Вредные и опасные условия труда – перечень профессий, порядок приёма

Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?

  • Что такое вредные условия труда
  • Список профессий с вредными условиями труда
  • Для чего на предприятии выявляются вредные условия труда
  • Итоги

Что такое вредные условия труда

Рассматриваемое понятие «вредные условия труда» тесно связано с термином «вредные производственные факторы».

В нормах п. 4 ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ законодатель определяет как соответствующие вредным условия труда, при которых наблюдается воздействие на сотрудника предприятия вредных производственных факторов, и интенсивность данного воздействия выше нормативов.

Согласно нормам ГОСТ 12.0.003-2015 к подобным факторам следует относить:

  1. По природе воздействия на организм работающего человека:
  • на физические факторы (например, работа при наличии значительного объема пыли в воздухе, недостаточного или слишком яркого освещения, а также шума, излучения);
  • биологические факторы (в частности, работа в условиях высокой концентрации вредных микроорганизмов);
  • химические факторы (работа с веществами и газами токсического действия либо при их воздействии).
  1. По источнику происхождения:
  • на психофизиологические (перегрузки, связанные с тяжелой работой, с нервной напряженностью трудового процесса);
  • организационно-управленческие (плохая организация работ, низкая культура безопасности);
  • личностно-поведенческие (связанные с личностью самого работника);
  • социально-экономические (указанным ГОСТом не детализированы, но можно говорить о кризисах в части карьерного роста работника, увеличения его доходов).

Если интенсивность воздействия указанных факторов превышает нормы, рабочая позиция, на которой соответствующие факторы наблюдаются, признается характеризующейся вредными условиями труда.

Список профессий с вредными условиями труда

Существует два основных подхода к выявлению позиций с вредными условиями труда на предприятии:

  1. Сверка рабочих мест, имеющихся на предприятии, со списками тех профессий, что характеризуются в силу закона как имеющие вредные условия труда.
  2. Проведение идентификации вредных условий труда в рамках спецоценки (если рабочие позиции в фирме не имеют соответствий в законодательно установленных перечнях «вредных» профессий).

С перечнями профессий с вредными условиями труда можно ознакомиться, используя такой источник права, как постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Основное предназначение данного НПА — регламентация условий досрочного приобретения гражданином права на страховую пенсию. Но поскольку одним из таких условий может быть трудовая деятельность при вредных условиях труда, в структуре указанного НПА присутствует корреспонденция с различными источниками права, в которых зафиксированы списки профессий с вредными условиями труда.

Так, например, широкий перечень профессий, для которых характерны вредные условия труда, определен постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10.

Второй механизм выявления вредных условий труда — их идентификация, реализуется она в рамках спецоценки условий труда, которая осуществляется согласно нормам:

  • закона № 426-ФЗ;
  • приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Идентификация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных производственных факторов, а также на исследование уровня интенсивности их воздействия. Если он окажется выше нормативов, на соответствующей рабочей позиции фиксируются вредные условия труда.

Отметим, что до вступления в силу закона № 426-ФЗ процедуре идентификации по ключевым признакам соответствовал комплекс мероприятий в рамках аттестации рабочих мест. При этом такое понятие, как вредные условия труда, использовалось также и при аттестации.

Для чего на предприятии выявляются вредные условия труда

Практическая значимость определения тех рабочих позиций, что характеризуются вредными условиями труда, может наблюдаться в разных аспектах. Например, тем специалистам, которые работают во вредных условиях труда, государство разрешает в установленных законом случаях досрочно выходить на пенсию, дает право на получение различных компенсаций.

В то же время фирмы, у которых получается свести к минимуму число рабочих позиций с вредными условиями труда на производстве, платят меньший объем дополнительных взносов, установленных положениями ст. 428 НК РФ.

Работники, трудящиеся во вредных условиях труда, имеют право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Основанием для назначения надбавки служат результаты специальной оценки условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 28 закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Доплата за вредные условия труда не может быть меньше 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты (надбавки) должны быть установлены в трудовом, коллективном договоре или ином локальном акте с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Кроме того, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации за вредные условия труда:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
Читайте также:
Табельный номер сотрудника: как присваивается, обязателен или нет

Подробнее о компенсациях за вредные условия труда вы можете узнать из готового решения «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и смотрите, какие выплаты и в каком размере положены работникам.

