Журналистская этика — что такое профессиональная этика журналиста

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 7648 раз

Библиографическое описание:

Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ (дата обращения: 19.10.2021).

Недоверие аудитории в последнее время направлено на журналистскую профессию. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью современного социума. Общественность обвиняет журналистов в предвзятом отношении при публикации материалов, о привязанности к той или иной политической партии, о коммерческой направленности публикационных материалов и т. д. Это все говорит о нарушениях профессионального кодекса чести представителей журналисткой профессии. Рассмотрим сущность журналистской этики и ее основные каноны.

Этика, как философское понятие, является наукой, которая рассматривает основные принципы морали в современном социуме [3, с. 237]. Относительно журналистской профессии, этика определяется стандартами журналистского профессионального поведения. Журналистская этика направлена на соединение нравственных принципов и ценностей со свободой выбора в публикационной деятельности. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Из этого можно сделать вывод, что существует два понятия, относящиеся к этике в данной профессии: журналистская этика, которая направлена на выявление этических проблем при отборе материалов для публикаций, и этика в журналистике, которая направлена на выполнение требований декларации принципов профессионального поведения журналистов.

Журналистская этика направляет современных журналистов на принятие решений в нестандартных ситуациях, когда стоит выбор между увлекательностью материала и этической составляющей. Журналисты в публикационной деятельности должны ориентироваться на принципы этического кодекса. В то же время, журналистская этика дает индивидуальную свободу публицистам при написании журналистского произведения. Современный журналист сам выбирает манеру своего поведения: этичную или неэтичную. Следует определить составляющие этичной модели поведения представителей журналистской профессии.

Одним из важнейших принципов журналистской этики является правдивость преподносимой информации. Зачастую сотрудники редакций ради получения сенсации, увеличения рейтингов издания, повышения читательского интереса публикуют откровенную ложь и клевету [2, с. 27]. Так же журналист несет ответственность за способ получения информации. Журналистская этика предписывает получение информации честным путем, не злоупотребляя доверием источника информации [6, с. 2]. Исследователь Д. С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1, с. 240].

Журналист должен доносить до общественности только ту информацию, источник которой проверен и известен ему. Получение информации должно быть законным. При получении конфиденциальным путем информации, журналист обязан сохранять анонимность источника.

При использовании в написании журналистского произведения материалов скрытых видео- и аудиозаписей, журналист обязан проверять законность получения этой информации. Подобные материалы журналист вправе использовать в своих публикационных произведениях только в случаях, если: записи не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [2, с. 70].

Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Журналисты не имеют права пренебрежительно относиться к взглядам общественности на расу, цвет кожи, национальность, социальный статус и прочее; употреблять оскорбительные выражения в адрес общественности; наносить моральный вред социуму словом; публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации [4, с. 205].

В журналистской этике существует понятие конфиденциальности. Журналистская этика предполагает неразглашение тайны источника информации, если такое условие поставлено. При проведении журналистских расследований редакция не имеет права публиковать сведения о лицах, не достигших совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей [2, с. 70].

Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации добытых сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.

Таким образом, принципы поведения направлены на регламентирование нравственных и безнравственных поступков представителей журналистской профессии. Журналистам недопустимо публиковать информацию, в которых преследуется личная заинтересованность или открытая поддержка тех или иных политических взглядов. Журналист должен быть объективен в своих рассуждениях.

Принципы журналисткой этики должны реализовываться в следующих взаимоотношениях.

Во-первых, взаимоотношения с аудиторией. Журналист обязан ориентироваться на ценности, сферу интересов, взгляды общественности при создании журналистского произведения.

Во-вторых, взаимоотношения с источниками информации. В данном вопросе журналист взаимодействует в двух направлениях: открыто и скрыто. Если источник информации общедоступен и не имеет ничего против открытой публикации, то это открытая форма работы с источником информации. Так же при открытой форме работы с источником информации журналист обязан очерчивать круг проблем, о которых собирается писать. Скрытая работа с источником информации — это наблюдение за источником информации. Но здесь следует соблюдать права и законные интересы тех, за кем наблюдают. Источники информации в журналистской деятельности бывают индивидуальными, коллективными и документальными. Индивидуальным источником информации выступает любой член общества, имеющий ту или иную информацию, интересную общественности. К коллективному источнику информации можно отнести участников круглых столов, совещаний, конференций, деловых встреч и прочее. Данный источник информации ценен тем, что журналист на подобных встречах имеет возможность выслушать различные точки зрения на интересующую информацию. Документальный вид источника информации является самым надежным и проверенным. Документ является зафиксированными знаниями и доказательствами. Для использования документального источника информации, журналисту следует получить разрешение от автора или владельца документа [2, с. 38].

В-третьих, объект публикации. Представители журналистской профессии не имеют право выбирать в качестве персонажа своей публикации близких людей. В данном случае будет нарушен принцип объективности журналистского произведения. В редких случаях допускается публикация о близких и родных людях с разрешения редакционного совета и при наличии веских доводов в пользу публикации.

Объектом публикации должен быть реальный человек (за исключением художественно-публицистических жанров). При описании фактов следует руководствоваться принципом «не навреди».

В-четвертых, взаимоотношения журналиста с авторами. В прессе нередко присутствуют рубрики «Письмо в редакцию». При подобных взаимоотношениях следует согласовывать с авторами все изменения в их письмах для публикации. В «письмах в редакцию» по возможности должна оставаться стилистическая окраска и манера письма автора. Не следует переписывать за автора материал к публикации.

В-пятых, взаимоотношения с редакционным коллективом. Основополагающим принципом в подобных взаимоотношениях является сохранение профессиональных тайн. Культурой таких взаимоотношений выступает правило: журналист не имеет права печататься в других средствах массовой информации без согласования с редакционным коллективом.

В-шестых, взаимоотношения с коллегами. Главенствующим принципом здесь является соблюдение иерархии в трудовом коллективе. Корпоративная этика подразумевает ответственность журналиста перед коллективом за свои правомерные/неправомерные действия в получении информации. Журналист должен ощущать себя частью коллектива.

Читайте также:
Центр оценки квалификации (ЦОК) – что это такое

Таким образом, журналистская деятельность должна основываться на принципах в шести типах взаимоотношений. При соблюдении канонов журналистской этики профессия журналиста перестанет восприниматься социумом как профессия «проныр» и «желтухи».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. Взаимоотношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского творчества связаны с действиями журналиста в социуме. Взаимоотношения с коллегами, редакцией связаны с профессиональной деятельностью и служебной этикой журналиста [2, с. 30].

Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами. Нередко между ними обыватели не проводят четкие грани. Тем не менее правовые нормы регламентируются органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ [5, с. 209]. Таким образом, можно говорить, что правовые нормы являются внешними, а этические — внутренними.

Тем не менее, несомненное сходство в двух понятиях — этика и право — это наказание за нарушения канонов. С правовой стороны — это наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Со стороны этики — это наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности.

Свобода массовой информации не должна подвергаться злоупотреблению. Разглашение тайны, сведений государственного значения, экстремистской направленности, пропаганде насилия, жестокости, порнографии не должны присутствовать в журналистских материалах.

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. — СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011.

5. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ.вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

6. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. 6 мая 1998.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2].

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале.

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале.

. журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование.

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или.

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2].

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале.

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале.

. журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование.

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или.

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

К вопросу о профессиональной этике журналиста Текст научной статьи по специальности « СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Култышева О.М., Каратеева А.Г.

В статье изучаются определённые аспекты профессиональной этики журналиста : рассматриваются понятия этики , морали, нравственности, характеризуется понятие профессиональной этики , изучается специфика профессиональной этики журналиста . Теоретической основой для работы стали философские, толковые словари, психологическая энциклопедия, словарь иностранных слов, Конституция РФ, а также труды таких современных исследователей, как Д.С. Авраамов и Г.В. Лазутина.

Читайте также:
Входят ли премии в расчет больничного листа

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Култышева О.М., Каратеева А.Г.

THE QUESTION OF ETHICS FOR PROFESSIONAL JOURNALIST

The article examines certain aspects of the professional ethics of journalists: discusses the concepts of ethics , morality, morality, characterized by the notion of professional ethics , study the specifics of professional ethics of journalists. The theoretical basis for the work became philosophical, dictionaries, psychological encyclopedia, dictionary of foreign words, the Constitution of the Russian Federation, as well as the works of such contemporary scholars as D.S. Avraamov and G.V. Lazutina.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной этике журналиста»

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ЖУРНАЛИСТА

О.М. Култышева, д-р филол. наук, доцент А.Г. Каратеева, студент

Нижневартовский государственный университет (Россия, г. Нижневартовск)

Аннотация. В статье изучаются определённые аспекты профессиональной этики журналиста: рассматриваются понятия этики, морали, нравственности, характеризуется понятие профессиональной этики, изучается специфика профессиональной этики журналиста. Теоретической основой для работы стали философские, толковые словари, психологическая энциклопедия, словарь иностранных слов, Конституция РФ, а также труды таких современных исследователей, как Д.С. Авраамов и Г.В. Лазутина. Ключевые слова: этика, журналист, профессия, журналистика, СМИ.

В научный обиход термин «этика» ввёл Аристотель. Происходит он от греческого слова «этос», обозначавшего сначала место обитания, потом обычай и характер. Аристотель образовал от него слово «этический», чтобы выделить в отдельный класс качества характера человека. Эти качества отличались от качеств ума и «проявлений телесной природы» [1]. Со временем термин приобретал дополнительные значения, расширялся. К нему добавились «мораль» и «нравственность».

Понятие «этика» рассматривается в различных науках и словарях под разными углами зрения. В частности, Философский энциклопедический словарь 1983 года определяет этику как «философскую науку, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфичное явление общественной жизни» [2]. Философский энциклопедический словарь 2004 года толкует этику как «науку о морали» [1]. Такой же словарь, но 2010 года: «Этика – учение о нравственности и морали» [1].

Толковый словарь Ушакова даёт два толкования термина «этика»:

«1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии» [3].

Немного иначе толкует это понятие «Словарь иностранных слов: «Этика – это:

– совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде; учение о морали, нравственности;

– система норм, мораль какой-либо общественной группы или профессии»[4].

В каждом определении упоминаются мораль и нравственность. Эти понятия очень близки по значению. Слово «этика», как уже говорилось выше, с греческими корнями, «мораль» – с латинскими (шогаНв-нравственный), а «нравственность» (нрав) – с русскими. Несмотря на это, изначально их отождествляли. Со временем к каждому из них добавлялись новые значения, и слова стали отличаться, а потому приравнивать их перестали. Но в русском языке они остаются взаимозаменяемыми [1].

Однако понятия «мораль» и «нравственность» тяжело отличить друг от друга. Гегель разграничивал их так: мораль – «то, какими видятся поступки в оценках индивида», а нравственность – «то, какими на самом деле являются поступки в реальном опыте» [5, с. 10].

То есть философские словари, рассматривая этику в узкой области – философии, дают термину одно определение: наука, учение о морали. Толковые словари и словари иностранных слов дают уже два определения этике:

– учение о морали;

– свод норм и правил. При этом этика тесно связана с моралью и нравственностью.

Таким образом, этика – это:

– наука о том, как должен поступать человек;

– правила и нормы нравственности;

– способ контроля поведения человека.

Понятие «профессиональная этика»

рассматривается в Словаре по этике как «кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности» [6].

В Психологической энциклопедии этика понимается как «совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение» [7].

Д.С. Авраамов в «Профессиональной этике журналиста» пишет: «Профессиональная этика – наука, изучающая профессиональную специфику морали» [8, с. 3].

Ьетально вопрос о том, что такое профессиональная этика, как она возникла и развилась до современного состояния, рассматривает Г.В. Лазутина в книге «Профессиональная этика журналиста». Галина Викторовна считает, что профессиональная этика на ранних этапах своего развития была формирующейся групповой моралью профессиональных содружеств [9, с. 27]. Однако она говорит и том, что мораль не сразу имела профессиональную направленность. Первый шаг формирования именно профессиональной направленности морали был сделан обществом в момент, когда в его жизнедеятельности обозначились три сферы: «сфера труда, сфера быта и сфера “гражданских отношений» [9, с. 28]. Такое разделение потребовало и разного проявления морали в каждой из сфер. Этот процесс длился веками, в сознании людей формировались определённые поведенческие установки, которые потом приняли форму традиций и обычаев быта, труда и гражданских отношений. С течением времени эти моральные установки дополнялись критериями к ним, моделями и эталонами поведения,

фиксировались. Так зарождались бытовая, трудовая и гражданская мораль.

Человек постепенно осваивал новые территории, менял среду обитания и соответственно менял модели поведения. Моральные установки тоже менялись, и появлялись новые стороны отношения к труду. С дальнейшим развитием общества специализация труда становилась всё яснее. А ко времени активного развития промышленности неизбежными стали уже сформированные профессии, список которых обновлялся постоянно. «Историки – пишет Г.В. Лазутина, – связывают данный процесс с формированием капиталистических отношений» [9, с. 35]. То есть к тому моменту многие виды деятельности стояли на той ступени своего развития, где у них уже сформировались свои способы деятельности. Галина Викторовна уточняет, что понятие «способ деятельности» ввёл в науку философ Э.С. Маркарян. Он определил его так: «совокупность всех процессуально-инструментальных особенностей конкретного рода деятельности, задаваемых спецификой производимого ею продукта» [Цит. по 9, с. 35]. Из этого определения вытекает, что способу деятельности можно обучиться. А так как профессиональная подготовка граждан стала необходимостью, то по всему миру открылись специальные учебные заведения. Именно в этот период окончательно сформировалось понятие «профессия».

Неизбежным было и появление уставов профессий. Именно они являлись отражением моральных установок профессии. Это своего рода правила поведения специалиста. Но бывают как технологические правила, так и стандарты поведения. Первые – «объективные закономерности дея-тельности»[9, с. 36], вторые – «субъективные проявления личности. они сообщают трудовым действиям нравственный смысл и указывают предпочтительный с точки зрения морали путь к результату» [9, с. 37].

Читайте также:
Учет начисления заработной платы

Так, существуют трудовая и профессиональная мораль. Трудовая действует в отношениях «индивид и общество», а профессиональная в отношениях «профес-

сиональная группа и общество». Вторая опирается на первую, но имеет существенные отличия. Профессиональная мораль ориентирует человека, даёт ему рекомендации по регулированию поведения на основе личного морального выбора. Так профессиональную мораль и этику определяет Г.В. Лазутина.

Журналистика относится к профессиям с особыми моральными нормами, так как она связана с «вторжением в судьбу и духовный мир человека» [8, с. 3]. По мнению Д.С. Авраамова, профессиональные аспекты журналистики почти всегда выступают как моральные и наоборот. Г.В. Лазутина объясняет особое место журналистики в социуме её парадоксальной природой: с одной стороны, журналистика связана с властью, а с другой стороны, независима от неё.

Если у журналистского труда есть особенности, то и у журналистской этики тоже. Д.С. Авраамов видит несколько особенностей журналистской этики. Во-первых, это характер труда. Журналистский труд творческий, а строгая регламентация такого труда невозможна. Во-вторых, это быстрые перемены в жизни. Они не позволяют стандартизировать методы журналистского труда и вносят элементы новации. В-третьих, стремительный научно-технический прогресс. Способы сбора, обработки, хранения и распространения информации меняются регулярно. Поэтому качество публикаций зависит от личных регуляторов журналиста: профессиональный долг и совесть. Самым простым примером является использование диктофонов, скрытых камер.

Д.С. Авраамов говорит и о том, что профессиональная этика часто не успевает осознать новые морально-

психологические ситуации, возникшие с прогрессом. Поэтому моральные кодексы постоянно дополняются новыми пунктами. И четвёртая особенность журналистской этики – свобода. Её природа такова, что в стране есть зависимые и независимые СМИ. Как известно, и Г.В. Лазутинаи, Д.С. Авраамов отмечают эту особенность, журналистика в России долгое время была

скована в своих действиях. И теперь, когда свобода стала возможной, нередким становится и злоупотребление ей. «Свобода -не только объективная возможность выбора, но и субъективная способность журналиста правильно его сделать»[8, с. 12].

Оба исследователя упоминают Кодекс профессиональной этики журналиста от 1991 года. В нём прописаны моральные принципы журналиста:

– уважение чести и достоинства личности;

– уважение общечеловеческих ценностей;

Со временем появились такие этические документы, как Кодекс профессиональной этики журналиста (1994), Хартия телерадиовещателей (1999), и другие. Во всех них присутствуют моральные принципы журналиста в том или ином виде.

Итак, основная особенность журналистского дела, а значит и журналистской этики, состоит в том, что это профессия связана с вторжением в духовный мир и судьбу человека. То есть с непосредственным и опосредованным контактом с людьми. А отсюда вытекают такие особенности, как социальная ответственность, уважение чести и достоинства, общечеловеческих ценностей и психология общения. Как можно заметить, большая часть этих особенностей являются и моральными принципами журналиста, прописанными в этических документах профессии. Но как пишет Д.С. Авраамов, и мы согласимся с ним, положения дублируют друг друга с небольшими дополнениями [8, с. 14-15]. А Г.В. Лазутина считает, что говорить о беспрекословном соблюдении этих документов «значит грешить против истины» [9, с. 72].

Существует еще один важный документ для журналиста: Конституция Российской Федерации. В ней прописаны права и свободы человека, которые обязан сохранять

журналист. Это право на свободу убеждений, мнений и их выражения, конфиденциальной информации и тайны, запрет на пропаганду насилия, расовой, национальной и религиозной дискриминации, право на свободу вероисповедания и идеологическое многообразие страны, право на свободу мысли и слова [10]. Эти принципы, свободы и права являются сущностью журналистской этики.

На основе сказанного можно заключить следующее. Этика – понятие многогранное. Это и наука о морали, и правила, нормы нравственности, и наука о том, как должен поступать человек, и даже способ контроля поведения человека. Понятие «этика» рассматривается в основном философией именно как наука о морали. Толковые словари, конечно, рассматривают понятие «этика» и как науку, и как нормы нравственности. Также этот термин тесно связан с понятиями нравственности и морали. Но мораль – это наше представление поступка, а нравственность – поступок в реальном опыте.

Профессиональная этика как понятие включает в себя нормы, регулирующие поведение человека в профессиональной деятельности. Однако, по мнению Д.С. Авраамова, это еще и наука, изучающая особенности морали той или иной профессии. О понятии профессиональной этики подробно пишет Г.В. Лазутина. Она видит истоки понятия еще во времени, когда оно существовало как зарождающаяся мораль трудовых содружеств. Завершение формирования профессий и появление та-

торовна относит к моменту появления специализированных учреждений для подготовки специалистов. Тогда же появляются и различные своды правил.

В журналистике, конечно, устав будет иметь особую форму, так как это профессия непосредственного и опосредованного контакта с людьми, вмешательства в их личную жизнь и судьбу. Д.С. Авраамов выделил следующие особенности профессии журналиста:

1. Творческий характер труда.

2. Скорые перемены в жизни.

3. Быстрый научно-технический прогресс.

4. Отношение к свободе.

Главная же особенность, по Г.В. Лазутиной, – это отношение к продукту труда, деятельности.

Особенности журналистского дела заключены в основном в Кодексах журналистской этики в виде основных принципов журналиста:

– уважение чести и достоинства личности;

– уважение общечеловеческих ценностей;

В соблюдении этих принципов, прав и свобод человека, прописанных в Конституции РФ, и заключается суть журналистской этики.

кого понятия, как профессия, Галина Вик-

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: «Изд-во Моск. ун-та», 1999. – 224 с.

2. Гусейнов А.А. Этика. Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: «Гардарика», 1998. – 208 с.

3. Конституция российской федерации. [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

4. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Аспект Пресс», 2011. – 224 с.

5. Профессиональная этика//Психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. http://www.dic.academic.ru.

6. Профессиональная этика//Словарь по этике. [Электронный ресурс]. http://www.dic.academic.ru.

7. Этика//Словарь иностранных слов.[Электронный ресурс]. http://www.dic.academic.ru.

8. Этика//Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. [Электронный ресурс]. http://www.dic.academic.ru.

9. Этика//Философия: Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс].http://www.dic.academic.ru.

10. Этика//Философский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. http://www.dic.academi с.т.

THE QUESTION OF ETHICS FOR PROFESSIONAL JOURNALIST

O.M. Kultysheva, doctor of philological sciences, associate professor A.G. Karataeva, student Nizhnevartovsk state university (Russia, Nizhnevartovsk)

Читайте также:
Увольнение при банкротстве предприятия

Abstract. The article examines certain aspects of the professional ethics of journalists: discusses the concepts of ethics, morality, morality, characterized by the notion of professional ethics, study the specifics of professional ethics of journalists. The theoretical basis for the work became philosophical, dictionaries, psychological encyclopedia, dictionary of foreign words, the Constitution of the Russian Federation, as well as the works of such contemporary scholars as D.S. Avraamov and G. V. Lazutina.

Keywords: ethics, journalist profession, journalism and media.

Журналистская этика

Вопросы, связанные с соблюдением профессиональной этики журналиста и применением её основных принципов, сейчас являются крайне актуальными. Служебная этика журналиста требует от работников в этой сфере соответствия крайне строгим требованиям, предусмотренным как международными нормативными документами, так и законодательством стран, в которых журналист ведет свою деятельность. А с учетом широкого охвата людей результатами деятельности специалистов этой профессии, ознакомиться с базовыми принципами и правилами журналистской этики будет полезно практически каждому человеку.

Журналистская этика — что это такое

Важность информации в современном обществе и ее влияние на все аспекты жизни человека трудно переоценить. Современная эпоха во многих научных работах называется информационной эрой — множество меняющих весь мир процессов происходят исключительно в информационном поле. И поэтому представители профессии журналиста сейчас являются крайне востребованными специалистами, способными влиять на тысячи и даже миллионы людей.

Именно от журналистов люди узнают новости. Именно на основании материалов, подготовленных журналистами, у людей формируется мнение о тех или иных событиях. И именно журналисты освещают все самые актуальные процессы во всех сферах жизни. Учитывая столь масштабный спектр возможного влияния журналистики на человеческое общество, специфику самой профессии и законодательные нормативы, можно понять, почему и зачем сформировалась профессиональная этика журналиста.

Но что это такое — журналистская этика? Так называется целый комплекс моральных и нравственных правил, принципов и норм, которым должен соответствовать каждый представитель профессии журналиста. При этом, что характерно, большая часть этических принципов не имеет формального правового регулирования, и является лишь общими нематериальными критериями соответствия самого журналиста его званию и статусу.

Как и другие виды профессиональной этики, журналистская этика формируется под воздействием двух основных сил. С одной стороны, на ее формирование влияют действующие непосредственно в обществе моральные, нравственные и этические нормы. С другой стороны — она формируется под воздействием непосредственно самого сообщества журналистов, с учетом всех особенностей, нюансов и специфики самой профессии. Именно поэтому понятие журналистской этики, хоть и регламентируется на международном уровне, на практике остается гибким и видоизменяющимся. Ведь как принципы общественной нравственности и морали могут постепенно изменяться, так и профессиональное сообщество журналистов может развиваться и находить новые пути развития.

Зачем нужна журналистская этика

Конечно, чтобы лучше понимать базовые принципы функционирования журналистской этики, необходимо осознавать, зачем в целом она нужна современному обществу и непосредственно самим представителям рассматриваемой профессии. Несмотря на то, что в разных странах мира действуют различные стандарты журналистики и имеются разные общие моральные и нравственные принципы, базовые задачи служебной этики журналиста практически всегда выглядят следующим образом:

Обеспечение доступа к правдивой информации. Одна из основополагающих задач журналистской этики — это формирование такого профессионального сообщества журналистов, которое было бы заинтересовано в наиболее полном, быстром и правдивом донесении информации до общества. И именно этика рассматривает важность этого аспекта ведения журналистской деятельности.

  • Регулирование конфликта интересов общества и журналистов. Большинство СМИ в целом и журналистов в частности заинтересованы в публикации контента, который будет привлекать читателей. Общество же заинтересовано в потреблении правдивого контента. При этом куда легче привлечь внимание читателей и зрителей эпатажным, и совершенно не обязательно правдивым репортажем, в то время как объективные и честные новости будут попросту неинтересны многим потребителям. Журналистская этика регламентирует в том числе и этот базовый конфликт общества и журналистики.
  • Создание положительного имиджа профессии журналиста. За счет существования определенных этических стандартов и стремления многих журналистов им соответствовать, в обществе создается положительный образ журналиста. Нарушение же принципов этики или их игнорирование ведет к ухудшению общественного отношения как к отдельным журналистам, так и к журналистике и СМИ в целом, с чем пытается бороться профессиональная этика.
  • Улучшение профессиональной коммуникации в среде журналистов. Нормативы журналистской этики также регулируют особенности взаимодействия журналистов друг с другом и порядок взаимного освещения тех или иных сведений, что обеспечивает здоровую конкуренцию и способствует общему развитию журналистского сообщества и средств массовой информации.
  • Способствование формированию единых стандартов информирования. Журналистская этика поощряет взаимодействие, стандартизацию и выработку общих, универсальных подходов, которые могли бы использоваться при освещении тех или иных событий.
  • Предотвращение манипуляций общественным мнением. Это одна из ключевых задач служебной этики журналиста — ведь возможные злоупотребления со стороны средств массовой информации неоднократно приводили к международным скандалам или даже общественным волнениям, которые в итоге могли привести к человеческим жертвам в огромных масштабах.
  • Обеспечение дополнительного ценза для потенциальных репортеров. Журналистская этика задает определенную высокую планку как по отношению личностных качеств, так и профессиональных навыков, которыми должен обладать настоящий журналист. Все это способствует более эффективному отбору кандидатов на должность журналиста, и, как следствие — к повышению качества всей журналистики в целом.
  • Базовые принципы профессиональной этики журналиста

    Как уже упоминалось ранее, конкретные принципы ведения журналистской деятельности во многом зависят от того, каковы моральные и нравственные принципы и устои общества, в котором журналист или СМИ ведут свою деятельность. Так, этика современной российской журналистики во многом отличается от этики журналистики США или Китая. Однако, есть ряд базовых этических принципов, которые как минимум на словах разделяются большинством современных средств массовой информации и журналистов. Выглядят они следующим образом:

    • Объективность. Журналист в своей деятельности должен подавать информацию правдиво, честно и объективно, сообщая о фактических событиях и не допускать какого-либо искажения фактов или предоставления непроверенной информации, не соответствующей действительности.
    • Право на информацию. Журналистика должна обеспечивать равный доступ всех людей к информации, быть свободной и доступной для каждого, а не являться закрытой или не предоставляющей возможности репрезентации определенным группам населения.
    • Социальная ответственность. Каждый журналист должен осознавать, что предоставляемая им информация может повлиять на действия людей, их взгляды и развитие общества в целом, и не должен допускать заявлений, которые смогли бы нанести кому-то неоправданный и значительный вред.
    • Независимость. Согласно этому принципу, журналистика должна быть независимой и работать в интересах всего общества в целом, а не определенных конкретных лиц или социальных групп, продвигая необходимую им информацию. В том числе в качестве базового принципа журналистики декларируется ее независимость и от государства.
    • Уважение к частной жизни. Деятельность журналиста не должна затрагивать вопросы частной и личной жизни людей и вовлекать их в репортажи без их желания или как минимум информирования о материалах.
    • Равенство и справедливость. Журналисты не должны допускать какой-либо дискриминации в своей работе и не имеют права подавать информацию так, чтобы она способствовала усилению или одобрению дискриминации.
    Читайте также:
    Сверхурочная работа: сколько часов, порядок привлечения

    Законодательство, регулирующее служебную этику журналиста

    Как уже упоминалось ранее, существует значительное количество международных нормативов, направленных на формирование и поддержание определенных принципов журналистской этики. В частности, международными документами мирового уровня, регламентирующими журналистскую деятельность, можно назвать:

    Всеобщую декларацию прав человека.

  • Пакт о гражданских и политических правах.
  • Европейскую конвенцию о защите прав и свобод.
  • Акт ЮНЕСКО об основных принципах вклада СМИ в укрепление мира.
  • Международный кодекс журналистской этики, принятый в Праге в 1983 году.
  • Кроме международных нормативов, во многих странах действуют свои журналистские кодексы этики, регулирующие деятельность СМИ на их территории. При этом такие кодексы могут учитывать особенности социально-культурного развития страны, общественной нравственности и морали в них. Например, в арабских странах уважение к исламу является неотъемлемой чертой профессиональной этики каждого журналиста.

    Более того — дополнительные этические нормы могут устанавливаться также на уровне каждого отдельного средства массовой информации в его нормативных документах и актах. В таком случае, журналисту необходимо также следовать и их положениям, чтобы полностью соответствовать своей занимаемой должности и не подвергаться дисциплинарным взысканиям со стороны работодателя.

    Наиболее распространенные нарушения журналистской этики и их последствия

    К сожалению, в современном мире все чаще информация становится инструментом пропаганды и фактически оружием в руках тех или иных государств, политических сил или даже корпораций. Поэтому уже неоднократно в обществе поднимаются вопросы необходимости регламентирования журналистской этики в новом формате. При этом взгляды на журналистское общество и его этику декларируются во многих случаях прямо противоположные. Например, определённая часть журналистов считает, что журналистика должна служить в первую очередь интересам государства и его граждан, а объективность является лишним критерием, злоупотребление которым может лишь навредить.

    В то же время другие страны, компании и корпорации устанавливают дополнительные требования к журналистике. Например, в социальной сети Facebook регулярно внедряются новые алгоритмы, способствующие поиску дезинформации и опровержения ложных сведений, встречающихся в современной журналистике все чаще.

    И если значительная часть нарушений журналистской этики сейчас связана с чьими-то корыстными интересами и лоббированием их путем использования средств массовой информации, не меньшее количество неэтичных методов подачи материала применяется сугубо самими журналистами в погоне за потребителями. Это — так называемая «желтая пресса», которая оперирует манипулятивными заголовками, привлекающими внимание, оперирует неправдивыми фактами, с целью вызвать эмоции у читателя и в целом не предоставляет никаких реально проверяемых и полезных данных.

    ” . $title . “

    Поговорим об этике журналиста

    Как правильно изучать профессиональную этику журналиста — как свод корпоративных, благопристойно выглядящих заявлений о СМИ или как объективное проявление их сущности?

    Разговор со студентами — будущими журналистами — о профессиональной этике, при всей «разработанности» в учебно-методической литературе этой темы, казалось бы, не должен вызывать никаких вопросов, а тем более сомнений. Ознакомление с международными, национальными и даже региональными документами, регулирующими эту важнейшую сторону деятельности журналиста, должно создавать уверенность полного благополучия в этом вопросе. Сопоставительный анализ кодексов журналистской и других профессий, деклараций об этике их профессиональной деятельности и подобных им документов позволяет студентам делать вывод: «Да это же просто перечисление нравственных основ воспитанного человека, независящих от характера его деятельности!». Задают вопрос: «А чем специфика профессиональной порядочности журналиста отличается от порядочности, например, инженера? Так, может быть, разработать этакий «типовой» этический кодекс гражданина РФ, вписав в него некую (объективную или надуманную) специфику этики профессии? Может быть, реанимировать что-то вроде «Морального кодекса строителя коммунизма»?

    Уже после первой практики студенты недоумевают: «Есть кодекс декларируемый, а есть установка работодателя, владельца. И практическая этика в том, что надо делать то, за что платят». В результате вывод: «если есть в обществе общая культура — будет и профессиональная (в любой профессии) и культура, и этика. Разве адекватный человек (а журналист, тем более) не понимает, что тайно включать диктофон, не спросив разрешения у интервьюируемого, — это не порядочно?».

    Одной из причин неопределённости с профессиональной этикой, на наш взгляд, является повсеместно бытующее определение журналистики: «общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации» (Большая Советская Энциклопедия).Но эта «деятельность» характерна для многих профессий. К слову, подразделения «медицинской статистики» любой поликлиники занимаются тем же. И информация у них социально весьма значима.

    За тысячи лет никто не пытался дать иное определение окружности на плоскости. Историки науки утверждают, что оно восходит ещё к древним шумерам, геометрию которых Эвклид изучал по их источникам, попавшим позднее к египетским жрецам. В гуманитарных же науках сложнее. Гегель отмечал: «…чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Это, видимо, относится и к журналистике. «Нельзя внести точность в рассуждение, если она сначала не введена в определение», — это уже заметил английский астроном Джон Гершель. Философия, которая частными задачами не занимается, требует наиболее общих определений, которые сохранялись бы долгое время. Дать такое определение журналистике трудно, поскольку в различные исторические периоды определение ее может меняться. В этом случае мы предлагаем такое определение журналистики: «исторически складывающийся институт общества, призванный удовлетворять его информационные потребности с целью совершенствования его социального устройства». Здесь мы не отказываемся от существующего в науке принципа фальсифицируемости — права выдвигаемого предложения быть опровергнутым в интересах истины. Мы беседуем на семинарах о том, что само определение журналистики должно отражать ее этические аспекты. Этический аспект в предлагаемом определении заключается в том, что мы говорим о совершенствовании социального устройства не отдельных групп общества, а всего общества. В противном случае мы бы усиливали процесс расслоения общества и появления сложных противоречий между отдельными его группами.

    Из чего мы исходим в разговоре со студентами о профессиональной журналистской этике? Прежде всего из того, что журналистика — часть культуры этноса. Уже первые люди на Земле (в соответствии с принципом комплиментарности по Л.Н. Гумилёву) стали обмениваться значимой информацией, формируя основы взаимоотношений при этом обмене. Появилась культура, этика общения. Культура каждого этноса формировала будущую, именно ему присущую систему коммуникации. Исходя из этого, мы можем понять индивидуальность профессиональной этики современных, скажем, японских СМИ. И мы на семинарах обсуждаем, например, такие вопросы:

    Читайте также:
    Заявление на отпуск с последующим увольнением: образец

    Особенности общей культуры и профессиональной журналистской этики в СМИ Японии и Англии;

    Этнические корни культуры и профессиональной этики;

    Этика — одна из первых проблем философии;

    «Никомахова этика» только для Никомаха?;

    Нравственный императив Канта и связь его со всеобщим — «звездным небом надо мной».

    В ряде работ, касающихся профессиональной этики журналиста, синонимизируются понятия «нравственность» и «мораль». Мы считаем эти понятия принципиально разными. Нравственность — категория историческая, консервативная, реагирующая на изменяющиеся условия не всегда синхронно с ними. Нравственность выражает систему наиболее оптимальных и приемлемых для конкретного этноса и времени его развития форм общения. Характерная для России устойчивая нравственность «западные ценности» принимает не сразу. Да, это ценности, как замечал А.А. Зиновьев, но это чужие ценности. Они не хорошие и не плохие. Они — другие. И нравственность это «понимает». Нравственность — это «снизу», от наших корней. А мораль — это «сверху». Мораль может диаметрально поменяться в одночасье. Да и не только мораль, но и всё написанное и сказанное в соответствии с ней. Мораль — это, всё-таки, инструмент регулирования отношений государства с обществом. Государству (и это совершенно объективно) необходимо определённое в каждый исторический момент настроение и поведение общества (вспомним тот же «Моральный кодекс строителя коммунизма», призывы к знаменательным датам, лозунги и тому подобное). Если предписанная мораль не срабатывает, принимаются соответствующие законы (одним словом, «Жезлом правит, чтоб вправо шёл…»). Нужно сказать, что обсуждение этих и подобных им тем на семинарах (а иногда и на лекциях по мере появления вопросов и желания немедленно высказаться) вызывает не только теоретический, но и практический интерес у студентов.

    Что делать — создавать некие «правильные» законы журналисткой этики или видеть в культуре этноса естественно продолжающие формироваться в новых исторических условиях, созвучные с историческими традициями нравственные устои, приемлемые для журналистской практики нашего времени? Где мы рассуждаем в унисон с объективными законами, а где начинаем, как говорится, «играть поперёк нот»? Ощущение объективности, созвучия с законами Природы должно всегда сопровождать рассуждения (а потом и практические действия) студентов.

    В то время, когда наша современная журналистика переживает небывалый кризис, когда, как говорит Я.Н. Засурский, «…этических норм, как правило, для многих журналистов вообще не существует», возможно, и следует в рассуждениях о методологии преподавания журналистской этики исходить не из добрых рассуждений о том, как «должно быть», а из трезвых — о том, как оно есть на самом деле.

    Если мы говорим о теории этики, то следует начинать с ее этнических корней, изучать свойственные ей в различные исторические периоды закономерности, ибо теория и есть отражение закономерностей, а основное свойство всякой теории — ее предсказательность. Мы должны уметь рассуждать со студентами о будущем журналистской профессиональной этики. В принципе, в точке бифуркации есть бесконечное множество вариантов развития. Нужно найти наиболее оптимальный. И у студентов бывает множество мнений по этому вопросу — от мрачного пессимизма до, у немногих, безудержного оптимизма.

    Введение

    Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью.

    Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

    Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

    В курсе теории журналистики представлены определённые этические (нравственные) нормы, которые являться «ориентиром» для практической журналистской деятельности. Обязанность журналиста за соблюдение этических норм можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже – профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимает производно-этические принципы, в которых отражены требование к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, т.е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности журналиста.

    «Профессиональная этика журналиста»

    Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

    Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всём. Одной из таких профессий является журналистика.

    Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

    В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правел достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в «неписанных», либо в разработанных журналистскими организациями «писанных» кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведётся, как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» – это совесть журналиста, (если она есть) которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. «Извне» действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

    Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

    Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:

    соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,

    выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;

    запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;

    выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.

    Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

    Читайте также:
    Заявление на административный отпуск: образец

    Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:

    1. «Журналист – аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.

    2. «Журналист – источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.

    3. «Журналист – персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.

    Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».

    4. «Журналист – автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.

    При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.

    Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.

    5. «Журналист – редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.

    6. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

    При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.

    Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.

    Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

    В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

    Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это действительно так) помогая нравственному просвещению общества.

    Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

    При оценке явлений действительности журналисты – создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент.

    Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.

    Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее – перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.

    В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.

    Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии.

    Лекция 16. Профессиональная этика журналиста

    Этика (от греч. “etos” – “обычай”) – наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (от лат. “mores” – “нравы”).

    Профессиональная этика – наука, изучающая профессиональную специфику морали. “Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми этическими принципами”[9].

    Профессиональная этика журналиста – “это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналистов”.[10]

    Пожалуй, никогда еще в России, как за последние несколько лет, не велось столько горячих споров о профессиональной этике работников масс-медиа. В дискуссиях принимают деятельное участие и теоретики журналистики, и журналисты практики. И никогда еще благородные устремления по выработке нравственного кодекса профессионалов СМИ не были так далеки от истинного положения вещей.

    Во-первых, на ситуацию в СМИ влияет смена поколений. Вместо журналистов старой, еще советской закалки, приходят молодые, свободные не только от груза идеологической цензуры, но и от нравственных принципов, элементарных профессиональных навыков. Во-вторых, тотальное безденежье толкает СМИ на “политическую панель”, заставляет обслуживать интересы «хозяев» – политизированного капитала или местных администраций. А эти структуры в борьбе за власть не гнушаются никакими методами, делая СМИ главным орудием в своих грязных побоищах за власть. При таких обстоятельствах на ниве журналистики плодятся высокооплачиваемые телекиллеры и прочие писаки-гробовщики.

    Объективный взгляд представлен в выступлении американской исследовательницы Э. Олсон на международной конференции “Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России”. Американка выделяет болевые точки российской журналистики в сфере профессиональной этики. Журналистика исключительно ради выгоды: упор на скандалы, сенсационность преступлений, активное преследование целей желтой бульварной прессы. Мнение, что заработать деньги важнее, чем донести до читателей информацию о мерах безопасности, о том, что делается в правительстве, желание преподнести скандальные факты вместо того, чтобы подавлять скандалы. Использование официальной информации и нежелание отступить от официальной картины событий. Стремление оказать влияние на людей, обладающих властью или деньгами, взывать в качестве миротворцев или просителей к местным государственным органам, контролирующим доступ к общественным фондам. Отсутствие заинтересованности в доверии читателей. Частое использование псевдонимов или практика публикации материалов под разными именами в разных газетах того же города или области. Широкое участие газетных корреспондентов в составлении рекламных материалов для коммерческих или политических рекламодателей.[11]

    Читайте также:
    Формула выработки на одного работника, расчет выработки на 1 работника

    Первый в отечественной истории Кодекс профессиональной этики советского журналиста был принят в 1989 году. Позднее, в 1994 году группа ведущих сотрудников московских СМИ подписала Хартию московских журналистов. Ее появление подтолкнуло Союз журналистов России составить Кодекс профессиональной этики, который вступил в силу 23 июня 1994 года.

    Практически не один фундаментальный труд по теории журналистики и журналистскому мастерству не обходится без главы, посвященной профессиональной этике работника СМИ. Каких-либо концептуальных различий по вопросам этики у авторов не возникает. Как правило, они говорят о различных уровнях, на которых действуют правила журналистской этики, закрепленные в тех или иных этических конвенциях. Е. Прохоров ведет речь о сферах отношений “журналист – аудитория”, “журналист – источник информации”, “журналист – персонаж”, “журналист – автор”, “журналист – редакционный коллектив”, “журналист – коллеги”[12]. В. Ворошилов подразделяет вышеназванные уровни на две группы. Отношения журналиста с аудиторией, источником информации и персонажем связаны с его деятельностью в социальной среде и относятся к профессиональной этике; остальные связаны с его поведением в журналистской среде и относятся к служебной этике.[13] Г. Лазутина справедливо на наш взгляд объединяет сферы “журналист – коллеги” и “журналист – редакционный коллектив” в одну, и добавляет такую важную сферу как “журналист – власть”.[14]

    Рассмотрим, какие этические нормы журналист должен соблюдать на каждом из этих уровней.

    “Журналист – аудитория”.

    1. Всемерно защищать свободу слова как одно из неотъемлемых прав человека и всеобщее благо.

    2. Уважать право людей знать правду, своевременно предоставлять им объективную и верную информацию, четко отделять факты от мнений, противодействовать дезинформации и сокрытию информации.

    3. Помогать людям свободно выражать свое мнение через СМИ.

    4. Уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, не допускать в своих материалах смакования подробностей преступлений, потворства низменным инстинктам, оскорблений религиозных, национальных или нравственных чувств человека.

    5. Укреплять доверие людей к СМИ: не допускать намеренного манипулирования сознанием аудитории, предоставлять возможность ответа на критику, публично принимать критику в свой адрес.

    “Журналист – источник информации”.

    1. Использовать законные методы получения информации. Применять методы «скрытой камеры» или нелегального получения документов только в исключительных случаях, когда возникает серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей.

    2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении информации, не оказывать давления, за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию обусловлена Законом.

    3. Указывать источник информации за исключением тех случаев, когда есть серьезные основания сохранять его в тайне.

    4. Сохранять профессиональную тайну относительно источника информации

    5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу не разглашать определенные сведения.

    “Журналист – герои”.

    1. Заботиться о непредвзятости публикаций, избирая в качестве персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть истолкованы как корыстные.

    2. Уважать своего героя как личность, проявляя в ходе общения с ним корректность и выдержку.

    3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (исключения – герой является публичной персоной, и его частная жизнь вызывает общественный интерес)

    4. Не искажать в материале жизнь героя

    5. Воздерживаться в материале от заявлений и намеков, унижающих героя, а именно: по поводу расы, национальности, болезней и физических недостатков, от иронического обыгрывания имени, фамилии, деталей внешности, от упоминания о нем как преступнике, если это не установлено судом.

    “Журналист – автор”.

    1. Ориентироваться на добровольность сотрудничества, избегать «заавторства».

    2. Стремиться сохранить авторское своеобразие текста, не допускать «вкусовой правки».

    3. Согласовывать с автором все изменения в его материале.

    4. Тщательно аргументировать отказ в публикации.

    5. Не заимствовать у авторов идей, фактов, не навязывать своего соавторства.

    “Журналист – коллеги”.

    1. Уважать общность интересов и целей журналистского сообщества, предпочитая их целям политических партий или общественных организаций

    2. Заботиться о престиже профессии, не допускать уголовно наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, не использовать служебное положение в личных целях, не писать заказных статей.

    3. Приходить на помощь коллегам, особенно в случае нарушения кем-либо их профессиональных прав.

    4. Уважать авторские права коллег.

    5. Уважать право коллег на мотивированный отказ от выполнения задания.

    “Журналист – власть”.

    1. Проявлять уважение к власти

    2. Оказывать информационную поддержку властным институтам, обеспечивать прямую и обратную связь с народом.

    3. Отстаивать право журналистов на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля за деятельностью властных структур.

    4. Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур.

    5. Разоблачать злоупотребления и проступки должностных лиц, работающих во властных структурах.

    6. Опровергать фактами не соответствующие действительности заявления политиков и чиновников.

    7. Заботиться о критике и доказательности критики властных структур.

    В заключение хотелось бы процитировать высказывание А. Симонова в бытность его председателем Фонда защиты гласности: “Если кодекс вашей компании будет заключаться всего в двух словах: “Не врать”, я скажу, что это очень трудный, но замечательный кодекс…, что вы осмысленно, жестко и четко подошли к выполнению своей журналистской задачи, поставили себе невероятно высокую этическую планку… а если вы сможете это требование к себе хотя бы отчасти выполнять, так я буду просто вами восхищаться.”[15]

    Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 848 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    Профессиональная этика в журналистской профессии регулирует нравственные аспекты деятельности по сбору, обработке и донесению информации до численно больших групп граждан. У исследователей нет единства во взглядах на происхождение и «возраст» профессиональной этики в журналистике. И.А. Кумылгановасчитает, что это понятие возникало закономерно вместе с появлением журналистики. Д.С. Авраамовполагает, что развитие профессиональная морали невозможно без большого количества представителей данной профессии, а это стало наблюдаться только во второй половине XIX века. Г.В. Лазутина утверждает, что «возраст» профессиональной этики журналиста не является чем-то определенным, так как она, хотя и оформилась только в XIX столетии, значительно раньше аккумулировала важные достижения в профессионально-этическом осмыслении[4].

    В качестве одного из ранних проявлений профессионально-этичес-ких отношений в европейской журналистике К.Н. Назаретян приводит следующее: «Например, один из создателей современной журналистики, основатель французской газеты La Gazette (первый номер вышел в 1631 г.) Теофраст Ренодо в обращении к читателям говорил о трудностях, с которыми ему предстоит столкнуться, и обещал быть точным и правдивым
    в своих сообщениях. Не осталась в стороне от западных тенденций и Россия. В середине XVIII в. М.В. Ломоносов написал работу под названием «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии»[5].

    Читайте также:
    Тестирование при приеме на работу - примеры тестов, порядок назначения

    Основой для развития профессиональной этики журналистав Европе и США послужили либертарианские идеи Дж. Мильтона, Дж.Ст. Милля, Т.Джефферсона, утверждавшие общечеловеческие принципы морали: уважение чести и достоинства, признание совершенных ошибок, стремление сообщать правду, отсутствие взяточничества. Этипринципы легли в основу первых этических документов относительно профессиональной этики журналиста. Для ее развития необходимо, чтобы данная профессия стала если не массовой, то хотя бы достаточно распространенной, что находится в тесной взаимосвязи с ростом числа средств массовой информации(СМИ), их институализацией, качественно новым отношением населения – целевой аудитории изданий – к получению информации и к системе паблисити.

    Как отмечалось выше, выстраивание системы профессионально-этических принципов, норм и способов саморегуляции знаменует собой «зрелость» профессионального сообщества, когда осмысление им статуса и социального назначения своей деятельности превращается в добровольный, осознанный, комплексный и систематизированный процесс. Кроме того, профессиональной этике присущ кодификационный, документированный характер, включающий в себя и попытки научного ви́дения проблемы. Однако все эти качества сформировались в журналистском сообществе лишь к концу XIX века, когда взаимодействия между журналистами и владельцами СМИ, с одной стороны, журналистами и общественностью, с другой, стали носить противоречивый,
    и при этом коллизионный неспорадический характер.

    Считается, что профессиональная этика журналиста в Европе
    и США возникла из либерализма и либертарианской концепции прессы, предложившей целевой аудитории совместный поиск системы ценностей и норм, в рамках которого журналист должен обладать независимостью и ответственностью. Поэтому к концу XIX века утверждаетсянеобходимость в кодификации принципов работы журналиста, его аксиологических и деонтологических ориентиров, а также институализации сообществ, которые работали над данными процессами (так, например, в 1889 году У.С. Лилли опубликовал научную статью под названием «Журналистская этика»). К началу ХХ столетия в журналистском сообществе были сформированы предпосылки для создания системы профессионально-этических регуляторов.

    Таким образом, первым этапом развития профессиональной этики журналиста является период 1910-1930-х годов. Мировая история журналистики свидетельствует: ранняя кодификация профессионально-этических норм осуществилась в США, когда канзасская ассоциация редакторов приняла свой кодекс (1910 год), и во Франции, когда Национальный союз журналистовсоздал«Хартию долга» (1918 год). В Швеции в 1916 году создается первый совет по прессе, функционал которого предполагает разрешение конфликтов между журналистами и издателями, а также между журналистами и рядовыми гражданами.

    В 1920-х годах в США в научной и публицистической литературе, в частности, «Журналистской этике» Н. Коуфорда, «Газетной этике»
    В. Гиббонса, «Совести газет» Л. Флинта и др., поднимались вопросы о системе этических ценностей в журналистике, в которой приоритет авторами был отдан свободе слова и свободе прессы. Начинают проводиться международные совещания журналистов, возникают профессионально-этческие кодексы – как международные, так и национальные кодексов в разных странах мира (например, национальный этический кодекс СМИ в США появился в 1923 году). В некоторых японских газетах в этот же период появляются комитеты по анализу качественного состояния прессы и приему жалоб от читателей. Так было положено начало института ньюз-омбудсмена– специалиста, разбирающего претензии общественности к той или иной публикации.

    В 1926 году были основаны Межамериканская ассоциация прессы (IAPA) и Международная федерация журналистов (IFJ, МФЖ) со штаб-квартирой в Брюсселе. МФЖ «является самой авторитетной организацией в области журналистики», она «объединила журналистские союзы более чем 90 стран мира»[6]. Лигой Наций была принята «Международная конвенция об использовании вещания в целях мира» в 1936 году
    в Женеве. В 1939 г. МФЖ также опубликовала свой кодекс.

    После Второй мировой войны начинается второй этап развития журналистской морали: создается Международная организация журналистов (МОЖ) (1946 год), МФЖ принимает «Декларацию принципов поведения журналиста» (1954 год). В США в 1947 году комиссия под руководством Р. Хатчинса публикует доклад «Свободная и ответственная пресса», который лег в основу теории социальной ответственности прессы. Согласно ее положениям, журналист обязан представлять аудитории полную, всестороннюю и правдивую информацию о происходящем, выявляя в ней те или иныеобщественные ценности. Однако материалы доклада не нашли поддержки у медиасообщества США, усмотревшего в них попытку государства контролировать СМИ.

    В Европе в 1950-е годы продолжается институализация журналистских сообществ. Так, в 1953 г. начинает работу британский совет о прессе, который в дальнейшем неоднократно реорганизовывался.В 1990 годуон был преобразован в Комиссию по жалобам на прессу, которая в 2012 году была упразднена в связи со скандалами, вызванныминезаконными методами работы британских журналистов.

    В 1960-х годах профессионально-этическое регулирование в журналистском сообществе выходит на новый уровень. В прессе США, в частности в журнале «Эксквайр»,газетах «Вашингтон Пост» и «Нью-Йорк Таймз», в это время ведутся интенсивные дискуссии о необходимости работы в СМИ представителя читателей, общественного редактора. Так,
    в двух изданиях города Луисвилля в 1967 году появился ньюз-омбудсмен. В Швеции в 1969 году должность ньюз-омбудсменавключили в состав национального совета по прессе. В 1972 году газета «Торонто Стар»впервые ввела институт омбудсменов в Канаде.

    В 1970 году при участии представителей ряда европейских журналистских профсоюзов имеждународных организаций, в частности МФЖ и МОЖ (Международная организация журналистов), была принята Мюнхенская декларация. Ряд проектов реализуется под патронажем ЮНЕСКО – это, в частности, международная встреча на тему «Этические принципы журналистов и средств массовой информации» (1973 год), принятие «Декларации об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания,
    в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне» (1978 год). В 1983 году на IV Консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в Праге и в Париже, были приняты «Международные принципы профессиональной этики журналистов».

    Третьим этапом развитияжурналистской этики является период конца 1980-х – начала 2000-х годов, который характеризуется появлением новых этических кодексов в странах Восточной Европы и Азии. Например, в 1994 годусъезд Союза журналистов Болгарии принимает «Этические нормы журналистики», а Национальный союз журналистов Венгрии формулирует «Этический кодекс журналистов».Профессионально-этическое регулирование затрагивает журналистику в России, Армении, Белоруссии, Азербайджане и других странах. Кроме того, претерпевают определенные изменения национальные этические кодексы ряда стран.

    Последнее 20 лет стали этапом интенсивного развития профессиональной этики в журналистских сообществах многих стран. Созданы
    и оформлены такие механизмы этического саморегулирования, как кодексы и декларации, деятельность ньюз-омбудсменов, работа советов (коллегий, комитетов и т.д.) по прессе. Вместе с тем наметился пересмотр подходов к этическому регулированию, связанный с появлением новых медиа и с гражданской журналистикой.

    Читайте также:
    Заявление на отгул в счет отпуска на 1 день

    Развитие журналистской этики в России имело свои особенности. Ей был дан весьма эффективный «старт» в виде упомянутых выше «Рассуждений» М.В. Ломоносова: «для того времени это был существенный вклад в осмысление СМИ в принципе. Несмотря на всю неоднозначность работы, сложно удержаться от соблазна назвать ее первым в мире этическим кодексом журналиста»[7].

    Конец XIX – начало XX века является временем, когда и журналисты, и лидеры общественного мнения в России начинают поднимать вопросы о профессиональной ответственности и поведении журналиста. Профессиональная этика советской журналистики до середины ХХ века не могла развиваться в контексте дискуссий и разработок журналистов других стран, поскольку была приравнена к партийной. Тем не менее
    ив рамках ее советского этапа отечественной журналистики существуют конкретные достижения. Так, на I Всесоюзном съезде советских журналистов, состоявшемся в Москве 1959 году, было принято решении о создании Союза журналистов СССР, который впоследствии вошел
    в Международную организацию журналистов. При участии советских специалистов разрабатывались Международные принципы профессиональной этики журналиста. СССР принимал активное участие в деятельности ЮНЕСКО. Научное обоснование профессионально-этичес-кой регуляции в СССР в 1970-е годы присутствует в работах Р.Г. Бухарцева «Вопросы профессиональной этики журналиста», В.М. Теплюка «Журналист и источники информации: этические проблемы творческой деятельности журналиста».

    Самым интенсивным этапом развития журналистской этики в России стал постперестроечный период. В 1990 году был принят «Закон
    о печати и ликвидации цензуры», в 1991 году – первый и последний Кодекс профессиональной этики журналиста СССР. После принятия Закона РФ «О средствах массовой информации» (1991 года) создаются такие механизмы этической саморегуляции журналистов, как «Кодекс профессиональной этики журналиста» (1991 год), «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 год), «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 год), «Хартия телерадиовещателей» (1999 год). В конце 1990-х годов выходят значимые работы «Профессиональная этика журналиста» Д.С. Аврамова (1999 год), «Профессиональная этика журналиста» Г.В. Лазутиной, «Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт)» А.А. Короченского. Различные аспекты профессиональной этики журналиста затрагиваются такими авторами, как С.М. Виноградова, В.М. Горохов, И.М. Дзялошинский, Я.Н. Засурский, В.И. Коньков, Б.Я. Мисонжников, Е.П. Прохоров, В.А. Сидоров, А.А. Тертычный и другими.

    Новый виток в исследовании журналистской этики происходит
    в начале XXI века в связи с активным участием пользователей Интернета в создании новостного контента и усилением роли корпоративных этических регуляторов. Сейчас интенсивные научно-исследовательские поиски ведутся именно в данных направлениях.

    Отметим, что кроме термина «профессиональная этика журналиста» в учебной и научной литературе, а также в высказываниях профессионалов-практиков можно встретить термины «этика СМИ» и «медийная этика»: «В первую очередь этика средств массовой информации является описательной формой этики. Она описывает поведение человека в медийных условиях. Она не дает ответа на вопрос, что мы должны делать
    с учетом новых, изменившихся условий деятельности, а скорее, подсказывает то, на что мы должны обращать внимание, действуя в измененных медийных условиях. Таким образом, она не учреждает нормы, а обостряет чувство ответственности. В этом отношении, этика средств массовой информации служит, прежде всего, обострению собственного потенциала ответственности»[8]. В корпус этики СМИ, таким образом, может входить не только профессиональная этика журналиста, но и научная этика, этика бизнеса, педагогическая этика и т.д. В рамках медийной этикипроисходит нравственное осмысление человеком и обществом деятельности всех каналов информации, куда, при широком понимании, входят не только СМИ, но и социальные медиа, кино, театр, любой арт-ивент.

    Контрольные вопросы

    1. Становление профессиональной этики журналистов: история вопроса.

    2. Этапы развития профессиональной этики в журналистике. Эволюция профессионально-этических взглядов журналистов.

    3. Профессиональные ассоциации журналистов: возникновение
    и роль в этическом регулировании.

    4. Этические кодексы в журналистике.

    5. Профессиональная этика журналистики и деятельность международных организаций.

    6. Специфика развития профессиональной морали журналистики
    в России.

    7. Специфика развития профессиональной моралижурналистики
    в странах Европы,

    8. Специфика развития профессиональной морали журналистики
    в США.

    9. Состояние профессиональной этики журналистов в мире в настоящее время.

    10. Формы этической регуляции в журналистскойсреде.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях

    1. Укажите факторы, повлиявшие на появление профессиональной морали в журналистской профессии.

    2. Приведите примеры первых попыток этического регулирования в журналистской деятельности.

    3. Назовите СМИ, в которых впервые были подняты вопросы этического регулирования журналистской деятельности, а также фамилии журналистов, издателей, редакторов, затрагивавших в своих материалах проблемы профессиональной этики журналистов.

    4. Как, на ваш взгляд, влияет на этическое регулирование малый возраст журналистской этики в России?

    5. Какие насущные проблемы, на ваш взгляд, призвана решать сегодня профессиональная этика журналиста?

    6. Приведите примеры научно-исследовательских работ (диссертаций, статей, монографий), учебников и учебно-методических пособий, а также проведенных научно-практических конференцийпо журналистской этике в России.

    7. Укажите страны, где:

    а) работают советы по прессе;

    б) созданы кодексы этического поведения журналиста;

    в) существует институт ньюз-омбудсмена.

    8. Что такое этика средств массовой информации?

    9. Назовите основные этические документы, принятые в России
    в 1990-е годы.

    Творческие задания

    1. Создайте проект радиопрограммы, посвященной истории журналистской этики.

    2. Подготовьте проблемную статью на тему «Профессиональная этика журналиста и инфотейнмент» (в качестве эмпирического материала используйте контент одного из федеральных телеканалов).

    3. На основании компетенций, сформированных при изучении дисциплин «Организация и работа современной пресс-службы», скомпонуйте медиа-кит, предназначенный для медиаобеспечения Круглого стола на тему «Механизмы этического регулирования в журналистском сообществе». В состав медиа-кита включите пресс-релиз, бэкграундер, фотоматериалы, хронологию событий.

    4. Создайте материал-травелог на тему «Профессиональная этика журналиста: места и люди».

    5. Создайте 2-3 материала для рубрики «Профессиональная этика журналиста в лицах».

    6. Напишите творческую работу на тему «Научная этика и этика журналиста», в рамках которой опишите трудности взаимодействия научного и журналистского сообществ и особенности профессионально-этической методологии.

    7. Подготовьте презентацию на тему: «Работа ньюз-омбудсмена
    в России: proetcontra».

    8. Проведите компаративный анализ этических регуляторов российского журналиста 1950-х и 1990-х гг. Данные анализа используйте для написания проблемной статьио смене профессионально-этических и идеологических парадигм в журналистке. Сверстайте статью, включив в нее необходимый графический материал.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: