Выплаты при сокращении работника: при ликвидации предприятия, по соглашению сторон

Оптимизация кадров: 13 шагов при увольнении по сокращению численности или штата

Сокращение численности или штата работников компании – одно из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Перед тем, как приступать к самой процедуре, следует уточнить, будет это сокращение численности или все-таки штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). В трудовом законодательстве официального разъяснения этих понятий нет. По нашему мнению, основная разница заключается в следующем. При сокращении численности уменьшается количество штатных единиц по конкретной должности, хотя сама должность не упраздняется. А вот при сокращении штата из штатного расписания полностью исключается определенная должность.

Алгоритм увольнения работника как при сокращении численности, так и при сокращении штата работников, общий – разберем его пошагово.

Шаг 1. Издать приказ о сокращении численности или штата

Приняв решение о сокращении численности или штата, руководитель организации должен оформить соответствующий приказ. Специальной формы приказа законом не предусмотрено. Главное, отразить в нем причину и дату предстоящего сокращения, а также отметить сокращаемые должности. Этим же либо отдельным приказом следует утвердить новое штатное расписание.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Приказ о сокращении численности или штата

Уведомление работника о сокращении штата организации и наличии вакантных должностей

Акт об отказе от подписания документа

Уведомление службы занятости о сокращении численности (штата) работников

Уведомление профсоюза о сокращении численности (штата) работников

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-8)

Заявление о выдаче справки о сумме заработной платы за два года

Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Образец заполнения справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-61)

Шаг 2. Учесть преимущественное право на оставление на работе

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется тем сотрудникам, чьи показатели производительности труда и квалификации выше, чем у остальных (ст. 179 ТК РФ).

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам – при наличии у них двух или более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Иные категории работников, которые имеют преимущество при оставлении на работе, можно установить в коллективном договоре (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).

Кроме того, не могут быть уволены по сокращению штата беременные сотрудницы, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет/ребенка-инвалида до 18 лет (ст. 261 ТК РФ).

Шаг 3. Уведомить работника о сокращении

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работника нужно предупредить персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Из этого правила есть несколько исключений – так, сотрудника, заключившего трудовой договор на срок до двух месяцев, об увольнении нужно предупредить не менее чем за три календарных дня, а занятого на сезонных работах, – не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 292, ч. 2 ст. 296 ТК РФ). Также трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении – с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Если работник отказывается ставить отметку о получении уведомления, необходимо составить соответствующий акт в присутствии не менее чем двух свидетелей – этот документ станет подтверждением факта уведомления работника об увольнении.

Шаг 4. Предложить работнику вакантные должности

Попадающему под сокращение работнику необходимо предложить имеющиеся у работодателя вакантные должности, на которые он может быть переведен (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Перечислить их можно как в уведомлении о сокращении, так и в отдельном документе.

Уведомлять сотрудника о вакансиях нужно неоднократно – отдел кадров обязан предлагать каждую подходящую вакантную должность, которая появляется в компании вплоть до последнего дня работы.

При этом вакансия не обязательно должна предусматривать работу, соответствующую квалификации работника, – допускается предлагать и вакантную нижестоящую должность либо нижеоплачиваемую работу (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Более того, работодатель вправе предложить увольняемому сотруднику временно занять должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (абз 3 п. 3 письма Роструда от 29 июля 2009 г. № 2263-6-1).

Если он соглашается на одну из предложенных вакансий, его переводят на другую должность (ст. 72.1, ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Увольнение в этом случае не производится.

Шаг 5. Уведомить о предстоящем сокращении профсоюз и службу занятости

В письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения работодатель должен сообщить о сокращении численности или штата сотрудников профсоюз, а также службу занятости (ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”). Если же решение о сокращении может привести к массовому увольнению, сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

В уведомлении, направляемом в профсоюз, указываются Ф. И. О. подпадающих под сокращение работников, а также наименования их профессий, должностей или специальностей.

В обращении в службу занятости следует указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к каждому из сокращаемых работников и условия оплаты их труда.

Читайте также:
Как отказаться от корпоратива — что сделать, чтобы не пойти на празднование

К каждому уведомлению следует приложить:

  • копию приказа о сокращении численности (штата) работников организации;
  • проект приказа об увольнении работников организации;
  • проект штатного расписания организации.

Шаг 6. Издать приказ об увольнении (форма № Т-8 или Т-8а)

Если работник не согласился ни на одну из предложенных вакансий, в последний день его работы отдел кадров оформляет приказ о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или Т-8а). Формулировка причины увольнения может быть следующая: “Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ”.

С этим приказом работника нужно ознакомить под роспись в день увольнения (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 7. Оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению

К последнему дню работы сотрудника бухгалтерия должна оформить справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению. Соответствующая форма утверждена приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года №182н.

Шаг 8. Оформить документ, содержащий сведения, которые были направлены в ПФР за период работы сотрудника

В последний день работы бухгалтерия также обязана выдать сотруднику документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (п. 2-2.3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”).

Специальных форм для передачи таких сведений работнику не предусмотрено, поэтому ориентироваться следует на формы, утвержденные ПФР для представления соответствующих сведений ведомству. Например, форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п), раздел 6 формы РСВ-1 ПФР (приложение № 1 к постановлению Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п) и др.

Шаг 9. Внести запись в личную карточку (форма № Т-2)

Перед увольнением работника соответствующая запись вносится отделом кадров в его личную карточку (форма № Т-2).

В “Основании прекращения трудового договора (увольнения)” нужно прописать причину увольнения: “Сокращение численности (штата) работников организации, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ”.

В строке “Дата увольнения” – указать последний день работы.

Затем следует внести реквизиты приказа о прекращении трудового договора – его дату и номер.

После этого работник и сотрудник отдела кадров заверяют информацию об увольнении своими подписями.

Шаг 10. Оформить записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61)

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). На лицевой стороне сотрудник отдела кадров указывает общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения трудового договора. А на оборотной стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Шаг 11. Произвести с работником расчет

В последний день работы бухгалтер должен выдать сотруднику заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, если она ему полагается, и произвести иные выплаты (ч. 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ). Работнику также должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. А если сотрудник увольняется из организации, расположенной в одном из районов Крайнего Севера, – не свыше трех месяцев (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

Если трудовой договор расторгается по соглашению с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения указанного срока (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

В том случае, когда сотрудник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

Шаг 12. Сделать запись в трудовую книжку и выдать ее

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или соответствующего закона (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ). Выглядеть она должна так:

  • порядковый номер записи;
  • дата увольнения;
  • причина увольнения со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью ТК РФ: “Трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации”;
  • наименование документа, на основании которого вносится запись (например, приказ о прекращении трудового договора), его дата и номер.

Эта запись должна быть заверена подписи сотрудника отдела кадров и увольняемого работника, а также печатью организации (п. 35 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 “О трудовых книжках”).

Трудовая книжка также выдается сотруднику в последний день его работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 13. Подготовить и выдать работнику по его просьбе заверенные копии других документов, связанных с работой

По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).Например, копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате – справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и справку о среднем заработке за последние три месяца, которая необходима для получения статуса безработного и др. (ст. 62 ТК РФ).

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Последняя актуализация: 15 марта 2017 г.

Документы по теме:

Читайте также:

Без собственного желания
В связи с ухудшением экономической ситуации многие россияне начинают опасаться потери работы. Как избежать этого или уменьшить негативные последствия?

Планируется ввести чек-листы при проверках предпринимателей
Сначала они будут апробированы при проведении отдельных контрольных мероприятий.

Прогул или не прогул – вот в чем вопрос
Судебная практика подтверждает, что работодатели не всегда правы, когда относят те или иные обстоятельства отсутствия сотрудников на работе к причинам для увольнения за прогул.

Сколько теперь нужно заплатить работникам при ликвидации компаний?

Пандемия коронавируса вынуждает бизнесменов закрывать компании. Как рассчитаться с работниками в случае ликвидации фирмы? Какие новации внесены в порядок выплаты работникам ликвидируемой компании с 13 августа 2022 г.?

При ликвидации компании работодатель вправе уволить всех работников без исключения, в том числе и тех, в отношении которых установлены гарантии (так называемый иммунитет) при увольнении по инициативе работодателя. К таким работникам относятся работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске, на больничном, работники, под опекой которых находится ребенок, не достигший возраста 18 лет и имеющий статус инвалида и пр. Это объясняется тем, что фирма фактически перестает существовать (ст.61 ГК РФ, п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2).

Теперь обозначим перечень выплат, которые положены работникам при ликвидации компании.

Работнику ликвидированной компании полагаются следующие выплаты (п.1 ст.81 ТК РФ):

  • заработная плата за отработанное время;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства.

Работнику-пенсионеру также положено выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства (письма Роструда РФ от 11.02.2010 г. № 594-Т3, от 27.10.2005 г. №

А определенной категории работников положены и дополнительные компенсации. Как видим — перечень немалый.

Какие изменения ждут работников ликвидируемых компаний с 13 августа 2022 года?

Ликвидация компании сопровождается рядом обязательных процедур, которые направлены, в том числе и на защиту прав работников.

Из-за коронавируса уже многие работники потеряли работу по причине ликвидации компаний. И этот факт привел к тому, что Президент РФ подписан Федеральный закон от 13.07.2022 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации» (далее по тексту — Закон № 210-ФЗ).

Законом № 210-ФЗ предусмотрен ускоренный порядок получения «ликвидационных» выплат работникам. Новый порядок выплат работникам будет действовать с 13 августа 2022 г.

Что это означает на практике? И в чем различие нового порядка выплат при ликвидации компании с действующим?

Напомним, что в случае добровольной ликвидации бизнеса, компания извещает налоговиков о начале процесса ликвидации. Такое сообщение подается в налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации компании (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Получив сообщение, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации. Ликвидация компании представляет собой процедуру, которая приводит к такому прекращению деятельности компании, когда активы и обязательства не переходят к правопреемнику. После того, как соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ, компания просто перестает существовать.

Сейчас при увольнении работника в связи с ликвидацией компании (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Однако право на получение среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения работника, если он не был трудоустроен (и в исключительных случаях — за третий месяц), не может быть реализовано, если компания ликвидирована ранее, чем у работника возникло право на его получение.

То есть на практике работник, которому было положено пособие за последующие месяцы после увольнения, фактически его не получал, ведь компания уже перестала к тому времени существовать (т.е. внесена запись в ЕГРЮЛ).

Конституционный суд еще в декабре 2018 г. признал, что сложившаяся ситуация лишает возможности получить данную выплату тех работников, кто приобрел право на выплату после прекращения существования компании (Постановление КС от 19.12.2018 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст.178 ТК РФ в связи с жалобой гражданки М.В.Трофимовой»).

Для того чтобы исключить такие ситуации, требовалось внести изменения в положение ст.178 ТК РФ. Законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму еще в июне 2019 г., но только спустя год он был подписан.

Теперь благодаря действию Закона № 210-ФЗ работники, увольняемые в связи с ликвидацией компании, смогут получать на равных условиях с работниками, уволенными по другим основаниям, «ликвидационные» выплаты.

Как будут реализованы новые правила на практике?

Обновленной ст.178 ТК РФ (т.е. действующей с 13 августа 2022 г.) установлена обязанность работодателя ликвидируемой компании:

  • сохранить средний месячный заработок на период трудоустройства работника за 2-ой месяц после увольнения, а при наличии решения органа службы занятости населения — за третийий месяц после увольнения;
  • предоставить работодателю право выплатить при увольнении работника в связи с ликвидацией компании выходное пособие в размере 2-кратного среднего месячного заработка;
  • установить 15-дневный срок обращения работника, который не смог трудоустроиться в течение второго и третьего месяцев после увольнения в связи с ликвидацией компании или сокращением численности или штата работников, за получением среднего месячного заработка после окончания каждого периода трудоустройства.

Чтобы работодатель не проигнорировал новые требования и работник «не остался у разбитого корыта», законодатель параллельно внес изменения в части самой процедуры ликвидации компании (Федеральный закон от 13.07.2022 г. № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», далее по тексту — Закон № 203-ФЗ).

Благодаря Закону № 203-ФЗ, с 13 августа 2022 г. в заявлении, подаваемом в связи с ликвидацией компании (в налоговую инспекцию), должно быть подтверждено, что работодателем произведены все выплаты, предусмотренные ТК РФ.

То есть без подтверждения «ликвидационных» выплат работникам, компанию не ликвидируют.

Какие пути есть у работодателя в свете нововведений?

Как мы уже отмечали, работники ликвидируемой компании будут иметь де-факто равные права с работниками, уволенными, например, в связи с сокращением штата действующих компаний.

В связи с этим, у работодателя может быть два пути решения в части выплат:

  • сначала выплатить работнику средний месячный заработок за период трудоустройства, а также полагающиеся единовременные компенсации (например, за неиспользованный отпуск);

И впоследствии выплачивать нетрудоустроенному работнику средний месячный заработок за второй и за третий месяц после увольнения (при наличии решения службы занятости населения).

При таком варианте событий «ликвидационные» выплаты работникам будут растянуты во времени (как правило, не меньше трёх месяцев) и, как следствие, компания не сможет быстро ликвидироваться.

  • единовременно выплатить работнику выходное пособие в размере 2-кратного среднего месячного заработка.

При таком сценарии, работодатель досрочно рассчитывается с работниками и, как следствие, ликвидация компании пройдет в более сжатые сроки.

Выводы

И в завершение отметим, что внесенные изменения дают дополнительные гарантии работникам в случае их увольнения в связи ликвидации компании. При этом нельзя не учитывать российский менталитет. Речь идет о неофициальных заработных платах, принуждению работников написать заявление «по собственному желанию». Учитывая, что основная причина ликвидации компаний — убытки и неспособность расплачиваться по своим долгам, работодатель будет стараться уйти от дополнительных выплат работникам.

Юристы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально проконсультировать по вопросам трудового права. Заполните форму, если вам нужна квалифицированная юридическая помощь:

Попытка Мишустина: как правительство решило уменьшить число чиновников без массовых сокращений

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил в понедельник, 16 ноября, о начале оптимизации штата в органах исполнительной власти. Штат в министерствах и регионах сократят на 5-10% в 2022 году. Все эти изменения призваны увеличить эффективность работы госслужащих, сказал Мишустин. Насколько на самом деле может сократиться число «живых» сотрудников, а не вакантных должностей, как оптимизация повлияет на зарплаты чиновников и за счет чего можно будет добиться их эффективной работы?

Сколько в России чиновников?

В сентябре 2019 года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко говорила, что в России к чиновникам принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. И таких около 2,4 млн человек. «Получается, на 10 000 населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — сказала она «РИА Новости». Но доля «настоящих» чиновников, то есть государственных гражданских и муниципальных служащих, почти в два раза меньше — 603 000 федеральных государственных гражданских служащих, 252 000 региональных гражданских служащих и 395 000 муниципальных служащих. По данным Росстата, по итогам 2017 года на 1000 занятых в экономике человек было 29,6 сотрудника госорганов и органов муниципального самоуправления. Для сравнения: в 2000 году соотношение было 18 человек на 1000, за прошедшие 17 лет максимум статистика зафиксировала в 2014 году — 32,6 человека на 1000 (тогда начали учитывать сотрудников территориальных органов МВД). На конец 2018 года, по данным Росстата, в России было 2,2 млн сотрудников в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях.

Как планируют проводить реформу?

Мишустин заявил, что при сокращении штата не планируют сокращать финансирование органов власти. По его словам, реформа будет выглядеть так: в министерствах и ведомствах (федеральные чиновники) 20% должностей — это вакансии, сокращать будут в первую очередь их. В таком случае реально штат должен сократиться на 5%, отметил премьер. В регионах среднее количество вакансий около 18%, там под сокращение попадут 10% должностей. Все это должно произойти до 1 апреля 2022 года, а к 1 мая на стол премьера должен лечь отчет о проделанной работе.

Зачем нужна такая реформа?

C 2004 года в российских ведомствах увеличилось количество руководителей, а также штат «обеспечивающих» подразделений — финансистов, бухгалтеров и так далее. Теперь управленческие должности нередко занимают 30% от всего штата, в результате страдает эффективность и расходы увеличиваются, говорит профессор РАНХиГС Владимир Южаков. Теперь важно, чтобы четко устанавливались лимиты по числу руководителей и их подчиненных, считает он. Как писала газета «Коммерсантъ», штат «обеспечивающих» подразделений теперь должен быть менее 30% от общего.

И что, теперь количество чиновников резко сократится?

«Все подобные сокращения будут давать только отложенный эффект. Функции увеличатся, в результате через непродолжительное время штат снова начнет расти», — считает источник в одной из структур, консультирующих правительство. «Все эти сокращения, в том числе и предлагаемое в настоящее время, целесообразны уже хотя бы потому, что они ограничивают рост численности госслужащих, — считает Владимир Южаков. — Но параллельно с сокращениями множились полномочия ведомств, а вслед за ними продолжался рост численности чиновников. Но без периодических сокращений этот рост за десятилетия был бы значительно большим».

Вряд ли эта реформа приведет к увольнениям «живых» сотрудников, все же смысл оптимизации не в увольнении сотрудников, а в поиске новых решений, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, бывший чиновник Минфина. «Вполне возможно, что будет проведен серьезный аудит по эффективности работы ведомств. Она измеряется в достижении национальных целей и, например, числе нормативно-правовых актов», — полагает он.

Премьер не уточнил, будет ли обязательным сокращение в случае, если вакансий, которые можно будет порезать, не будет. Если оптимизация затронет и те ведомства, где свободных должностей нет, то многое будет зависеть от их руководителей, отмечает высокопоставленный собеседник Forbes в одном из министерств. «Придется выбирать, кого сокращать, и главное, чтобы руководители делали правильный выбор, например, убирали число своих помощников или сокращали работников пресс-служб», — уверен он.

Те, кто сохранит работу, станут больше получать?

С этим возможны проблемы. Газета «Коммерсантъ» написала, что в результате реформы оплату труда госслужащих изменят и перенаправят сэкономленные средства. Но в России есть негативный пример такого перераспределения. В 2004 году, когда сокращали число работников органов исполнительной власти и перераспределяли функционал между министерствами, уже предполагался рост зарплат, напоминает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Но зарплату подняли только руководителям высшего звена. Это касалось министров, замминистров, глав департаментов, а вот заместители этих глав уже ничего не получили», — отмечает он.

Сама зарплата госслужащих в итоге стала складываться из оклада (четверть от общей суммы) и различных надбавок, которые были введены в то же время в качестве компенсаций, но их распределение также нередко зависит от начальства, говорит Сафонов. В ведомствах специально держали 20-30% незанятых ставок, чтобы распределять выделяемый на них бюджет между работниками. Сокращать ранее ставки было «невыгодно», поскольку неминуемо сокращался бы и фонд оплаты труда, отмечает Сафонов.

Теперь же фонд оплаты труда не изменяется, а само возможное повышение зарплат станет мотивацией для сотрудников. «Важно только, чтобы сами надбавки выдавались за конкретные результаты, это самая правильная мотивация», — добавляет Южаков.

Сколько раз Россия сокращала чиновников?

Сокращать российских чиновников предлагала замминистра финансов Татьяна Нестеренко еще в сентябре 2019 года. По ее оценкам, число госслужащих в регионах стоило сокращать на 15%, а сотрудников центрального аппарата — на 10%. Главной целью реформы Нестеренко называла повышение зарплат госслужащим.

До этого Алексей Кудрин на посту министра финансов в 2010 году предлагал уволить 100 000 чиновников за три года. В 2017 году Кудрин занимал уже должность главы Центра стратегических разработок и заявил о необходимости снизить общее количество госслужащих на 30%.

Дмитрий Медведев на посту президента в 2010 году также предлагал сокращать число федеральных чиновников на 20%. Тогда главной целью называлась эффективность их работы. «Где бы мы этим ни занимались, здесь присутствующие коллеги в аппарате правительства работали, в администрации: сокращаешь, проходит полгода, глядь — опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил он.

В 2014 году уже в статусе премьера Дмитрий Медведев поручал Минфину подготовить предложения по сокращению численности государственных служащих еще на на 10%. Но, признавал он, сокращения идут очень медленно.

«Нелюбовь нашего гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству»

Экс-замминистра труда и занятости России Павел Кудюкин — об очередной кампании сокращения госслужащих

В начале этой недели премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о необходимости административной реформы посредством сокращения от 5 до 10 процентов госслужащих — в основном за счет вакантных мест. Провести ее решено в сроки с января по апрель 2022 года. О том, чего ожидать от очередной кампании сокращения госслужащих, рассуждает Павел Кудюкин, в прошлом заместитель министра труда и занятости России, эксперт в области реформирования системы органов власти.

«У нас распространено представление, что чиновники — это паразиты. Здесь есть элемент истины, но далеко не стопроцентный»

— Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?

— Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.

В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.

Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.

Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг. Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации. Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.

Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно. Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.

Фото: open-dubna.ru

Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг

— То есть ту же возможную экономию госсредств вы в этом не видите? В Минфине говорили, что мол, иначе, без сокращения численности чиновников, для доведения их зарплат до достойного уровня нужно 100 миллиардов рублей.

— Тут все непонятно — хорошо, мы сократили вакансии, а фонд оплаты труда чиновников мы сокращаем или нет? Ничего об этом не сказано. Если сокращаем, то возникает проблема: оставшиеся госслужащие будут получать меньше денег за свою работу. Будут ли они этим довольны? Сильно сомневаюсь. Если же мы сохраняем фонд оплаты труда при сокращении вакантных ставок, встает вопрос — а что изменилось-то?

Вероятнее всего, все завершится так, как все предыдущие сокращения. То есть, возможно, на какое-то время сократится штатная численность ряда ведомств, но потом она опять начнет расти.

Почему? Потому что само по себе сокращение бессмысленно, если мы не понимаем, чем вообще занимаются государственные и муниципальные служащие и в каких органах. Сейчас очевидно, что есть места, где их, вероятнее всего, недостает, и есть места, где они не нужны. И это нужно срочно проанализировать.

— Получается, после того, как в апреле 2019 года об очередном сокращении госслужащих объявлял Минфин, никаких сдвигов в этом вопросе не было?

— Принципиальных изменений не случилось. В том числе и в подходах к этому вопросу.

Почему?

— У нас широко распространено представление, что чиновников слишком много, что это паразиты, которые ничего не делают, а если и делают, то только вредят, и это стало предрассудком общественного мнения. Конечно, есть в этих предрассудках элементы истины, но далеко не стопроцентные. Но в основном причина именно в них — других рациональных подходов к сокращениям у нас наверху не видят.

«Создается впечатление, что госкорпорации — это отделы по перекачке госсредств в частные карманы»

— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?

В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.

Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.

Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.

Фото: Гуландам Фатхуллина

С регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно

— В 2019 году вы говорили, что в общем-то правильно было бы сократить чиновников некоторых надзорных организаций типа Рособрнадзора. Некоторые телеграм-каналы сообщили, что сокращения чиновников сейчас могут затронуть казначейство, Росреестр. Насколько правильными были бы такие решения?

— В казначействе какая-то часть, возможно, будет сокращена за счет автоматизации процессов, но надо понимать, что это орган очень ответственный, поскольку его работа касается финансирования всей бюджетной сферы, как федеральной, так и региональной. И даже если деньги по тем же госзакупкам перечисляются через какую-то коммерческую структуру, они также должны пройти через казначейство, ведь это еще и контрольный орган. Есть ли в казначействе технические возможности для сокращения людей? Сказать трудно. Относительно Росреестра — я сомневаюсь, что там будут сокращения. Проблем с регистрацией прав на недвижимость остается очень много, и насколько Росреестр справится, большой вопрос.

В какой степени необходимо сокращение служащих в госкорпорациях?

— Госкорпорации — это отдельная песня, их работники все-таки не госслужащие, и то, о чем говорил Мишустин, на них не распространяется.

По российскому законодательству госкорпорации самостоятельны в определении своей численности, и им не спускают сверху численность штата и штатное расписание, они это устанавливают сами.

Тут возникает другой вопрос — насколько уже оправдан статус госкорпораций и само их название как «госкорпораций». Ведь как только государственные деньги попадают в госкорпорации, они перестают быть государственными, и уровень госконтроля над госкорпорациями (за исключением, может быть, «Росатома», где он прописан очень жестко) очень неэффективен. И создается впечатление, что госкорпорации, за некоторым исключением, — это такие отделы по перекачке госсредств в частные карманы.

«В России чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник эффективнее?»

А что с местными и региональными чиновниками?

— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.

Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.

Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.

Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.

Фото: rulenta.com

Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах

Но если эффективность чиновников не измерена должным образом, может и нельзя утверждать, что в России чиновников много?

— Мы, конечно, можем, делать некие прикидки и сравнивать нашу картину с лучшими образцами, то есть сравнивать количество чиновников на 100 тысяч населения с другими странами. Но сложность заключается в том, что страны в мире разные, и понятно, что протяженную страну, значительная часть которой населена редко, как Россия, нельзя сравнивать с Нидерландами, где численность населения маленькая, а страна населена плотно. И где степень транспортной доступности выше, чем в наших сибирских регионах, в которых доступ к чиновникам проблематичен и в них действительно чиновников нужно размещать чаще, нежели на сегодняшний момент.

Конечно, такой подход многое дает увидеть. Мы увидим, что у нас чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник работает эффективнее, чем американский? Это было бы довольно смелым допущением без дополнительных исследований.

Тут еще возникает вопрос — а кого мы считаем госслужащим? Человека, имеющего статус госслужащего? В разных странах разные критерии, а вывод нужно делать по сопоставимым критериям.

Кроме того, не стоит забывать, что многие функции госорганы отдают подведомственным учреждениям, и как учитывать численность этих работников, если они лишь частично выполняют госфункции? Проблем много, и они очень сложно решаются, поэтому однозначно сказать, что мы вот столько-то людей сократили и дальше сокращать нельзя, очень сложно.

А вы согласны, что чиновники были бы другими, если бы наверху была принята здравая экономическая и социальная стратегия развития страны, где главная цель — человек? Ведь если бы отношение к людям было на должном уровне, вряд ли бы вопрос сокращения чиновников стоял в повестке дня.

— Я с вами согласен. Нелюбовь российского гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству. Хотя большинство скажет, что мы родному государству всей душой доверяем, но это некая абстракция. Да, доверяют президенту, в меньшей степени правительству, но чиновникам-то не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается.

Фото: pravdaurfo.ru

Чиновникам не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается

То есть общая неудовлетворенность состоянием дел в стране переносится на конкретных чиновников, которые в большинстве своем всего лишь исполнители. Да, они не очень хорошие исполнители, но в общем, при лучшей организации управления и лучшей организации постановки задач для их выполнения даже эти чиновники могли бы работать лучше. Но пока кардинальных сдвигов ожидать не приходится.

В 2022 и 2022 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести

По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.

  • 👩‍💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации
  • ⚡ Масштабы предполагаемых сокращений
  • 💫 Сокращение госслужащих в 2022 году
  • 💰 Изменение заработных плат сотрудников

👩‍💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2022 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

  • бухгалтеров и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

⚡ Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2022 года. Начнётся он с увольнения:

  • сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
  • сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт.

Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2022 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2022 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2022 год.

Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

💫 Сокращение госслужащих в 2022 году

В 2022 году – в трехмесячный срок с 1 января по 1 апреля – планируется провести очередной этап сокращения госслужащих в рамках реформы системы госуправления и оптимизации кадров.

Заниматься этим будет группа специалистов на основе анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти.

С 1 января планируются сокращения:

  • сотрудников центральных аппаратов федеральных органов – на 5%;
  • сотрудников территориальных органов – на 10%.

В органах госслужб количество сотрудников должно быть следующим:

  • в подразделениях министерств – от 40 человек;
  • в службах и агентствах – от 25 человек;
  • в отделах управлений и департаментов – от 5 человек;
  • в самостоятельных отделах – от 10 человек.

Заместители руководителей федеральных исполнительных органов будут обязаны координировать работу как минимум двух департаментов или управлений.

Вышеуказанные нормы могут быть подкорректированы. Этим займется комиссия по оптимизации структуры и численности сотрудников, которая сможет изменить параметры при наличии на то оснований.

💰 Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:

  • премий;
  • стимулирующих выплат;
  • иных видов доплат.

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.

Сокращение госслужащих в 2022 году

МОСКВА. 26 сентября 2019 года. Запланированная еще в 2010-2011 годах Президентом РФ и Правительством РФ реформа федеральных, региональных и муниципальных органов управления подразумевает, в том числе, снижение повышенного уровня дублирования деятельности, принятие на себя ответственности руководящих работников государственных органов управления касательно реализации стратегических проектов и программ и уменьшение количества промежуточных звеньев в административной цепочке. О механизмах сокращения чиновников в 2022 году, отзывах и прогнозах экспертов, о том, кого коснутся массовые увольнения, читайте ниже.
Итак, с 2022 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

  1. Сколько получают чиновники и нужно ли им повышать зарплаты?
  2. Как будут сокращать и кого
  3. Кадровый вопрос
  4. Кто в списках на увольнение?
  5. Уловка государства?
  6. Куда пойдут сокращенные госслужащие?
  7. Резюме

Сколько получают чиновники и нужно ли им повышать зарплаты?

В первую очередь разберемся с понятиями. Чиновник — скорее обывательское слово. Правильный термин — госслужащий. Но так можно называть далеко не всех, кто работает в госсекторе. Например, депутат — это выборная должность, то есть он госслужащим не является. И тем не менее он получает зарплату из бюджета. Поэтому в обществе традиционно называют чиновниками или служащими всех, кто имеет хоть какое-то отношение к государству. Более того, когда Росстат считает их средние зарплаты, он учитывает и заработки водителей, уборщиц, работающих, например, в региональных администрациях. Можно ли назвать их госслужащими? Только теоретически, потому что они работают в госструктурах. Хотя водители и уборщицы получают везде примерно одинаково.

В Минфине недавно подняли вопрос о сокращении чиновников и повышении оставшимся зарплат. Нуждаются ли они в этом? Вопрос неоднозначный. Возьмем данные статистики о средних зарплатах чиновников. Например, в Ямало-Ненецком округе с его высокими нефтяными доходами служащие получают в среднем больше 133 тысяч рублей. И это на треть выше средней зарплаты по региону. А, например, в Петербурге госслужащие получают в среднем 56 тысяч рублей. И это на 20% ниже средней зарплаты по городу. Правда, у служащих, в отличие от многих работников частных компаний, есть соцпакет. Хотя и не у всех, рассказывает бывший сотрудник одного из надзорных ведомств Даниил.

«Поделюсь из своего опыта, из своей практики. На самом деле тот пресловутый социальный пакет, о котором все говорят, это по большей части миф. Конечно, сейчас, работая в министерствах, мы имеем доступ к каким-то базам отдыха, может быть, на льготных ценах, но я уверяю вас, что в какой-то госкорпорации или в крупной компании частного сектора социальный пакет намного-намного выше. Когда мы говорим о добровольном медицинском страховании, по факту сейчас какой-то спецпрограммы для государственных гражданских служащих уровнем ниже заместителя директора департамента нет. А если мы говорим, например, о любом частном банке, то там, переходя даже на уровень простого операционного специалиста в центральный аппарат, ты сразу получаешь добровольное медицинское страхование. Таких примеров на самом деле много».

С одной стороны, есть пример теперь уже бывшего министра труда Саратовской области Натальи Соколовой. Той самой, что прославилась на всю страну фразой о макарошках. Быстро выяснилось, что в месяц она зарабатывала под 200 тысяч рублей. И при этом еще и получала от государства материальную помощь.

С другой стороны, можно заглянуть на сайт вакансий московского правительства. Например, в департамент имущества требуется замначальника отдела. Зарплата 75-85 тысяч. Для столицы не так много. Но не указано, полный ли это оклад. Потому что зарплата служащего часто складывается из нескольких составляющих: доплат, выслуги лет и так далее. А еще они получают премии по итогам выполненной работы. Их размер часто зависит от воли начальства, и если ему неугоден какой-то сотрудник, то у него будет действительно небольшая зарплата. И наоборот, лояльный работник может получать очень много. Плюс другие бонусы, которые недоступны водителям и уборщикам администраций, замечает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский.

«Часть людей, которые попадают в чиновники, у них появляется гораздо больше возможностей организовать свой бизнес или, так или иначе воспользовавшись связями, с одной стороны, и законодательством, с другой стороны, у них появляется больше возможностей перейти потом в бизнес-структуры в случае окончания службы по собственному желанию. И главное, что в России одна из важнейших и действительно очень серьезных проблем госуправления, которую я бы назвал «торговлей полномочиями». Если посмотреть, то основные коррупционные преступления в России — это преступления, совершаемые на всевозможных разрешениях».

Есть еще одна показательная цифра. Средняя зарплата федеральных госслужащих в прошлом году, по данным Росстата, составила 126 тысяч рублей. Но и по этому трудно судить о реальных доходах. Два года назад Минфин впервые раскрыл зарплаты министров. Именно зарплаты, а не доходы, которые они публикуют в декларациях. И например, зарплата министра финансов — 1,7 млн рублей. Поэтому, когда говорят о средних заработках, они действительно высокие. А вот данных о медианных зарплатах в министерствах — это более справедливый показатель — нет. И в то же время можно посмотреть, сколько получают в среднем самые бедные муниципальные служащие страны. Они живут в Псковской области и зарабатывают 18 тысяч. Это почти на 40% меньше средней зарплаты по региону.

Как будут сокращать и кого

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Резюме

Если процесс реформирования госаппарата активизируется, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Чиновников министерств сокращают. Бюджет сэкономит десятки миллиардов, но всё не так просто

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил параметры, по которым будет проводиться массовое сокращение в госаппарате. Лайф разбирался, во сколько обходилось содержание чиновников и какие суммы в результате останутся в бюджете.

Фото © Getty Images

В этом году госслужащих станет меньше. Михаил Мишустин подписал постановление, которое утверждает параметры кадровой реформы в госаппарате. В нём устанавливается предельное количество структурных единиц в ведомствах, а также число сотрудников в штате.

Как следует из документа, в центральных аппаратах ведомств исполнительной власти сократят 741 должность. Это затронет 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

— О реформе госаппарата Михаил Мишустин объявил в ноябре 2022 года. Её планируется завершить до 1 апреля 2022 года. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов — на 10%. В целом более 32 тыс. единиц в основном за счёт имеющихся вакансий, — сообщается на сайте правительства.

Далее поясняется, что штат структурных подразделений в министерствах по новым требованиям будет составлять не меньше 40 единиц, служб и агентств — не менее 25, отделов в составе департамента или управления — не менее пяти, самостоятельного отдела — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений появилось ограничение — не более 30% общей численности сотрудников.

Началась распродажа биткоина. На сколько упадёт курс криптовалюты и как спасти сбережения

Одна из задач массовых сокращений в госаппарате — оптимизировать работу. Сколько денег в результате сэкономит бюджет?

— Пока ещё нет новых штатных расписаний по ведомствам, в которых объявлено сокращение. Так что сделать точные расчёты по всем ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) невозможно. Вместе с тем из опубликованных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по госслужащим, замещающим должности заместителей министров, руководителей служб и агентств, следует, что в среднем в год задекларированный доход у них составляет 8–9 млн рублей (в среднем, подчеркну). У руководителей, заместителей руководителей департаментов и управлений задекларированный доход — 5–6 млн рублей в год, — говорит Наталья Дмитриева, старший научный сотрудник отдела организационного проектирования центра анализа деятельности органов исполнительной власти НИУ ВШЭ.

Прогноз курса валют на 2022 год. Что угрожает доллару и давит на рубль

Таким образом, заключает эксперт, при сокращении 36 заместителей руководителей, а также руководителей и замруководителей 74 структурных подразделений только на фонде оплаты труда можно сэкономить 850–950 млн рублей в год (с НДФЛ).

К тому же, согласно госзакупкам, в год на обслуживание автомобилей для этой группы должностей тратится до 1 млн рублей. Есть и другие расходы на материально-техническое обеспечение.

— В итоге в результате сокращения только на 36 заместителях руководителей, а также руководителях 74 структурных подразделений может быть сэкономлено до одного миллиарда рублей, — заключает Наталья Дмитриева.

Сокращение в органах исполнительной власти и их территориальных подразделениях предусмотрено в количестве 32 000 должностей. При средней заработной плате госслужащих в стране 39,1 тыс. рублей с учётом индексации 6,8% в 2022 году это даст экономию бюджету в годовом исчислении в размере 16 млрд рублей. Такие подсчёты сделал Валерий Корнейчук, доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами.

По его словам, сокращение в центральных аппаратах 741 должности при средней зарплате 150 000 рублей дополнительно принесёт бюджету 1,3 млрд рублей.

Сокращение доли обслуживающего персонала чиновников до 30% штатного состава, отталкиваясь от того, что численность обслуживающего персонала составляет ту же численность, что и сами чиновники, по самым скромным оценкам, принесёт бюджету экономию в 10 млрд рублей.

— В результате общая экономия в годовом исчислении составит порядка 27,3 млрд рублей, — подсчитывает Валерий Корнейчук.

Впрочем, на практике эти деньги так и останутся в фонде оплаты труда. Сокращать его не планируется. Предполагается, что высвободившиеся средства пойдут на повышение зарплаты оставшимся госслужащим. Многие рядовые сотрудники получают немного. За счёт этих денег предполагается назначить им конкурентоспособные зарплаты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: