Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия
Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.
Порядок внедрения профессиональных стандартов
Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.
В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.
Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.
Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.
План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.
План внедрения профессиональных стандартов
Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.
Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.
Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.
Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.
Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.
Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.
Пример В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».
Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».
При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).
Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.
В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:
- исключена позиция «Инженер по охране труда»;
- добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».
Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.
Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.
Он может включать в себя:
- организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
- мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
- внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Документ утверждает руководитель организации.
Внедрение профессиональных стандартов: последствия
Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
- от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.
Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.
В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Внедрение профессиональных стандартов в организации
- Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
- Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
- Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
- Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
- Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
- Шаг 3: составление плана-графика
- Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
- Итоги
Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?
Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
Внедрение профстандартов в организациях, относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2022 (п. 2 постановления № 584).
Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).
Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:
- работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
- в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).
Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.
Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.
Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.
Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:
1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:
- установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
- содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.
2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.
3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.
4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.
Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:
1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.
То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.
2. При приеме новых сотрудников на работу:
- установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
- при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
- при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.
Изучим далее, в рамках какого алгоритма могут быть реализованы перечисленные мероприятия по внедрению профстандартов.
Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.
Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.
Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).
В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:
- вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
- работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
- если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
- если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.
ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).
Шаг 3: составление плана-графика
Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.
Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:
- определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
- определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1–3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).
Рассматриваемый приказ может дополняться:
- тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
- положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.
После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).
Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.
Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.
По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).
Итоги
Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.
Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:
Приказ о внедрении профстандартов в организации
Составление приказа о внедрении профстандартов необходимо в тех случаях, когда в штате предприятия есть должности, для которых законом прописаны определенные нормы. Приказ относится к локальным актам компании, является вполне самостоятельным документом и запускает процесс по внедрению в организации профессиональных стандартов.
Наибольшее распространение документ на сегодняшний день имеет в государственных, муниципальных и бюджетных учреждениях, но иногда применяется и в крупных коммерческих структурах.
Что такое профстандарты
Профессиональные стандарты или, если сокращенно, профстандарты – совсем «свежее» понятие в Трудовом кодексе РФ. По сути это набор требований, касающихся опыта работы, образования, стажа, которым должен отвечать представитель той или иной профессии.
Перечень специалистов, к которым применяются профстандарты, практически неограничен – это преподаватели, официанты, врачи, кадровики, инженеры, программисты и т.д.
Ранее для определения условий, которым должны были соответствовать работники предприятий и организаций, применялись квалификационные справочники, поделенные на отрасли по роду деятельности. Основное отличие от них профстандартов, имеющих единую структуру, заключается в том, что требования, которые прописываются к одним и тем же должностям в профстандартах могут отличаться, в зависимости от уровня образования и опыта работы специалиста.
Часть профстандартов носит рекомендательный характер, часть являются обязательными.
Если профессиональные стандарты для той или иной категории работников обязательны, их применение должно происходить во всех без исключения компаниях, независимо от их организационно-правового статуса.
Цели и задачи комиссии по внедрению профстандартов
Внедрением профстандартов на предприятии занимается специально созданная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек из числа руководства фирмы или сотрудников отдела кадров. Все участники комиссии должны быть ознакомлены с нормой закона о внедрении профстандартов, а также теми условиями, которые обязаны соблюдаться при ее реализации. Кроме того, эту информацию они должны довести до сведения других работников, в особенности тех, кого внедрение профессиональных стандартов касается напрямую.
Основная задача комиссии – оценить образование, подготовку и профессиональные качества персонала для определения дальнейшей кадровой политики.
Процедура оценки уровня работников проводится при помощи аттестации через приказ о проведении аттестации работников и анализа внутренней документации предприятия. При этом закон не требует тестирования всех подряд сотрудников, вполне допускается внедрение как целой группы профстандартов, так и только некоторой их части.
Результатом деятельности комиссии может стать разработка новых трудовых договоров, и соглашений, корректировка действующих должностных инструкций, изменение условий труда и размера заработной платы, переобучение некоторых специалистов, повышение их квалификации, перевод на другие должности и т.д. Следует отметить, что несоответствие сотрудника профессиональным стандартам не может являться основанием для его увольнения.
Основание для приказа на внедрение профстандартов
Каждый издаваемый на предприятии приказ должен иметь под собой определенное основание. В данном случае в качестве такового выступает постановление Правительства РФ № 584 от 27.06.2016 года. Ссылку на него следует обязательно давать в приказе.
Кто пишет приказ
Приказ является документом, фиксирующим волеизъявление руководителя организации. При этом непосредственно его составлением может заниматься любой работник, обладающий навыками по созданию распорядительной документации, например, юрист, секретарь или кадровик. Но кто бы ни писал приказ, после того как будет окончательно оформлен, его обязательно следует передать для ознакомления и визирования директору предприятия.
Образец приказа о внедрении профстандартов в организации
На сегодняшний день нет унифицированного образца приказа на внедрение профстандартов. Это означает, что предприятия и организации могут писать данный документ в произвольном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы.
Однако, есть значения, которые указывать в приказе следует обязательно:
- номер, место, дату его составления,
- полное название предприятии, в котором он выпускается,
- определить людей, которые будут заниматься внедрением профстандартов,
- вписать состав комиссии,
- обозначить ее цели и задачи,
- указать сроки, в которые они должны быть достигнуты,
- ответственное за исполнение лицо (в качестве такового может выступать сам руководитель предприятия или какой-то другой сотрудник, находящийся в его прямом подчинении).
Правила оформления приказа
Как и по содержанию документа, так и по его оформлению, никаких норм и ограничений нет: приказ можно писать как от руки, так и в печатном виде, на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации. Заверять печатью бланк документа нет необходимости, т.к. с 2016 года это требование закона, применяемое ранее к юридическим лицам, отменено, а вот автограф руководителя предприятия или иного сотрудника, уполномоченного на подписание подобного рода документов, на приказе стоять должен.
Обычно приказ пишется в единственном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно сделать его копии.
Как и сколько хранить приказ
Составленный, заверенный и изданный надлежащим образом приказ весь период действия должен находиться в составе прочей распорядительной документации, в месте, доступ к которому следует ограничивать. После того, как его актуальность будет утрачена, его нужно передать в архив предприятия, где он должен храниться период, установленный законодательством или локальными актами компании (но не менее трех лет), после чего его можно утилизировать.
Процедура внедрения профессиональных стандартов: что нужно сделать
П роцедура внедрения профессиональных стандартов в организации – довольно трудоемкий и продолжительный процесс, который включает в себя множество отдельных этапов. При этом реализация каждого из них также содержит в себе много нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать. Остановимся на наиболее важных моментах, которые должен учесть работодатель в своей работе.
С чего начать
Первое, с чего необходимо начинать процедуру внедрения профстандартов, – это с создания рабочей группы (комиссии), которая и будет заниматься данной работой, а также с поиска и подбора нужных профессиональных стандартов. Такой подбор осуществляется путем мониторинга официального сайта Минтруда РФ 1 и отбора профстандартов, которые подойдут вашей организации.
Обратите внимание: любое действие комиссии рекомендуется оформлять актом, а любое решение по тому или иному вопросу – протоколом. Соответственно, например, результат работы по поиску профстандартов рекомендуется оформить произвольным актом, в котором указать те профстандарты, по которым будет вестись дальнейшая работа.
См. статью «Акт в работе кадровой службы: особенности составления»
Стоит отметить, что закон не ограничивает работодателя в оформлении документов, которые он считает нужным оформить в процессе работы по внедрению профессиональных стандартов. К примеру, для удобства можно издать приказ о внедрении профстандартов в организации, изложив в нем перечень стандартов, подлежащих применению.
Наименования должностей / профессий
Как уже отмечалось ранее, внедрение профстандартов – это поэтапный процесс. И отдельно необходимо обратить внимание на основные зоны риска, которые могут возникнуть при неправильном применении профессиональных стандартов. В связи с этим особо нужно подчеркнуть такой этап, как проверка наименований должностей (профессий).
Напомним, ст. 57 ТК РФ определяет обязательные требования к содержанию трудового договора. При этом невыполнение данных требований создаст угрозу привлечения работодателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, где наложение штрафа на организацию предполагается в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Причем ответственность, как уже отмечалось выше, может возникнуть за каждый неправильно составленный трудовой договор, вследствие чего размер штрафа может исчисляться миллионами. Поэтому очень важно соблюсти те требования, которые ТК РФ предъявляет к трудовому договору.