Итоги

Вредные условия труда определяются влиянием вредных производственных факторов. Обнаружение вредных условий труда на предприятии может быть осуществлено двумя основными способами: посредством сопоставления штатного расписания фирмы и списков «вредных профессий», а также с помощью идентификации вредных факторов производства.

Изучить иные полезные аспекты исследования условий труда на предприятии вы можете в статьях:

Вредные и опасные условия труда

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Как было раньше
  2. Социальная оценка условий труда (СОУТ)
  3. Какие льготы положены сотрудникам при вредной и опасной работе
  4. Что изменилось?
  5. Работодатели, соблюдайте свою выгоду

Существуют разнообразные профессии, которые отличаются не только зарплатами, но и условиями, более или менее благоприятными для сотрудников. Каждый волен выбирать себе работу сам, но если выбор по каким-либо причинам сделан в пользу труда с вредными или опасными для здоровья условиями, государство должно ценить эту самоотверженность.

Вопрос: Облагаются ли НДФЛ денежные компенсации, выплачиваемые взамен выдачи лечебно-профилактического питания работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (п. 3 ст. 217 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Как было раньше

Во времена СССР действовал утвержденный Список рабочих мест, труд на которых автоматически засчитывался как вредный (Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/п-22 от 25.10.1974 г.) Если человек трудился на предприятии из этого списка, ему гарантировался укороченный рабочий день и еще один отдых в придачу к основному, а в отдельных случаях – выдача бесплатных диетпродуктов. Известна поговорка: «Мне надо молоко давать за вредность». Ее корни лежат в заботе о сотрудниках, сталкивающихся с вредными рабочими факторами, при влиянии которых профилактикой может служить молоко или другие продукты.

Льготные условия для работников предусматривались списочно, то есть, работая на вредном предприятии из Списка, сотрудник гарантированно мог рассчитывать на весь список льгот.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Во многом содержание советского законодательства в этой сфере является актуальным и по сей день. Поэтому Список 1974 года и Инструкция к нему, принятая в 1975 г., продолжают применяться в тех частях, где нет противоречий с ТК РФ.

Социальная оценка условий труда (СОУТ)

Списочная система действовала вплоть до принятия ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. Цель этого законодательного акта – внедрение качественно иного механизма заботы о здоровье сотрудников, дифференцированного по степени их риска при работе на конкретном рабочем месте.

С этого времени вредной работой считается лишь та, что прошла специальную оценку условий труда (СОУТ) и получила по ее итогам принадлежность к 3 или 4 установленному классу.

Как проходит СОУТ

Порядок СОУТ закреплен законодательно. По методике, утвержденной Министерством труда РФ (Приказ № 33н от 24.01.2014 г.), проводятся последовательно несколько предприятий по выявлению потенциально небезопасных факторов, которые идентифицируются с помощью специального классификатора и оцениваются по деструктивности для организма работающих (в численных показателях).

Оценку условий труда ранее производили с помощью аттестации рабочих мест (АРМ), опиравшейся на Руководство Роспотребнадзора, носившее рекомендательный характер. Теперь СОУТ стала обязательной, закрепленной в Федеральном законе. Все факторы, подлежащие оценке, строго задекларированы.

СОУТ положено проводить не реже раза в пятилетку. Поэтому результаты АРМ, если она проводилась, могут быть признаны действительными, если их «срок годности» не истек до 31.12. 2018 г. Во всех других случаях СОУТ обязательна.

Процедуру эту проходят все рабочие места, исключения составляют:

  • надомные профессии;
  • удаленный труд;
  • наемная работа на физлицо вне предпринимательского статуса (п.3 ст.3 ФЗ № 426).

«Вредные» классы

Прошедшие СОУТ рабочие места по полученным показателям относят к 1 из 4 групп:

  • оптимальные (1);
  • допустимые (2);
  • вредные (разбиты на 4 возрастающих подкласса от 3.1 до 3.4);
  • опасные (4).

Принадлежность к двум последним предоставляет сотрудникам право на льготы, а работодателя обязывает их гарантировать.

Защищайтесь!

Современное законодательное новшество заключается во влиянии на класс опасности применения работниками средств индивидуальной защиты (СИЗ). Специалисты-эксперты во время СОУТ оценят:

  • технические характеристики СИЗ;
  • соблюдение времени эксплуатации;
  • особенности хранения;
  • нюансы использования;
  • соответствие условиям работы и др.
Читайте также:
Пособие – что это, виды пособий

П.6 ст.13 ФЗ № 426 разрешает уменьшить степень вредности условий труда на 1 класс или подкласс, если применение СИЗ было признано эффективным по методике Минтруда РФ. Экспертиза же Роспотребнадзора может снизить класс опасности более, чем на 1 ступень (п.7 ст.15 ФЗ № 426).

Реестр «благополучных» организаций

После введения СОУТ работодателю предписано декларировать условия, отвечающие гостребованиям по охране труда. Этот реестр формирует и ведет Роструд РФ (п.1 ст.11 ФЗ № 426). Чтобы в него попасть, работодателю надо по прохождении СОУТ подать в Трудовую инспекцию декларацию о невыявлении вредных и опасных факторов.

Для некоторых рабочих мест измерение вредности и опасности факторов не имеет смысла:

  • те должности, для которых прописана возможность назначения пенсии раньше предусмотренного возрастом срока;
  • те профессии, для которых закон или другие нормативные акты предоставляют гарантии, льготы или компенсации;
  • предприятия, прошедшие СОУТ или АРМ, установившие класс, начиная с 3.1.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 01.01.2014 г. для назначения определенных государственных льгот работникам из различных «списков вредности» их рабочие места сначала должны пройти СОУТ и подтвердить классификацию условий труда.

Какие льготы положены сотрудникам при вредной и опасной работе

До 2014 года ТК РФ гарантировал трудящимся на вредных рабочих местах компенсации и индивидуальный подход к налогообложению. Теперь многие статьи ТК изменены касательно перечня компенсаций и добавившихся к ним гарантий для разных категорий трудящихся.

  1. Повышенная заработная плата (ст.147 ТК РФ) для всех классов вредности, начиная с 3.1. Минимум повышения закреплен 4%-ном уровне от оклада для нормальных условий, максимальный размер организация может определить самостоятельно. Эти выплаты не являются компенсационными, а потому полежат обычному налогообложению.
  2. Сокращение рабочего времени (ст.92 ТК РФ) положено для классов вредности выше 3.2. Рабочая неделя уменьшается до 36 часов, а если она составляет обычные 40, то дополнительные 4 часа можно монетизировать.
  3. Дополнительное время для отдыха (ст.117 ТК РФ) – отпуск в придачу к основному ежегодному, подлежащий оплате, дадут сотрудникам, трудящимся на местах со степенью выше 3.1. Гарантированная длительность – 7 дней. Максимум устанавливается на основании межотраслевого соглашения, колдоговора и СОУТ (ч.3. ст. 117 ТК). Если отпуск установлен выше 7-дневного минимума, то за остальную часть сотрудник вправе получить деньги.
  4. Медосмотры за счет предприятия (ст.213 ТК РФ).
  5. Молоко и особое питание (ст.222 к РФ – порядок не изменен со времен СССР).
  6. Досрочная пенсия зависит от того, с какого периода работодатель отчисляет в ПФР дополнительные страховые взносы.

Что изменилось?

  1. Прежняя редакция соответствующих статей ТК разрешала работодателям самим назначать компенсации за вредность, закрепляя их в трудовом договоре, колдоговоре, соглашении, других нормативных актах. Это право упразднено: если предприятие захочет сохранить самоназначенные выплаты, то они будут идти из собственных средств после вычета подоходного налога.
  2. Если степень вредности по СОУТ не изменилась по отношению к 01.01.2014 г., то компенсации, назначенные работникам до этой даты, нельзя уменьшать. Это не касается компенсации, назначенной просто по трудовому договору (ее спокойно можно отменять, при этом работника надо письменно предупреждать за 60 дней обычным порядком).
  3. Улучшение условий труда нужно подтверждать новой СОУТ, после чего начисления выплат и предоставление дополнительного отдыха пересматриваются.

Работодатели, соблюдайте свою выгоду

Работодатель вредных рабочих мест несет значительные расходы. Далеко не все из компенсационных выплат он может устанавливать сам. Кроме 5 вышеперечисленных пунктов, «вредный» работодатель несет расходы, связанные с повышенным отчислением в социальные фонды:

  • в Пенсионный фонд – начисляются повышенные взносы, начисляемые в зависимости от «класса вредности»: от 2% для 3.1 до 8% за 4 класс (ч.2. ст.58.3 ФЗ № 212);
  • в ФСС – установлены как надбавки, так и скидки к страховым взносам в пользу сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! На расходы, связанные с вредностью, работодатель потратит 10-15% прибыли. Таким образом, он получает серьезный финансовый стимул улучшать условия по каждому фактору, позволяющему снизить «класс вредности», а значит, уменьшить не только риск для здоровья работников, но и собственные траты.

Новый Перечень вредных и опасных факторов и работ для целей медосмотров работников с 1 апреля 2021 года

Новое правовое регулирование медосмотров с 2021 года

Указанный Перечень вредных и опасных факторов и работ для медосмотров действует с 1 апреля 2021 года по 01.04.2027. А прежний утрачивает силу (утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Читайте также:
Заключение служебной проверки: заполненный образец

Основная причина утверждения нового списка вредных и опасных факторов и работ для медицинских осмотров – новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников. Он закреплён приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н и действует тоже с 1 апреля 2021 года.

Новый Перечень вредных и/или опасных производственных факторов труда и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (предварительные при поступлении на работу и периодические) принят с целью:

  • ликвидации избыточных требований в части необходимости проведения обязательных предварительных медосмотров при поступлении на работу и периодических медосмотров сотрудникам, не занятым работой во вредных и/или опасных условиях труда («регуляторная гильотина»);
  • привести названия факторов и работ в соответствие с действующим законодательством и с учётом развития технологий;
  • исключить работы, при выполнении которых медосмотры персонала проводятся для предупреждения развития инфекционных заболеваний.

Содержание Перечня

Согласно приказу Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020, новый Перечень вредных и опасных факторов производства и работ для целей проведения медицинских осмотров сотрудников включает 6 категорий:

  • химические факторы;
  • биологические факторы;
  • аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (с 01.04.2021 впервые выделены в отдельную группу);
  • физические факторы;
  • факторы трудового процесса;
  • выполняемые работы (22 вида).

Какие изменения

Сразу скажем, что Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом Перечне в составе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц – 2 кГц, 2 кГц – 400 кГц. Это как у обычного компьютера. Такое условие в прошлый перечень включили недавно. При этом нет оговорки, что его нужно учитывать только при превышении предельно допустимых уровней воздействия.

В итоге, если приказ Минтруда № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 не уточнят, снова будет актуален вопрос, когда нужно организовывать проведение медосмотров персонала, просто работающего за компьютерами (ноутбуками) более 50% рабочего времени.

Также впервые уточнено, в каких случаях нужно проводить медосмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь: транспортная доступность должна превышать 60 минут.

В целом, некоторые формулировки некоторых видов работ и условий труда изменены и/или уточнены несущественно в сторону упрощения. В частности, работы на высоте, в особых географических регионах, а также связанные с обслуживанием электроустановок и оборудования, работающего под давлением.

«Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.»

«Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением.»

Полный текст приказа Минтруда России № 988н и Минздрава № 1420н от 31.12.2020, который утвердил с 1 апреля 2021 года новый Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводят обязательные медицинские осмотры (предварительные при поступлении на работу и периодические медосмотры), можно посмотреть и скачать в КонсультантПлюс здесь.

Что должны платить за вредные условия труда

Гарантии и компенсации за вредные условия труда — это способы социальной защиты работников производств, оказывающих негативное влияние на их здоровье.

Что такое вредные условия труда

Под вредными условиями труда следует понимать те, которые характеризуются присутствием на предприятии факторов, негативно влияющих на состояние здоровья работников и их дееспособность.

При этом условия рабочей среды попадают в категорию вредных не произвольно, а только после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), порядок осуществления которой прописан в Законе № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Статья 14 № 426-ФЗ содержит подробную классификацию производств по степени вредности:

Чтобы рабочая обстановка получила статус вредной, необходимо соответствующее решение комиссии (СОУТ), которая проводит анализ негативных воздействий, сравнивает их с нормативами и присваивает производству класс опасности. В этом случае пойдет речь и о гарантиях и компенсациях.

В зависимости от того, к какой категории опасности относится производство, государство устанавливает различные гарантии и комппенсации для людей, которые на них трудятся:

  • уменьшение рабочего времени;
  • дополнительный ежегодный отпуск;
  • доплата за вредные условия труда;
  • досрочный выход на пенсию;
  • компенсационные выплаты;
  • выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);
  • специальное и лечебное питание;
  • обязательное проведение периодических медосмотров за счет работодателя.
Читайте также:
Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя после увольнения: образец

Помимо этого, льготы и компенсации за вредные условия труда ТК РФ позволяет расширить в коллективном договоре и других актах предприятия.

В соответствии со статьями 92 и 94 ТК РФ , продолжительность рабочего времени для работников тяжелых производств сокращается на четыре часа в неделю.

Условия труда Максимальная продолжительность рабочего дня Максимальная продолжительность рабочей недели
3 и 4 степень опасности 8 часов, не более 12 часов 36 часов, не более 40 часов
3 и 4 степень опасности 6 часов, не более 8 часов 30 часов, не более 40 часов

Сколько доплачивают

Действующее законодательство закрепляет принцип, что если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными и опасными, сотрудники таких предприятий вправе получать денежные компенсации и доплаты.

Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:

  • в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
  • работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
  • экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.

Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).

Доп. отпуск возможен только после того, как результаты СОУТ подтвердят, что производство относится ко 2, 3 или 4 классу опасности. Такой отпуск предоставляется ежегодно и не подлежит переносу и замене на денежную компенсацию, за исключением случаев, когда:

  • это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором;
  • работник дал письменное согласие и подписал соответствующее допсоглашение к трудовому договору;
  • длительность отпуска превышает 7 дней.

Молоко за вредность

При воздействии некоторых вредоносных факторов производства рабочим рекомендуется потреблять минимум 500 мл молока за смену, чтобы минимизировать негативное влияние на организм (Приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н). Статья 222 ТК РФ предусматривает в качестве мер компенсации негативного воздействия выдачу молока и устанавливает, что стоимость молока для расчета компенсации за вредность может быть заменена денежной выплатой, равной стоимости этого продукта.

Молоко заменяется денежной компенсацией, если:

  • это предусмотрено коллективным, трудовым договором;
  • работник дал письменное согласие или подал соответствующее заявление;
  • размер компенсации эквивалентен розничной цене молока в месте нахождения предприятия;
  • выплата производится ежемесячно и периодически индексируется.

Работа в особо вредных условиях предполагает лечебно-профилактическое питание сотрудников, которое направлено на поддержание здоровья и профилактику профессиональных заболеваний. Список профессий и должностей, которые имеют право на получение бесплатной еды, указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.

Другие меры защиты

Работодатель обязан обеспечить своих сотрудников всем необходимым для соблюдения норм по охране и безопасности труда. Помимо покупки СИЗ работодатель организует их ремонт, стирку и хранение.

Кроме того, одной из самых важных и необходимых гарантий являются предварительные и периодические медосмотры. Первые необходимы для отсечения тех, кто по состоянию здоровья не в состоянии трудиться в опасных производственных условиях, а вторые — для предупреждения развития профзаболеваний.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, обязательные медосмотры проводятся за счет работодателя с сохранением за сотрудником заработной платы.

Независимо от профессии сотрудника он должен пройти обследование у терапевта, нарколога и психиатра. Также во врачебную комиссию привлекают аллерголога, офтальмолога, дерматолога и других. Сотрудник допускается к работе только после получения положительного медицинского заключения, в противном случае работодателю грозит штраф.

Минтруд и Минздрав разъяснили, как классифицировать условия труда медработников

В общем письме Минздрава, Минтруда и Профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения по поводу классификации условий труда медицинских работников на рабочих местах при воздействии биологического фактора.

Напоминаем, что до 1 января все работодатели должны произвести оценку условий труда (СОУТ). В противном случае Минтруд грозит штрафами.

Информация актуальна слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?

В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Читайте также:
Трудоголизм — что это такое в психологии и управлении персоналом, как лечить

Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.

Почему для рабочих мест медработников не нужно проводить специальные исследования (измерения) на предмет биологического фактора?

Согласно требованиям ФЗ от 04.05.1999 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” для получения права работы с патогенными микроорганизмами нужно получать лицензию. Это правило распространяется только на те организации, которые не осуществляют медицинскую деятельность. Эти организации используют возбудителей инфекционных заболеваний человека (животных) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности в замкнутых системах.

Что же касается медработников, то тут достаточно, чтобы должность работника и его должностная инструкция соответствовали положениям Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

ЕКС предусмотрена квалификационная характеристика должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов, по которым в ЕКС отсутствуют отдельные квалификационные характеристики.

Таким образом, наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с ЕКС хотя бы одного соответствия определению понятия “медицинская деятельность” является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Как определить класс и подкласс условий труда для рабочих мест медработников?

Минздрав и Минтруд указывают, что для этого достаточно определить группу патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний). Здесь нужно пользоваться Приложением N 9 к Методике проведения СОУТ.

Эксперты и те, кто проводит специальную оценку условий труда, для определения группы патогенности микроорганизмов, нужно сопоставить и установить совпадения по наименованию болезней.

Как определяются группы патогенности микроорганизмов?

Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с

  • “Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности” (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 “Безопасность работы с микроорганизмами I – II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
  • “Классификацией микроорганизмов – возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности” (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 “Безопасность работы с микроорганизмами III – IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).

Для целей специальной оценки условий труда иные положения санитарно-эпидемиологических кроме правил СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 не применяются.

При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

Оценка условий труда на основе изучения документов и отчетов

Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.

В качестве исходных материалов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, наряду с документами, перечисленными в пункте 4 Методики, должны использоваться данные статистической отчетности, предоставляемые организацией в установленном порядке в вышестоящие органы об имеющихся либо имевшихся инфекционных заболеваниях у пациентов, которые определяют наличие воздействия биологического фактора в условиях труда на рабочих местах.

Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами – возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.

Читайте также:
Трудоустройство инвалидов в России

Например, приказами Росстата:

  • от 28.01.2009 N 12 утверждена форма N 8 “Сведения о заболеваниях активным туберкулезом”;
  • от 31.12.2010 N 483 утверждена форма N 33 “Сведения о больных туберкулезом”;
  • от 30.12.2015 N 672 утверждена форма N 61 “Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека”;
  • от 21.07.2016 N 355 утверждена форма N 12 “Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации”;
  • от 22.12.2016 N 866 утверждена форма N 14 “Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях” и т.д.

Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний.

Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора

Примеры использования методики

В ходе оказания медицинской помощи больному ОРВИ, герпесом I типа и сифилисом на рабочем месте работника, непосредственно осуществляющего медицинскую деятельность, устанавливается III группа патогенности, в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, что соответствует нахождению в данной группе возбудителя сифилиса – Treponema pallidum. При дальнейшем отнесении условий труда рабочего места работника к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора с использованием приложения N 9 к Методике это соответствует вредному классу условий труда второй степени (подкласс 3.2).

При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).

Оценка условий труда по обращению работника и инициация Комиссии

Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.

Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее – Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

Одновременно работодатель согласовывает график работы эксперта и обеспечивает его сопровождение членом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (например: специалистом по охране труда или лицом, на которого приказом возложены его функции).

Когда не нужна идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов?

В отношении рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Закона N 426-ФЗ, идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не осуществляется, а декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не оформляется.

Согласно части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

Читайте также:
Увольнение беременной на испытательном сроке – по инициативе работодателя и собственной

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона N 426-ФЗ для работодателя установлена обязанность не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.

Приказ 302н с изменениями на 2021 год

3,4 (Проголосовало: 28)

Приказ Минздрава 302н о медосмотрах – это основной нормативный документ, который регулирует порядок проведения обязательных обследований работников предприятий. Однако уже в ближайшее время он может быть существенно изменен.

Виды медосмотров

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

  • предварительные медицинские осмотры при приеме сотрудника на работу, которые «проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний»;
  • периодические медосмотры, которые проводятся для оценки динамики их состояния в условиях воздействия вредоносных факторов производства.

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.

Предварительный осмотр

Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.

С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление личных факторов риска изменения здоровья – например, курение, наличие наследственных заболеваний и проч.;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • замер артериального и внутриглазного давления;
  • исследование сердечно-сосудистого риска и изменений сосудистой системы;
  • флюорография.

Пункт 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«Все женщины осматриваются врачом – акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования; женщины в возрасте старше 40 лет проходят маммографию обеих молочных желез в двух проекциях. Маммография не проводится, если в течение предшествующих 12 месяцев проводилась маммография или компьютерная томография молочных желез».

По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.

Пункт 14 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй – приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий – направляется работодателю, четвертый – в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания».

Периодический осмотр

Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, – уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Читайте также:
Трудовой договор с учителем: образец

Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:

  • анкетирование;
  • сбор анамнеза и выявление индивидуальных факторов риска изменения здоровья;
  • расчет индекса массы тела;
  • ряд анализов крови и мочи;
  • измерение артериального и внутриглазного давления;
  • электрокардиография;
  • определение и изменений сосудистой системы;
  • для женщин – осмотр гинеколога. Соискательницы в возрасте старше 40 лет в обязательном порядке проходят маммографию.

В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.

Пункт 40 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией».

Подготовка изменений в приказ 302н

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

  • список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
  • список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
  • правила выполнения обследований для персонала предприятий.

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Раздел проекта приказа

Изменения в сравнении с приказом 302н

Пункт 4 приложения № 1

Возможность проведения медицинских осмотров мобильными бригадами врачей медицинских организаций при условии предварительного прохождения работником необходимых исследований в условиях медицинского учреждения. Осмотры мобильными бригадами могут проводиться с применением телемедицины

Пункт 9 приложения № 1

Возможность учета работодателем направлений на медосмотр в электронном виде

Пункт 10 приложения № 1

Необходимость предоставления работником полиса обязательного или добровольного медицинского страхования для прохождения медосмотра

Пункт 10 приложения № 1

Возможность получения медицинской организацией результатов обследований, выполненных в рамках диспансеризации работника, в электронном виде до его явки на медосмотр

Пункт 11 приложения № 1

Возможность организации работодателем диспансеризации или ежегодного профосмотра работников с целью учета их результатов в заключении врачебной комиссии. В этой ситуации стоимость услуг по диспансеризации или профосмотру не учитывается в договоре с медицинским учреждением, которое проводит медосмотр

Читайте также:
Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Пункт 13 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов предварительного медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 15 приложения № 1

Возможность выдачи врачебного заключения в форме электронного документа, снабженного усиленной цифровой подписью медработника. Необходимо использовать защищенные каналы связи, которые исключают возможность доступа третьих лиц к этим данным

Пункт 16 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах предварительного медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Пункт 18 приложения № 1

Возможность проведения внеочередного медосмотра по результатам предыдущего обследования или после нетрудоспособности сотрудника при наличии направления работодателя

Пункт 21 приложения № 1

Сокращение списка категорий работников, в отношении которых информация о назначении периодических осмотров передается в Роспотребнадзор. В приказе 302н это требование распространялось на всех работников, теперь – только на специалистов, занятых в пищевой промышленности, торговле, общепите, водоснабжении, медицине и работе детских учреждений

Пункт 31 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов периодического медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 33 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах периодического медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Новые правила медосмотра

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

  • возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов – после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
  • необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
  • возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
  • возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
  • привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.

Ответственность за допуск к работе без медосмотра

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

  • для руководящего состава компании, нарушившего приказ № 302н, – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет – повторно;
  • для ИП – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно;
  • для юрлиц – штраф 110-130 тысяч рублей впервые, 100-200 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно.

Приказ Минтруда России / Минздрава России № 988н/1420н от 31 декабря 2020 г.

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2015, № 29, ст. 4356), подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528), подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), п р и к а з ы в а е м:

  1. Утвердить перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры согласно приложению.
  2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111);

Читайте также:
Увольнение беременной на испытательном сроке – по инициативе работодателя и собственной

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 801н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
№ 62н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 49н от 6 февраля 2018 г. «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. № 1032н «О внесении изменений в приложения № 1, 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
№ 187н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 268н от 3 апреля 2020 г. «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 455н «О внесении изменения в Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).

  1. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котяков

Министр здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: