Можно ли работать врачом без ординатуры или учась в ней

Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы

Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.

Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?

Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.

Чем отличается аспирантура от соискательства?

Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.

Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?

Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.

Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?

Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.

Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?

Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.

Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.

Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?

Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины

Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?

Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.

Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?

Читайте также:
Можно ли работать с 14 лет — официантом, грузчиком, няней, промоутером

Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).

Что такое электронная информационно-образовательная среда?

Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.

Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?

Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.

Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?

Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.

Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?

На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.

Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.

Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?

Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.

Подготовлено по материалам интернет-трансляции.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ

База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.

Читайте также:
С какого возраста наступает материальная ответственность

Обучение осуществляется по следующим направлениям

31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)

32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)

Медицинский кризис: ординатура недоступна, интернатура отменена

Чемпионат мира по футболу и подготовка к нему, похоже, стали прекрасной ширмой для непопулярных законодательных инициатив. За несколько дней, прошедших с момента начала соревнований, Правительство РФ успело увеличить налоги, повысить пенсионный возраст и вступить в «торговую войну» с США. Кроме того, недавно стали известны новые цены на обучение на платных отделениях в ординатуре медицинских вузов — именно после нее терапевты и педиатры становятся хирургами, окулистами, кардиологами. В новой реальности врачебного образования узкая специальность оказалась практически недоступна.

В мае учащиеся узнали, что стоимость ординатуры выросла более чем вдвое. Количество бюджетных мест при этом сократилось. Новые цифры кажутся заоблачными: например, подготовка по программе «Акушерство и гинекология» в Первом МГМУ им. Сеченова на данный момент стоит 748 тыс. рублей за два года, по программе «Стоматология общей практики» — 788 тыс. рублей. При этом для желающих получить профессию акушера предусмотрено всего 15 бюджетных мест, 10 из которых — целевые, то есть предполагают обязательную отработку в компании, оплачивающей учебу. На практике это означает, что «целевик» попадает в своего рода кабалу, когда работодатель в течение оговоренного срока распоряжается им как хочет, в том числе в вопросах, связанных с местом жительства и жильем. И если условия не устраивают молодого специалиста (например, семье с двумя детьми компания выделяет однокомнатную квартиру в ненадлежащем состоянии), жаловаться, как правило, некуда.

Если на бюджет поступить невозможно, а на платное отделение нет денег, это означает одно: приходится выбирать между работой терапевта или медсестры и уходом из медицины. Многие студенты копили на ординатуру в течение всех шести лет обучения по программе подготовки врача-специалиста, но сейчас, за месяц до выпуска, выяснили, что этих средств ни на что не хватит. При этом новые цифры попали в открытый доступ лишь в конце мая — именно тогда было согласовано количество платных мест в учебных заведениях, подведомственных Минздраву. В некоторых вузах ребята обо всем узнавали сами, объявлений со стороны руководства не было: студенты просто следили за обновлениями таблиц с цифрами на сайтах и в профессиональных сообществах в соцсетях.

Ситуация, сложившаяся в высшей медицинской школе, осложняется еще и тем, что в прошлом году в России была отменена интернатура — последипломная практика, которую молодые врачи в течение года проходили в клиниках и больницах. Теперь выпускники сдают трехэтапный экзамен, который позволяет получить аккредитацию врача. Она служит и разрешением на работу, и допуском к ординатуре: экзамены для поступления сюда также упразднены. В результате те, кто не может учиться на платном и не хочет работать медсестрой (медбратом), со студенческой скамьи попадают в первичное звено поликлинической помощи. Студентов это пугает: страшно выходить в поликлинику без практики — как минимум, из-за ведения многочисленной документации.

Впрочем, по словам учащихся, никакого распределения на работу после выпуска сейчас не предусмотрено, хотя некоторые поликлиники оказывают поддержку молодым специалистам, и наблюдается рост зарплат в целом. Молодые врачи предоставлены сами себе, и по сути система толкает их к тому, чтобы не получать узкую специальность. Многие остаются работать на должностях среднего медперсонала или бросают профессию. Выпускники с дипломом врача часто уходят в торговлю: устраиваются медицинскими представителями в фармкомпании и фирмы по продаже медоборудования. Есть и те, кто все начинает заново — например, в туризме или в области производства косметики.

В целом образование в сфере медицины, похоже, превращается в более масштабный аналог двухступенчатой системы «бакалавриат — магистратура», — вот только вторая становится все более дорогой и труднодоступной. В Минздраве говорят, что цель всех этих изменений — внедрить в России европейскую систему непрерывного медицинского образования. Однако на деле отечественная система пока выглядит совершенно иначе.

Для сравнения в Германии врачи тоже учатся шесть лет. В первые два года они осваивают общие предметы, проходят практику как медсестры, медбраться и сиделки, а также сдают первые госэкзамены. Те, кто справился с испытаниями, попадают на 3-й курс, чтобы в течение трех лет изучать базовые направления медицины; теория в рамках программы перемешана с практикой. Здесь можно самому выбирать курсы по любой понравившейся специальности.

На 6-м курсе учащиеся только практикуются: проходят стажировку по терапии (internal medicine), затем — по общей хирургии, в оставшееся время — по выбранной специальности. За этим следует второй госэкзамен, который позволяет получить допуск ко врачебной практике, впрочем, пока не самостоятельной. Выпускники становятся «врачами-ассистентами», то есть не являются специалистами и не могут работать без куратора. Они поступают в резидентуру (аналог российской ординатуры), где в среднем учатся пять лет, приобретая и отрабатывая определенные практические навыки. Только после этого медику присваивается статус врача‑специалиста.

Читайте также:
Сколько зарабатывает машинист поезда, помощник машиниста в России

Эксперты говорят, что из-за высокой продолжительности учебы немецкая медицина испытывает кадровый голод, и пока этот вопрос решается за счет иностранных кадров. В России проблемы с количеством специалистов тоже налицо: не так давно фонд независимого мониторинга «Здоровье» Общероссийского народного фронта (ОНФ) выяснил, что в 2017 году общий дефицит врачей в государственных и муниципальных медицинских организациях России составил 21,2%. Сильнее всего недостаток кадров ощущался именно в медицинских учреждениях первого звена: здесь обнаружилось 24,8% незакрытых вакансий участковых терапевтов, то есть четверть мест оставались пустыми. Очевидно, Минздрав нашел способ решить этот вопрос — за счет принудительного ограничения числа медиков, получающих узкую специальность. Вот только как подобная инициатива скажется на здоровье людей, живущих в стране?

«Пару месяцев назад я планировала поступать в ординатуру, поскольку у меня были накопления на один год обучения. Я хотела стать неонатологом — работать с новорожденными. Но теперь я в раздумьях: очень сложно достать такие деньги. Обучение по моей программе на платном отделении в 2016 году стоило порядка 80 тыс. рублей, в 2017 — около 96 тыс. рублей. Теперь же это 440 тыс. рублей за два года, то есть по 220 тыс. за год. При этом, если цены вырастут и в следующем году, будет переиндексация стоимости второго года, и он станет еще дороже. В 2018 это коснулось людей, обучающихся на втором году ординатуры и поступавших на условиях прошлого года.

Для подавляющего большинства моих однокурсников эти суммы если не неподъемные, то значительные. Плюс, совмещать работу с ординатурой сложнее, чем с учебой в вузе. Возраст — свой собственный и возраст родителей — тоже волнует. Кроме того, мы учимся шесть лет, и у людей, поступивших не в 18 лет, а в 20 или в 21 год, зачастую уже есть свои семьи. Им справиться еще сложнее.

На бюджетное отделение мало кто надеется: там крайне мало, а то и вовсе нет мест. Из моих знакомых попытаться планируют краснодипломник и двое участников студенческих научных обществ, но даже они ни в чем не уверены. В ординатуру в принципе пойдут, помимо них, еще три-четыре человека. Остальные до сих пор в раздумьях.

Если я не стану поступать в этом году или не пройду, то, скорее всего, буду искать работу в поликлинике или средним медперсоналом, или вне медицины. В ординатуру я смогу поступить и позже, не обязательно идти в этом году. Если бы сейчас у меня была работа, я бы просто продолжала попытки. Брала бы больше смен или нашла бы более оплачиваемую должность, чтобы иметь возможность что-то скопить. Но так сложилось, что в мае я работу потеряла. Не знаю, что теперь будет.

Я почти два года работала детской медсестрой в роддоме, пару месяцев ходила на дежурства в реанимацию, где были новорожденные. Сначала не видела себя в этой специальности, а потом загорелась. Мне интересна работа с детьми и с мамами, хотя пугает реанимационная составляющая и ведение в интенсивной терапии тяжелых детей. Мне очень нравится педиатрия: дети, профилактическая работа, процессы роста и развития, генетика».

Почему учиться в медицинском вузе сложно

Почему врачи так долго учатся, в каких медицинских вузах Москвы преподаватели строже и как школьникам подготовиться к студенческой жизни.

Где учиться, чтобы работать врачом

Если вы хотите работать клиническим врачом, который имеет право обследовать пациентов, ставить диагнозы, назначать и проводить лечение, для начала нужно поступить на лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза. Программы этих факультетов во многом похожи — студенты лечебного факультета изучают теорию применительно ко взрослым пациентам, студенты педиатрического — и к детям, и ко взрослым.

Через шесть лет обучения они сдают выпускные экзамены и получают диплом. Дальше — ещё три экзамена по аккредитации и получение сертификата. За каждый из экзаменов по аккредитации вы получаете определенное количество баллов, с которыми можете поступить в ординатуру. Но при наличии диплома и сертификата можно сразу пойти работать в поликлинику участковым терапевтом или педиатром.

Раньше перед ординатурой был еще год интернатуры, но её сейчас отменили. Многие преподаватели и студенты не одобряют эти изменения и жалеют, что нет дополнительного обучения.

Мой личный рейтинг медицинских вузов в Москве выглядит так:

  1. «Второй мед» — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  2. «Первый мед» — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
  3. Медицинский институт РУДН — Российский университет дружбы народов;
  4. «Третий мед» — Московский медико-стоматологический университет.

Сейчас я смотрю на ординаторов, с которыми работаю, и вижу, что более опытные специалисты окончили первый и второй мед. Я училась во втором — этот университет дает качественное образование, у него сильный преподавательский состав и внушительная научная база. Но в нём очень строгое отношение к студентам. Лично я испытывала большой стресс от многочисленных дисциплинарных требований. Для сравнения: в первом медвузе студенты сдавали один выпускной экзамен, а мы — три. Если бы я поступала сейчас, выбрала бы первый медвуз — образование там дают хорошее, но учиться было бы комфортнее.

Читайте также:
Штатное расписание ООО: образец

Зачем поступать в ординатуру и как это лучше сделать

После шести лет в медицинском вузе вы можете работать только участковым врачом. В крупных московских поликлиниках у таких специалистов хорошие зарплаты — около 100 тысяч рублей на полной ставке, но без окончания ординатуры их карьерные возможности будут ограничены.

Если вы хотите работать более узким специалистом (неврологом, кардиологом, хирургом, УЗИ-диагностом и т.д.), нужно отучиться ещё два года в ординатуре.

Для поступления в ординатуру нужны высокие баллы за экзамены, которые вы сдаете во время аккредитации. Документы можно подавать только в три ординатуры, не больше. В каждой из них можно выбрать только две специальности.

Предположим, после вуза вы хотите стать кардиологом или неврологом и пока не определились, кем именно. Можно подать документы в три разных вуза, в каждом из них выбрать специальность «кардиолог» и «невролог». Дальше вы можете выбрать форму обучения — платную или бесплатную. Если в результате на кардиологию вы поступаете бесплатно, а на неврологию платно, то вам нужно будет решить, что вам интереснее и готовы ли вы оплачивать обучение.

Если вы совсем не определились с направлением, советую поступить в ординатуру на специальность «терапия». Там дают хорошие базовые знания. После этого факультета можно работать терапевтом и в больнице, и в поликлинике. Вы не будете ограничены как участковый терапевт, сможете расти. После такой ординатуры можно получить вторичную специализацию по любой профессии за полгода. Но если вы отучились в ординатуре на кардиолога, но решили стать неврологом, придется учиться заново — два года.

Что делают в ординатуре

В ординатуре так же, как и в первые шесть лет в университете, проходят лекции, конференции, клинические разборы и их посещение обязательно, но таких занятий существенно меньше. Самая главная часть здесь — практика, её очень много.

У каждого университета есть свои базы для ординатуры в разных больницах. Я учусь в ординатуре первый год — прихожу в клиническое отделение больницы как на работу и веду приём пациентов, но под присмотром своего куратора. Ответственность несёт именно он — либо смотрит пациента вместе со мной, либо перепроверяет после . Сложных пациентов, с которыми нужно принимать срочное решение, ведёт сам. Я осматриваю, назначаю лечение, веду всю документацию по этому пациенту. На бейджике у меня написано «врач-ординатор», но пациенты воспринимают меня как обычного врача.

Где может работать студент медицинского вуза

После третьего курса можно сдать экзамен на сестринское дело и получить соответствующий сертификат. Экзамен непростой, но после него на последних курсах можно работать медсестрой — так вы накопите стаж и получите дополнительные баллы, которые будут учитываться при поступлении в ординатуру. Совмещать такую работу с учебой физически очень сложно.

Как решить – поступать в медицинский вуз или нет

Уделите больше внимания биологии и химии, оцените, насколько вам эти предметы интересны, сможете ли вы по ним сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены. Расскажите школьным учителям по этим предметам, что хотите поступать в медицинский вуз и вам нужна помощь. Запишитесь на курсы, чтобы эффективнее готовиться к экзаменам.

Также очень советую прийти на Пироговскую научную медицинскую конференцию, которая проходит каждый год. Она ориентирована на студентов медицинских вузов, но в качестве слушателя может участвовать любой желающий. На этом мероприятии есть возможность пообщаться со студентами разных медвузов, профессорами, врачами, послушать блестящие доклады и понять, насколько вам близка эта сфера.

Мне кажется, еще один хороший способ проверить себя — устроиться работать в больницу санитаром. Там вы сможете оценить, готовы ли вы к работе с людьми, бессонным ночам.

Учёба в медицинском вузе — это очень сложно, и не каждый с ней справится. Важно быть готовым к серьёзным физическим и умственным нагрузкам, заручиться поддержкой семьи, знать, что во время обучения кто-то из близких сможет обеспечивать вас финансово. Но если вы решитесь на это и дойдёте до конца, то получите невероятную профессию, в которой можно расти и развиваться всю жизнь. Вам в ней никогда уже не будет скучно.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Могу ли я работать врачом-педиатром в стационаре без ординатуры?

Могу ли я работать врачом-педиатром в стационаре без ординатуры?

Ответы на вопрос:

Анна, согласно приказа Минздрава №212. поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру.

Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

Читайте также:
Сколько можно заработать в Яндекс.Такси

Похожие вопросы

Есть основной трудовой договор на 5 лет с центральной районной больницей, должность-врач педиатр. Может ли главный врач расторгнуть его в одностороннем порядке? И отправить работу по совместительству в дневной стационар, против воли врача педиатра? Обосновываю это производственной необходимостью.

Пожалуйста может ли врач педиатр имеющий сертификат врача педиатра занимать должность заместителя главного врача по лечебной работе центральной городской больницы?

Имеет ли право главный врач внести изменения в трудовой договор, при которых участковый врач-педиатр обязан брать ночные дежурства в стационаре, отработав свою дневную смену, без согласия врача?

Дает ли отстрочку от армии прохождение второй по счету ординатуры? Ситуация такая – После окончания медицинского института я поступил в ординатуру по общей хирургии, она является пост дипломным образованием и дает отсрочку. Сейчас для дальнейшего обучения я поступаю ординатуру по сердечно-сосудистой хирургии. Даст ли обучение в этой ординатуре отсрочку от армии? Ещё важно то что по закону нельзя поступить в ординатуру по сердечно-сосудистой хирургии, без прохождения ординатуры по общей хирургии. А соответственно послевузовскую специальность сердечно-сосудистого хирурга я получу только после прохождения двух ординатур.

Врач-педиатр занимала две должности: врач-педиатр участковый основная и врач-педиатр по совместительству. Уходит в отпуск по беременности и родам. В учреждение возвращается молодой специалист, окончивший ВУЗ по направлению. Как оформить прием на работу на должность врача-педиатра которая занята по совместительству? Спасибо.

Ситуация такова: я студент последнего курса медицинского института. Для получения специализации необходимо пройти ординатуру (последипломное образование).

а для получения бесплатной ординатуры необходимо предоставить в департамент здравоохранения гарантийное письмо от больницы, где я буду работать после ординатуры.

Вот образец гарантийного письма:

Администрация лечебного учреждения (название учреждения) просит подготовить врача Ф.И.О. в городской ординатуре по (название специальности) и гарантирует трудоустройство по этой специальности в нашем лечебной учреждении после обучения в ординатуре.

Участкового врача терапевта Тульской Врачебной амбулатории по приказу главного врача ГБУ РС (Я) «Усть-Алданская ЦРБ» направляют один раз в неделю по производственной необходимости провести прием больных в Сатинской Участковой больнице. (близлежащий уч.асток).

Врач отказывается мотивируя тем, что фельдшер и уч. медсестра на больничном. Фельдшер близлежащего Фельдшерско-акушерского пункта тоже на больничном. Из-за этого врач Тульской ВА одна обслуживает наслег.

Участковый врач-терапевт и уч.астковый врач педиатр Сатинской ОБ на больничном. Терапевт после операции по онкозаболеванию, а педиатр по кардиологии. Оба пенсионеры. Фельдшера у них нет, вакансия. В стационаре в данное время у них находится 10 больных, в том числе тяжелобольные.

Терапевт Тульской ВА отказывается работать в стационаре Сатинской ОБ.

Заведующий терапевтическим отделением ЦРБ согласна принять больных в стационар. Но если стационар не будет работать в уч.астковой больнице то их работа приостанавливается и работники остаются без работы. Отчетность приостанавливается т.к реестр (отчетность) должен предоставить только врач и в реестре должна быть его фамилия. Поэтому их отправляем краткосрочный отпуск с сохранением 75% среднемесячной зарплаты. Правомерно ли это?

Имеет право отказывать в таком случ. Ае врач Тумулськой ВА.

Нужна помощь! Мой брат вызвал врача на дом, так как был кашель, ей жаловался на него. В добавок была температура высокая. Врач выписал только парацетамол и аспирин, никаких антибиотиков не выписал-врач был из неотложки, т.к. был праздничный день. На следующий день у него оказалась кровь в моче, он снова вызвал врача, но приехала другая и сразу же отправила в стационар при чем срочно. Признали пневмонию. Врачи в стационаре сказали, что запустил тот врач который выписал аспирин, что надо было сразу его в стационар. Сейчас брату плохо, у него черная моча и все органы увеличены. Хочу подать в суд на первого врача, что для этого надо сделать, куда обратиться. Чтобы ее лишили работы и получили материальный ущерб за такую халатность.

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

Читайте также:
Система управления кайдзен

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

. Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.
Читайте также:
Сколько зарабатывают официанты в России и других странах мира

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Читайте также:
Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством и иной оплачиваемой деятельностью

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Можно ли работать во время отпуска

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Является ли самостоятельный выход из ежегодного отпуска на работу нарушением трудовой дисциплины (оперирующий врач-хирург)? Сотрудник, периодически находясь в ежегодном отпуске, выходит на работу, документы на отзыв из отпуска не оформляет? Может ли руководитель привлечь к дисциплинарному взысканию данного работника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник не имеет права исполнять трудовые обязанности, находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске, поэтому выход работника на работу во время отпуска противоречит требованиям законодательства и является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Обоснование вывода:
Обеспечение права каждого работника на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 ТК РФ). Отпуск является одним из видов времени отдыха, то есть временем, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ, абзац шестой ст. 107 ТК РФ). Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника (часть вторая ст. 123 ТК РФ).
В свою очередь, под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (часть первая ст. 192 ТК РФ). В п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 разъяснено, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, как то: нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.
Из норм трудового законодательства следует, что ни работодатель, ни работник не могут самовольно устанавливать продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Поэтому работник не вправе самостоятельно прервать свой ежегодный оплачиваемый отпуск и без согласования с работодателем выйти на работу. При необходимости досрочного выхода из отпуска работнику следует согласовать свои действия с работодателем. Смотрите в этой связи решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 24.01.2013 по делу N 2-124-2013, решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 04.10.2012 по делу N 2-5231-12). Также и специалисты Роструда полагают, что, находясь в отпуске, работник не имеет право работать и, соответственно, исполнять трудовые обязанности (смотрите ответ специалистов Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”).
На этом основании мы полагаем, что самовольный выход работника из отпуска без согласования с работодателем является нарушением трудовой дисциплины и может служить основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Кроме того, на наш взгляд, работодатель вправе на этом основании не допустить работника к работе.
Выбор конкретного вида дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя (определение Московского городского суда от 30.07.2013 N 11-22449/13, определение Иркутского областного суда от 19.06.2013 N 33-4903/13, определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 N 33-13153). Если в ходе судебного спора будет установлено, что работодатель применил к работнику конкретный вид дисциплинарного взыскания без учета тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности будет полностью отменен судом даже при наличии оснований для применения к работнику менее строгого вида взыскания (п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Не исключено, что суд при рассмотрении конкретного индивидуального трудового спора может счесть примененную к работнику меру ответственности (в т.ч. выговор) чрезмерной и не отвечающей тяжести нарушения.

Читайте также:
Самозащита трудовых прав работников: что это

К сведению:
Если работник, несмотря на отпуск, продолжает являться на работу после наступления даты начала отпуска, указанной в графике и приказе, работодатель, по нашему мнению, не должен учитывать и оплачивать это время как рабочее, поскольку работнику не давалось никаких распоряжений о выполнении в это время трудовых обязанностей (ст. 91 ТК РФ); в период отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (ст.ст. 106, 107 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

13 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Если сотрудник вышел на работу во время своего отпуска

Апелляционное определение № 33-6874/2022 от 18.03.2020

Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 18.03.2022 г. № 33-6874/2022 разъяснил, как быть в ситуации, когда работник самовольно явился на работу во время отпуска.

О ежегодном отпуске

Оплачиваемый отпуск работникам предоставляют ежегодно. При этом речь идет не о календарном, а о рабочем годе. Это 12 месяцев со дня поступления человека на работу.

Чтобы отправить работника в отпуск, бухгалтеру нужно:

составить график отпусков на следующий календарный год (ст. 123 ТК РФ);

ознакомить работников под подпись с графиком отпусков (ч. 2 ст. 22 ТК РФ);

известить работника под подпись о начале отпуска не позднее чем за две недели до его начала (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);

издать приказ о предоставлении отпуска работнику в период, установленный графиком отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ).

Как рассчитать отпускные

Работнику, который уходит в отпуск, фирма выплачивает отпускные. Сумму отпускных определяют исходя из среднего дневного заработка сотрудника.

Деньги выдают не позднее чем за три дня до начала отпуска. При исчислении трехдневного срока для выплаты отпускных учитываются в том числе и нерабочие дни. А если дата выплаты отпускных выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то выплатить отпускные суммы нужно накануне этого дня.

Читайте также:
Сколько можно заработать в Яндекс.Еда

Общий порядок расчета среднего заработка при оплате отпуска установлен в статье 139 Трудового кодекса. А особенности расчета среднего заработка утвердило Правительство РФ своим постановлением от 24.12.2007 г. № 922.

Средний дневной заработок

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяют за последние 12 календарных месяцев. Делают это, разделив начисленную за этот период зарплату на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). При расчете учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые на фирме.

Итак, чтобы рассчитать средний дневной заработок, необходимо определить:

сумму выплат, которую получил работник в расчетном периоде.

Работник ООО «Пегас» Петров уходит в отпуск с 4 июня 2022 года на 28 календарных дней.

Ежемесячный оклад Петрова – 15 000 руб. Этот оклад за весь период работы Петрова оставался неизменным, никаких других выплат сотрудник не получал.

Расчетный период для оплаты отпуска – 12 месяцев. В него входят:

Средний дневной заработок будет равен:

(15 000 руб. × 12 мес.) : 12 мес. : 29,3 календ. дн. = 511,95 руб.

511,95 руб. × 28 дн. = 14 334,60 руб.

Досрочный выход (отзыв) из отпуска

Рассмотрим такое понятие как отзыв из отпуска.

Отзыв из отпуска – это досрочное возвращение сотрудника на работу в связи с производственной необходимостью. Правда, для этого администрация должна получить согласие самого отпускника (ст. 125 ТК РФ).

Но о том, как его зафиксировать, в законодательстве ничего не сказано. Поэтому отзываемый может расписаться непосредственно в приказе об отзыве либо написать заявление о том, что он не возражает против своего выхода на работу. Если работник не пожелает прервать отдых, такие действия рассматривать как прогул нельзя, поэтому и наказывать его не за что (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров»).

Чтобы избежать дополнительных согласований и волокиты, лучше сразу при заключении трудового договора заранее оговорить в нем возможность отзыва из отпуска.

Начиная с 1-го дня досрочного выхода сотрудника на работу, ему начисляют зарплату в обычном порядке. И делают перерасчет ранее выплаченной суммы отпускных. Для этого средний дневной заработок умножают не на 28 календарных дней, а на то количество дней, которые вернувшийся отгулял фактически. Разница между «старой» и «новой» суммами отпускных может быть (по согласованию с работником):

зачтена в счет заработной платы;

возвращена сотрудником в кассу фирмы.

Неиспользованную часть отпуска работник может (по собственному выбору):

догулять в любое удобное время в течение текущего рабочего года;

присоединить к отпуску за следующий рабочий год.

Когда сотрудник согласится выйти на рабочее место, администрация должна оформить приказ. Унифицированной формы этого документа не существует, поэтому его составляют произвольно.

Самовольный выход из отпуска на работу

В работе любой фирмы и в жизни любого человека могут возникать так называемые нестандартные ситуации.

Санкт-Петербургский городской суд в комментируемом Апелляционном определении рассмотрел ситуацию, когда работник самовольно явился на работу во время отпуска.

Так, сотрудник юрисконсульт университета несколько дней работал по собственной инициативе во время ежегодного отпуска. Работник занимался своей трудовой функцией – визировала документацию.

Суть спора

При расторжении трудового договора работница обнаружила, что получила компенсацию за неиспользованный отпуск в меньшем размере.

Вот тут и выяснилось, что университет оплатил спорный период времени как ежегодный отпуск, а не время работы.

Работник обратился в суд, так как не знал о своем отпуске.

Однако районный суд выяснил, что сотрудник поставил свою подпись в графике отпусков и в приказе об отпуске. Значит, работник не мог не знать о датах своего отпуска. Заявление о переносе отпуска работница не писала, приказ об отзыве из отпуска не издавался.

Суд отметил, что самовольное появление на работе в дни отпуска не обязывает работодателя оплачивать спорные дни как рабочие. Ведь в период отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (ст.ст. 106, 107 ТК РФ). Вышестоящий суд согласился с таким выводом.

Таким образом, если работнику не давалось никаких распоряжений о выполнении трудовых обязанностей во время отпуска, работодатель не должен учитывать и оплачивать его как рабочее.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: