10.03.2016).
3. Тюрюканова Е. Трудовая миграция в Россию [электронный ресурс]. URL: http://polit.ru (дата обращения 10.03.2016).
4. Махмудова М. М. Трансформация миграционных процессов в регионах России на современном этапе // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (3). С. 1123-1127.
5. Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов: статистический бюллетень [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/imigr/index.html (дата обращения 10.03.2016).
6. Махмудова М. М. Занятость в неформальном секторе национальной экономики: современное состояние и тенденции развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5 (1). С. 861-864.
7. Королева А. М. Регулирование нелегальной миграции в Уральском федеральном округе: современное состояние и тенденции // Вопросы управления. 2015. № 1. С. 137-142.
8. Рязанцев С., Норио X. Моделирование потоков трудовой миграции из Центральной Азии в Россию [электронный ресурс]. URL: http://ryazantsev.org/(flaTa обращения 10.03.2016).
9. Махмудова М. М., Королева А. М. Квалифицированные мигранты в экономике региона: анализ современных тенденций // Новые технологии – нефтегазовому региону: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2014. С. 418-421.
1. Makhmudova M. M. On the status of migration processes in the Russian economy // Ekonomika i predprinimatel-stvo. 2015. № 2. P. 96-98.
2. Labor migrants in Russia [electronic resource]. URL :http:// migraciya.msk.ru (date of reference 10.03.2016).
3. Tyuryukanova E. Labor migration to Russia [e-resource]. URL: http://polit.ru (date of reference 10.03.2016).
4. Makhmudova M. M. Transformation of migration processes in the regions of Russia at the present stage // Eko-nomika i predprinimatelstvo. 2015. No. 12 (3). P. 11231127.
5. Selective Federal statistical observation of migrant labor: statistical Bulletin [e-resource]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/imigr/index.html (date of reference 10.03.2016).
6. Makhmudova M. M. Employment in the informal sector of the national economy: current state and trends of development // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2015. № 5 (1). P. 861-864.
7. Korolyova A. Regulation of illegal migration in the Urals federal district: current state and trends // Voprosy uprav-leniya. 2015. № 1. P. 137-142.
8. Ryazantsev S., Norio H. Modelling the flow of labor migration from Central Asia to Russia [e-resource]. URL:http://ryazantsev.org/ (date of reference 10.03.2016).
9. Mahmudova M. M., Korolyova A. M. Skilled migrants in the economy of the region: analysis of the current trends // New technologies to the oil-gas region: proceedings of the all-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and young scientists. Tyumen: Published by TyumGNGUt, 2014. P. 418-421.
Трудовая миграция в России
Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.
Понятие трудовой миграции
Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.
Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.
Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.
Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:
- зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
- отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.
Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.
Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.
Основные виды трудовой миграции
Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.
Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.
Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:
- собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
- определить, какое время планируется провести в указанной стране;
- получить одобрение на работу и вид на жительство;
- сдать необходимые экзамены и оформить страховки.
Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:
- рабочих мест;
- уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
- числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
- развитой экономики.
Причины трудовой миграции
Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.
Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:
- экономические, с перспективой карьерного роста;
- политические, вплоть до военных конфликтов;
- бытовые и социальные;
- экологические;
- идеологические и религиозные и другие.
Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:
- между развитыми и успешными государствами;
- среди слабых развивающихся стран;
- из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).
Особенности трудовой миграции в России
Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.
В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).
Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.
Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.
Регулирование трудовой миграции в РФ
Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2019 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.
Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.
Виды трудовой миграции
Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:
- постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
- временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
- приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
- «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
- сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).
Типы мигрантов
Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.
Нелегалы
К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.
Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.
Поселенцы
Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.
В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.
Сотрудники по договоренности
Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.
Высокопрофессиональные специалисты
Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.
Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.
Беженцы
Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.
Поправки для мигрантов
Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.
Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:
- иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
- обосновать цель и необходимость в миграции;
- установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
- сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
- упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.
Преимущества и недостатки трудовой миграции
Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:
- повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
- снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
- появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).
Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:
- работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
- сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
- эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
- развитие экономики РФ в целом.
Негативными последствиями являются:
- снижение оплаты труда, ее общего объема;
- сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
- возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
- накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
- неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
- выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.
Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.
Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?
Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.
В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.
В перечне квот на 2022 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.
Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.
Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.
Виды трудовой миграции
Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.
Легальная
Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.
Нелегальная
Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.
Временная
Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.
Постоянная
Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.
Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.
Внутренняя
Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.
Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.
Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.
Внешняя
Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).
Службы и организации, регулирующие процесс
Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та
Международные
Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.
Государственные
Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.
Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.
Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов
Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:
- Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
- Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
- Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
- Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.
Статистика и показатели в настоящее время
МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.
Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.
Последствия трудовой миграции
Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.
Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:
Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.
Регулирование трудовой миграции в РФ
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
- · обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
- · гарантии возвращения мигрантов на родину;
- · обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
- · содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
- · ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
- · совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
- · предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:
- * Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
- * Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
- * Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
- * Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
- * Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
- * Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
- * Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.
Принятием в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.
В ряду ее основных направлений указываются:
- – обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
- – создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
- – содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
- – обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
- – создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
- – поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
- – оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
- – создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
- – содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.
Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.
Трудовая миграция в России – определение, регулирование
Внешняя трудовая миграция всегда подергается государственному регулированию, целью которого является достижение желательного для принимающей страны масштаба легальной иммиграции с уменьшением нелегального импорта рабочей силы, а также отбор работников нужных профессий и специальностей из общего потока потенциальных иммигрантов. Достижение этой цели происходит с помощью различных средств, используемых государством, среди которых особое место отводится правовому регулированию трудовых отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Регулирование в России внешней трудовой миграции осуществляется посредством соответствующего законодательства РФ о правовом статусе работников-иностранцев. Это, прежде всего, Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее Закон о правовом положении иностранцев), ряд иных законов и нормативных правовых актов подзаконного характера, двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения.
Такие соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и т.д. Россия имеет подобные соглашения в рамках СНГ, а также с другими государствами (Германией, Финляндией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.
На регулирование миграционных процессов, механизмов и форм их реализации направлены и проекты разрабатываемой Концепции государственной миграционной политики РФ, положения которой должны обеспечить регулирование миграционных потоков, предупредить и пресечь нелегальную трудовую миграцию, обеспечить баланс прав и законных интересов коренного населения и трудящихся-мигрантов.
Известно, что страны-реципиенты, защищая национальный рынок труда, применяют различные виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов, среди которых можно выделить, в частности:
– наличие профессионального или иного образования (диплом, определенный стаж работы);
– состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и инфекционными заболеваниями);
– социальные ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления);
– политические ограничения (введение визового режима для въезда граждан из ранее безвизовых стран) и т.д.
Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное и качественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и организаций, регионов страны, по отдельным профессиям, с установлением иногда квот на въезд иностранцев из определенных стран.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
– соответствующие платежи иммигрантов при трудоустройстве;
– первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
– налогообложение предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
– ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране с предоставлением преференций некоторым их категориям и т.д.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме явных запретов или путем установления приоритетных видов деятельности, где может использоваться труд иностранцев.
В РФ для иностранцев значительное количество явных запретов на профессии содержится в п.1-5 ст.14 Закона о правовом положении иностранцев. Имеется в виду государственная и муниципальная служба, некоторые должности в сфере гражданской авиации, в составе экипажа военного корабля или судна, плавающего под флагом России, на объектах и в организациях, связанных с обеспечением безопасности РФ, и т.д.
В Законе о правовом положении иностранцев содержатся также положения об упрощенном порядке оформления трудовых отношений с иностранцами – высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (ст.13.2), и иностранцами, работающими у физических лиц с получением патента (ст.13.2). Таким образом, эти лица имеют определенные преимущества в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ по сравнению с прочими иностранцами, не соответствующими таким требованиям.
Ограничения для иностранцев на занятие некоторыми видами деятельности появляются и в случае необходимости получать специальное разрешение или соблюдать особый порядок для въезда на определенные территории.
В России, наряду с миграционным учетом иностранцев, осуществляется также федеральный государственный контроль (надзор) не только за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ, но и за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ. Согласно ст.32 Закона о правовом положении иностранцев предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции. В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, по ходатайству работодателя или заказчика работ (оказание услуг), может быть аннулировано ФМС России или его территориальным органом.
Таким образом, российское государство имеет немало “рычагов” воздействия на действующую систему управления внешней трудовой миграцией, обеспечивая тем самым приведение ее в соответствие с задачами нового модернизационного этапа развития страны.
Что такое внутренняя и внешняя трудовая миграция в России?
Трудовая миграция представляет собой процесс перемещения людей или одного человека в различные города и страны с целью поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Во всем мире миграция разделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграцией называется процесс выезда населения из страны с целью заработка в другое государство. Иммиграция – это въезд в другую страну для работы на ее территории.
Причины трудовой миграции, которые заставляют людей перемещаться в другую страну, включают безопасность проживания, возможность получить хорошее образование, работать по своей профессии и получать за это достойную заработную плату, иметь свое собственное жилье, социальные гарантии государства (это составляющие понятия «хороший уровень жизни»). Именно из-за его несоответствия ожиданиям россиян, они и мигрируют в более развитые экономически страны, где жизненный уровень выше.
Значение миграции трудоспособного населения для экономики
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Тема переселения людей в другие города и страны в поисках работы постоянно поднимается в средствах массовой информации. Она не теряет актуальности, потому что этот процесс сильно влияет на развитие экономики и на темпы ее роста. Россия является привлекательным ориентиром для трудовых мигрантов, причем не только из стран бывшего СССР, но и из других государств. В РФ существует не такой сложный процесс миграции, как, например, в США, куда можно прибыть трудиться легально только после прохождения многочисленных проверок и комиссий, в ходе которых устанавливается квалификация специалиста и определяется, нужен ли такой работник. В Россию можно мигрировать людям без образования и не всегда даже владеющим русским языком. Страна получает дешевую рабочую силу, а мигранты повышают уровень своей жизни.
Как и во многих других странах, проблема трудовой миграции в России стоит очень остро. Это связано с большим количеством «утекающих» за границу профессиональных кадров, на замену которым приезжают неквалифицированные кадры из близлежащих государств.
Значение миграции для экономики заключается в следующем:
- Борьба за рабочие места. При наличии большого количества претендентов на одно рабочее место, возникает конкуренция, и работодатель может выбрать более квалифицированного работника.
- Уменьшение заработной платы. При увеличении количества работников, работодатель может понижать оплату труда, так как всегда найдется работник из содружественного государства, который согласится выполнять ту же самую работу за меньшие деньги.
- Распределение высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Устанавливаемый государством размер заработной платы прямым образом влияет на спрос вакансий с соответствующим уровнем квалификации. Если зарплата достойная, то недостатка в специалистах не будет. В ином случае специалисты будут искать более выгодные предложения в других регионах или за границей.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Миграция является важной частью экономики стран. Она имеет плюсы и минусы. Они рассмотрены в следующей таблице.
Достоинства | Недостатки |
Привлечение кадров из-за рубежа. | Потеря определенного количества вакантных мест собственными гражданами России. |
Взаимодействие культур разных стран. | Снижение уровня оплата труда. |
Развитие экономики страны в целом. | Криминализация обстановки из-за противоправных действий нелегальных мигрантов. |
Важно! Законодательство обычно защищает интересы своих граждан в сфере трудовой деятельности, поэтому для иностранных рабочих некоторые области закрыты (например, сфера национальной безопасности). Но там, где требуется дешевая неквалифицированная сила, работодатели предпочитают нанимать иностранцев.
Трудовая миграция на международном уровне
В настоящее время на 2018 год ситуация в мире складывается так, что зарубежные страны остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Они предоставляют льготы талантливой молодежи для получения качественного образования, хороший старт для работы и заработную плату, которая привлекает российскую молодежь. В результате происходит отток из РФ молодых ученых, талантливых старшеклассников и студентов, людей среднего возраста – профессионалов в своих областях.
Это обуславливает недостаток квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием в РФ. В Россию миграционный поток идет из бывших союзных стран. Большинство из них представляют рабочую силу с низкой квалификацией. Мигранты занимают низкооплачиваемые рабочие места. Из-за такой ситуации гражданам России, имеющим рабочие профессии, приходится либо оставаться безработными, либо соглашаться на небольшую заработную плату, так как работодатель скорей возьмет на работу человека, которому платить нужно меньше, пусть даже это мигрант. Следующая картинка дает общее представление о международной миграции.
Международная трудовая миграция имеет цель, которая состоит в пересечении границы своего и другого государства для вступления в трудовые отношения с зарубежными работодателями. Это естественный процесс, так как люди постоянно ищут способы улучшения качества своей жизни.
Ситуация в РФ
Некоторые регионы России настолько привлекают приезжих граждан, что это беспокоит демографов. Для России странами донорами в поставке трудовой силы являются Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Украина.
Традиционно привлекательными для мигрантов из самой РФ являются крупные города, в первую очередь обе столицы РФ. Сюда стекаются квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры в поиске лучшей жизни. Донорами становятся другие регионы России, в которых сложилась сложная экономическая, политическая, а в некоторых случаях и природно-климатическая ситуация.
Обратите внимание! Правовое регулирование внутренних миграционных процессов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ.
Задачами министерства являются:
- привлечение и распределение мигрантов по рабочим местам;
- распределение квот;
- оценка труда мигрантов.
Каждый год принимаются поправки в законодательство, чтобы ситуация с мигрантами не привела к ухудшению криминальной статистики и экономической ситуации.
Важно! Прием иностранных мигрантов на работу должен осуществляться с учетом квот, количества. Нормативным документом для защиты прав трудовых мигрантов на сегодняшний день является Приказ РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». В нем имеется информация об отраслях, в которых могут работать мигранты. Квотируемые рабочие места распределяются таким образом, чтобы не ущемлялись права граждан России.
Миграционная служба должна выполнять следующие функции:
- разрешать или запрещать въезд мигрантов на территорию РФ;
- аннулировать визы;
- при нарушении миграционного законодательства осуществлять привлечение мигрантов к ответственности перед законом, а в более сложных случаях выдворять или депортировать их на родину.
Виды трудовой миграции
Миграция трудоспособного населения бывает внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения из страны в страну. То есть оно въезжает и выезжает через границу своего и других государств. Наглядно виды трудовой миграции показывает следующая картинка.
Внешняя трудовая миграция в России и в других странах имеет свои формы и разделяется в зависимости от периодичности нахождения трудоспособных граждан за пределами России на:
- Временную. Предполагает осуществление трудовой деятельности за границами РФ в течение не более 6 лет.
- Постоянную. Предполагает переезд в иностранное государство для трудоустройства.
Трудоустройство за рубежом сопряжено с определенным порядком действий, который включает:
- предоставление пакета необходимых документов с обязательной формулировкой оснований для переезда;
- получение трудового патента, ВНЖ, медицинской страховки.
Внутренняя трудовая миграция в РФ и других странах предусматривает перемещение лиц трудоспособного возраста по субъектам России с целью трудоустройства. Связано это с различной ситуацией в городах, а именно с уровнем безработицы, дефицитом или профицитом рабочих мест, требующей низкой или, наоборот, высокой квалификацией, со средней заработной платой.
В связи с желанием улучшить качество своей жизни люди могут ежедневно выезжать в другой город или даже страну (если место проживания находится рядом с границей), или только в определенное время года. Поэтому существуют типы трудовой миграции (сезонная, маятниковая).
Типы мигрантов
В международной организации по миграционным процессам эксперты определили основные типы мигрантов.
Нелегалы
Эта категория людей, ищущих работу, но въезжающих в страну, где они намереваются трудоустраиваться, без соответствующего разрешения, без оформления документов, то есть нелегально. В эту же категорию относят лиц с просроченной визой, трудовым патентом и без лицензии на работу. Больше всего нелегалов зафиксировано в США, количество которых в 2018 году превысило 3 миллиона человек.
Поселенцы
Это категория людей, уезжающих за рубеж не только для трудоустройства, но и для постоянного проживания с дальнейшим оформлением всех документов, в том числе и гражданства другого государства. Граждане России чаще всего эмигрирую в развитые страны с хорошим уровнем жизни, высокооплачиваемой работой. Традиционно это Канада, США, Германия, Финляндия, Швеция.
Сотрудники по договоренности
Входящие в эту группу лица выезжают в другую страну на определенное время, которое прописано в контракте. После выполнения своих трудовых обязательств они возвращаются в свою страну. К этой категории лиц относятся и сезонные работники, которые трудятся в туристической, строительной, общепитовской сфере.
Высокопрофессиональные специалисты
Это сотрудники крупных корпораций, специалисты с богатым практическим опытом в определенной сфере, имеющих высшее образование. Обычно они мигрируют с целью передать свой опыт более молодым коллегам, повысить свой уровень квалификации на новом месте. К данной группе лиц относят профессоров, педагогов, медиков.
Беженцы
Это лица, вынужденные искать себе новое место жительства из-за опасной для жизни и здоровья ситуации на родине. Мигранты представляют заявление в посольство другой страны с просьбой о предоставлении убежища. Если его принимают, то человек официально получает разрешение трудиться.
Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?
Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2019-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.
Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.
15 ноября 2018 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2019 году. Согласно ему в 2019 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.
Также в 2019 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.
Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.
Заключение
Особенности трудовой миграции в Российской Федерации, как и во всем мире, заключаются в том, что она является неотъемлемой частью современной экономики. Без нее невозможен прогресс, обмен опытом, повышение квалификации. Каждая страна сама определяет, какое количество людей трудоспособного возраста и определенных профессий привлекать на свою территорию для того, чтобы государство становилось сильней.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.
Трудовая миграция в России
Проблемы с контролем и регулированием трудовой миграции в РФ существуют относительно давно. Законодателем ежегодно принимаются поправки в законы, направленные на то, чтобы ситуация с мигрантами была подконтрольной правительству. Что же такое трудовая миграция, каковы ее особенности, виды, а также преимущества и недостатки? Эти, и не только, вопросы рассмотрены в статье.
Понятие трудовой миграции
Трудовая миграция представляет собой особый вид миграции, основной целью которой является перемещение между городами или странами одного гражданина или группы населения для поиска рабочего места и оформления трудоустройства.
Миграция в международном сообществе делится на эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией подразумевается перемещение трудоспособного населения из одной страны проживания в другую страну. Под иммиграцией понимается въезд населения на территорию другой страны.
В 2022 году глобальная трудовая миграция имеет такие тенденции развития:
- Имеется потребность зарубежных стран в квалифицированных кадрах. Это стимулирует отток профессионалов из РФ, что, в свою очередь, обуславливает дефицит подобных специалистов в России;
- Наблюдается приток рабочей силы из близлежащих восточных стран в РФ. при этом, большинство мигрантов имеют низкую квалификацию. Соответственно, они занимают низкооплачиваемые рабочие должности. Это провоцирует снижение количества рабочих мест для граждан РФ.
Основные виды трудовой миграции
Существует всего два основных вида трудовой миграции: внутренняя и внешняя.
Под внешней понимается миграция, при которой субъект пересекает границы государства (как при въезде, так и выезде). Внутри данной категории также имеется деление на постоянную и временную миграцию, которое зависит от периодичности пребывания субъекта за пределами РФ.
Под постоянной миграцией понимается переезд в другую страну. При этом, не имеет значения, планирует ли субъект оформлять документы или будет пользоваться видом на жительство и разрешением на трудовую деятельность.
Под временной миграцией понимается такой период осуществления трудовой деятельности за границами РФ, который не будет превышать шести лет.
Для оформления внешней миграции предусмотрен такой порядок действий:
оформление пакета документов и формулировка причин для переезда в другую страну;
Внутренняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения РФ из одного города государства в другой. Это связано с:
- неоднородным распределением рабочей силы по городам и областям;
- неравномерным уровнем образования в регионах;
- дефицитом лиц как с высокой, так и с низкой квалификацией;
- неравным экономическим развитием областей;
- разницей между уровнем жизни и уровнем заработной платы в регионах;
- различием уровней безработицы.
Так, внутренняя миграция обуславливается экономической привлекательностью одних городов, и отсутствием развития и перспектив для конкретных работников в других регионах РФ.
Типы трудовых мигрантов
Экспертами Международной организации по миграции определены такие основные виды мигрантов:
- Поселенцы. Подразумеваются те категории субъектов, которые въезжают в страну с целью обретения постоянного места жительства. Ранее граждане РФ чаще всего выбирали США, Канаду и Австралию для переселения на постоянное место жительства. В современных условиях субъекты все так же отдают предпочтение указанным странам, однако, наблюдается тенденция миграции к родственникам, проживающим в других странах.
- Сотрудники по договоренности. Предполагаются лица, которые переезжают в другое государство на определенный срок, с целью исполнения за это время своих трудовых обязанностей, зафиксированных в контракте. Наибольшее количество подобных мигрантов прибывает на территорию РФ из стран Ближнего Востока (арабские и азиатские государства). Однако, большая часть данной рабочей силы имеет низкую квалификацию. К рассматриваемой категории, в частности, относятся сезонные работники, трудящиеся в туристической сфере, а также в сфере общественного питания и строительства.
- Высокопрофессиональные специалисты. Подразумеваются лица, имеющие высокий уровень образования, а также богатый практический опыт, которые готовы приступить к новым обязанностям (нередко, подразумевающим смену квалификации на более высокую) в другой стране. К рассматриваемой группе мигрантов, в частности, относятся сотрудники крупных корпораций, профессора, преподаватели, а также студенты.
- Нелегалы. Данная категория мигрантов подразумевает субъектов, которые въехали в страну безосновательно, то есть нелегально. Также подразумеваются лица, просрочившие визы или трудящиеся неофициально.
- Беженцы. Предполагаются те лица, которые ищут безопасное место в другой стране, так как в родном государстве они находятся в опасности. Это мигранты, предоставившие заявление в посольство другой страны с прошением об обеспечении убежища, например, в связи с преследованиями на политической почве. Если подобное заявление будет принято, субъект получит право постоянно проживать в новой стране, а также официально трудиться. Зачастую беженцы переселяются по причине войны, голода, тоталитарного режима власти.
Особенности трудовой миграции в России
Экономическая ситуация в России зависит от количества мигрантов, приезжающих в страну с целью осуществлять трудовую деятельность. В частности, это относится к внутренней миграции.
Наиболее привлекательными городами для внутренних мигрантов, на данный момент, являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Барнаул, Красноярск. В указанные города переселяется на постоянное место жительства с сопутствующим трудоустройством население восточной части страны (Сибирь и Дальний Восток). Это существенно сокращает численность населения восточных регионов государства, а также обостряет проблему отсутствия рабочей силы.
В большом количестве в РФ мигрируют жители близлежащих стран, в частности:
- граждане Узбекистана (более 2 млн. человек за 2017 г.);
- жители Украины (более 2 млн. человек);
- мигранты из Таджикистана (приблизительно 1 млн. человек).
Такие объемы мигрантов обуславливаются лояльными требованиями законодательства в отношении жителей государств постсоветского пространства. Кроме того, для подобных мигрантов не существует таково языкового барьера, как, например, для жителей западных или восточных стран.
Основным органом, контролирующим переселение мигрантов, является отдел трудовой миграции РФ. Его главными задачами являются:
- налаживание взаимосвязей между органами исполнительной службы территориального значения и федерального уровня;
- организация и распределение привлеченных сотрудников из-за границы по рабочим местам, внесение предложений относительно предоставления льгот и квот иностранным сотрудникам, оценка эффективности труда привлеченных заграничных специалистов;
- составление и ведение базы данных о состоянии рабочей силы на рынке труда, и т.д.
К основным функциям миграционной службы РФ относится:
- аннулирование виз;
- в случае фиксации факта нарушения миграционного законодательства – депортация нарушителей, а также их привлечение к ответственности;
- определение разрешения и запрета на въезд и, соответственно, выезд на территорию России и заграницу.
Регулирование трудовой миграции в РФ
Прием иностранных субъектов на работу осуществляется с учетом наличия квот, размеры которых ежегодно корректируются. В частности, в 2022 году указанную информацию содержит Приказ Министерства труда РФ № 718-н от 09.10.2017г.
Нормативным актом, защищающим права иностранных граждан, является Приказ Министерства труда РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». Так, рассматриваемым документом постановляется, что не все виды трудовой деятельности могут осуществлять иностранные субъекты. То есть, привилегии остаются за отечественными сотрудниками с высокой квалификацией.
Также на глобальном уровне действует Международная конвенция о защите прав трудоустроенных мигрантов. Указанный нормативный акт является основой для разработки локальных (на уровне отдельной страны) законодательных документов о труде мигрантов.
Преимущества и недостатки трудовой миграции
Основное значение миграции в РФ для экономики заключается в следующем:
Увеличение спроса на трудоустройство. Возникает конкуренция между мигрантами за рабочие места в РФ.
К преимуществам миграции для РФ относится следующее:
- наличие возможностей для работодателей привлекать к работам иностранных кадров;
- культурный обмен между отечественными и зарубежными сотрудниками;
- экономическое развитие страны в целом.
К негативным сторонам миграции относятся:
- уменьшение общего объема оплаты труда;
- потеря отечественными сотрудниками определенного объема мест трудоустройства. Данное положение особенно актуально для внешней миграции, так как рабочие из близлежащих стран зачастую готовы осуществлять трудовую деятельность за более низкую оплату.
Таким образом, миграция является важной составляющей экономики РФ. Причем, она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Законодательство обеспечивает своим гражданам определенные привилегии в виде перечня трудовых мест, которые не могут занимать иностранные сотрудники. Однако, как показывает практика, работодатели предпочитают нанимать более дешевую рабочую силу из зарубежных государств. В частности, это касается низкоквалифицированных трудовых единиц.