Подробнее читайте статью «Профессиональные стандарты: прием на работу, перевод, аттестация и оплата»
Итак, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о трудовой функции. Трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом указанная статья предъявляет требования к наименованию должности (профессии). Так, если ТК РФ или иными федеральными законами к определенной профессии или должности установлены ограничения или льготы (компенсации), то такая профессия или должность должна называться в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Поэтому чрезвычайно важно понять, существуют ли именно в федеральном законодательстве такие особенности для рассматриваемой должности (профессии). В случае если льготы или ограничения установлены, необходимо убедиться, что наименование данных должностей (профессий) соответствует тем вариантам наименования, которые предъявляет конкретный профстандарт к определенной должности (профессии).
Если при проведении такой работы будут выявлены отклонения, их, безусловно, необходимо устранить. Сделать это можно несколькими способами, самый простой из которых – перевести работника на вновь введенную должность (профессию) с «правильным» наименованием, а после перевода «ненужную» должность (профессию) исключить. Существуют и иные способы «переименования» должности (профессии). Однако во всех случаях необходимо руководствоваться нормами действующего трудового законодательства.
См. статью «Вносим изменения в штатное расписание»
Квалификация работника
Еще одной зоной риска при работе с профессиональными стандартами являются их требования относительно квалификации работника. С 1 июля 2016 года в ТК РФ вступила в силу ст. 195.3. Фактически она говорит о том, что все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части квалификационных требований.
Подчеркну, что мнения специалистов по поводу обязательности применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 разошлись. Все эксперты согласны, что стандарты обязательны в той части, которая предъявляет требования к квалификации работников (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Остальные положения профстандартов работодатели могут применять по своему собственному желанию (например, при разработке должностных или рабочих инструкций) с учетом специфики деятельности организации. А вот мнения по поводу того, для кого именно обязательны требования к квалификации, различны. Камнем преткновения стала ст. 195.3 ТК РФ, где сказано, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, то профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В связи с этим одни считают, что профстандарты обязательны только для некоторых категорий работников, в отношении которых это прямо указано в законе (например, для педагогических работников или работников, занятых на подземных работах). Другие полагают, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом РФ, – сами по себе нормативные правовые акты и, следовательно, их необходимо выполнять всем работодателям.
Соглашаться или нет с последней точкой зрения – дело каждого работодателя, к сожалению, до сих пор нет ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу. Но если вы хотите исключить негативные последствия, то лучше начать постепенный переход на учет требований профстандартов. Ведь штрафы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ совсем не маленькие. Причем, учитывая тенденцию, складывающуюся в судебной практике, о привлечении работодателя к ответственности за каждое отдельное правонарушение по каждому отдельному работнику, штраф может составить значительные суммы (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12).
Профессиональный стандарт, в зависимости от того какую должность или профессию он описывает, предъявляет ряд требований к образованию, опыту работы, навыкам и умениям, которыми должен обладать работник, для того чтобы занимать описанную должность. Соответственно, при работе по внедрению профессиональных стандартов также нужно сравнить характеристики квалификации, указанные в профстандарте, с квалификацией, которой обладают работники на сегодняшний день.
При этом, как мы уже говорили выше, каждое действие в целях упрощения дальнейшей работы рекомендуется оформлять документально. Условно говоря, провели процедуру сверки уровня образования по профессиональному стандарту с уровнем образования работников – подготовили акт о результатах работы. И такие акты рекомендуется оформлять при каждой сверке (опыта, умений, навыков) для дальнейшего принятия решений по устранению подобных недостатков (при их наличии).
Утверждение дополнительных ЛНА
Также для регулирования работы по внедрению профессиональных стандартов можно разработать и утвердить ряд локальных нормативных актов, где подробно регламентировать процедуру внедрения. Путем принятия локального нормативного акта можно регламентировать вопросы устранения выявленных нарушений требований профстандартов, в частности:
- порядок, сроки, график направления работников на профессиональное обучение;
- порядок оценки, аттестации работников;
- порядок оформления совмещения, совместительства, расширения зон обслуживания, увеличения объема работы;
- порядок внесения изменений и дополнений в кадровые документы (при необходимости).
Однако следует помнить, что содержание подобных ЛНА никак не должно противоречить нормам, установленным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, и ухудшать положение работника по сравнению с ними.
Внесение изменений в кадровые документы
Затронем и такой вопрос, как оформление кадровых документов в организации с учетом требований профессиональных стандартов. На практике при внедрении требований профстандартов обычно работодателям приходится изменять (или дополнять) такой документ, как должностная инструкция (или инструкция по профессии). Данная инструкция не является обязательным документом в организации. Тем не менее в большинстве случаев именно в этом документе конкретизируется трудовая функция работника, а также описываются те требования, которые предъявляются к работнику по образованию, опыту работы, необходимым знаниям, умениям и пр.
См. статью «Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию»
Согласно ст. 195.3 ТК РФ (которая вступила в силу с 01.07.2016) профессиональные стандарты должны применяться в качестве основы для определения квалификации работников. Иными словами, требования к квалификации, которые указаны в профстандарте, являются тем минимумом, который работодатель должен соблюдать. Отсюда можно сделать вывод, что, если в документах работодателя установлены требования к работникам ниже, чем в профессиональном стандарте, такие документы рекомендуется изменить и повысить требования до соответствующего уровня.
Как отмечалось ранее, обычно подобным документом является должностная инструкция (инструкция по профессии). При этом сложность внесения изменений в нее будет зависеть от того, каким образом она изначально была оформлена.
Порядок внесения изменений (и дополнений) в должностные инструкции (инструкции по профессии) работников зависит от того, каким образом инструкции были утверждены.
Если она в результате была оформлена приложением к трудовому договору (стала неотъемлемой его частью), то внесение изменений (и дополнений) нужно оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии со ст. 72 ТК РФ. Работодатель вправе предложить работнику внести изменения (дополнения) в трудовой договор. Заключение такого дополнительного соглашения возможно только с согласия работника.
Если инструкция не являлась приложением к трудовому договору, а была утверждена в качестве отдельного документа, то ее необходимо будет утвердить в новой редакции. Стоит отметить, что если при изменении инструкции будет изменена трудовая функция работника, то утверждать новую редакцию без согласия работника будет бессмысленно: по общим правилам изменение трудовой функции работника возможно только с его письменного согласия (ст. 72, 72.1, 74 ТК РФ).
Добавим, что аналогичный порядок внесения изменений в инструкцию приведен в письме Роструда от 31.10.2007 № 4412-6.
В заключение поясним, что вышеуказанная работа должна осуществляться в отношении тех профессий и должностей, по которым уже приняты профессиональные стандарты, так как пока очередной профстандарт не утвержден, у работодателя не возникает обязанность по его применению. Поэтому важным этапом внедрения является мониторинг вновь принятых профессиональных стандартов. При выявлении «новых» стандартов их необходимо учитывать, анализировать и, в случае их применения в вашей организации, внедрять в установленном порядке.
Профстандарты: инструкция по применению 2022
Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.
Для чего нужны профстандарты
Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:
- Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
- Требования к его опыту и знаниям.
Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).
В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.
Государственный реестр профстандартов
Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/:
Профстандарты и область их использования
Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:
- для организации обучения и аттестации сотрудников;
- формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
- организации процессов управления;
- выведения внутренних тарифов на производимые работы;
- облегчения классификации тарифных разрядов;
- выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.
Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.
Обязательное применение стандартов
Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.
Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.
Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:
- от 50 до 100 000 рублей – для организации;
- от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
- от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.
Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.
Требование к соответствию работников профстандартам
Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.
Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2022 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:
- Высшее образование.
- Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.
Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.
Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.
Повышение квалификации сотрудников
Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.
Спорный момент: обязательно ли учиться?
Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.
В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.
Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.
Пример использования профстандартов в рекомендательных целях
Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2022 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.
К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:
- грамотно определять названия должностей;
- функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
- выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.
То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.
Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ
Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:
- единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
- мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.
И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.
Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.
Неукоснительное следование профстандартам
Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?
Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.
Обязательность профстандартов в частных организациях
Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?
Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.
Различия в профстандарте и квалификационном справочнике
Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?
Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.
Увольнение работников
Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?
Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.
Изменение трудовых обязанностей
Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?
Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.
Изменение трудовых договоров
Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?
Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.
Оплата обучения
Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?
Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.
Перевод на более высокую должность
Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?
Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.
Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов
Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.
Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.
Внедрение системы профстандартов в учреждении.
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2022 году [1] . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?
Составление плана – часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении – трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.
Создаем рабочую группу.
Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.
В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.
Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.
Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом [3] .
Примерная форма приказа
О создании Комиссии по организации применения профстандартов
На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,
1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.
2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее – Комиссия) согласно приложению 2.
2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.
3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.
4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.
5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.
6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.
7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).
С приказом ознакомлены:
Примерный текст положения о комиссии
Название организации г. _____________________
«_____» ___________________ 20____г.
о работе рабочей группы по внедрению профстандартов
1. Общие положения.
1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.
1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.
1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи деятельности рабочей группы.
2.1. Основными задачами рабочей группы являются:
– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;
– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);
– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;
– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;
– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;
– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;
– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;
– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).
2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:
– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;
– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;
– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;
– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;
– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.
3. Состав рабочей группы.
3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы [4] .
3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.
4. Порядок работы рабочей группы.
4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.
4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.
4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.
4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.
4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.
4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.
4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.
4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.
5. Заключительные положения.
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.
В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.
О регламент работы комиссии.
Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.
Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.
Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.
Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.
Составляем план.
Созданная комиссия начинает работу над планом.
Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.
Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:
- список профстандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профстандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.
Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:
- Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
- Актуализация нормативно-правовой базы.
- Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
- Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.
План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки [5] , так и Методические рекомендации соцзащиты [6] .
Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:
План по организации применения профстандартов
Профстандарты в вопросах и ответах
Федеральный закон № 122-ФЗ, который дал старт внедрению профессиональных стандартов, вступил в силу 1 июля 2016 года. Прошло уже два месяца, но говорить о том, что профстандарты вошли в нашу жизнь, пока рано. И все же процесс начался — самое время разобраться в основных понятиях и тонкостях происходящих изменений.
Что такое профессиональный стандарт?
Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании”» вводит понятие «профессиональный стандарт» и определяет его как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов» выделяет девять уровней квалификации. Градация основана на нескольких характеристиках: полномочия и ответственность, характер умений, уровень знаний и основные пути достижения соответствующего уровня квалификации. 1-й уровень — минимальный набор требований к навыкам и умениям, отсутствие требований к образованию. Это, как правило, физический труд. 2-й уровень — деятельность под руководством, самостоятельное выполнение элементарных заданий по инструкции, применение специальных знаний.
С каждым следующим уровнем требования повышаются. Так, в обязательном к внедрению с 1 июля 2016 года профессиональном стандарте «Бухгалтер»* предусмотрены 5-й и 6-й уровни квалификации. Для 5-го уровня, например, увеличена доля самостоятельной деятельности в принятии решений, больше ответственности, повышенные требования к самоконтролю и самооценке. Обязательны профессиональные знания и определенный уровень образования.
Руководители, претендующие на высший, 9-й уровень квалификации, должны иметь ученую степень (аспирантура, ординатура, адъюнктура). От них требуются не только профессиональные знания, но и методологическая и исследовательская компетенции. В круг обязанностей такого специалиста входит: определение стратегии, управление крупными системами, принятие на себя ответственности за результаты на международном и (или) национальном уровне.
В каждом конкретном профстандарте понятия знаний, умений, навыков, опыта конкретизированы, уточнены сообразно отраслевой, профессиональной специфике. Сегодня реестр утвержденных профстандартов содержит более 830 пунктов.
Ознакомиться с перечнем можно на сайте Минтруда РФ profstandart.rosmintrud.ru и на портале Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России. Ресурсы содержат Национальный реестр профессиональных стандартов, необходимые нормативные документы, актуальные на сегодня Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСД), план-график открытия центров оценки квалификации и другие полезные материалы.
На какие нормативные документы могут опираться специалисты по кадрам и руководители предприятий?
Работа по созданию системы профстандартов была начата еще в 2012 году. Основополагающим можно считать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики». В этом документе президентом были сформулированы задачи:
- Утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов.
- Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
- В целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:
3.1. подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
3.2. создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
За эти годы было принято немало нормативно-правовых актов, однако практическую пользу специалисту по кадрам, бухгалтеру и руководителю предприятия могут принести следующие:
- Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вводит в ТК РФ несколько новых статей, в том числе ст. 195.3, которая регулирует порядок применения профессиональных стандартов.
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании”»;
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»;
- Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями. »;
- Письмо Минтруда РФ от 30.12.2015 № 14-0/В-1190;
- Письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Информация Минтруда и соцзащиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов».
Для чего нужны профстандарты?
Одна из центральных задач, которую должна решить система профстандартов, — постепенное их применение всеми без исключения хозяйствующими субъектами.
Внедрение профстандартов упорядочит назначения на ту или иную должность: соискатель, претендующий на должность, например, начальника отдела, должен будет отвечать вполне определенным требованиям к знаниям, умениям, навыкам и опыту. Эта система должна помочь решить проблему непрофессионализма, которая сегодня стоит достаточно остро в самых разных сферах деятельности.
Как профстандарты соотносятся с существующими квалификационными справочниками?
Внедрение профстандартов с 1 июля 2016 года пока не отменяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Справочники содержат наиболее полный на сегодня перечень профессий и должностей, а также их тарифно-квалификационные характеристики. Постепенно ЕКС и ЕТКС будут полностью заменены профстандартами, как более актуальными и современными.
Переход к профстандартам займет некоторое время. Конечная цель всех изменений — заменить ныне существующие ЕКС и ЕТКС. Но пока квалификационные справочники и реестр профессиональных стандартов существуют параллельно, работодатели могут сами выбирать, на что опираться в своей работе.
Обязательно ли применять профстандарты?
Применять их с 1 июля 2016 года в большинстве случаев не должны ни коммерческие структуры, ни государственные (муниципальные) учреждения. Однако в двух случаях Трудовой кодекс РФ обязывает организации внедрять профессиональные стандарты.
В ч. 2 ст. 57 ТК РФ речь идет о том, что наименования должностей, профессий, специальностей должны соответствовать наименованиям в квалификационном справочнике или профстандарте, если выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением гарантий или льгот, например с досрочным назначением пенсии.
Ст. 195.3 ТК РФ устанавливает, что требования к квалификации обязательны для применения, если это прописано в самом ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Это касается целого ряда профессий, например:
- педагогов (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- кадастровых инженеров (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
- медиков и фармацевтических работников (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
- летчиков (раздел II Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
- адвокатов (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
- аудиторов (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- главных бухгалтеров отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) и пр.
Эти требования распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности или статуса работодателя.
Можно ли уволить сотрудника за то, что он не соответствует требованиям профстандартов?
По этому вопросу Минтруд РФ дает разъяснение в своем письме от 30.12.2015 № 14-0/В-1190. Согласно документу, уволить сотрудника за то, что он не соответствует параметрам профстандарта, нельзя. ТК РФ не предусматривает такого основания для расторжения трудового договора с работником.
На основании несоответствия профстандарту работодатель может отказать соискателю, но только в том случае, если требования профстандартов официально приняты в организации и прописаны в должностных инструкциях.
И, конечно, руководитель предприятия, принимая решение о внедрении профстандартов, должен понимать, что именно на его плечи ложится обязанность по повышению квалификации работников.
Каков порядок действий при внедрении профстандартов в организации?
Если организация приняла решение применить систему профессиональных стандартов, руководитель своим приказом должен назначить ответственного сотрудника или даже создать рабочую группу. Образцы таких приказов уже появились во многих справочных системах.
Рабочая группа анализирует профессии, специальности, должности, к которым в первую очередь следует применять требования профстандартов. По результатам этого исследования рабочая группа составляет план-график применения новой системы к разным категориям сотрудников.
На первом этапе следует проверить соответствие уровня квалификации специалистов предприятия требованиям стандартов, спланировать обучение. Необходимо также соотнести, насколько совпадают названия должностей, существующих в организации, и утвержденных реестром профстандартов. При необходимости переименовать.
Следующий шаг — определить, надо ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры. Для каждого из этапов следует определить период выполнения. Это и будет план-график внедрения профстандартов в организации.
Однако следует помнить, что пройти обучение и подтвердить квалификацию на соответствие профстандарту работники в настоящее время не смогут. Центры оценки квалификации (ЦОКи), где будет проходить предварительное обучение и сдача экзаменов на получение свидетельства о профессиональной квалификации, пока не оценивают работников, поскольку находятся на этапе разработки программ обучения, их апробации и своей юридической регистрации.
* Примечание
Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» обязательно только в отношении главных бухгалтеров следующих организаций:
- публичные акционерные общества (кроме кредитных организаций);
- страховые организации;
- негосударственные пенсионные фонды;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
- управления государственных внебюджетных фондов.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.