Можно ли работать учителем, преподавателем, воспитателем без педагогического образования

Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»

Раньше для всех, кто мечтал быть учителем, профильное образование было, что называется, must have. Но ситуация изменилась, и с развитием онлайна, те, кто хорошо знает язык, ринулись преподавать. Кто-то разместил предложение о своих услугах на различных сайтах и начал набирать учеников, кто-то раскрутил Instagram, а кто-то использовал таргетированную рекламу, с помощью которой и нашел своих первых студентов. Возникает вопрос – а нужно ли вообще выделять целых 5 лет своей жизни для получения заветной корочки? Или же можно, сэкономив время (а порой, и деньги), начать работать и освоить все тонкости профессии в процессе?

Альтернативы педагогического образования

Преподавателей из разряда «совсем без образования» найти, в принципе, не так просто. У большинства все-таки за плечами есть educational background.

  • диплом филолога/лингвиста

Если вы получили диплом еще до кардинальных изменений в системе ВУЗовского образования, можете считать, что вам повезло. Скорее всего, в дипломе ваша специальность звучит вроде «Филолог, преподаватель английского языка и литературы». Но в онлайне работает очень много молодых преподавателей. Однако, несмотря на то, что «педагогика» на этих дисциплинах перестала читаться в связи с переходом на бакалавриат (обучение длится четыре года вместо заявленных пяти), выпускники позиционируют себя как специалистов с классическим гуманитарным образованием, которые могут качественно преподавать. Многие потенциальные ученики в принципе не видят разницы между специальностями в дипломе, и если там фигурирует словосочетание «английский язык», думают, что это то, что нужно. Да и работодатели на популярном сервисе hh.ru, зачастую в требованиях указывают «Педагогическое ИЛИ лингвистическое образование»;

  • неполное высшее образование

Студенты всегда любили подработать. Именно поэтому многие выпускники языковых гимназий, которые в 18 лет уже владеют языком на уровне Upper-Intermediate, поступив в ВУЗ (пусть даже не педагогический), в свободное время начинают заниматься репетиторством. Особой популярностью пользуется подготовка школьников к ЕГЭ. Как бы там ни было, у таких молодых педагогов есть преимущества, которые выделяют их для потенциальных учеников – цена за занятия ниже рыночной. К тому же, сложно отрицать тот факт, что молодой студент говорит на одном языке со школьниками, да и сам недавно прошел через ЕГЭ и знает «всю кухню» этого экзамена. Многие специализированные онлайн-школы набирают только молодежь от 18 до 22, которые сдали ЕГЭ не ниже 90 баллов, и никакого диплома не спрашивают.

Вот пример описания квалификации преподавателя в одной популярной онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ:

  • международные сертификаты

Многие наши коллеги признаются, что по образованию они далеки как от филологии и лингвистики, так и от педагогики. Зачастую, учителя иностранного языка в прошлом отучились на математиков, инженеров или даже медиков. Затем поняли, что жить не могут без любимого иностранного языка – подготовились и сдали международный экзамен. Благо, их сегодня множество. Есть общие, подтверждающие высокий уровень владения языком – TOEFL или IELTS (об этом в нашей предыдущей статье) или, например, менее популярный, но не менее престижный CAE. Есть также специальные сертификаты из разряда «только для учителей» – TKT и, конечно, CELTA. Для тех, кто «в теме», это говорит о многом. Но знают ли наши потенциальные ученики о том, что такое CELTA, а что такое TKT, и какая колоссальная разница между ними?

  • опыт проживания за рубежом

Очень часто, просматривая аккаунты практикующих преподавателей, например, в социальных сетях, можно увидеть что-то вроде «Замужем за американцем», «Живу в Лондоне since 1995» и т. д. Нередко педагоги даже гордятся тем, что нигде не учились, аргументируя это тем, что «не забивали голову теорией», а осваивали язык в естественной среде, и могут по праву назвать себя билингвами. Такие учителя, как правило, без труда находят себе учеников, особенно, если у них блестящее произношение.

  • самообразование

Количества вебинаров, мастер-классов и любых других вариантов обучения не счесть. Их проводят как отечественные коллеги, так и зарубежные преподаватели-методисты, а доступны они всем и каждому, у кого есть доступ к Интернету. К тому же, никто не отменял литературу — даже ту самую, которую рекомендуют в педагогических ВУЗах. Так почему бы преподавателю не набрать пару-тройку учеников и не сочетать практику с теорией, которую он может самостоятельно освоить в свободное от работы время? (как происходит, скажем, на заочном отделении).

Как мы видим, получить педагогического образование для того, чтобы стать учителем сегодня – далеко не единственный вариант. Многие успешно работают без него и выдвигают аргументы «против» педагогического образования:

  • Пед. образование – не гарантия трудоустройства.

Речь, конечно, не идет о государственных образовательных учреждениях. Туда вас не смогут принять на работу без профильного диплома или же курсов повышения квалификации (например, на базе диплома филфака). Однако, как мы видим, в бюджетные ОУ не больно то и стремятся педагоги. Многие хотят свободы, отсутствия отчетности и гибкого графика.

  • Пед. образование – не гарантия профпригодности.
Читайте также:
Система управления охраной труда в организации – что такое СУОТ на предприятии

Все мы знаем, насколько тяжело сегодня «вылететь» из университета, особенно, если вы обучаетесь платно. ВУЗ не заинтересован в том, чтобы выгонять контрактников – проще «нарисовать тройки». Соответственно, на выходе мы имеем человека, чей уровень языка не изменился со школьной скамьи, да и знаний по методике не присутствует. Поможет ли диплом такому соискателю успешно пройти собеседование в языковой центр? Вряд ли.

  • Многие знания, полученные в педагогическом ВУЗе, не адаптированы под современную реальность

Например, в ВУЗе вас вряд ли научат тому, как преподавать онлайн, какими инструментами пользоваться. Пандемия показала нам, насколько, к сожалению, технически не подкованы практикующие вузовские педагоги. Им потребовалось много времени и сил, чтобы начать преподавать в Zoom или Teams в связи с переходом на дистанционку. Получилось так, что студенты знали эти инструменты лучше своих же учителей.

Поделимся реальной историей

У преподавательницы Диляры Кашаповой, которая поделилась с нами своей историей, есть диплом, и даже красный. Но совсем «не в тему» преподавания, ведь по специальности она — журналист. Но подобное гуманитарное образование в профессии педагога ей не мешает – напротив, умение коммуницировать с разными людьми, находить к ним подход и грамотно формулировать свои мысли помогает ей работать максимально эффективно.

Однако в процессе обучения, делится Диляра, присутствовал момент, который ее беспокоил — ее английский стоял на месте. Группы с уровнем выше Intermediate на ее потоке не было, и пришлось выбрать немецкий язык, и изучать его с нуля. Поэтому на втором курсе Диляра решила получить дополнительную специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Как результат, у нее также имеется приложение к диплому.

Несмотря на то, что Диляра училась на журналиста и переводчика, ни та, ни другая специальность не стали для нее основными. Она пробовала себя в разных проектах, но по-настоящему влюбилась только в преподавание и методику, когда устроилась преподавать в онлайн-школу. На протяжении 3,5 лет Диляра работала, не имея педагогического образования, но еженедельно проходя обучение у методистов и прокачивая свои скиллы.

В сентябре 2020 года она все же решила получить профильное образование. Диляра поступила в магистратуру на заочное отделение, чтобы совмещать обучение с работой. И ни разу об этом не пожалела! Учеба помогла ей не только обзавестись полезными связями, но и чувствовать себя увереннее в своей профессии.

На примере Диляры можно сделать кое-какие выводы. Для чего все-таки стоит поступить на педагогическое или аргументы «за» получение педагогического образования:

  • Полезные связи

Если вы активно участвуете в образовательном процессе, вы автоматически “обрастаете” полезными связями благодаря своим одногруппникам и преподавателям. Это дает вам как нетворкинг, так и возможную помощь при трудоустройстве в будущем.

  • Возможность построить научную карьеру в сфере педагогики

Если вы хотите стать признанным экспертом и преподавать в ВУЗе – безусловно, необходимо получить профильное образование. При чем бакалавриата, да и даже магистратуры, будет недостаточно – необходимо также отучиться в аспирантуре и защитить диссертацию. Если вы действительно этого хотите, то советуем на протяжении учебы активно участвовать в конференциях, публиковать статьи в сборниках и по возможности хотя бы раз съездить за рубеж по программе обмена.

  • Корочка

Так или иначе, педагогический диплом – не всегда обязательное условие при приеме на работу. Однако, если он у вас в кармане, будьте уверены – в какую бы жизненную ситуацию вы не попали (увольнение, потеря клиентуры, переезд в незнакомый город или страну) — вы всегда найдете работу учителем в общеобразовательной школе или воспитателем в детском саду. Таким образом, педагогический диплом — это некая «подушка безопасности».

А какая она — ваша история? Получили ли вы педагогическое образование, пригодилось ли оно вам?

Можно ли работать воспитателем после курсов переподготовки? Рекомендации начинающим специалистам

Из статьи вы узнаете, с каким образованием можно работать воспитателем, каковы обязанности педагога в детском саду, кем ещё можно работать с такой квалификацией. Начинающие специалисты получат рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО) – это педагог, который работает с детьми до семилетнего возраста, занимается их обучением, воспитанием и развитием. Что конкретно делает воспитатель? Каждый день он:

  • помогает детям в формировании навыков самообслуживания;
  • знакомит с основами этикета;
  • занимается личностным, познавательным, физическим, творческим развитием детей;
  • учит различным видам игр;
  • организует походы, экскурсии;
  • анализирует показатели освоения детьми образовательных программ, уровень развития воспитанников.

При этом педагог учитывает культурные, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. В компетенции воспитателя входит также обеспечение безопасного пребывания детей в ДОО.

Читайте также:
Самые востребованные профессии для мужчин в России и мире

Может ли воспитатель давать детям таблетки?

Нет, этим должна заниматься штатная медсестра, и допустимо давать только те препараты, которые находятся в медицинском кабинете ДОО. Ребёнок может получать лекарства по назначению участкового педиатра, по согласованию с медработником детского сада, но педагоги не имеют права давать детям никакие препараты.

Можно ли работать воспитателем после курсов переподготовки?

Да. Профстандарт допускает два варианта образования:

  1. Высшее или среднее профессиональное педагогическое.
  2. Наличие диплома вуза или колледжа по любому направлению подготовки плюс диплом о профпереподготовке по профессии воспитателя.

Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста» (580 ч.) реализуется 15 программ для желающих учиться на педагога ДОУ. Смотреть все курсы .

Сколько часов должен работать воспитатель?

Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ – не более 36 часов в неделю. При этом дневная нагрузка не должна превышать 12 часов. Для воспитателей, работающих с дошкольниками с ОВЗ, установлена норма в 25 часов в неделю.

Должен ли воспитатель писать рабочую программу?

Нет. Ст. 48 ФЗ «Об образовании» регламентирует составление рабочих программ педагогами. Это относится к должностным обязанностям учителей и преподавателей, но не воспитателей. В детском саду отсутствуют предметы, дисциплины или курсы, к которым требовались бы рабочие программы.

Кем еще может работать воспитатель?

Помимо работы в ДОО, есть возможность реализовать свои педагогические способности:

  • развивающих центрах;
  • в школах (подготовительные группы, группы продлённого дня);
  • в организациях дополнительного образования;
  • в оздоровительных и пришкольных лагерях;
  • в интернатах и детских домах;
  • в педиатрических клиниках/отделениях;
  • в санаториях;
  • в семье (частная практика).

Воспитатель может работать педагогом, няней, гувернёром, аниматором, ведущим праздничных мероприятий с детьми. Также специалист всегда может поменять сферу деятельности, получив необходимое образование.

Рекомендации начинающим специалистам: как работать воспитателю с гиперактивным ребёнком?

Если в группе есть один или несколько гиперактивных детей, это может усложнять работу воспитателя, особенно начинающего. Кроме того, у некоторых детей без СДВГ это может вызывать чувство дискомфорта. Сложно работать, если кто-то из воспитанников вскакивает, бегает, перебивает, отвлекает педагога и других детей.

  • ребёнок не может долго усидеть на одном месте;
  • невнимателен;
  • двигается нескоординированно;
  • не выполняет просьбы и требования педагога;
  • излишне разговорчив;
  • импульсивен;
  • вспыльчив;
  • конфликтен.

Что делать воспитателю?

  • Учитывайте, что гиперактивные дети продуктивнее в первую половину дня – старайтесь планировать день так, чтобы наиболее сложные занятия, требующие усидчивости и внимания, приходились на утро.
  • Иногда там, где среднестатистическому дошкольнику потребуется десять минут, гиперактивный может справиться за пять. Сокращайте время нагрузки на воспитанника, сохраняя при этом её объём и сложность.
  • Делайте занятия дробными, чередуйте спокойные моменты с физкультминутками.
  • Будьте спокойны и последовательны в требованиях.
  • Создайте ситуацию успешности для ребёнка – чаще задействуйте его в тех задачах, которые ему лучше удаются.
  • Кратко и чётко формулируйте свои просьбы к ребёнку.
  • Хвалите и поощряйте воспитанника сразу, не откладывая.
  • На занятиях сажайте его возле себя, используйте тактильный контакт.
  • Организуйте взаимодействие гиперактивного ребёнка со спокойным и медлительным. Они будут уравновешивать друг друга. Такое сотрудничество пойдет на пользу и тому, и другому.

Даже воспитатель обладающим небольшим опытом работы сможет найти общий язык с гиперактивным дошкольником и повлиять на его поведение, если будет учитывать эти советы.

Как я работала учителем “без образования”

Как-то давно в комментариях я заикнулась о том, что с января подрабатываю в школе. Слово за слово – на меня подписалось 30+ человек, чтобы почитать об этом.
Пинали меня долго, но настоящим толчком к написанию стал этот пост https://pikabu.ru/story/zakonoproekt_kotoryiy_pozvolit_shkol.

Как я попала в школу – это совсем другая история. Но о том, что я буду учить детей, я узнала в 20-х числах декабря, а уроки начинались уже 9 января. У меня был какой-то эмоциональный взрыв: я буду работать по своей специальности (учитель географии) в настоящей школе с настоящими детками! Учитывая то, что я в свои 21 до сих пор не могу назвать остановку в маршрутке или позвонить кому-то по телефону, для меня работа в школе стала одновременно самым страшным кошмаром и самым большим спасением.

Главное отличие такой работы от педагогической практики – с тобой не сюсюкаются. На практике тебе готовят почву, рассказывают про классы, помогают готовиться к урокам, учителя шикают на детей, чтоб те вели себя хорошо. А на работе просто дают классы и отправляют в свободное плавание. Даже контакты классных руководителей и списки классов я добывала сама. Тем не менее со стороны завучей оказывалась мощная поддержка на протяжении всей моей работы. В первый день один класс довёл меня до слёз – завуч отпаивала меня чаем в кабинете и рассказывала педагогические секретики. С любым вопросом я могла обратиться к ним, и мне никогда не отказывали. (Если кто узнает себя – привет и спасибо!)

Читайте также:
Сколько зарабатывает фитнес тренер – в России, в Москве, за рубежом

Я хотела бы поговорить и плюсах и минусах этой работы (напоминаю, все субъективно и основывается лишь на моём собственном опыте).

Плюсы:

Работа по специальности. Всё-таки практика – это необходимая часть образования, одной теорией сыт не будешь. И, как я уже говорила, пед.практика от универа показалась мне слабоватой, так как мы пришли уже на все готовенькое, везде нас сопровождали, чуть ли не конспекты уроков за нас писали. Такого рода практика не готовит к реальной жизни, она лишь надевает на студентов розовые очки. После такой практики студентам кажется, что быть учителем легко и классно: все ребята сидят тихо, слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания и т.д. Но всё не так гладко.

Прокачивается скилл общения с людьми. И речь не только о детях. Ещё об учителях, родителях, завучах, директоре.
Когда перед тобой сидит тридцать оболтусов, и каждый из них норовит куда-нибудь убежать, кого-нибудь пнуть, чем-нибудь кинуть, что-нибудь прокричать, посидеть в телефоне, похихикать с соседом по парте, то невольно научишься превращаться из кроткого очкарика в громкоголосую Валентину Петровну (имя изменено). Каждый из ребят – личность, хоть и не до конца сформировавшаяся, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому учишься быть и хорошим, и плохим полицейским. То же самое с родителями и классными руководителями – они все разные, и даже одну и ту же информацию им нужно преподносить по-разному.
Учителя, завучи и директор – это твои коллеги, личности уже сформировавшиеся. Но все равно перед тем, как зайти к кому-нибудь из них в кабинет, долго стоишь в коридоре с трясущимися коленками и думаешь, как лучше спросить или сказать. А вдруг подумают, что я дура, а вдруг засмеют. Но у меня, к счастью, такого не было. Коллектив попался просто замечательный.

Ежедневный шквал эмоций.
Дети – это дети. Они бегают, дерутся, кричат, плачут, спят, едят, смеются, поют песни – и все это на уроках. Поэтому за 45 минут твоё настроение может смениться пятнадцать раз. Вот ты злишься на них, отчитываешь, и внезапно, совершенно незаметно для себя, начинаешь смеяться до слёз вместе с ними.
Иногда после уроков я приходила домой и говорила, что всё. Больше никогда не пойду к этим паразитам, я на них обиделась и вообще. А на следующий день приезжала пораньше, чтобы подготовить кабинет к интересной игре.
И я поняла, что дети чувствуют твоё отношение к ним. Они мне прямо так и сказали: мол, мы видели, что вначале вы нас боялись. А под конец года я немного расслабилась, уже начала болтать с ними обо всем на свете, хихикать на переменах, и увидела, что дети стали мне больше доверять. Они уже не шли на принцип “вывести молодую училку”. Они спокойно приходили на уроки, выполняли задания, советовались со мной и советовали мне.

Это интересно!
На каждый урок нужно было что-то придумывать. Что-то новое. Чтоб ребята не тухли над конспектами и таблицами, а занимались чем-то действительно интересным. Иногда у меня получалось, иногда – нет, но это мой первый опыт, и ребята меня понимали.
В процессе разработки уроков мозги нормально так прокачиваются. Тут и творчество, и новые знания, и систематизация уже имеющейся информации. В общем, одна польза)))

Теперь о минусах:

•Первый и самый главный минус – ты устаешь. Нет, ты УСТАЕШЬ.
С утра едешь в школу на 2-3 урока, потом галопом на пары, затем вечером подготовка уроков для деток и выполнение универской работы. Времени оставалось только помыться, поесть и поспать. Это сильно выматывало. Я начала понимать учителей, которые ждут каникул больше, чем дети)))

Школьники.
Да-да, дети цветы жизни и все такое, не бывает плохих детей и все остальное.
А я скажу – бывают. Бывают такие, которых не берет ничто – ни кнут, ни пряник. И все прекрасно об этом знают, но почему-то предпочитают замалчивать.
Шутки про мою попу – самое безобидное. Из примеров: один класс в какой-то из дней совсем ошалел, устроили дикий погром в кабинете, бегали, орали, меня не слышали вообще. Я психанула и сказала, что оценки за год они будут получать с комиссией. Что я услышала в ответ? “Да нам по*уй”. Прямым текстом, в лицо учителю. И я совсем обессилела, ревела потом долго. Спасибо их классному руководителю, поставила их на место.
Таких детей много. Они ни к чему не стремятся, ведут себя, как они думают, по-взрослому: курят, пьют, матерятся, вызывающе одеваются, заводят отношения и так далее. Один мальчик, например, сказал, что ему не нужна география, ведь он хочет стать наркобароном.
Я этим детям не мама, не классный руководитель, не соц.педагог, я даже не постоянный учитель. Я понимаю, что всех не спасти и всем не помочь. Но я честно пыталась рассмотреть в каждом из них человека, РЕБЁНКА. Но не смогла.

Читайте также:
Может ли аванс быть больше зарплаты

Зарплата.
Больная тема всех учителей. За месяц я получала максимум 4 тысячи. Если бы не повышенная стипендия, я бы умерла от голода (шучу, просто сидела бы у мамы на шее).
Оклад учителя в той школе, где я работала, 12 тысяч. Хотя школа одна из лучших в городе. Директор как может выписывает всем премии и стимулирующие, но тем не менее, чтоб получалось хотя бы 30к, нужно везде участвовать, быть классным руководителем, заполнять электронку, организовывать мероприятия и т.д. и т.п.
Это жестко. Иногда были дни, когда у меня стояло 7 уроков. После этого я сидела в столовке, и мне котлета в горло не лезла – настолько я уставала.
Переосмыслила свое поведение в школе, поняла, что где-то косячила.
Поняла, что учителя – святые люди (не все, естественно).

Какой я могу сделать вывод? Мне понравилось. Несмотря на все сложности, я полюбила эту работу и этих деток, привыкла рано вставать и кушать за десятиминутную перемену)))

На последнем уроке я решила, что не буду грузить ребят предметом. Мы просто болтали, играли в крокодила, “я никогда не..” и другие игры, шутили, смеялись, и это было так круто! Они расстроились, когда узнали, что в следующем году у них не я буду преподавать. Сказали, что будут себя хорошо вести и отлично учиться, только чтоб я пришла на практику в эту школу. Уходя, ребята пожелали мне хорошо отдохнуть и прекрасно провести лето. И как только закрылась дверь за последним учеником – я почти расплакалась.

Я поняла, что хочу быть учителем.

Единственное препятствие для молодых педагогов, по моему мнению, это заработная плата. Цены растут, коммуналка растет, а зарплата мизерная.
Поэтому есть вариант, что я предам свою профессию и пойду работать в другое место. Потому что хочется питаться не только макарошками и одеваться не в мешки из-под картошки.

Всем спасибо за внимание!

П.с. Как там говорится: чукча не писатель, первый пост, тапками не кидайтесь, в школе была 3 по русскому (на самом деле 5) и так далее.

П.п.с. Не знаю, какие пруфы приложить, поэтому спрашивайте в комментах)))

Работа воспитателем без педагогического образования

Работа в лагере отдыха для детей без педагогического образования возможна. воспитателем?

Работаю в детском саду помощником воспитателя, имею педагогическое образование. На лето планировала выйти на подработку воспитателем. Но поругалась с заведующей и она ставит воспитателем другого сотрудника, но без ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Подскажите пожалуйста по закону может ли заведующая поставить воспитателем человека без образования на подработку в летний период?

Я работаю в дет. саду без педагогического образования, могут ли меня уволить, если у меня есть высшее образование (не педагогическое), закончены курсы по педагогике, пройдена комиссия на соответствие занимаемой должности, стаж работы воспитателем пять лет. Заранее спасибо.

Работаю воспитателем 24 года без педагогического образования. Имею ли право проходить аттестацию на соответствие должности.

Я работаю воспитателем. У меня среднее специальное образование. Но с 2017 года педагоги без высшего педагогического образования не смогут занимать свои должности. Заведующая уже ознакомила с такими изменениями. Так ли это? Нужно ли мне получать высшее дошкольное образование для того что бы я могла работать воспитателем?

Я работаю воспитателем без педагогического образования, руководство обязало обучаться по специальности (устно, без письменного договора), но т.к. я уже имею средне-специальное образование сессия мне не оплачивается. Возможно ли потребовать оплату сессии если обучаюсь по специальности по которой работаю? Спасибо.

Я имею диплом инженера-биотехнолога. В настоящее время работаю в детском саду воспитателем и прохожу курсы переподготовки. Правда ли, что в 2019 году данные курсы будут не действительны без педагогического образования? Имею ли я право работать воспитателем, пройдя курсы переподготовки, но не имея педагогического образования?

Я работаю воспитателем уже 5 лет, но у меня нет педагогического образования, моя начальница все кричит идти учиться, и ссылается то что выходит закон, где четко прописано, что нельзя будет без педагогического образования работать. Это так?

Может ли сотрудник детского сада по должности заведующий по хоз. части совмещать работу воспитателем но просто с высшем образованием без педагогического образования?

Работаю воспитателем 2 года без высшего педагогического образования, но учусь на третьем курсе пед. института. Могут ли уволить с 1 января 2017 года?

Читайте также:
Самозащита трудовых прав работников: что это

Работаю в пришкольном интернате с сентября 2015 года все было нормально. В феврале с Рано позвонили и сказали что моя профессия не подходит для работы воспитателем при этом ст 338 Министерства Образования и науки РК гласит что воспитателем может работать человек получивший средне специальное профессиональное образование без стажа и категории. И ТД. Урезали сп на 20 тыс. Тенге. Не оповещая ни о чем. У меня образование педагогического колледжа я учитель технологии. На сколько законны действия Рано.

Работаю воспитателем 40 лет. Но у меня нет образования. Говорят, что с 1 января 2020 года все воспитатели без образования педагогического будут уволены по приказу Минобразования. Действительно ли это так и есть ли такой приказ?

Работаю воспитателем в сельской местности. Стимулирующие платят два раза в год. Законно ли это? Рядом, в городе их выплачивают ежемесячно. Как правильно должны выплачивать стимулирующую часть зар. платы? Разве закон не един в области? И может ли заведующей работать человек без высшего педагогического образования? У нашего руководителя среднее (музыкальное) образование.

Есть желание работать воспитателем в детском саду очень люблю детей, бабуля работала директором детского сада, возьмут на работу без высшего педагогического образования, у меня среднее специальное по другой сфере, заранее спасибо.

Работаю в детском саду воспитателем. Уже год как работаю в две смены. Устала. Второй воспитатель в данный момент на самоизоляции, хроник. Воспитатели с других групп отказываются от подработки. Могут ли поставить младшего воспитателя без педагогического образования временно вместо второго воспитателя.

Работаю воспитателем в детском саду без педагогического образования, но учусь на воспитателя в педагогическом колледже, остался ещё один год и получу диплом. Заведующая предложила перевестись работать няней во избежание штрафа и чтобы не нарушать закон. Могу ли я продолжать работать воспитателем, т.к. учусь по этому профилю?

Скажите, пожалуйста, я работаю в школе педагогом – библиотекарем, при этом учусь в 2-х высших учебных заведениях. Педагогического образования я не имею.

Имею ли я право отказаться от работы воспитателем в школьном лагере в летний период. Если написан приказ без моего согласия. На какое положение можно опереться, чем я полу аргументировать свой отказ.

С уважением, Инна.

Я работаю воспитателем в детском саду, сейчас я на больничном. Мне 60 лет. Заведующая намекает мне что надо уходить на пенсию, она хочет поставить на моё место свою знакомую без педагогического образования, которая проходит курсы дистанционно. Имеет ли она право уволить меня без причины, только потому что мне 60 лет. Со своими обязанностями, справляюсь, у меня разновозрастная группа, от 1,6 до 7 лет.

На вашем сайте нашла следующую информацию:

1. Можно ли работать воспитателем в детском саду без педагогического образования?

1.1. Нет, не сможете работать без соответствующего образования воспитателем.

Вам помог ответ?

Действующее в настоящее время российское трудовое законодательство дает четкое представление о процедуре оформления нового сотрудника, указывает особенности для бюджетных учреждений, в том числе и для детского сада. В 2019 году существенных изменений не произошло, правила остались прежними.

Среди основных правил приема:

• лица, принимаемые в детский сад на работу, обязаны иметь педагогическую квалификацию, которая соответствует характеру предполагаемой должности;

• к работе не допускаются лица, которым запрещена трудовая деятельность в сфере педагогики по суду;

• к работе не допускаются лица, не соответствующие должности по медицинским показаниям. Перечень прописан в законе;

• не допускаются лица с непогашенной судимостью по уголовным преступлениям. Перечень состава преступлений указан в законе;

• работник принимается в детский сад по трудовому договору.

На должность воспитателя без педагогического образования не трудоустроят. Только помощником воспитателя или уборщицей, дворником и т.д. Ведь нужно знать методику работы с детьми дошкольного возраста. Методику проведения занятий, игр и т.д.

Понятно все, кроме самого главного – в каком правовом документе сформулированы эти правила?

Педагогу – молодому специалисту выплачивается единовременное пособие в размере шести должностных окладов на хозяйственное обзаведение при трудоустройстве в муниципальную образовательную организацию.

На единовременное пособие районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера не начисляются.-так гласит постановление. А.

1.4. Педагог – молодой специалист – выпускник образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации в возрасте до 35 лет, приступивший в течение года с момента окончания образовательной организации (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода времени по уходу неработающего выпускника образовательной организации (матери, отца) за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву) к работе в муниципальной образовательной организации Печенгского района, осуществляющей образовательную деятельность, в должности педагогического работника. Такой педагог в течение первых трех лет работы с момента трудоустройства считается молодым специалистом. К педагогам – молодым специалистам относятся также педагогические работники муниципальных образовательных организаций

Читайте также:
Можно ли работать официально, если получаешь пенсию по потере кормильца

Печенгского района, осуществляющих образовательную деятельность, получившие педагогическое образование без отрыва от трудовой деятельности впервые.

Но будет ли мне эта выплата, если я работаю с 2011 года воспитателем, а диплом о высшем пед образовании получила в этом году.

Педагогу – молодому специалисту выплачивается единовременное пособие в размере шести должностных окладов на хозяйственное обзаведение при трудоустройстве в муниципальную образовательную организацию.

На единовременное пособие районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера не начисляются.-так гласит постановление. А.

1.4. Педагог – молодой специалист – выпускник образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации в возрасте до 35 лет, приступивший в течение года с момента окончания образовательной организации (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода времени по уходу неработающего выпускника образовательной организации (матери, отца) за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву) к работе в муниципальной образовательной организации Печенгского района, осуществляющей образовательную деятельность, в должности педагогического работника. Такой педагог в течение первых трех лет работы с момента трудоустройства считается молодым специалистом. К педагогам – молодым специалистам относятся также педагогические работники муниципальных образовательных организаций

Печенгского района, осуществляющих образовательную деятельность, получившие педагогическое образование без отрыва от трудовой деятельности впервые.

Но будет ли мне эта выплата в 6 должностных окладов, если я работаю с 2011 года воспитателем, а диплом о высшем пед образовании получила в этом году.

Я воспитатель в детском саду. У нас сокращают рабочее время с 7.00-19.00 до 8.00-17.00, в связи с этим сокращаются ставки воспитателей. Было 4 ставки, а станет 3.Сократят одного воспитателя. У нас работают 1 воспитатель: 27 лет, высшее образование, ребенок 2,7 лет, вышла из декретного в феврале ни разу не была на больничном, уже есть 2-е курсов повышения квалификации, стаж работы в этой организации с 18. 09. 2009 г.;2-ой воспитатель 52 года: без педагогического образования, была переведена лет 13 назад с младшего воспитателя обычным воспитателем, курсов за 5 лет нет, больничных практически тоже нет;3-воспитатель: 55 лет, высшее образование, часто на больничном, за 5 лет курсов повышения квалификации нет, получила высшее образование в 2010 г.; 4 – воспитатель 52 года: среднее – профессиональное образование педагогическое, одни курсы за 5 лет, на пенсии по выслуге, больничные есть. Скажите пожалуйста по закону кого сократят? Т.к. молодой специалист, которой 27 лет, заменяет заведующую, исполняет обязанности временно, отказалась от должности заведующей и хочет остаться на должности воспитателя. Ей говорят что она попадает под сокращение и что заведующей не согласилась и должность воспитателя потеряла, можешь слететь с программы. Девушка переживает, т.к. она стоит еще в программе на приобретение жилья, вот-вот должна получить свидетельство. Дайте пожалуйста ответ.

Пишет Вам воспитатель МК ДОУ «Детский сад № 8 «Берёзка» Гладилова Оля Владимировна. Вынуждена обратиться к вам за разъяснениями по поводу исчисления заработной платы в нашем ДОУ. Я воспитатель детского сада уже 28 лет. В 1986 году закончила 11 педагогический класс. Сейчас работаю воспитателем. Прошла аттестацию уже четыре раза на первую категорию. Являюсь студентом второго курса педагогического колледжа. До пенсии осталось 8 лет, но пришлось идти учиться, так как педагогический класс не считается образованием. Заработную плату получала без образования 21 873 рубля, теряла 1500 рублей. Наш детский сад находится в сельской местности. 28 сентября получила уведомления о том, что в соответствии с тем, что с 1 декабря 2014 года вступает в силу новое положение об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, согласовано Решения Думы Талицкого городского округа от 24.07.2014 г № 57 по причинам связанным с изменением условий оплаты труда, будут изменены условия выплаты мне заработной платы. Когда увидела свою заработную плату пришла в ужас: 14413 рублей, а 16 575 рублей это с уральским коэффициентом. Оказалось, что так как нет образования с меня сняли сельские 25%. Но должность моя не изменилась и аттестация действует ещё до 2017 года. Прошу вас дать мне разъяснение о законности этого решения. Я в нашем детском саду не одна. Да и в других сельских садах нашего района те же изменения не в лучшую, а в худшую сторону. Заранее благодарю Вас!

Назначение льготной учительской пенсии по выслуге лет.

Керченский Пенсионный фонд отказал мне в назначении льготной учительской пенсии по выслуге лет.

В трудовой книжке мой учительский стаж четко обозначен с августа 1992 года и по сегодняшний день – август 2020, мой трудовой стаж 28 лет, без декрета 25 лет. (декрет 2010-13 г.)

Читайте также:
Сколько зарабатывают киберспортсмены

Окончив Керченскую школу в 1987 году, поступила в Орловский государственный Ордена “Знак почета” педагогический институт, окончила в июле 1992.

По распределению после окончания Орловского педагогического института с августа 1992 по 1993 отработала в Мценском детском школьном доме №4, воспитателем. Переводом в 1993 году была назначена учителем ИЗО в Мценскую гимназию, где проработала до августа 2006 года.

Вернувшись домой в Крым с сентября 2006 по 2017 работала в Керченской школе № 26-учителем, сейчас работаю в Керченской специальной школе-интернате учителем. Справки уточняющие из 26 школы и спецшколы есть.

Я не смогла предоставить в ПФ справку, уточняющую льготный стаж работы за 1992-2006 год по профессии учитель по причине того, что Мценский школьный детский дом и Мценская гимназия, в которых я работала были ликвидированы, есть письмо Управления образования Администрации г. Мценска. Эти справки выдает и подписывает директор учреждения и главный бухгалтер, но так как их уже не существует, естественно я не могу их получить.

Я обращалась в АРХИВ г. Мценска. Архив льготных справок не выдаёт, о чем он уведомил меня в письменной форме дважды и эту справку я предоставила в ПФ.

Я честно и добросовестно работала на ставку и более, что могут подтвердить люди, которые и поныне живут и работают в городе Мценске Орловской области РФ. Свой СНИЛС получила еще в 1997 году России. Отчисления в пенсионный фонд учреждениями производились.

Подскажите пожалуйста, как я могу доказать своё право на назначение льготной пенсии за выслугу лет?

Учитель без диплома педагога не учитель?

Можно ли без педагогического образования работать в школе и учреждениях дополнительного образования?

С 2010 года из школ начались массовые увольнения педагогов без педагогического образования. И не только из школ. Из домов и дворцов детского юношеского творчества, из центров детского краеведения и туризма увольняли педагогов без соответствующего диплома.

Чтобы понять, как сложно специалисту без педагогического образования быть допущенным к работе с детьми, достаточно узнать обстановку в учреждениях дополнительного образования для школьников. Если даже там не берут на работу и давно выгнали прежних педагогов без диплома, что же говорить о школьных «физруках» подобных учителю из известного телесериала… В реальности, если бы персонаж Нагиева не смог предъявить настоящего диплома педвуза, повода для съемок новых сезонов «Физрука» уже давно не было бы.
Как обстоят дела в Республиканском детско-юношеском центре туризма и краеведения, рассказал директор РЦДЮТиК Даши Кырмыгенов. За время его руководства – а он в должности директора работает уже больше года, — в Центре краеведения на должности педагога-организатора работала одна девушка. Но ее пришлось уволить, так как по образованию она выпускница ВСГТУ, а второе образование — «Муниципальное управление».
Раньше в Центре была должность тренер-педагог, — рассказал далее директор Кырмыгенов. — А сейчас, если педагог, то он работает в Центре краеведения. Если же тренер, то имеет право идти на работу лишь в учреждение Минспорта. В БГУ получают, допустим, специальность по борьбе. Но выпускники должны получить и вторую – бакалавра по педагогике. Как подчеркнул Кырмыгенов, в Центр приходят специалисты туризму, но их они уже не имеют права брать, хотя знают они больше, чем обычный педагог по туризму.
Заместитель директора этого же Центра А. Е. Кузнецов, рассказал, что раньше у них работало много методистов со степенями – кандидаты наук. Их специально принимали, чтобы увеличить значимость учреждения. Но с 2010 года действительно пришлось увольнять всех этих профессоров, если они были без педобразования.

ЧТО ГОВОРЯТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Известно, что на работу педагогом могут принять, если человек уже устроился на учебу на заочное отделение педагогического вуза или педучилища. Однако не у всех есть такая возможность, ведь в наше время второе высшее образование предоставляется только на коммерческой основе.
Общее правило, что школьным учителем берут только при наличии диплома педвуза, известно давно. Но ранее было много исключений. С 2010 года эти правила ужесточились. Идет ли речь о полном запрете?
Как ни странно, согласно приказам РФ, учитель с образованием по другой специальности может работать в школе и проходить аттестацию. Но есть важные «но».
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н. был утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены требования к учителю: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в вышеупомянутом приказе есть раздел “Общие положения”. В пункте 9 написано, что лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности.
Понятно, что одного решения директора учреждения теперь недостаточно. Для приема сотрудника без образования учителя нужна аттестационная комиссия. Ее созывают в том же учреждении, что принимает сотрудника на работу. Комиссия оценивает квалификацию соискателя и опыт его работы.

Читайте также:
Самые высокие зарплаты в России

«ФИЗРУКАМ» В УТЕШЕНИЕ
Уроки вести непросто, нужно владеть методикой преподавания, и вообще работать в школе трудно и малооплачиваемо. Начинающий учитель сталкивается с двумя мало совместимыми условиями: при небольшой ставке — меньше 10 тысяч рублей в месяц, нагрузка предельная — каждый день по нескольку уроков, плюс проверка тетрадей и контрольных работ и написание отчетов.
Желающие работать учителем считают, что знаний у них достаточно. Спору нет, специалист может быть высококлассный. Тот же геолог знает географию не хуже школьной «географички». Тем более он практик. Но нужно донести эти знания до детей. Тут и пригодится профессиональная педагогика, методики обучения детей.
К тому же сегодня система образования ориентирована не на качество, а на скорость образования. Так что даже квалифицированным педагогам трудно донести свои знания.
Проверить способности будущего учителя и предназначена аттестационная комиссия, как прописано в приказе 2010 года. Итак, директор школы теперь не всевластен в судьбе бывшего геолога или химика – нужна рекомендация комиссии.

Можно ли работать инвалиду с инвалидностью 1 группы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник организации получил I группу инвалидности с 3 степенью ограничения по ИПРА. У работодателя имеется справка об установлении работнику инвалидности, однако ИПРА работник не представил. Он написал отказ от установления индивидуального графика работы с частичным выполнением работы на дому.
Может ли работник, которому установлена I группа инвалидности, продолжить работу при условии сокращения его рабочего времени до 35 часов в неделю? Не будет ли нести работодатель ответственности за допуск к работе данного работника на условиях 35-часовой рабочей недели?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если работник не представляет работодателю ИПРА (отказывается от соблюдения ее рекомендаций), он, по нашему мнению, может продолжать работу по указанной должности на тех условиях, которые оговорены в трудовом договоре. Однако работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов 1 группы, в частности, ему необходимо установить продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон N 181-ФЗ), ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (далее – ИПРА). ИПРА представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть первая ст. 11 Закона N 181-ФЗ). В ИПРА, в частности, приводятся рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности. Данные рекомендации обязательны для работодателя (часть вторая ст. 11 Закона N 181-ФЗ).
В то же время в силу части первой ст. 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации имеет для самого инвалида рекомендательный характер и последний вправе отказаться от реализации ИПРА как в части, так и в целом. В этом случае согласно части седьмой ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу N 33-1041/2015, определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734, решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 06.02.2020 по делу N 12-57/2020).
Отметим, что законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида представления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном представлении и сроках представления ИПРА самим работником-инвалидом. Следовательно, и ответственность за отсутствие у работодателя ИПРА в ситуации, когда указанную программу не представил сам работник-инвалид, либо за непредставление ИПРА работником работодатель нести не должен. Полагаем, было бы целесообразно в указанной ситуации письменно запросить у работника, являющегося инвалидом I группы, ИПРА, и в случае отказа работника от представления ИПРА данный отказ зафиксировать. Это помогло бы работодателю в случае возникновения спора с работником-инвалидом относительно непредставления ему соответствующих ИПРА условий труда (либо аналогичных претензий со стороны трудовой инспекции) подтвердить тот факт, что он не был ознакомлен с указанным документом или хотя бы предпринял меры для ознакомления с ним.
Таким образом, создать необходимые условия труда для работника-инвалида работодатель может только при наличии рекомендаций, содержащихся в ИПРА инвалида, при этом ИПРА представляется инвалидом самостоятельно работодателю в случае волеизъявления инвалида на реализацию ИПРА (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 N 33-636/15, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 21.02.2012 по делу N 33-4537/2012). Поэтому если работник не представляет работодателю ИПРА (отказывается от соблюдения ее рекомендаций), он, по нашему мнению, может продолжать работу по указанной должности на тех условиях, которые оговорены в трудовом договоре*(1).
Работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов 1 группы:
– установить продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю;
– предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона N 181-ФЗ);
– предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);
– привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (часть первая ст. 76 ТК РФ) (смотрите определении Волгоградского областного суда от 23.10.2015 N 33-12126/2015).
Одним из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, является признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ). Кроме того, трудовое законодательство допускает также увольнение работника по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, но такая работа отсутствует у работодателя, или он отказался от предложенной работодателем другой работы (часть третья ст. 73 ТК РФ).
Из указанных норм следует, что работодатель обязан отстранить, перевести или уволить работника только при наличии медицинских противопоказаний и в соответствии с медицинским заключением. Сам по себе факт присвоения гражданину 1 группы инвалидности с установлением 3 степени ограничения к трудовой деятельности не свидетельствует о том, что данное лицо является полностью нетрудоспособным. Как следует из пп. “ж” п. 7 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 N 585н, 3 степень способности к трудовой деятельности может означать как способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, так и невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма. Таким образом, прекращение трудового договора по п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ с работником, которому установлена I группа инвалидности и 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, без подтверждения факта полной нетрудоспособности недопустимо (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).

Читайте также:
Можно ли отказаться от командировки – ТК РФ

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также ответ Роструда на вопрос 5, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Инвалиды на рабочем месте с вредными условиями труда

Ответ:
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям труда инвалидов. Санитарные правила. СП 2.2.9.2510-09 противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни.
Условия труда на рабочем месте, на котором занят инвалид, также должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации.
Следовательно, работа с вредными условиями труда противопоказана инвалидам по состоянию здоровья даже при их согласии на такую работу.
В случае если условия труда на рабочем месте, на котором занят инвалид, будут признаны вредными, работодатель должен предложить инвалиду работу, подходящую ему по состоянию здоровья, а в случае его отказа или в случае отсутствия указанной работы – расторгнуть трудовой договор на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Читайте также:
Система управления охраной труда в организации – что такое СУОТ на предприятии

Правовое обоснование:
Согласно п. 4.2 «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005, вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.
Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
Согласно п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30, противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:
– физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
– химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
– биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
– физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
– нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
В соответствии с п. 4.3 СП 2.2.9.2510-09 условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Статья 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается в постоянном переводе, при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: